Пока целые страны переводили всех сотрудников — кого только в принципе можно было — на дистанционную занятость, вопрос о приемлемости или сравнительной эффективности дистанционной работы не ставился вообще. Позже, по мере ослабления коронавирусных ограничений, можно было ожидать постепенного возврата офисов по всему миру к классической пятидневке в арендованных стенах. Но вот вопрос: готовы ли компании самой разной направленности к этому — или всё же намерены практиковать полностью (ну хотя бы частично, в гибридном формате) дистанционный режим труда для своего персонала?

Как это делают в России

Довольно продолжительное время после начала пандемии многие компании работали в полностью дистанционном режиме — за исключением тех сотрудников, чьё присутствие в офисе являлось критически важным для бизнеса. Сегодня, по прошествии двух лет с той поры, практически все трудятся в гибридном формате. И на производительности труда это как минимум не отражается вовсе, а как максимум — сказывается исключительно в позитивном ключе. Так, Ирина Степанова, руководитель направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы в компании Logitech, отметила, что именно гибридный формат занятости показал себя наиболее результативным и комфортным для коллектива.

Сотрудники российского представительства HP Inc., по словам его генерального директора Павла Анохина, приходят в офис 2-3 раза в неделю в соответствии с внутренним графиком: «Одномоментно в офисе присутствуют не более 25-30% команды с соблюдением всех санитарных норм. В будущем наше офисное пространство будет меняться, трансформируясь в место для встреч, общения, совместной работы над проектами. Сотрудники будут бывать в офисе пару дней в неделю, работая остальное время из дома».

Григорий Попов, директор по работе с партнёрами российского представительства Hewlett Packard Enterprise в России, которое также работает по гибридной схеме, уверен в отсутствии смысла регламентировать обязательное посещение офиса компании сотрудниками, которые более эффективно выполняют свои обязанности в офисе заказчика или партнёра: «Такие сотрудники могут посещать офис для участия в совещаниях, координации работы с коллегами, проведения встреч с заказчиками и партнёрами, иногда для подготовки или подписания документов».

Михаил Шпак, руководитель отдела технологического консалтинга Huawei Enterprise в России, отмечает, что во время удалёнки многие сотрудники смешивают личную жизнь и работу, что приводит к повышенной психологической нагрузке и усталости. В офисе же, как правило, такие вопросы не возникают, а значит производительность сотрудников оказывается выше. «В целом мы стараемся разумно сочетать корпоративные требования и индивидуальные особенности коллег. Например, в домашнем режиме нам проще разделить „сов“ и „жаворонков“ по предпочтительным зонам производительности. Гибкий режим и возможность самостоятельно планировать свой график выбирают некоторые менеджеры, чей график — в силу особенностей работы в международной компании в различных часовых поясах — может сильно „растягиваться“ с самого раннего утра до самого позднего вечера», — заключает эксперт.

Светлана Андреева, менеджер по маркетингу Tripp Lite в регионе Россия/Восточная Европа/Ближний Восток, предостерегает от скоропалительного однозначного выбора в пользу гибридной работы либо возврата к классическим офисным будням: «По понятным причинам рыночная ситуация меняется чрезвычайно быстро, буквально ежедневно бизнес сталкивается с новыми рисками, которые требуют соответствующей реакции. Поэтому мы, скорее, можем говорить не об „установившемся“ режиме, а о режиме, в котором работает наша компания сегодня. Оптимальность также оценивается исключительно с позиции сегодняшнего дня, поскольку она зависит от целого ряда как внешних, так и внутренних факторов».

В «Марвел-Дистрибуции» нам сообщили, что директора департаментов компании самостоятельно определяют оптимальный рабочий режим, принимают решения о полном или частичном переходе своей команды на удалёнку, контролируют выполнение задач и оценивают результаты: «Стоит подчеркнуть, что мы уже давно двигались в сторону гибридного формата работы, пандемия лишь ускорила этот процесс. Поэтому мы были готовы к работе в изменившихся условиях, оперативно перестроили бизнес-процессы и продолжили развиваться в новых реалиях».

