Недавно прошедшая на Тайване выставка Computex’2006 по масштабам, похоже, становится второй после CeBIT ИТ-экспозицией мира. Согласно данным ассоциации Taipei Computer Association (TCA), одного из организаторов Computex, в первые дни выставки ее посетили более 30,2 тыс. руководителей и менеджеров местных и зарубежных ИТ-компаний, что на 7,8% больше, чем в прошлом году. Свою продукцию почти на трех тысячах стендах представили 1312 компаний, среди которых были не только тайваньские производители, но и AMD, Fujitsu, Hitachi, Intel, Marvell, Microsoft, Toshiba. К концу последнего дня, когда Computex была открыта для всех желающих, число посетителей превысило 130 тыс. человек, что также стало рекордным показателем.

Выставка подтвердила свое практическое назначение. Как сообщило китайское издание газеты Economic Daily News, в течение пяти дней тайваньские производители получили дополнительные заказы на сумму более 13 млрд. долл.
В этом году Computex разместилась в четырех павильонах тайваньского Центра мировой торговли и залах соседнего отеля Grand Hyatt Taipei. Все здания расположены в деловом центре Тайбэя в непосредственной близости от 101-этажной башни самого высокого в мире жилого небоскреба высотой 504 м. Местные жители называют его «Ван-о-Ван» (китайское произношение числа «101»).

AMD vs Intel

Computex’2006 прошла под знаком открытого соперничества AMD и Intel. Многочисленные логотипы компаний размещались на стенах зданий, на тентах летних баров и кафе. Активно работали армии промоутеров, разъезжающих на велосипедах с надписями «Intel. Leap ahead» или останавливающих потоки машин на перекрестках с лозунгами «AMD Live!».

Повышенная рекламная активность этих вендоров объясняется несколькими факторами. Во-первых, AMD недавно анонсировала единую платформу Dual Core для всех двухъядерных 64-разрядных процессоров, включая мобильный процессор Turion 64 X2, опередив Intel, которая планирует выпустить конкурирующие устройства несколько позже. Во-вторых, на Computex AMD представила свою технологию «AMD Live!» — комплект приложений и услуг AMD LIVE! Entertainment Suite для обработки, воспроизведения и совместного использования мультимедийного контента, что также стало одним из поводов для продвижения процессоров этого вендора «в массы». Кроме того, впервые за последние годы отмечено увеличение продаж и доли компьютеров на базе ЦП AMD и в компании готовы всеми мерами содействовать росту их популярности.

Новые процессоры Intel на базе микроархитектуры Intel Core должны появиться на рынке в июле. Поэтому на Computex компания ограничилась представлением набора микросхем Intel P965 Express, обеспечивающего работу с памятью стандарта DDR2 с частотой до 800 МГц, а также демонстрацией технологии Intel Quiet System, снижающей уровень тепловыделения при сохранении производительности ПК. Новые наборы микросхем будут использоваться в платформах Intel ViiV и Intel vPro, образцы которых были представлены тайваньскими ОЕМ-партнерами Intel.

Есть еще одно обстоятельство, определившее высокую маркетинговую активность AMD и Intel. Как сообщило тайваньское издание DigiTimes, в июле между этими вендорами начнется ценовая война. Обе компании объявили о грядущем снижении цен на выпускаемые процессоры. Так, AMD намерена еще в июне на 20—30% снизить цены на модели одноядерных ЦП Athlon 64, а после 24 июля уменьшить цены на двухъядерные процессоры Athlon 64 Х2 на 30—40% и на 10—15% снизить стоимость одноядерных ЦП Sempron. В свою очередь 23 июля, сразу после анонса нового двухъядерного процессора Conroe, Intel планирует почти вдвое снизить цены на выпускаемые модели процессоров Pentium D, в 2—2,5 раза уменьшить стоимость ЦП Pentium 4 и довести цены на одноядерные Celeron до 30—60 долл. (при поставке партиями 1000 шт.).

Естественно, в преддверии «ценовой войны» каждый из поставщиков старается привлечь на свою сторону как можно больше покупателей, а также производителей ПК и компонентов для них. Особенно ярко преимущества решений на базе своих процессоров подчеркивала AMD, стенд которой стал местом демонстрации настольных ПК и ноутбуков, выпущенных многими партнерами.

