Расстановка сил на российском рынке средств автоматизации офисной деятельности в ближайшем будущем может серьезно измениться. В игру вступает фирма "Партия", которая прежде была известна преимущественно в качестве обладателя крупнейшей в Москве и, наверное, в России сети розничной торговли электронной и компьютерной техникой.

Для начала фактическая информация:

  • Борис Щербаков оставил работу в российском отделении фирмы Hewlett-Packard и стал вице-президентом по торговле офисной и вычислительной техникой в "Партии" (более подробно об этом см. "Борис Щербаков и деньги "Партии", с. 1.);
  • фирма "Партия" объявила о своей новой инвестиционной политике "в области информационных технологий";
  • за последние несколько недель структура рекламных анонсов фирмы "Партия" и ее единственного поставщика компьютеров российской сборки фирмы "Вист" претерпела существенные изменения - в рекламе "Партии" компьютеры сместились с ведущих на рядовые позиции, в рекламе "Виста" адреса магазинов "Партии" перестали выделять жирным шрифтом как основные.

Факты здесь перечислены в том порядке, в каком они становились известными внешним наблюдателям. Ясно, что на самом деле события развивались в ином порядке. По всей вероятности, сперва руководители холдинга "Партия" приняли решение о выделении нового направления деятельности (или о некоторой смене общего направления), в связи с чем изменилась структура рекламы, потом на работу был приглашен один из ведущих российских специалистов по работе с дилерскими сетями, и все это увенчала официальная пресс-конференция.

Хотя на этой пресс-конференции представители "Партии" были более чем сдержанны, не обошлось и без неожиданностей. Было, в частности, заявлено, что доля компьютеров "Вист" в продажах "Партии" составляет не более 20%. Указывалось также, что розничные продажи компьютеров "нарастают стабильно". Это позволяет сделать несколько выводов. Прежде всего возникают определенные сомнения в данных о доле российского компьютерного рынка, которая приходится на "красную сборку". Международные компании, занимающиеся сбором маркетинговой информации, традиционно пользуются официальными данными и данными, которые им предоставляют участники рынка. В странах "развитого капитализма" это вполне оправданно, ибо компания, акции которой выпущены в свободный биржевой оборот, обязана сообщать о себе достоверную информацию по закону, а "закрытые" компании не хотят отметать возможность стать открытыми и тоже не слишком искажают истину. Ситуация в России в точности обратная. У нас западным поставщикам выгодно оправдывать свои неудачи конкуренцией со стороны "местных производителей", тем более что подобное явление действительно наблюдается в других странах. Российские же сборщики очень хотят утвердить в глазах публики свой образ могучих и процветающих фирм.

Второе соображение состоит в том, что бум на рынке домашних компьютеров оказался несколько преувеличенным. Действительно, в Москве розничная торговля компьютерами процветает, но... велика Москва, а Россия еще больше. В столице и люди побогаче, и вопросы престижа для них играют более значительную роль, чем в других городах. Не случайно поэтому, что даже в Санкт-Петербурге "Партии" не сопутствовал столь же впечатляющий успех, как в Москве. Однако в Москве очень многие из тех, кто мог себе позволить и считал необходимым купить компьютер домой, уже так и сделали, время же "обновлять компьютерный парк" еще не настало. В других городах "критическая масса" детей, которые изводили бы родителей заявлениями о том, что компьютеры уже есть у всех одноклассников, пока не накоплена. Бизнес не может стоять на месте: он либо нарастает, либо идет на убыль - приходится искать новые варианты сбыта компьютеров. И такие варианты очевидны. Центр тяжести деловой активности в России понемногу смещается из центров на периферию. Именно там появляются новые фирмы, там они более бурно растут и т. д. Вполне естественно приступить к снабжению этих фирм компьютерами.

Скорее всего именно такие соображения и побудили "Партию" пригласить к себе на работу авторитетного (и дорогостоящего!) специалиста по развитию дилерской сети. Однако на вопрос о том, станет ли теперь "Партия" конкурентом крупным дистрибьюторам компьютерных товаров в России, был дан уклончиво отрицательный ответ. Судя по всему, вторая составляющая фирменного лозунга - "вне конкуренции" - остается для "Партии" в силе и на новом направлении. Правда, не в том смысле, что потенциальные конкуренты много слабее, а в том, что "Партия" старается работать там, где конурентов (пока) нет. В частности, предполагается развернуть торговлю... офисной мебелью. Да, те из читателей, которые воскликнули "Тоже мне, нет конкурентов!", вполне правы, но... Много ли известно фирм, которые брались бы организовывать "офис под ключ", такой, где сразу же была бы и вся мебель, и телефонные аппараты, и локальная компьютерная сеть со всеми необходимыми программами? Судя по всему, именно такую роль - при помощи партнеров - намерена взять на себя "Партия". Речь, понятно, идет о небольших офисах, где можно обойтись стандартными средствами.

Розничную торговлю, ориентированную на домашних пользователей, от продажи организациям, пусть небольшим, отличает и еще одна характеристика. Если для розничного покупателя основную роль играет "имя" товара, то корпоративного много больше волнует репутация фирмы, у которой этот товар куплен. Не удивительно поэтому, что в последнее время "Партия" старается утвердить в умах публики свой образ как солидной респектабельной корпорации.

Удастся ли "Партии" осуществить задуманное, покажет ближайшее будущее. Если да, то заверения представителей компании о том, что она не конкурент таким крупным дистрибьюторам, как CHS, "Дилайн", Merisel, RSI, правдивы лишь отчасти. Уже к концу текущего года "Партия" заставит поволноваться перечисленные фирмы, а там, глядишь, дело дойдет и до системных интеграторов.