По-настоящему значимых традиционных ИТ-выставок в мире всего три: американская CES, германская CeBIT и тайваньская Computex. Первую и вторую разделяют всего-то два месяца; возможно, поэтому в последние годы многие именитые вендоры, предпочитающие демонстрировать свои новинки в январе в США, стали уделять меньше внимания своим стендам в Ганновере. Слухи о тихом угасании CeBIT казались все более убедительными, однако прошедшая в нынешнем году выставка продемонстрировала, что ее организаторы вовремя оценили грозящую их детищу опасность и предприняли встречные меры.

А именно — сменили профиль CeBIT, отказавшись от традиционной демонстрации достижений рынка высоких технологий как таковых. Ганноверская ИТ-выставка 2008 г. стала прежде всего бизнес-площадкой, где заключались сделки и налаживались контакты. Кроме того, значительные выставочные площади были отведены под ориентированные на местных бизнесменов и конечных пользователей проекты, что заметно усилило интерес к CeBIT 2008 в самой Германии. В целом выставку вполне можно оценивать как успешное и вновь обретшее ясные цели ИТ-мероприятие.

Рассказать обо всем, что происходило на выставке, невозможно. К тому же с техническими новинками CeBIT 2008 все интересующиеся уже познакомились в ходе самого мероприятия или сразу после него — оно освещалось в Интернете, в том числе и в русскоязычном его сегменте, достаточно оперативно и полно. Читателям CRN/RE, скорее всего, будут интересны планы ведущих вендоров, их стратегии работы с партнерами и конечными заказчиками, продвижения на новые рынки, в том числе и в Россию, планы внедрения новых продуктов. Об этом и пойдет речь в нашем репортаже.

Сухая статистика

Продолжавшаяся почти неделю выставка собрала в своих павильонах почти 6 тыс. участников из 77 стран (на 5% меньше, чем в прошлом году), посетили ее 495 тыс. человек — на 3% больше, чем прошлогоднюю, причем доля иностранных посетителей составила около 20%.

Устроители CeBIT 2008 убеждены: рост интереса к выставке — следствие более ясного ее позиционирования. «У новой CeBIT четкий профиль, структура и существенно обогащенное содержание», — заявил Эрнст Рауэ, член правления компании «Дойче Мессе АГ», организатора выставки. «За шесть дней на территории выставочного комплекса состоялось множество деловых бесед, были намечены направления инвестиций и подписаны договоры. По сравнению с прошлой выставкой резко возросла посещаемость стендов. Многие участники зафиксировали превышение этого показателя по сравнению с предыдущим годом».

Отказавшись от попыток объять необъятное, устроители CeBIT 2008 уделили основное внимание нескольким направлениям: решениям для бизнеса и структур общественного управления, средствам мобильной связи, домашним мультимедиа, а также технологиям и инфраструктурам. Такой подход, очевидно, себя оправдал — атмосфера на выставке действительно была деловой, что отмечали и те представители компаний, с которыми мы непосредственно общались на стендах.

Поле боя — ПК

Серьезное внимание участники форума уделили персональным компьютерам и ноутбукам, что неудивительно, поскольку в числе экспонентов было множество тайваньских и китайских грандов в области производства компьютеров и комплектующих. Общие тенденции, которые можно было проследить в павильонах CeBIT 2008, совпадают с теми, что наблюдаются и на нашем рынке: это сдвиг внимания производителей и потребителей от настольных ПК к мобильным (и выделение принципиально немобильных, «тяжелых» игровых компьютеров вместе со сверхсовременными комплектующими для них в особую рыночную нишу), а также все более уверенное наступление систем brand name на нестройные ряды компьютеров «наколенной» сборки.