Правда, в противостоянии «зеленых» (AMD) и «синих» (Intel) технологий ведущие тайваньские производители компонентов для ПК ASUSTeK, EpoX, ECS, FIC, Gigabyte, Jeyway, Micro-Star International (MSI) «участвовали» весьма корректно. Как правило, на одной стороне их стендов располагались образцы продуктов на платформе AMD, а на противоположной — на основе платформ Intel. Тем самым производители как бы давали посетителям Computex возможность выбора наилучших с их точки зрения вариантов новой продукции.

Как считают поставщики системных плат, будущая «ценовая война» между AMD и Intel открывает перед ними хорошие перспективы. Сейчас, когда фактически произошла смена платформ для сборки ПК, но цены на процессоры остаются высокими, пользователи не спешат произвести замену систем или приобрести новые компьютеры. Снижение цен на процессоры подхлестнет спрос на ПК, и, например, руководители ASUSTeK считают, что компания сможет в этом году продать почти 60 млн. системных плат (в 2005 г. — 52 млн.). Руководство Gigabyte также полагает, что снижение цен на процессоры приведет во второй половине года к дальнейшему удешевлению ПК, расширению круга потенциальных покупателей и росту рынка.

В борьбе за имидж

Рядом со «старожилами» — ASUSTeK и Gigabyte — появился стенд компании Hon Hai Precision, которая под маркой Foxconn продвигает свои компоненты для сборки ПК — системные платы, корпуса, системы охлаждения. Hon Hai Precision всего лишь второй год выставляет продукцию на Computex и придает участию в выставке большое значение: это способствует повышению имиджа марки и ее узнаваемости.

Стоит отметить, что Hon Hai Precision в 2005 г. продала более 30 млн., а в этом году планирует реализовать 40 млн. системных плат, уверенно занимая в этом сегменте второе место в мире после ASUSTeK. Но при этом в отличие от конкурентов Foxconn производит лишь системные платы для платформ Intel. Тем неожиданнее стала презентация в первый день работы Computex системной платы C51XEM2AA под маркой Foxconn, созданной в тесном сотрудничестве с nVIDIA для новой двухъядерной платформы AMD Dual Core АМ2. Хотя, как заявили представители Foxconn, эта плата стала «исключением из правил», и все последующие для платформы AMD будут выпускаться под маркой Winfast, принадлежащей компании Leadtek, «дочки» Hon Hai Precision. Новая плата создана специально для высококлассных игровых настольных ПК.

Кроме того, Foxconn объявила о начале массового производства и поставки в канал дистрибуции серии графических ускорителей nVIDIA GeForce 7ххх, самые мощные образцы которых были использованы в демонстрационной модели игрового ПК вместе с системной платой для платформы AMD. Но это означает, что продукты Foxconn выходят на новый сегмент рынка, где уже работает множество поставщиков и сильна конкуренция. По-видимому, компания заранее просчитала этот шаг и намерена до конца года выпустить около девяти моделей графических ускорителей на базе продуктов nVIDIA для разных сегментов рынка. В ответ на вопрос о том, планирует ли компания производить графические акселераторы на базе процессоров ATI, представители Foxconn ответили, что, возможно, такие продукты появятся в будущем, но в ближайших планах они пока не значатся.

Борьба за потребителя между двумя конкурентами на рынке графических решений — ATI и nVIDIA проходила столь же напряженно, как и между AMD и Intel. Во всех залах Computex посетителей встречали промоутеры, одетые в традиционные цвета компаний — красный (ATI) и зеленый (nVIDIA). Они приглашали на демонстрацию новинок. ATI даже провела брифинг, посвященный новой технологии объединения нескольких графических процессоров и возможностям аппаратного ускорения отображения движущихся объектов. Тем не менее, как это ни покажется странным, в большинстве ПК и ноутбуках, представленных на Computex, производители использовали ускорители nVIDIA.

