По данным опроса, проведенного компанией «1С», 68% ее партнеров считают главной помехой в работе дефицит специалистов. Эта проблема оказалась более острой, чем слабый менеджмент, пиратство и усиление конкуренции. Для того чтобы ее решить, «1С» активно сотрудничает с вузами, организует обучение персонала компаний-партнеров и пропагандирует профессию программиста-«внедренца» среди молодежи

Для сохранения темпов роста «1С» необходимо, чтобы деловое ПО не просто доходило до потребителя, но также правильно устанавливалось и поддерживалось. Без грамотных «внедренцев» сделать это невозможно, а их требуется немало — продукцию «1С» распространяют более 5 тыс. дилеров и 3,2 тыс. франчайзинговых партнеров. Внедрением одних только экономических продуктов вендора занято примерно 100 тыс. человек.

Российская высшая школа требуемое количество специалистов дать не может. «Это проблема рынка в целом. Не только мы, но и другие компании отмечают, что потребности российской отрасли ИT в квалифицированных кадрах сильно опережают возможности системы высшего образования, — объясняет руководитель отдела продвижения экономических программ «1С» Алексей Харитонов. — Исторически сложилось так, что в стране нет ни одного вуза, для которого подготовка данных специалистов была бы главным профилем. Обычно информационные технологии преподают в привязке с каким-либо другим предметом».

Обучение на потоке

Для решения кадровой проблемы «1С» действует в нескольких направлениях. Одно из них — сотрудничество с высшими учебными заведениями. «Надо поддерживать специализированные вузы и кафедры, которые с точки зрения работодателя доказывают свою эффективность, и крепить связь предприятий и учебных заведений», — говорит Харитонов. Так, например, «1С» предоставляет свои продукты для использования в учебном процессе и научной работе. Сейчас программы «1С» работают более чем в 2,2 тыс. вузах и других образовательных организациях. Также в самой «1С» открыта базовая кафедра, сейчас на ней проходят обучение студенты ВШЭ, МЭСИ, МИФИ и РГГУ. А чтобы облегчить работу с новым материалом, «1С» предлагает преподавателям вузов уже готовые методики обучения, учебные базы данных, методические пособия.

Другое направление — организация учебы своих партнеров. В Москве у «1С» работают три собственных центра. В регионах партнерами «1С» создаются центры сертифицированного обучения — сейчас действует 161 подобное заведение в 58 крупных городах. Для удаленных регионов, где открывать учебный центр экономически нецелесообразно, «1С» создала дистанционные Интернет-курсы. Чтобы специалисты из регионов могли сдать аттестационные экзамены без дорогостоящей поездки в Москву, организуются выездные экзаменационные сессии. Только по новой версии «1С:Предприятие 8.0» за два года прошли обучение более 18 тыс. слушателей, и, по утверждению представителей компании, никто из конкурентов не может похвастаться такими показателями.

Кадровые ноу-хау

Привлечь новых работников нельзя без широкой популяризации самой специальности. «Мы объясняем молодежи, что есть такая профессия — Родину автоматизировать», — говорит директор «1С» Борис Нуралиев. Под эгидой компании регулярно проводятся олимпиады для студентов. Начинались эти олимпиады с решения бухгалтерских задач на микрокалькуляторах, а сейчас уже проходят серьезные соревнования в области объектно-ориентированного программирования. Число участников постоянно растет — последняя олимпиада собрала более 300 человек из России и стран СНГ. Победителей ждут серьезные призы. Так, в 2005 г. Евгений Романов из Волжского выиграл турпоездку в Париж.

Другая инициатива «1С» — помощь в поиске кадров для своих партнеров. Во-первых, это тиражирование успешного опыта отдельных франчайзи на всю сеть. «Например, у нашего партнера «1С-Рарус» есть отличные наработки в области кадрового менеджмента, — рассказывает Алексей Харитонов. — Это их ноу-хау, их конкурентное преимущество. Но они согласились поделиться своими секретами. Их опыт сведен в методическое пособие, которое распространяется с ограничением «для служебного пользования» среди партнеров».

Во-вторых, «1С» отчасти берет на себя функции специализированного кадрового агентства. Компания принимает на сайте резюме соискателей, обрабатывает их и высылает своим партнерам. В прошлом году таким образом было трудоустроено 130 человек — это численность примерно четырех средних компаний-франчайзи «1С».

Но, несмотря на все усилия, считают в «1С», кадровый голод еще долго будет преследовать российскую индустрию ПО. Тому есть несколько причин. Как уже было отмечено, в стране нет вуза, главной специализацией которого были бы информационные технологии, нынешние учебные программы перестраиваются очень медленно, а барьеры на пути трудоустройства в России специалистов из стран бывшего СССР препятствуют притоку квалифицированной рабочей силы из ближнего зарубежья.

Ищем выход

Рецепты «1С»:
1. Сотрудничество с вузами, разработка соответствующих программ для учебных заведений.
2. Создание собственных учебных центров, обучение персонала партнеров.
3. Выполнение части функций кадрового агентства — поиск специалистов для партнеров.
4. Популяризация профессии среди молодежи.