Многие производители комплектующих уделяют более пристальное внимание продвижению своих изделий именно в составе готовых ПК, подыскивая партнеров, готовых размещать на их мощностях заказы на сборку брендовых компьютеров — пусть даже не очень крупными партиями. Многие намереваются продвигать и собственные розничные торговые марки. Так, Дэвид Цзян, глава OEM/ODM-подразделения Foxconn, отметил, что его компания производит практически все компьютерные комплектующие, за исключением разве что оптических приводов, жестких дисков и центральных процессоров. В числе ее клиентов и ведущие компьютерные бренды, и небольшие локальные производители ПК из многих стран. И если, с точки зрения розничных игроков, собственный бренд Foxconn не относится пока к числу наиболее узнаваемых, то вопрос здесь исключительно в усилиях, которые необходимо затратить на его продвижение. «Зато — с удовольствием подчеркнул Цзян, — в отношении качества и надежности продукции мы как раз относимся к первому эшелону ИТ-компаний, что, собственно, и подтверждают многочисленные OEM/ODM-контракты с ними. Дальнейшее укрепление позиций нашего бренда в розничном сегменте — это вопрос работы с каналом, его инфраструктурой, плотного взаимодействия с игроками розничного рынка и вложения дополнительных средств. Это долгий путь, пока мы находимся в самом его начале».

О специфике российского бизнеса компании рассказал Сергей Гузеев, директор по продажам Foxconn Technology Group Russia/CIS. В настоящее время до 40% российского бизнеса Foxconn приходится на прямые поставки крупным сборщикам, наиболее значимые среди них — «Аквариус», Kraftway и «К-Системс», а оставшиеся 60% — это продажи через канал. В сегменте компьютерных корпусов несколько иное соотношение. Здесь до 75% оборота приходится на традиционный канал. Связано это с тем, что хотя каждый из сборщиков ПК и не прочь поставлять на рынок компьютеры в оригинальном корпусе с собственным логотипом, однако не все готовы вкладывать деньги в персонификацию оборудования, заказывая его у производителя. «Не все понимают, — сетует Сергей Гузеев, — что вложив средства сейчас, они уже через полгода получат заметную отдачу — их компьютеры будут самим своим видом выделяться в магазинах, на полках торговых сетей, привлекая к себе внимание».

Говоря о продвижении собственного бренда, директор по продажам российского представительства Foxconn отметил, что пока продукция под этой торговой маркой распространяется через дистрибьюторов — ASBIS, Dina Victoria, Merlion, OCS, 3logic. В России уже открыты два фирменных сервис-центра, и их число будет со временем увеличиваться, как и маркетинговая активность по продвижению торговой марки. Впрочем, Сергей Гузеев уточнил, что сегодня трудно делать какие-либо среднесрочные (на 3–5 лет) прогнозы относительно рынка настольных ПК, поскольку сегмент ноутбуков растет опережающими все ожидания аналитиков темпами. Пока же в 2008 г. Foxconn планирует продать порядка 1 млн. системных плат и 1,35 млн. корпусов как напрямую, так и через канал — включая в том числе и технику под собственным брендом.

Еще одна общемировая тенденция рынка ПК явственно прослеживается в нынешней партнерской политике как Foxconn, так и других крупных производителей компьютерных комплектующих. Локальным «наколенным» сборщикам все труднее противостоять давлению со стороны крупных брендов — особенно это заметно на примере стран, уже вступивших в ВТО и лишенных возможности сдерживать такой натиск таможенными механизмами. В погоне за снижением себестоимости мелкие сборщики начинают искать более дешевые компоненты — и, как правило, серьезно теряют в качестве и надежности, становясь клиентами полукустарных китайских производителей.