От настольных ПК к портативным

Практически все ведущие тайваньские производители компонентов для настольных систем показали на Computex свои ноутбуки на базе новых процессоров Intel Core Duo или AMD Turion 64 X2. Это лишний раз подчеркивает тот факт, что Тайвань стал основным мировым производителем ноутбуков. По данным аналитического центра Market Intelligence Center (MIC), к концу 2005 г. 14 ведущих тайваньских компаний поставляли на мировой рынок около 82,4% всех выпущенных в мире мобильных ПК и при этом в последнее время объем их продаж увеличивался примерно на 10% ежегодно. Аналитики MIC предсказывают, что в 2006 г. тайваньские производители смогут поставить на мировой рынок около 60,5 млн. ноутбуков на сумму порядка 35,76 млрд. долл.

Наибольшую лепту (до 70%) в этот «поток» портативных ПК вносят такие компании, как ASUSTeK, Compal, Inventec, Quanta и Wistron. В то же время, как утверждает MIC, некоторые тайваньские производители второго эшелона, получая небольшие по объемам ОЕМ-заказы, либо продали местным лидерам рынка ноутбуков свои поточные линии и переходят к производству других видов продукции, либо переместили свои производства в континентальный Китай, где себестоимость производства ниже.

Обращает на себя внимание активный выход на рынок ноутбуков таких компаний, как Gigabyte и MSI, производивших до последнего времени компоненты для настольных систем. Подобная диверсификация бизнеса свидетельствует о стремлении этих фирм развивать наряду с традиционным, новый, более перспективный и прибыльный вид деятельности. Но смогут ли они выжить на «мобильном» рынке, где весьма сильна конкуренция и где ощущается сильное ценовое давление со стороны международных компаний, подобных Acer, Dell, HP, Lenovo?

Как известно, в 2005 г. многие международные производители начали снижать цены на ноутбуки, что оказало сильное ценовое давление на тайваньских поставщиков. Согласно данным аналитиков NPD Group, средняя цена мобильного ПК за год с октября 2004 г. понизилась с 1422 до 1081 долл. Дальнейшему снижению цен способствовало уменьшение стоимости ЖК-экранов и мобильных процессоров. К началу 2006 г. ноутбук на базе Intel Celeron или AMD Sempron с экраном 14—15-дюймов можно было приобрести в розничных магазинах Тайваня примерно за 650 долл.

Поэтому практически все тайваньские производители ноутбуков приветствовали появление новых мобильных процессоров Intel Core Duo и AMD Turion 64, ведь это позволило разработать и выпустить высококлассные мобильные ПК, цена которых выросла до 1,5—2,2 тыс. долл.

С точки зрения размеров самым крупным экспонатом выставки в разделе «Ноутбуки» несомненно стал впервые показанный портативный компьютер Clevo М590КЕ класса «замена настольного ПК» на базе двухъядерного процессора AMD Turion 64 X2. Эта машина оснащена 19-дюймовым экраном с разрешением WXVGA, а ее графическая система на базе nVIDIA GeForce обеспечивает высокое качество воспроизведения видео, фотографий и игр.

Резко отличался от него ноутбук MSI Megabook S271 класса «тонкий и легкий», оснащенный ярким 12,1-дюймовым экраном, но также использующим двухъядерный ЦП AMD Turion 64 X2, что гарантирует его владельцам высокую производительность в самых сложных многозадачных режимах работы. Однако этот образец инженерной мысли MSI вряд ли может соперничать по весу с еще более «тонкими и легкими» ноутбуками, в которых FIC и Twinhead использовали более экономичные процессоры VIA C7-M, практически исключающие возможность перегрева и не требующие систем активного охлаждения.

Однако у авторитетного жюри Computex были явно иные критерии оценки ноутбуков, и оно присудило высшие награды выставки Best Choice Awards Computex Taipei 2006 другим экспонатам. Ими стали ноутбук ASUSTeK W7, получивший высшую оценку за элегантность и простоту дизайна, развитые средства беспроводной связи и встроенную Web-камеру с разрешением 1,3 Мп, и ноутбук Gigabyte W251U, снабженный системой автоматической подстройки яркости экрана при изменении наружного освещения, Web-камерой для проведения видеоконференций и простой возможностью модернизации путем замены процессора, жесткого диска, памяти.

В поисках новых ниш

В условиях, когда рост продаж ПК замедляется, а на рынке происходит консолидация производств и ведущие позиции на нем захватили такие мощные вендоры, как ASUSTeK и Hon Hai Precision, прибыльность выпуска компонентов для сборки компьютеров стала падать. Это вынудило многих тайваньских производителей перепрофилировать свой бизнес.