Безусловно, гибридная работа, хотя и становится значимым трендом, не превращается в абсолютную необходимость. Тарик Альхаурани, исполнительный директор KYOCERA Document Solutions Russia, отмечает, что его компания работает в режиме классической полной занятости для московских сотрудников и в режиме распределённой занятости для региональных сотрудников, соблюдая распоряжения властей о переводе сотрудников на удалённую работу в те моменты, когда это требуется. Еженедельно проводятся сеансы видеосвязи с московским офисом, региональные сотрудники регулярно совершают поездки в Москву, если необходимы личные встречи.

Вызовы гибридности

Преимущества гибридного формата занятости очевидны: уже упомянутая ранее оптимизация баланса между трудом и отдыхом, снижение расходов времени и средств на дорогу до офиса и обратно и т. п. Есть, однако, и негативные моменты, в числе которых практически все опрошенные нами эксперты упоминают ослабление коммуникативных контактов между коллегами (в том числе из-за несовершенства доступных большинству удалённых работников аппаратных средств организации совместной работы), деградацию рабочей атмосферы, снижение мотивации сотрудников, вынужденных оставаться один на один со своими рабочими задачами.

Павел Анохин указывает также на рост значимости киберугроз для распределённого офиса в сравнении с классическим: «При работе из дома сотрудники склонны к более „рискованному“ поведению в сети, а специалистам из ИТ-отделов становится труднее обеспечить их защиту. В будущем, хочется верить, активное внедрение новых технологий и, в частности, облачных решений, выведет гибридный формат на новый уровень, сделав его более гибким, а совместную распределённую работу — более эффективной».

По мнению Михаила Шпака, перспективы гибко организуемой гибридной работы кажутся наиболее предпочтительными с психологической точки зрения, поскольку возможность самостоятельно планировать свой график повышает как ответственность сотрудников, так и уровень их лояльности и доверия к компании: «Кому-то проще работать в офисе — например, семейным сотрудникам. Кто-то предпочитает экономить время на транспорт и таким образом высвобождать ежедневно по несколько часов для личных и рабочих нужд. Не стоит забывать и о социализации: регулярные встречи в офисе положительно сказываются на командном духе».

«Тем, кто ещё не приспособился к новым условиям, нужно сделать это как можно быстрее, — уверены эксперты из „Марвел-Дистрибуции“. — Если же говорить о перспективах, то наверняка будут появляться новые решения и технологии для более комфортной и продуктивной удалённой работы. Будет стираться и без того тонкая грань между нахождением в офисе и дома».

Ирина Степанова указывает на ещё один немаловажный момент: чтобы эффективно организовать взаимодействие между сотрудниками в офисе и на удалённых рабочих местах, компании были вынуждены освоить целый спектр различных цифровых инструментов, в том числе мультимедийных. Как следствие, очень важны стали качество изображения и аудио, гибкие настройки для каждого участника встречи, а также возможность работать и взаимодействовать с сопровождающим информационным контентом — презентациями и другими материалами. «Одним из решений этой глобальной задачи является совместное использование с программными решениями ВКС-систем, которые и обеспечивают качественное современное онлайн-взаимодействие», — напоминает эксперт.

«Гибридный формат работы в нашей компании на данный момент не практикуется, хотя в сфере печати он видится более чем возможным для применения, — говорит Тарик Альхаурани. — Будет ли это внедрено у нас, зависит от ситуации на рынке. На данный момент для нас возможен и предпочтителен такой вариант организации работы, когда все сотрудники офиса присутствуют на своих рабочих местах».

Органичное сочетание очного и дистанционного форматов, формирование гибкой системы работы сотрудников, основанной на интересах бизнеса и учитывающей человеческий фактор, имеет перспективы в будущем, — в этом убеждена Светлана Андреева: «Для налаживания работы в гибридном режиме компаниям приходится сталкиваться с решением многих важных задач, связанных, прежде всего, с организацией цифровых рабочих мест в домашних офисах, обеспечением информационной безопасности, формированием коммуникаций, отработкой логистических связей и т. д. Использование же данного режима на постоянной основе требует не только дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры компании, но и разработки регламентов бизнес-процессов, системы контроля и оценки эффективности, системы мотивации сотрудников. И, конечно, особое внимание следует уделять корпоративной культуре и социальным аспектам».