В то же время существует иной, вполне цивилизованный способ снижения издержек, которым как раз и пользуются все крупные мировые вендоры ПК: перенос производства туда, где оно будет стоить объективно дешевле. Foxconn предлагает своим мелким и средним партнерам особую программу — фактически создание на своих мощностях полноценных компьютеров с минимальными для заказчика издержками. «Ряду наших партнеров-сборщиков мы говорим: вы ведь продаете не набор компонентов, а свой бренд, компьютер, который должен работать как единое целое, — рассказывает Сергей Гузеев. — Так давайте мы вам поможем и сделаем часть работы за вас — например, поставим вам корпус в сборе, к которому уже подобраны по вашему заказу и протестированы картридер, системная плата, кулеры и т. д. Собственно, мы можем собрать компьютер практически целиком из своих компонентов — ну, кроме центрального процессора, оптического привода и жесткого диска, — разработать для вас бренд и дизайн упаковки, и уже в таком почти готовом виде поставить». Крупные мировые поставщики ПК и ноутбуков, такие как Dell или Lenovo, стали сейчас фактически чисто маркетинговыми и в лучшем случае исследовательскими компаниями. Технической стороной вопроса, собственно производством компонентов, их сборкой и тестированием занимаются производители комплектующих.

К сожалению, в России, вследствие извечных сложностей с таможней, неспособной разобраться, является ли ПК-«полуфабрикат» полноценным компьютером или нет, — такую программу Foxconn пока не запускает. Однако с прошлого года она «обкатывается» в Казахстане — и результатами, по словам Сергея Гузеева, довольны все ее участники. В прошлом году Foxconn отгрузила в Казахстан около 25 тыс. комплектов (корпус, блок питания и системная плата); в этом году аналогичные «полуфабрикаты», в состав которых добавлена еще и видеокарта, поставляются на Украину. Выгода для партнеров здесь не только в сокращении расходов на транспортировку, но и в том, что вендор проводит полноценное предварительное тестирование: на заводе комплект достраивается до полнофункционального компьютера, на котором «прогоняются» стандартные фабричные тесты и реальные приложения. В результате уровень брака падает ниже 0,1%, и фактически весь он приходится на транспортные повреждения.

«Если в российском законодательстве наметятся позитивные перемены, мы готовы вернуться к идее поставки «полуфабрикатов» российским сборщикам, — отметил Сергей Гузеев. — В принципе, для нас объем не имеет особенно большого значения: мы готовы полноценно сотрудничать с компаниями, заказывающими порядка 15–20 тыс. «полуфабрикатов» в год. А таких сборщиков в России — процентов 90, причем, в основном, они сосредоточены в регионах».

Закладка в Санкт-Петербурге совместно возводимого HP и Foxconn завода по производству ПК — дополнительный повод для отечественных сборщиков задуматься о более прочном позиционировании своей продукции на рынке. Планируемая мощность этого завода — до 40 тыс. ПК в месяц. И хотя значительная часть собираемых там компьютеров НР наверняка будет предназначена для крупных корпоративных и государственных заказов, цена таких ПК, оказавшихся на розничных полках, окажется еще более привлекательной, чем нынешняя, при сохранении того же качества, гарантий и услуг сервиса. А значит, конкурировать с брендом мирового класса придется на равных — к чему необходимо хорошо подготовиться.

Мал золотник, да дорог

В последние годы персональные цифровые устройства становятся все более мобильными и миниатюрными. Усилия Intel по продвижению концепций UMPC (Ultra-Mobile Personal Computer) и MID (Mobile Internet Device) совпали с пожеланиями пользователей, распробовавших наконец такие не слишком массовые до недавних пор устройства, как субноутбуки, коммуникаторы и смартфоны. В то же время благодаря стремительному удешевлению электроники персональные цифровые устройства (пусть и не самые передовые, зато вполне компактные) становятся доступными все более широкому кругу пользователей. Обе эти тенденции явственно проявились на стендах CeBIT 2008.

