Успешно развивая бизнес в регионах, компания Mirex — поставщик оптических носителей CD и DVD решила усилить свои позиции в Москве. Руководители Mirex убеждены, что нынешняя ситуация на рынке и планируемое увеличение производственных мощностей их компании позволит это сделать. О некоторых тенденциях развития рынка оптических носителей и результатах работы Mirex в минувшем году рассказал в интервью редактору CRN/RE Маринэ Восканян исполнительный директор компании Ярослав Шиколев.

CRN/RE:
Три года назад Mirex поставила перед собой амбициозные планы завоевания рынка оптических носителей. Сбылись ли эти ожидания?

Ярослав Шиколев: Наши позиции в указанном сегменте рынка постоянно укрепляются, но при этом надо разделять долю самой компании и долю торговой марки Mirex. Дело в том, что помимо продукции, выпускаемой под собственным брэндом, мы производим OEM-продукцию, а также занимаемся производством оптических носителей с так называемой «нестандартной этикеткой». Эти диски мы поставляем корпоративным заказчикам (данное направление получило название Private Label). Именно этот бизнес развивается в Mirex самыми высокими темпами. В целом 2005 г. оказался просто «ударным» как в части производства носителей с «нестандартной этикеткой», так и в части выполнения OEM-заказов. Объем продаж (в штуках) вырос более чем на 16% для Private Label и почти на 60% для OEM-продукции. Если в 2004 г. мы выполняли заказы в основном небольших региональных фирм, то в 2005 г. нашими заказчиками стали крупные федеральные компании, заказывающие сотни тысяч дисков.

Что касается продукции под брэндом Mirex, то объем ее продаж за прошлый год увеличился на 7% в натуральном выражении и на 15% в денежном по сравнению с 2004 г., в основном за счет записываемых и перезаписываемых носителей DVD. Если в 2003 г. CD-R составляли практически 100% нашей продукции, то в 2005 г. их количественная доля составила 89%, а в стоимостном выражении — 60%. Остальные продажи приходятся в основном на DVD-R, что отражает тенденции развития рынка оптических носителей в России. Доходы компании растут на 15—20% в год, рост оборота значительно больше.

В сегменте оптических носителей тоже есть изделия класса hi-end, это продукция мировых лидеров, и есть low-end — дешевые китайские носители «no name». Мы находимся в средней нише, и именно там идет жесткая конкурентная борьба. Наши диски рассчитаны на того же потребителя, что и носители TDK и Verbatim.

Доля продукции Mirex в среднем по России составляет 7—8%, но сильно различается в разных регионах. Где-то Mirex — лидирующий брэнд, а где-то наша доля не превышает нескольких процентов. К таким регионам относится и Москва, поэтому в 2005 г. мы начали работу по усилению позиций брэнда на московском рынке.

CRN/RE: Продажи каких продуктов сейчас растут наиболее быстрыми темпами?

Я. Ш.: В семействе CD-R это диски Mirex Maximum со скоростью записи 52x и имиджевая серия «Винил», которая появилась в прошлом году и сейчас занимает второе место по продажам. В линейке DVD — это 8-скоростные DVD+/-R. Среди CD-RW лидируют модели со скоростью 4x-12x, хотя есть и более быстрые 16x-24x, но они не так популярны.

Мы планировали ежегодно удваивать объемы производства и продаж всех типов оптических носителей, но в 2005 г. нам удалось добиться этого только по носителям DVD-R, DVD+R, DVD-RW, CD-RW, а также по flash-картам, которые появились в нашем ассортименте весной прошлого года. Объем продаж CD-R в минувшем году вырос только на 10%. Но это связано не со снижением нашей активности, а с тем, что рост рынка этих носителей замедлился. CD и DVD по цене мало отличаются, кроме того, новые компьютеры в стандартной комплектации все чаще оснащаются DVD-приводом, поскольку его стоимость тоже почти сравнялась со стоимостью CD-привода.

Есть еще одна тенденция. Раньше считалось, что DVD станут более современной заменой CD с той же областью применения. Но вытеснения CD и CD-R фактически не произошло. DVD заменили собой видеокассеты. Сейчас DVD-плеер стоит дешевле видеомагнитофона, а качество изображения у него намного выше. 2005 г. показал, что DVD-продукция имеет большое будущее. Но форматы DVD быстро меняются, что создает дополнительные сложности производителям — ведь им приходится менять оборудование.