Так, компания Chaintech, несколько лет назад анонсировавшая серию высококлассных системных плат для настольных ПК под маркой APOGEE, теперь представляет под этой маркой модули памяти. Хотя, по мнению экспертов, она вряд ли выживет в этом сегменте рынка — слишком сильными выглядят позиции ее конкурентов. Еще одним «бывшим» игроком на рынке системных плат предстала на Computex компания Acorp, демонстрируя на своем стенде всевозможные персональные устройства — аудио- и видеоплееры, мобильные телефоны и ADSL-модемы.

Несколько лет назад на российском рынке считались одними из лучших модели корпусов для настольных ПК компании InWin. Однако фирма сочла для себя более прибыльным бизнесом производство готовых систем, представив на Computex в качестве таковых образцы домашних медиацентров, «тонких клиентов» и мини-ПК. Другой известный поставщик корпусов для настольных систем компания Codegen начала осваивать выпуск мониторов, готовясь к будущему выпуску цифровых ЖК-телевизоров, которые становятся все более востребованным товаром.

Немалую роль в подобной диверсификации сыграл процесс конвергенции компьютерной техники и бытовой электроники при быстром росте объемов цифрового мультимедийного контента. Поэтому многие тайваньские вендоры начали разрабатывать новые продукты с более высокой добавленной стоимостью, стремясь поддержать дальнейший рост своего бизнеса и находя на рынке еще незаполненные ниши. Судя по представленным на Computex продуктам и решениям, в настоящее время основными нишами, в которые устремились тайваньские компании, стали приходящие на замену домашним ПК медиацентры, переносные медиаплееры, цифровое телевидение и средства мобильной связи.

Большинство тайваньских производителей ПК и компонентов солидарно с Intel, продвигающей концепцию «цифрового дома», в которой главное место отводится мультимедийному ПК, как концентратору и источнику цифрового контента в домашних условиях. При этом производители справедливо полагают, что покупатели подобных бытовых устройств готовы приобретать не сложные для их понимания компьютеры, а законченные продукты.

Например, AOpen (дочерняя компания Acer) практически прекратив выпуск корпусов и системных плат для ПК, объявила себя первооткрывателем технологии MoDT (Mobile on Desktop), суть которой сводится к использованию в настольных системах мобильных процессоров, что обеспечивает резкое снижение энергопотребления и возможность создания «тихих» и компактных ПК. Высокая мощность новых мобильных процессоров позволила создать на их основе мультимедийные компьютеры, которые компания продемонстрировала на своем стенде в качестве основы «цифрового дома». Именно выпускаемым ею медиацентрам под маркой Acer Aspire iDea жюри выставки присудило главный приз Computex в данной номинации, заявив, что «другие конкуренты не смогли создать столь бесшумного и мощного устройства для показа/записи ТВ-программ, воспроизведения видео и музыки».

Все больше... и меньше

Однако ни одно устройство не может называться медиацентром, если у него нет плоскопанельного экрана. На Computex тайваньские производители продемонстрировали широкий спектр плазменных и ЖК-телевизоров, а также больших и маленьких плоскопанельных экранов для разных условий применения — в мониторах, переносных медиаплеерах, мобильных телефонах и др. Согласно данным аналитиков DigiTimes Research, Tайвань стал самым большим в мире производителем ЖК-панелей, заняв более 40% этого сегмента мирового рынка. При этом тайваньские производители активно разрабатывают новые виды плоскопанельных экранов, включая экраны на базе технологии OLED (органических светоизлучающих диодов).

Теперь, когда поставки настольных ПК замедляются, а цифровой контент появляется во множестве различных устройств, все большее число тайваньских компаний начинают рассматривать как наиболее перспективный сегмент рынка не ЖК-мониторы, а плазменные и ЖК-телевизоры большого формата. Достаточно сказать, что, по данным DigiTimes Research, уровень прибыли производителей ЖК-мониторов снизился до 5—6%, а аналогичный показатель для плазменных и ЖК-телевизоров вырос до 13—16%.