Пристальное внимание привлекла к себе та часть экспозиции компании ASUSTeK, на которой были представлены новые модели Eee PC 900 — модернизированная по сравнению с предыдущей версия, оснащенная 9-дюйм экраном (вместо 7-дюйм) и способная работать под управлением ОС Windows XP. Строго говоря, именно Eee PC 701 с заявленной розничной ценой 200 долл. стал воплощением идеи широко доступного бюджетного ПК. Новая же модель, намеченная к выходу ближе к середине года, за счет более технологичной начинки обойдется покупателю чуть ли не втрое дороже. Впрочем, российское представительство ASUS уже объявило о начале продаж компьютера Eee 701 через дилерский канал. Рекомендованная розничная цена на модели с предустановленной ОС Linux составит 9450 руб., модель с Windows XP стоит 9999 руб. Eee PC 900 ожидается на российском рынке несколько позже — по рекомендованной розничной цене 13 990 руб., что уже вполне сравнимо со стоимостью традиционных 14-дюйм ноутбуков нижнего ценового сегмента.

При всех своих безусловных достоинствах ASUS Eee PC остается устройством достаточно ограниченного предназначения. Он может стать хорошим компаньоном для школьника и студента, а также для любого, кто только начинает осваивать компьютерную премудрость. Что касается ресурсоемких задач (современная популярная игра или серьезное коммерческое приложение), то они окажутся для этого изделия «неподъемными». В то же время требования максимальной полнофункциональности при минимально возможных (и комфортных для работы) габаритах на рынке присутствуют. Именно в ответ на эти требования Intel продвигает свои концепции сверхкомпактных и достаточно мощных персональных устройств — UMPC и MID. И если год назад нашлось не так уж много компаний, рискнувших выпустить на рынок реальные воплощения этих концепций, то на нынешней CeBIT такие устройства присутствовали во множестве. Правда, по большей части тоже в виде технологических прототипов — однако попадались и вполне готовые к массовому производству экземпляры.

Так, компания GIGABYTE продемонстрировала свои новые разработки в обоих модных классах мобильных устройств — MID M528 и UMPC M700. Первая из них — фактически полноценный (только очень маленький, с диагональю экрана 4,8 дюйма), достаточно мощный компьютер с богатыми коммуникационными возможностями. В качестве средств ввода используются как сенсорный дисплей, так и выдвижная QWERTY-клавиатура. Вторая новинка, Gigabyte M700, предлагается как решение для мобильных бизнес-задач; здесь удобство работы и вычислительная мощь поставлены на первое место, а сверхкомпактность не является самоцелью. Бесклавиатурный моноблок с 7-дюйм экраном оснащен процессором VIA C7-M, достаточно мощным, чтобы обеспечить работу ОС Windows Vista; традиционным винчестером, системой GPS и поддержкой коммуникационных стандартов HSDPA или WiMAX. О ценах и сроках выхода устройств на рынок компания пока не сообщает.

Немало UMPC- и MID-устройств различной степени подготовленности к массовому выпуску продемонстрировали на CeBIT 2008 многие компании — от Dell и Panasonic до небольших китайских и тайваньских производителей. Однако ощутимое влияние на рынок они окажут, скорее всего, не в нынешнем году, а несколько позже, когда мобильные инициативы Intel воплотятся в следующем поколении наборов системной логики и процессоров, а также, когда новейшие каналы широкополосной беспроводной связи станут доступнее по всему миру, сделав коммуникационные возможности UMPC и MID куда более востребованными. В любом случае компактные и мобильные персональные цифровые устройства представляют собой тот сегмент ИТ-рынка, рост которого в настоящее время сдерживается исключительно отсутствием внятного и общедоступного предложения. Спрос на такие аппараты, особенно в корпоративном сегменте и у компьютерных энтузиастов, уже сформировался.

В центре внимания — периферия

В Ганновере явственно проявились тенденции рынка устройств видеоотображения. Так, компания Samsung продемонстрировала рабочий прототип 31-дюйм телевизора, созданного по технологии OLED, чей приход на смену поделившим рынок ЖК и плазме прочат уже давно. И все-таки, невзирая на ряд безусловных преимуществ OLED-дисплеев — высокую контрастность изображения, большие углы обзора, сниженное энергопотребление, малую толщину конструкции, — до триумфального появления их на рынке пока еще далеко. Главное препятствие — стоимость производства: единственный имеющийся сегодня в свободной продаже OLED-телевизор Sony XEL-1 с диагональю 11 дюймов предлагается энтузиастам новых технологий по цене около 2,5 тыс. долл. Тем не менее, по мнению многих экспертов, уже к концу следующего года OLED-дисплеи и телевизоры могут появиться в широкой продаже.

