Мониторы никогда не следовали общей тенденции высоких технологий "чем меньше, тем лучше", а, напротив, становились все больше и больше. И вот теперь все может перемениться: поставщики ринулись завоевывать рынок плоских дисплеев.

Общее правило высоких технологий таково: более компактная конструкция по умолчанию - более передовая. Но мониторы всегда сопротивлялись этой тенденции, и их совершенствование сопровождалось непрерывным увеличением диагонали экрана. Однако уже в этом году может наступить момент, когда производители мониторов изменят ставшую уже привычной картину.

Создается впечатление, что все, кто производил традиционные мониторы на базе ЭЛТ, решили теперь сосредоточить свои усилия в области плоских дисплеев. В жидкокристаллических (ЖК) плоских экранах используется та же технология на базе активной матрицы, что и для блокнотных компьютеров. Только теперь тонкий дисплей готов заменить громоздкий 14- или 15-дюйм монитор, освобождая пространство на столах пользователей.

Единственная проблема - цена. Хотя число изготовителей плоских дисплеев быстро увеличивается, цена изделий остается в пять-десять раз выше, чем у мониторов того же размера на основе ЭЛТ.

"Пока еще несколько преждевременно говорить о лидерах рынка, - заметил Джордж Эбоуд, администратор базы данных компании Stanford Resources Inc. - Существует от 15 до 25 компаний, которые, как ожидается, выйдут с этим продуктом на рынок в течение года".

Согласно оценке компании Stanford Resources, в 1996 г. было поставлено около 160 тыс. ЖК-дисплеев. Однако к 2000 г. их количество, по мнению Эбоуда, может достичь 8,6 млн. единиц. По мере того как "рост в этом секторе будет продолжаться, цены заметно снизятся", - добавил он.

Плоские дисплеи уже производят такие компании, как Pixelvision Technology Inc. и Sceptre Technologies Inc. Помимо них к числу игроков на этом рынке аналитики из Stanford Resources причисляют такие компании, как NEC Technologies Inc., CTX International Inc., Sharp Electronics Corp., Viewsonic Corp., Compaq Computer Corp., Hitachi Computer Products Inc., Portrait Display Labs, Toshiba America Information Systems Inc. и IBM Corp. Аналогичные изделия выпускают также Wyse Technologies Inc., Panasonic Computer Peripherals Corp. и Tatung Co. of America. Компании Nokia Display Products Inc., ADI Systems Inc. и LG Electronics USA Inc. планируют начать выпуск ЖК-дисплеев в этом году.

Компания Pixelvision производит плоскоэкранные дисплеи уже более пяти лет, а сейчас число ее конкурентов быстро увеличивается. Она специализируется на изготовлении плоских дисплеев для "вертикальных" секторов рынка, главным образом финансовых, и не собирается организовывать производство для массовой замены мониторов на базе ЭЛТ, заявил президент Pixelvision Дик Одрина.

"Мониторы на плоских панелях для ПК [вместо ЭЛТ-мониторов]? Их время еще не пришло", - считает Одрина. Рынок ЖК-дисплеев сформируется к концу 90-х, но, чтобы их внедрение было оправданным, стоимость нового устройства должна не более чем в 1,5 раза превышать стоимость ЭЛТ.

Pixelvision выпускает три плоских дисплея: 12-дюйм по цене 2,8 тыс. долл., 14-дюйм за 5 тыс. долл. и 16-дюйм за 9,8 тыс. долл. Все три модели обеспечивают разрешение 1280x1024 точек.

Компания NECT на рынке ЖК-дисплеев присутствует меньше года и предлагает две модели: 14-дюйм LCP 200 за 2,9 тыс. долл. и 15-дюйм LCP 300 за 4,9 тыс. долл.

NECT ищет рыночную нишу для своих дисплеев в сфере медицины и финансов, сообщил Крис Коннери, менеджер по ЖК-мониторам. Однако, добавил он, продажи плоскоэкранных дисплеев составляют около 1% от общего объема продаж ЭЛТ-мониторов компании.

Цены на ЖК-панели зависят от стоимости производства "стекла основы", состав которого разработан специально для ЖК-экранов, пояснил Коннери. Имеющееся технологическое оборудование рассчитано на стекла, применяемые в ноутбуках, и потребуется некоторое время, чтобы установить оборудование, способное работать со стеклами большего размера, предназначенными для экранов настольных ПК.

Другая проблема - довольно высокий процент брака. Не каждый экран, сходящий со сборочной линии, работоспособен, так что низкий выход годных компенсируется увеличением цен.

У NECT выход годных в производстве 10,4-дюйм панелей для ноутбуков составляет 90%, однако окончательное решение о выпуске 14- и 20-дюйм плоских дисплеев еще не принято, заметил Коннери. Он добавил, что NECT предполагает начать производство двух новых плоских ЖК-панелей указанных размеров этим летом.

Компании Wyse, Viewsonic, Panasonic и ADI начали работать в секторе плоскоэкранных дисплеев совсем недавно.

"Мы считаем, что 1997 г. станет годом ЖК-дисплеев", - заявил Нейл Д. Вуд, менеджер по производству компании Wyse. Визитной карточкой Wyse на рынке стала модель 9307, обеспечивающая разрешение 800x600 точек. "Мы рассчитываем, что его розничная цена будет между 1600 и 1700 долл.", - сообщил Вуд.

Компания Viewsonic представляет свой дисплей PV 140 View Panel по цене 2499 долл. К концу года она планирует иметь полный ряд плоскоэкранных дисплеев, заявил Том Патернити, менеджер фирмы. "Мы разрабатываем ЖК-технологию, которая позволит снизить цены за счет небольшой потери качества", - добавил он.

Компания ADI также готова в этом году выпустить на рынок плоские ЖК-панели 5T и 5TS, заявил Дэн Данн, директор по дистрибуции. Модель 5TS "будет поворотной. Мы намечаем ее выпуск на IV квартал, - сообщил он. - Розничная цена будет от 3 до 4 тыс. долл.".

Компания Panasonic выпускает свой плоскоэкранный дисплей LC40 уже в январе по цене 2500-3000 долл., сообщил менеджер по сбыту Майк Марусич. "Он просто подключается к компьютеру [совсем как обычный монитор]", - сказал он. "Мы стараемся захватить плацдарм на рынке, - добавил Марусич, - поскольку многие конкуренты, вероятно, начнут поставки плоских дисплеев уже осенью".