Поэтому на Computex в изобилии были представлены ЖК-телевизоры компаний BenQ, Hannspree, Tatung, Sampo. Причем стало заметно противостояние двух технологий. Если раньше на рынке плоскопанельных телевизоров с размером экрана более 40 дюймов господствовали плазменные устройства, то на выставке компании Kolin, TECO, PROTON демонстрировали новые образцы 42-, 47- и даже 55-дюймовых ЖК-телевизоров высокого разрешения. Некоторые из них отмечены наградами за качество. Впечатляющим был показ образцов ЖК-телевизоров компанией Proview Electronics, которая намерена в этом году начать поставки своей продукции в Россию. Аналитики считают, что к концу года 42-дюймовые ЖК-телевизоры впервые составят реальную конкуренцию плазменным. А общее количество проданных в 2006 г. тайваньскими компаниями ЖК-телевизоров может достичь 10 млн. шт.

Наряду с большими экранами на выставке были показаны первые образцы панелей размером от 1,6 до 21 дюймов, которые использовались в автомобильных дисплеях, цифровых видеокамерах, ноутбуках, мобильных телефонах и переносных медиа-плеерах. Так, AU Optronics впервые представила двухдюймовую панель с активной матрицей на основе технологии OLED с коэффициентом контрастности 10 000:1 и яркостью 150 Кд/кв. м, которую производитель уже поставляет для использования в мобильных телефонах. А компания IEI Technology Group продемонстрировала специальные 21-дюймовые мониторы со сверхвысоким разрешением 2560Ч2048 для специальных применений — медицинской диагностики и анализа спутниковых фотографий.

Память для мультимедиа

Еще одним «горячим» продуктом, широко представленным на Computex, стали простые МР3-плееры, видеоплееры и универсальные устройства, позволяющие закачивать ТВ-программы, просматривать видео и фотографии, воспроизводить музыку. Но чтобы хранить весь этот мультимедийный контент, устройства должны быть оснащены памятью. Видимо, поэтому организаторы выставки отдали центральную часть главного зала Computex ее производителям, тем самым подчеркивая важность их продукции. Свои изделия показывали A-Data, Apacer, Kingmax, PQI, Transcend и Kingston, а также поставщики жестких дисков — Fujitsu, Hitachi, Toshiba.

Тайваньские производители памяти также представили собственные аудио- и видеоплееры на основе флэш-памяти, но, поскольку для них такие устройства — сравнительно новая продукция, они ничем не выделялись на фоне других моделей. Зато вызвал интерес 2,5-дюймовый накопитель Apacer на базе флэш-памяти емкостью 32 Гбайт, который может с успехом заменить жесткие диски в ноутбуках. Стоит отметить, что тайваньская компания сумела составить достойную конкуренцию ведущему мировому производителю флэш-памяти — Samsung, разрабатывающему подобные накопители.

Свои разработки в области портативного мультимедиа представили более сотни компаний, в том числе — BenQ, MSI, Gigabyte. А фирма ARKO выставила свыше 40 моделей медиаплееров, внешнему оформлению и функциональным возможностям которых могла бы позавидовать Apple.

Среди новинок в области персонального мультимедиа стоит отметить МР3-плеер NP-C10 компании NEXS, снабженный сенсорным экраном, облегчающим доступ к контенту, и карманный видеоплеер PocketTV компании AIPTEK, позволяющий принимать и воспроизводить телевизионные программы в стандарте цифрового видео MP4. Жюри выставки в номинации «Продукты для цифрового дома» отметило высшей наградой видеокамеру AIPTEK mini PocketDV 8900 с матрицей 5 Мп, совмещенную с МР3-плеером.

Одним из фактов, подтверждающих высокие технологические возможности производителей Тайваня, стало появившееся во время проведения Computex сообщение компании Wistron о том, что Hewlett-Packard планирует заключить с ней контракт на производство переносных медиаплееров, которые НР намерена продавать как продукты, конкурирующие с iPod Apple.

Связь во всех ее проявлениях

Однако аналитики считают, что в ближайшие годы цифровые медиаплееры будут вытесняться мобильными телефонами с развитыми функциями записи/воспроизведения звука в формате МР3 и видео в стандарте MP4. Примером таких комбинированных устройств стали показанные на Computex мобильные телефоны BenQ E61, записывающие и воспроизводящие музыку, и Asus J206, позволяющие записывать музыкальные файлы в форматах WAV и AAC.