Причина, по которой производители дисплеев все пристальнее присматриваются к новым технологиям, в том, что старые решения вскоре исчерпают возможности совершенствования. ЖК-дисплеи, кажется, доведены до совершенства: технические характеристики новых моделей не слишком отличаются от прежних; объяснять покупателю, чем же они на самом деле лучше, становится все сложнее. Производители теперь уделяют значительное внимание иным, помимо уровней контрастности и яркости, свойствам мониторов.

Так, Александр Воскресенский, глава мониторного направления в российском офисе Samsung, рассказал, что основные направления развития — это большие диагонали (20–30 дюймов) и широкие экраны. В ближайший год основная масса мониторов Samsung для потребительского рынка будет выпускаться с диагоналями от 20 до 24 дюймов. Появится множество моделей с расширенными мультимедийными возможностями: с камерами, с HDMI-входами (для работы в том числе и с игровыми приставками и плеерами Blu-ray); модели, ориентированные на IP-телефонию, — со встроенными декодерами, микрофонами и колонками, не требующие для организации VoIP-связи подключения к компьютеру. Улучшаются характеристики ламп подсветки; впервые в практике компании выходят в свет массовые модели со светодиодной подсветкой. Появляется также небольшой сегмент 26–27-дюйм мониторов на TN-матрице — специально для энтузиастов и геймеров, не работающих с цветом профессионально и потому не нуждающихся в более «продвинутых» ЖК-технологиях, но желающих запускать любимые игры на громадном экране стоимостью не более 1 тыс. долл.

Еще один важнейший класс компьютерной периферии — принтеры и МФУ — также был представлен на CeBIT 2008 весьма сдержанно, однако основные рыночные тенденции и в этом случае прослеживались достаточно четко. Специализированные принтеры постепенно уступают дорогу многофункциональным устройствам; все более популярной становится цветная печать — и в офисе, и дома. Так, Джусанг Юн, вице-президент по маркетингу и продажам подразделения цифровой печати Samsung, отмечает, что его компания в последние годы серьезно активизирует усилия в секторе устройств печати. В области лазерных МФУ, например, Samsung заняла в 2007 г. второе место на глобальном рынке. В сегменте цветных лазерных принтеров формата А4 компания контролировала в прошлом году 17% мирового рынка, по цветным МФУ — 21%. Лидирует, безусловно, НР — по лазерным цветным принтерам А4 вендору принадлежит 51% мирового рынка и 37% — по цветным МФУ. В сегменте монохромных МФУ впереди идущие вровень Samsung и НР — по 23%. Впрочем, узкоспециализированные устройства всегда будут востребованы, и полностью принтерный, а также сканерный и копирный сегменты ИТ-рынка не исчезнут — хотя в ближайшие годы, по единодушному мнению ведущих вендоров, заметно сократятся.

Особенно привлекательным для производителей печатающих устройств становится в последнее время бизнес-сегмент рынка. Например, Samsung, традиционно уделявшая максимум внимания сегменту В2С, принялась осваивать новое для себя бизнес-пространство. Джусанг Юн подчеркивает, что Samsung всегда была сильна в ретейле, однако теперь перестраивает свою инфраструктуру, нацеливаясь и на бизнес-приложения. Особенно это актуально в российских условиях: многие ретейлеры, достигающие новых уровней развития бизнеса, присматриваются и к корпоративному сегменту рынка, как минимум — СМБ, и потому, если вендор не поддерживает их инициативу своими специальными продуктами и программами, то такой производитель рискует потерять свои позиции. «Необходимо перестраивать структуру наших взаимодействий с российскими партнерами — выделять больше людей для продвижения новых инициатив и продуктов. Вообще, с моей точки зрения, продвижение печатных устройств — это бизнес, который сродни скорее сельскому хозяйству, чем неким абстрактным высоким технологиям. Здесь огромную роль играет личное взаимодействие людей, и хотя продукт — вполне высокотехнологичный, продавать его необходимо старыми добрыми способами. Поэтому мы сейчас занимаемся, в частности, расширением штата менеджеров по продажам», — отметил Джусанг Юн.