Инструменты для дистанта

Пока массовый переход к дистанционному режиму работы был явлением вынужденным, вопрос об обеспечении удалённых рабочих мест удобными и эффективными средствами организации совместной работы на повестке дня не стоял, — практически все довольствовались интегрированными в ноутбук, а то и в смартфон камерами, микрофонами и динамиками. Сейчас ситуация не столь напряжённая, но и выбор достойного оборудования для работы на удалёнке по многим позициям ограничен вследствие пресловутого дефицита чипов.

«До сих пор на рынке спрос превышает предложение, не все заказы выполнены в полной мере, поэтому говорить о смещении трендов преждевременно, — говорит Павел Анохин. — Однако можно выделить три ключевых требования, которые предъявляются к современной технике. Это, во-первых, наличие максимальных функций по киберзащите устройства; во-вторых, лёгкость и удобство администрирования удалённых ПК; и в-третьих, высокое качество видеокамеры».

Вместо стационарных ПК компании сегодня закупают для сотрудников ноутбуки, используют облачные сервисы, улучшают качество звука и видео в технологиях видеоконференцсвязи и др., — об этом говорят эксперты «Марвел-Дистрибуции»: «Например, из-за гибридного формата работы вырос спрос на системы ВКС для домашнего офиса и небольших переговорных комнат на 3-6 человек, а также повысились требования к их характеристикам: изображение высокой чёткости или активное шумоподавление стали базовым набором. Да и сама мобильность ВКС стала базовой функцией. Если же сотрудникам приходится приобретать оборудование для удалённой работы самостоятельно, то они отдают предпочтение более продвинутым моделям. Так, например, вырос спрос на игровые мониторы (более высокого уровня, нежели традиционные офисные), которые используются и для работы, и для досуга».

В нынешних экономических реалиях компаниям необходимо быть максимально гибкими и быстрыми, с одной стороны, и безопасными, с другой. Для этого наилучшим образом подходят решения, позволяющие заказчику получать ровно тот ресурс, который ему в данный момент нужен, и платить исключительно за потреблённые мощности/объёмы/транзакции, — в этом убеждён Григорий Попов: «Хочется совместить скорость получения ресурсов и удобство облачных технологий с высочайшей безопасностью и отличной производительностью решений в собственном ЦОД. Мы видим именно этот способ потребления информационных технологий как лучшее решение для современного гибридного мира».

Любой сотрудник Huawei при наличии стабильного выхода в сеть имеет техническую возможность работать из любой точки мира, — на это обращает внимание Михаил Шпак: «Мы как вендор не ощутили какого-либо серьёзного дискомфорта перехода при переходе на удалённый, а потом гибридный формат работы. В данном случае сапожник оказался в сапогах: заранее проведённая цифровая трансформация компании позволила оптимизировать все внутренние процессы».

По справедливому замечанию Тарика Альхаурани, российские заказчики, осваивающие гибридный режим занятости своего персонала, проявляют всё больший интерес к ПО, поскольку заинтересованы в организации бесперебойного документооборота: «Далеко не каждый сотрудник имеет возможность использовать купить себе принтер/МФУ или использовать уже имеющееся оборудование. По этой причине возможность организации электронного документооборота с выводом необходимых документов на печать в офисе клиента — самый востребованный запрос от наших заказчиков. Благодаря информационным технологиям появляется возможность внедрения софта, который позволяет передать процесс документооборота и печати на аутсорсинг. Аутсорсинг защищает корпоративные данные компании: ПО обеспечивает безопасность конфиденциальной информации, проходящей через принтер или МФУ».

Ирина Степанова, говоря о переменах в предпочтениях российских заказчиков, выделяет два тренда: «Первый — это простота установки и техподдержки ИТ-оборудования. Компании стали отдавать предпочтения тем вендорам, решения которых конечные пользователи могут самостоятельно настраивать и поддерживать их работу. Решения для персональных коммуникаций от известных производителей в таких условиях предпочтительны, поскольку зарекомендовали себя надёжными и работают бесперебойно. Второй большой тренд — поддержка ИТ-решениями достаточного уровня информационной безопасности, что особенно актуально сегодня для облачных платформ».