По данным исследовательской фирмы Market Intelligence Center (MIC), Тайвань стал ведущим поставщиком сетевых продуктов, захватив более 50% мирового рынка. Причем в последнее время здесь активно развивают исследования и производство устройств для мобильной связи, широкополосной передачи данных, беспроводных локальных сетей, передаче голоса по Интернету, цифровой беспроводной телефонии и систем глобального позиционирования GPS.

Согласно оценкам аналитиков, в связи с переходом к третьему поколению мобильной связи, обеспечивающей не только передачу голоса, но и данных, в том числе видео, продажи мобильных телефонов тайваньскими компаниями к 2007 г. должны возрасти вдвое и составить около 95 млн. шт. Столь значительный рост рынка заставляет тайваньских производителей не только поставлять свою продукцию по ОЕМ-контрактам, но и продавать ее под собственными марками. Объем поставок тайваньскими компаниями мобильных телефонов для Motorola и Sony составил 75% всего объема производства этого вида продуктов на острове. BenQ стала первым на Тайване производителем, который начал успешно продвигать мобильные телефоны под своей маркой в Европе и Латинской Америке.

При этом производители Тайваня постоянно повышают функциональность выпускаемых мобильных телефонов, добавляя в них новые технологии. Таким предстал на Computex телефон Wistron GSM/WiFi, работающий в двойном режиме — через ближайшую точку доступа беспроводной сети Wi-Fi, а при отсутствии таковой автоматически переключающийся на работу в сети GSM, за что заслужил награду Computex. Другим победителем в этой категории стал мобильный телефон BenQ EF81 как первый продукт мобильной связи следующего поколения 3.5G.

В то же время на выставке обратили на себя внимание такие комбинированные устройства, как Gigabyte GSMART i120, являющийся по сути КПК с возможностями мобильной связи, и Gigabyte G-YoYo, оснащенный встроенной функцией глобального позиционирования GPS и двухдюймовым сенсорным экраном. Еще одно устройство ASUSTeK — ASUS A636 GPS PDA — объединило в себе функции КПК, мобильного телефона с встроенным интерфейсом Bluetooth и модулем Wi-Fi, а также систему GPS с точностью определения координат до 5 м.

GPS стали еще одной «горячей» нишей, в которую, судя по экспозиции Computex, устремились тайваньские компании Mio, D-Media, Elead, GoPass, Supa и Yitung Taso. По оценкам аналитиков, этот сегмент в 2006 г. вырастет на 30% и составит 2,3 млрд. долл., а на рынок поступит свыше 14 млн. продуктов с технологией GPS. Основанием для столь стремительного роста этого сегмента рынка является принятие американской комиссией по коммуникациям (Federal Communications Commission, FCC) закона, согласно которому все новые мобильные телефоны, проданные в США, должны иметь функцию GPS. Кроме того, Евросоюз утвердил постановление, по которому все автомобили полиции ЕС и грузовики должны быть оборудованы устройствами GPS. Аналогичное решение приняла мэрия Пекина в преддверии Олимпийских игр 2008 г., требуя оборудовать системами GPS 100 тыс. такси в городе.

На выставке были также показаны первые продукты беспроводной связи Wi-Fi в новом, недавно утвержденном стандарте 802.11n, который обеспечивает передачу данных со скоростью 300 Мбит/с, что в шесть раз выше производительности устройств предыдущего стандарта 802.11g. Подобное повышение скорости потребовалось, чтобы реализовать возможности передачи потокового видео и аудио в «цифровом доме» при использовании технологии Intel ViiV. Используя новый стандарт, фирма Gemtek представила целый ряд продуктов, включая шлюз VoIPGateway и телефоны Wi-Fi, а Planet Technology — систему корпоративной беспроводной связи Wi-Fi VoIP.

Где вы, ОЕМ? (вместо заключения)

Обилие технологических новинок и инновационных решений на Computex поражает. Тем не менее на стендах многих компаний бросалась в глаза надпись «OEM/ODM Welcome» («Приглашаем заказчиков»), что свидетельствует о том, что у многих тайваньских производителей нет ни известного имени, ни средств для его «раскрутки». Поэтому большинство из них, как и десять лет назад, готово работать с заказчиком по принципу: «Больше заказ — меньше цена продукции, но продвигать товар и организовывать сервис будешь сам».