Внутренние детали

Комплектующие для ПК и ноутбуков были представлены на CeBIT 2008 не столь масштабно, как, скажем, на тайбэйской выставке Computex. Однако и в Ганновере демонстрировались видеокарты, оптические приводы, системы охлаждения — и конечно же жесткие диски. Несмотря на бурное развитие рынка SSD, твердотельные накопители пока не составляют заметной конкуренции традиционным винчестерам. Среди явных тенденций последнего времени в данном сегменте прослеживается специализация. Отдельные классы устройств, даже отдельные приложения, тяготеют к определенным типам средств хранения. Корпоративному сектору, к примеру, требуются высокопроизводительные и сверхнадежные винчестеры.

Ведущие производители HDD предлагают сейчас Enterprise-ориентированные накопители в форм-факторе 2,5 дюйма, позволяющем размещать в стандартной стойке существенно больше дисков, причем характеристики этих дисков таковы, что по сравнению с той же стойкой, заполненной лучшими 3,5-дюйм моделями, наблюдается выигрыш по всем параметрам производительности и надежности. Общий доступный объем получается выше. Либо, напротив, можно сохранить прежний объем, но заметно уменьшить энергопотребление, что для современных центров обработки данных (ЦОД) порой оказывается даже важнее. Тенденция замены 3,5-дюйм винчестеров на 2,5-дюйм именно в бизнес-сегменте сейчас налицо: к примеру, компания Seagate продает здесь больше 2,5-дюйм моделей, чем 3,5-дюйм. Этой тенденции следуют и крупнейшие OEM-партнеры производителей винчестеров; постепенно она начинает проявлять себя и в каналах продаж по всему миру. Переход на более компактные HDD с аналогичными, а то и лучшими, чем у их крупных аналогов, характеристиками открывает перед пользователем возможность оптимизировать соотношение производительность/энергопотребление.

Генри Атскерн, инженер Seagate в Центральноевропейском регионе отметил, что компания позиционирует себя как ведущего поставщика устройств хранения данных и занимает приблизительно 40% мирового рынка HDD. Другими словами, вендор производит примерно 200 млн. жестких дисков в год; всего же к концу нынешнего года Seagate намечает продать 5,6 млрд. накопителей. Единственная область, в которой компания пока не лидирует, — это производство миниатюрных HDD-накопителей для мобильных устройств.

Однако обращать внимание на эту область стоит: сектор HDD малых форм-факторов (с характерным размером от 0,8 дюйма до 2,5 дюйма) растет сейчас весьма бурно. Один из главных потребителей такого рода винчестеров — рынок домашних и индивидуальных (носимых) устройств хранения данных; тех, что называют цифровыми персональными библиотеками. В стационарном варианте это попросту винчестер в отдельном корпусе, оснащенном разнообразными интерфейсами, хранящий, как правило, мультимедийную информацию и предоставляющий доступ к ней любому совместимому устройству в доме. Заметно растут рынки бытовых медиаплееров со встроенными жесткими дисками, а также set-top box — приставок для приема кабельного цифрового ТВ и Интернета; в них, как и во все большем числе моделей привычных с виду телевизоров, также востребованы винчестеры.

