2003

Начало года ознаменовалось открытием в Москве представительства компании Dell, которое возглавил Александр Чуб. В России вендор отказался от привычной модели прямых продаж, использовав подход, практикуемый на новых, развивающихся рынках: привлечение двух-трех прямых партнеров, которые, работая в разных сегментах рынка или с разными группами продуктов, не конкурируют между собой. Действительно, через пару месяцев были подписаны соглашения с компаниями «Оптима» и LC Group. Третьим прямым партнером осталась компания DellSystems (группа IBS), которая ранее представляла интересы Dell, имея статус уполномоченного дистрибьютора, и, естественно, не хотела его терять. Препирательства между ними шли почти год. DellSystems еще некоторое время сохраняла права на торговую марку Dell и сайт www.dell.ru. Она даже подписала несколько «дистрибьюторских соглашений» и сообщила о начале авторизации партнеров второго уровня. Александр Шталенков, генеральный директор DellSystems, высказывал уверенность в том, что открытие московского офиса Dell не повлияет на бизнес его компании. Но к концу года все встало на свои места... Низкие цены, традиционно главное оружие Dell, на российском рынке, по мнению его участников, событием не стали. Тем не менее, по данным IDC, рост оборота Dell в России в 2003 г. по сравнению с 2002 г. составил 300%. Особенно заметно выросли продажи ноутбуков. Доля компании на рынке перестала измеряться величиной, сравнимой с погрешностью исследований.

Двенадцатый год своей работы группа компаний R-Style начала с реорганизации, в результате которой она приняла облик классического холдинга. Была образована управляющая компания R-Style Group (штат 38 человек), а отдельные направления бизнеса поручены 16 самостоятельным компаниям (ранее их было 5). Фирмы RSI, R-Style Computers, R-Style Service и R-Style Softlab продолжили работать в прежнем качестве. Задачи компании «R-Style компьютерные системы и сети» были несколько изменены: в дальнейшем она сосредоточилась на системной интеграции. Для развития московской сети розничных магазинов создана компания R-Style Trade, а для координации действий региональной сети (девять компаний и два представительства) — подразделение R-Style Branches. Президент R-Style Василий Васин, одновременно являвшийся генеральным директором компании RSI, оставил эту должность, и ее занял Всеволод Крылов, ранее коммерческий директор компании.

В начале года об образовании холдинга объявила также компания «Микротест»: в его состав вошли собственно компания «Микротест», «Микротест Программ Лайн», учебный центр «Микротест» и управляющая компания «Микротест-Инвест».

Летом значительные изменения произошли в группе компаний «Формоза». Вице-президент по маркетингу и продажам Светлана Тулаева и вице-президент Олег Фефелов покинули компанию. Введены две новые должности — вице-президент по продажам и вице-президент по рекламе и маркетингу, которые заняли соответственно Владимир Шаров (ранее технический директор «Формозы») и Елена Самойлова (ранее руководитель департамента маркетинга). Но, пожалуй, самое важное изменение — это разделение каналов продаж ПК Formoza и комплектующих. Для дистрибуции периферийных устройств и комплектующих создана новая компания ForDis — взамен прежней City Trade Group, по существу являвшейся лишь Интернет-магазином. Планировалось постепенно расширять спектр услуг ForDis для дилеров, а со временем назначить представителей и создать склады ForDis в регионах. Поясняя для CRN/RE причины проведенных изменений, Александр Купряшкин, председатель правления группы «Формоза», сказал, что его не устраивало, в частности, снижение темпов роста компании и не совсем удачное управление модельным рядом компьютеров Formoza. Олег Фефелов весной 2004 г. основал компанию «Кибертроника» и стал ее генеральным директором, а 4 июля он был убит. О мотивах убийства официально ничего не сообщалось.

15 мая объявлено о создании в Москве отделения Intel Capital — инвестиционного подразделения корпорации Intel, инвестирующего в небольшие и вновь создаваемые компании в сфере высоких технологий с целью ускорения роста бизнеса Intel в перспективных сегментах рынка. Первой сделкой Intel Capital в нашей стране стало вложение 10 млн. долл. (совместно с группой других инвесторов, причем доля Intel Capital не разглашалась) в инвестиционную компанию ru-Net Holdings, которая, в свою очередь, направила их в компанию TopS BI. В последующие годы официально объявлено о вложениях Intel Capital еще в пять компаний: Electro-Com PLT Ltd., WiTel, Infinet Wireless, SW Soft и «Акелла».

Май 2003 г. стал кульминацией волны слияний в отечественном ИТ-бизнесе. Вернее, официальных объявлений об этом.