Перевод части сотрудников на работу по удалённому доступу — это, по свидетельству Светланы Андреевой, сложный и небезболезненный процесс: «Экономическая выгода здесь зависит не только от грамотного решения технических, организационных, юридических вопросов, но также и от эффективности работы каждого конкретного сотрудника, его самоорганизации, самоконтроля, степени его удовлетворённости удалёнкой. Возможно, сэкономив на аренде офиса, руководитель столкнётся с текучкой драгоценных кадров — даже среди ИT-специалистов, традиционно ориентированных на дистанционную работу, есть те, для кого важны очные рабочие встречи, живой обмен идеями, „перезагрузка“ на кофе-брейках с коллегами и т. п. Бизнесу необходимо оптимально распределить ресурсы — и воспользоваться появившимися возможностями и преимуществами».

Овчинка и выделка

Большинство опрошенных нами экспертов уверены, что мир уже не вернётся к классической модели офисной работы. «Для привлечения лучших талантов в свои команды компании должны будут предлагать кандидатам гибкость работы, удобный график и т. д.; это уже запрос со стороны сотрудников в условиях новой реальности», — свидетельствует Павел Анохин.

Более половины участников исследования новых реалий цифрового взаимодействия, проведённого Logitech совместно с «КРОК», полагают, что онлайн-взаимодействие — это новая реальность, в которой они органично живут и работают. Ирина Степанова подчёркивает такие преимущества распределённого формата занятости для бизнеса, как экономия на офисных расходах и возможность привлекать сильные кадры за пределами региона присутствия.

«Чем шире спектр возможных коммуникаций — тем лучше для всех!» — так считает Григорий Попов. Конечно, есть области, в которых невозможно работать только на удалёнке — это производство, логистика, розничная торговля (в части доставки), коммунальные службы, медицина. Но в целом сегодня отработаны на практике технологии решения практически всех вопросов взаимодействия внутри распределённого офиса; в целом успешно освоен гибридный режим занятости.

На взгляд Михаила Шпака, переход к гибридной работе легче всего будет проходить для компаний с чёткой ИТ-стратегией и вектором цифровизации. Так, телеком-бизнес и банковский сектор определённо задают в этой области тренды.

Эксперты из «Марвел-Дистрибуции» солидарны с тем, что ИТ-отрасль и частично банковская сфера относительно легко перешли на гибридный формат работы: «А вот чтобы рассуждать, какой от этого получился эффект, надо знать ситуацию в каждой компании изнутри. У кого-то эффективность возросла, и они продолжат работать в новом режиме, у других результаты снизились, и они вполне могут откатить свои настройки на допандемийный уровень. Переход на гибридную занятость выгоден разработчикам решений для удалённой работы и компаниям, предоставляющим соответствующие услуги: виртуальные выделенные серверы, хостинг или виртуальные рабочие места».

Тарик Альхаурани для оценки необходимости перехода к гибридному режиму работы рекомендует прежде всего пересмотреть все сферы жизнедеятельности компании и учесть все аспекты бизнес-процессов и корпоративной культуры. Дать ответ на следующие ключевые вопросы: «Что произойдёт, если продолжить работу в режиме классической полной занятости в офисе и не переходить на гибридный формат? Не будет ли нанесён ущерб коммуникации с клиентом, если переход на гибридный формат состоится?»

Удалёнка в разрезе канала

Глобальный переход на гибридный режим работы однозначно решил давнишний спор — что лучше, стационарный ПК или ноутбук, — в пользу мобильного компьютера. Однако только лишь обеспечить сотрудников распределённого офиса современными высокопроизводительными и защищёнными ноутбуками — это полдела. Необходимо позаботиться и об изменении офисных пространств (например, от выделяемого каждому работнику персонального стола переходить к гибко переконфигурируемым «hot seats»), и о реорганизации инструментов для эффективного совместного труда оставшихся в офисе и перебравшихся вовне его коллег.

По свидетельству Павла Анохина, решения для конференц-связи и совместной работы остаются главным приоритетом для 67% ИТ-подразделений: «За те месяцы, что сотрудники работали из дома, их ожидания относительно того, как они выглядят на экранах устройств, как звучит их голос и как они слушают и отвечают на реплики других, заметно изменились. 73% людей судят о других по качеству видео и 75% судят о людях по качеству звука». HP рекомендует партнёрам обращать внимание именно на специализированные аппаратно-программные решения для коллективной работы, поскольку этот сегмент рынка будет быстро набирать популярность — ввиду скорого и повсеместного распространения распределённых офисов.