CRN/RE: Каковы производственные мощности компании?

Я. Ш.: У нас есть пять производственных линий общей мощностью 5 млн. дисков в месяц. Мы используем оборудование швейцарской фирмы 4M и немецкой STEAG HamaTech. Планы Mirex по вводу в строй новых линий по производству DVD сдерживались рядом причин. В 2004 г. нас не устраивало предлагаемое европейское оборудование, а японская техника, которая подходила по своим параметрам, стоила в несколько раз дороже. К тому же, японские производители не осуществляют сервис в России, а без этого использовать такое оборудование практически невозможно. В 2005 г. произошел обвал цен на DVD, и их российское производство было под вопросом.

Сейчас подписание контракта на установку линий по производству DVD находится в финальной стадии, но мы взяли паузу, чтобы решить, какой именно формат носителей нам лучше выбрать. В этом году ожидается приход на рынок новых форматов HD-DVD и Blue-ray. Производство HD-DVD весьма схоже с DVD-R, а производство Blue-ray — совершенно другая технология. И прежде чем принять решение, мы хотим сначала посмотреть, какая из этих технологий будет лидировать.

CRN/RE: Какие еще тенденции вы могли бы отметить на рынке оптических носителей?

Я. Ш.: Если в области семейств CD-RW и DVD еще идет соревнование, какой носитель работает быстрее, то в секторе обычных CD-R такая гонка за скоростью прекратилась. Сейчас идет конкуренция в области имиджа, то есть оформления дисков. Я уже упоминал очень успешную серию «Винил», где диски внешне похожи на виниловую грампластинку, на ней есть даже неровности, напоминающие дорожки. Выпущены диски серии «Фотоальбом». Конечно, записать музыку или цифровое фото можно на любую «болванку», но людям приятнее использовать диск с соответствующим оформлением. Поэтому пользоваться популярностью будут «имиджевые» решения, интересные варианты оформления и упаковки дисков.

Существуют тенденции, которые могут значительно повлиять на развитие рынка в более отдаленной перспективе. В 2005 г. в мире сильно упали продажи музыкальных дисков. Это связано с развитием Интернета и цифровых технологий. Широкое распространение получил формат МР3, и сейчас достаточно просто скачать из сети музыку сразу в плеер, без использования оптического носителя информации. И этот контент — не «пиратский», сейчас активно развивается легальная Интернет-торговля музыкой и видео. Нельзя сказать, что идет вытеснение традиционных носителей, но новый сегмент становится серьезным конкурентом.

CRN/RE: Как развиваются каналы сбыта продукции Mirex? Какова структура партнерской сети компании?

Я. Ш.: Сейчас у нас около сотни прямых партнеров. Они работают почти во всех субъектах РФ. 90% партнеров — дистрибьюторы, имеющие свои дилерские сети. По объемам продаж соотношение между дистрибьюторами и дилерами 70 и 30% соответственно.

Мы продолжаем экспортировать наши носители, в основном это работа в странах СНГ — Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и на Украине. В прошлом были контракты и с западноевропейскими странами, но сейчас мы не в состоянии конкурировать на этом рынке с китайской продукцией.

CRN/RE: Каковы планы компании на 2006 год?

Я. Ш.: В первую очередь, мы хотим устранить дисбаланс продаж — нас не устраивает ситуация, когда на региональных рынках доля Mirex составляет не менее 15—20%, а в Москве — 2—3%. Мы собираемся наращивать присутствие брэнда Mirex в Москве. С начала года приступил к работе новый директор московского представительства, который и займется реализацией этих планов.

Осенью мы все-таки начнем инсталляцию новой линии по производству DVD. К этому времени стандарты HD-DVD и Blue-ray либо найдут общий язык, либо окончательно разделятся, и мы решим, какой из них перспективнее. Кроме того, мы собираемся активно продвигать flash-карты.

Есть планы развивать в наступившем году новые направления продаж. Мы всегда работали через дистрибьюторов, но сегодня очень сильными игроками рынка стали розничные сети — гипермаркеты и фирмы по продаже техники и мобильных телефонов. Разрабатывается программа по продвижению брэнда Mirex в этих магазинах.

В целом, расти мы собираемся примерно с той же скоростью, что и в 2005 г., — то есть хотим удвоить объем сбыта всей продукции кроме CD-R, а в этом сегменте обеспечить рост на 10%.