В середине месяца было объявлено о слиянии холдинга ЛАНИТ и группы компаний DPI, точнее, о том, что ЛАНИТ приобрел еще 20% акций DPI, доведя свою долю до 70%. Как тогда выяснилось, их взаимоотношения имели довольно долгую историю. ЛАНИТ вошел в число акционеров DPI еще с 1999 г.: тогда Дэвид Краускопф, держатель контрольного пакета DPI, продал свои акции, и их поделили между собой Евгений Бутман (руководитель DPI) и ЛАНИТ. В качестве причины, побудившей его расстаться еще с 20% акций, Бутман назвал необходимость финансирования ряда проектов, «которые разработаны на несколько лет вперед и уже являются частями бизнеса DPI». Правда, по словам руководителей обеих структур, никаких заметных изменений в бизнесе и кадровых перестановок не намечалось, в частности, объединения сходных по характеру бизнеса подразделений DPI и ЛАНИТ, например дистрибьюторских. В то же время, как сказал президент ЛАНИТ Георгий Генс, «произойдет взаимное проникновение в каналы»: компании группы DPI будут работать по договорам, подписанным с поставщиками ЛАНИТ, и наоборот... Действительно, «заметных изменений» не произошло, если не считать ликвидации через некоторое время дистрибьюторской компании Dihouse, созданной в группе DPI в 2002 г.

Спустя две недели, 29 мая, группа «Аквариус», компании «АНД Проджект», Landata и OCS сообщили о создании холдинга «Национальная компьютерная корпорация» (НКК). Как подчеркивали представители «четверки», в основе объединения лежит не покупка и не поглощение, а слияние капиталов и нематериальных ресурсов. Но без слияния бизнесов компаний: они остаются самостоятельными коммерческими структурами. Как и в случае с ЛАНИТ и DPI, о создании НКК официально объявлено постфактум: на деле она функционировала уже около полутора лет. Пост председателя совета директоров НКК занял Антон Цыценко (президент «АНД Проджект»), президента — Леонид Гольденберг (президент группы «Аквариус»), вице-президента по стратегии — Максим Сорокин (президент OCS). Для рынка не было секретом, что члены «четверки» в разных формах взаимодействовали, причем весьма тесно, уже несколько лет. Осознание необходимости объединения, рассказывали CRN/RE руководители «Аквариус», OCS и Landata, пришло к ним после августовского кризиса 1998 г. — в частности, по этой причине в декабре того же года OCS стала дистрибьютором компьютеров «Аквариус». Тем не менее до начала 2002 г. никаких формальных «надстроек» над компаниями не было. Полуторагодичная задержка с официальным объявлением о создании НКК мотивировалась, во-первых, желанием доказать партнерам, что и в рамках НКК эти компании ведут бизнес «этично», во-вторых, стремлением пережить «переходный период» в более спокойных условиях. Обращал внимание параллелизм в структуре НКК — системной интеграцией и консалтингом занимаются две компании («Аквариус Консалтинг» и «АНД Проджект»), дистрибуцией — две (OCS и Landata), поставками для федеральных проектов — тоже две («Аквариус Дата» и Landata). Целесообразность такой структуры сразу вызвала сомнения, но руководители НКК старались их рассеять, приводя различные аргументы в пользу сохранения «статус-кво» — в частности, ссылаясь на один из принципов, положенных в основу НКК: «Деловая репутация, сложившийся имидж и положение каждой компании на рынке важнее текущей коммерческой выгоды холдинга». Но уже в следующем году жизнь, как говорится, внесла свои коррективы... Хотя НКК была заявлена как открытая структура и ее руководители ожидали увеличения числа членов, этого до сих пор не произошло. НКК стала — и продолжает оставаться — второй по обороту (после LC Group, переименованной позднее в Merlion) ИТ-группой в нашей стране. Суммарный оборот вошедших в НКК компаний, как сообщил Леонид Гольденберг, в 2003 г. достиг 469,3 млн. долл., а занимаемая ими доля рынка — 8,1%. Руководители НКК провозгласили своей целью создание крупнейшего на российском ИТ-рынке холдинга.

В тот же день Kraftway объявила о покупке компании «Форвард Технологии». С 1 июня последняя прекратила самостоятельные операции: все ее обязательства взяла на себя Kraftway, большинство специалистов также перешли в Kraftway, а президент компании «Форвард Технологии» Ренат Юсупов занял пост старшего вице-президента Kraftway Computers. По словам руководителей обеих компаний, это было дружественное поглощение — обе компании никогда не конкурировали между собой, а их бизнесы удачно дополняли друг друга. Переговоры о покупке компании «Форвард Технологии» — известного, хорошо спозиционированного, но небольшого игрока — шли целый год. Как рассказывал CRN/RE Ренат Юсупов, в рамках построенной им модели бизнеса его компания «практически достигла потолка». Он потратил много усилий на различные проекты по реформированию бизнеса, но в результате все сводилось к стандартным моделям, весьма затратным и малопривлекательным для небольшой компании. А предложение Kraftway — «почти идеальный способ безболезненно перейти в серьезный бизнес». Алексей Кудрявцев, генеральный директор Kraftway, выражал уверенность, что слияние даст ярко выраженный синергетический эффект и «так быстрее», имея в виду сроки достижения поставленных перед компанией задач. Объединенная структура, рассчитывали руководители Kraftway, станет самым мощным отечественным производителем серверов и систем хранения данных и сможет на равных конкурировать с международными брендами.