Григорий Попов, говоря о дальнейшем развитии гибридной работы, обращает особое внимание партнёров на такие платформы, которые позволяют реализовать для заказчика сколь угодно сложное ИТ-решение и предложить его по схеме as-a-Service: «Чтобы заказчик платил только за реально потреблённый им ресурс, а все проблемы, связанные с интеграцией и эксплуатацией решения брали бы на себя мы вместе с партнёрами». В перспективе, уверен эксперт, заказчики всё реже будут интересоваться ИТ-продуктами «железных» категорий, такими как серверы или тонкие клиенты, и станут чаще приобретать комплексные aaS-решения под конкретную задачу — например, «20 рабочих мест операциониста на три дня» или «SAP HANA 100 терабайт на квартал».

Михаил Шпак свидетельствует, что за время коронакризиса российские компании научились более адекватно распределять ресурсы: «Сократились накладные операционные временные затраты на логистику, проведение переговоров, в том числе очных. Все стали более гибкими. Рынок становится более динамичным, возрастает спрос на специалистов». Эксперт выделяет 3 основных вектора на треке гибридной занятости:

  • более пристальное внимание уделяется внутреннему пулу потенциальных талантов;
  • рынок развивается за счёт оптимизации процессов и общего TTM услуги или КП;
  • становится возможной работа с большим количеством партнёров и заказчиков благодаря омниканальным связям.

В обозримой перспективе бизнесам необходимо делать упор на продвижение интеллектуальных МФУ, совместимых с различным ПО, которое позволяет управлять документооборотом из любой точки мира, и на продвижение, собственно, самого ПО, — в этом убеждён Тарик Альхаурани: «Благодаря цифровой трансформации печати управлять документами возможно в любое время откуда угодно. Продвижение решений для управления документами и поддержки печати из любого уголка мира смогут закрыть потребности пользователей в безопасной и эффективной печати, оцифровке бумажных документов и автоматизации их распознавания, в быстром анализе финансовых показателей компании и снижении расходов, в управлении децентрализованными процессами сканирования во всей организации и т. д.»

По оценке Ирины Степановой, на локальном рынке в связи со всё более широким приятием гибридного формата занятости будут расти различные категории ИТ-оборудования: «Это и устройства для индивидуальной дистанционной работы от гарнитур и веб-камер до современных домашних офисов (ТВ с возможностью видеосвязи, или док-станции со встроенной акустикой и синхронизацией с веб-камерами), и CRM, и софт для месседжинга, и ВКС-решения разного масштаба и т. д. Универсального совета, на что обращать внимание в первую очередь, здесь дать нельзя — всё зависит от организации процессов и реалий конкретной компании, степени её цифровизации и специфики самого бизнеса». Уже упомянутое исследование Logitech и «КРОК» показывает, что 83,7% опрошенных считают необходимостью для эффективных онлайн-коммуникаций наличие в офисах переговорных комнат для видеоконференций с возможностью подключения к любой программной платформе. Это особенно актуально с учётом того, что 50,9% респондентов по-прежнему работают исключительно на удалёнке — и продолжают коммуницировать с коллегами только в режиме онлайн.

По мнению экспертов из «Марвел-Дистрибуции», гибридный формат работы вряд ли станет доминирующим в России, так как те компании, которые могли и хотели его внедрить, уже сделали это за время пандемии: «В то же время был резкий скачок продаж оборудования, ВКС, систем виртуализации и всего, что с этим связано. Тогда компании закупили всё необходимое, теперь же в основном лишь что-то докупают или расширяют уже имеющиеся решения. В целом, в ближайшее время мы вряд ли увидим массовые переходы к гибридной занятости и её ощутимое влияние на продажи ИТ-оборудования. Тем же, кто планирует внедрять гибридный формат работы, стоит прежде всего задуматься о мобильных рабочих местах, качественной ВКС, удалённых серверах, VDI (Virtual Desktop Infrastructure), возможности подключения к серверу с удалённых терминалов, ну и конечно же о средствах информационной безопасности».


Версия для печати (без изображений)