В июле стало известно о слиянии группы NT Computer и компании «Техмаркет компьютерс». На первых порах никаких существенных изменений в деятельности компаний не планировалось. Как сказал CRN/RE президент NT Computer Сергей Бестужев, занявший пост председателя совета директоров объединенной компании, «каждая из фирм пока продолжит развитие в соответствии со своими планами». В этой сделке более очевидны были приобретения NT Computer, которая получала, во-первых, дополнительный канал сбыта и доступ на корпоративный рынок, где «Техмаркет компьютерс» имела устойчивый бизнес (около 70% ее оборота), во-вторых, собираемые «Техмаркет компьютерс» компьютеры и серверы марки ТСМ (это производство уже было сертифицировано по стандарту ISO 9001, а NT Computer такого сертификата еще не имела). В то же время NT Computer сохранила и собственное производство компьютеров под маркой NT. Создаваемый холдинг обладал бы крупнейшей в России сетью компьютерных магазинов. Но на первое время обе торговые марки розничных сетей — «Техмаркет» и Polaris (принадлежит NT Computer) — сохранялись.

А чуть позже группа Verysell сообщила об очередном приобретении (уже шестом с 1999 г.) — она выкупила у инвестиционной фирмы Vesta Eurasia российский бизнес компании V6 Technologies. Ее генеральный директор Андрей Зотов стал вице-президентом группы Verysell по вопросам стратегического планирования и корпоративного управления.

Именно эта череда покупок и альянсов (хотя сделки 2003 г. были, конечно, не первыми в недолгой истории российского ИТ-рынка) заставила участников рынка и аналитиков заговорить о консолидации ИТ-бизнеса как о сформировавшейся тенденции. В ходе многочисленных обсуждений обращали на себя внимание два довольно распространенных мнения: во-первых, необходимость консолидации бизнеса ощущалась уже довольно давно, во-вторых, в ряде объявленных сделок интеграция бизнеса (судя по официальной информации) оказалась довольно поверхностной. А поскольку фигуранты этих сделок зачастую не были склонны делиться своими стратегическими планами и обсуждать не только «плюсы», но возможные «минусы» совместного бизнеса, то оставалась масса вопросов о степени и формах реальной интеграции бизнеса. Более того, в некоторых случаях они лишь приоткрывали завесу над тем, что на деле случилось месяцы и годы назад. Только время и доступ к достоверной информации позволят оценить реальные плоды всех этих акций, выделив на фоне роста рынка и результатов «естественного» развития компаний тот синергетический эффект, на который рассчитывали «объединители». По мнению же ряда наблюдателей, главные цели, которых добивались — и добились — некоторые компании этими объявлениями, — это повышение инвестиционной привлекательности, наведение некоторого порядка в своем хозяйстве и, разумеется, привлечение внимания СМИ.

Осенью дистрибьюторская компания «Дилайн» объявила о преобразовании в группу компаний. В составе «Дилайн» образованы Deacom и Depo Computers (производственное подразделение дистрибьютора планировалось выделить в отдельную компанию позднее). Компания Deacom, занимающаяся поставками корпоративным клиентам — это, по сути, второе рождение компании «Компьютер Депо», созданной в конце 1999 г. как Интернет-магазин для корпоративных клиентов. Правда, со временем исходная бизнес-модель претерпела значительные изменения: больше не делается ставка на Интернет как на основное средство взаимодействия с клиентами. В отличие от «Компьютер Депо», помимо оборудования и ПО, предлагавшей также сервис-пакеты, предусматривающие обслуживание техники у заказчика, бизнес Deacom — только поставка «коробок». Наконец, если «Компьютер Депо» ориентировалась на компании СМБ, то Deacom намеревалась браться за обслуживание только клиентов с годовым ИТ-бюджетом не менее 50 тыс. долл.

Oracle в «Связьинвесте»! Жаль, что XXI в. только начинается. Иначе соглашение между телекоммуникационным холдингом «Связьинвест» и компанией Oracle вполне могло бы стать сделкой века на российском рынке ПО. Пока, во всяком случае, это абсолютный рекорд. Официально объявленная сумма контракта, предполагающего приобретение 70 тыс. лицензий ERP-системы Oracle eBusiness Suite, составила 153 млн. долл. (реальная стоимость была значительно ниже). Сделка стала широко известна за пределами ИТ-рынка не только из-за ее масштаба, но и из-за споров вокруг выбора поставщика. Некоторые акционеры холдинга, который тогда готовился к приватизации (впрочем, эта подготовка продолжается и сейчас, в 2006 г.) были недовольны тем, что выбор ERP-системы проводился не на основе открытого тендера, а по рекомендациям консалтинговых фирм (Accenture и «Юникон»), а расходы на реализацию проекта не были заложены в годовом бюджете «Связьинвеста». Несмотря на противостояние между акционерами, решение осталось неизменным. Генеральным системным интегратором проекта стала компания «Открытые технологии».

В этом году в Москве открыли представительства компании Brother, Maxtor и Veritas Software.