Доходит до того, что производители HDD, традиционно ориентировавшиеся на В2В-сегмент и мало внимания уделявшие нацеленному на конечного пользователя маркетингу, начинают проявлять заметную активность в этой области. Проводятся, к примеру, рекламные кампании, побуждающие покупателей обращать внимание на цифровые библиотеки того или иного известного производителя HDD, норма прибыли в этом растущем сегменте рынка весьма высока, и фирмы не жалеют усилий в борьбе за этот рынок. К тому же продвижение бренда в более традиционных областях ИТ-рынка сопряжено для ведущих производителей винчестеров с трудностями морального характера. Той же Seagate не составит труда своими силами выпустить, к примеру, линейку надежных и мощных СХД для крупных ЦОДов, однако отношения с давними партнерами, закупающими у нее винчестеры для производства собственных СХД, окажутся безнадежно испорченными, что вряд ли благотворно повлияет на бизнес компании в целом. С этой точки зрения продвижение на рынок устройств со встроенными жесткими дисками оказывается особенно удачной стратегией.

Все эти тенденции мировой индустрии начинают отражаться и на российском рынке. Так, Найджел Биссет, менеджер по каналам дистрибуции Seagate, отметил, что позиции компании в России весьма сильны — даже несколько прочнее мировых: Seagate занимает чуть более 50% российского рынка HDD. Компания кропотливо выстраивает свой канал, уделяя внимание как крупным местным сборщикам ПК, так и прочим партнерам вплоть до небольших региональных компаний, производящих компьютеры под собственными марками. «Наши партнерские программы нацелены прежде всего на реселлеров, и представители в России активно рекрутируют все новых игроков для участия в этих программах. Существуют программы и для системных интеграторов. Российский рынок сейчас заметно расширяется за счет все большей активности в регионах; мы наращиваем свое присутствие в крупных городах, увеличиваем команду. Собираемся подыскивать и новых дистрибьюторов», — заявил Найджел Биссет.

ИТ как услуга: программная оптимизация

Основной темой CeBIT 2008, если судить по заявлениям в прессе и оформлению большинства павильонов, стал Green IT — экологичный подход к высоким технологиям. Крупнейшие производители тяжелого оборудования, такие как IBM, демонстрировали мощные вычислительные комплексы с минимизированным энергопотреблением. Аналогичная картина наблюдалась и на стендах вендоров, ориентированных на персональные системы. Foxconn, к примеру, предложила целый ряд системных плат на базе новейших чипсетов Intel, энергосберегающие функции которых позволяют уже за несколько месяцев использования сэкономить на одном только электричестве сумму, равную розничной цене самой платы (это справедливо для европейских тарифов на электроэнергию; для России срок «энергетической» окупаемости такой платы окажется более долгим). ASUSTeK порадовала «зеленых» целой серией ноутбуков и ПК, оформленных в экостиле — с выполненными из бамбука (вместо привычного пластика или металла) боковыми и лицевыми панелями. Надежность и теплоотводящие свойства корпусов при этом, по утверждению производителя, не пострадали, а эффективность утилизации таких компьютеров существенно возросла.

И тем не менее активность бизнес-посетителей выставки, на которых она теперь по большей части и ориентирована, наиболее явно проявлялась на стендах компаний, предлагающих не просто товары, но ИТ-услуги. Громадные выставочные площади IBM, SAP и Microsoft и павильоны менее крупных компаний, ориентированных на удовлетворение ИТ-нужд самых разнообразных клиентов, были постоянно заполнены представителями немецких и зарубежных потенциальных партнеров. Приведем лишь несколько примеров того, что сейчас наиболее востребовано рынком.

В последние годы все более популярны услуги по оптимизации доступа сотрудников к информационным ресурсам компаний с любого устройства и из любой точки мира. Сергей Кузнецов, региональный директор Citrix по продажам в России и странах бывшего СССР, рассказал, что в число более чем 220 тыс. клиентов вендора входят 100% компаний из американского списка Fortune 100 и 97% из списка общемирового (Fortune Global 100). Причина этого, по его словам, способность компании оперативно откликаться на последние тенденции рынка и насущные потребности бизнес-пользователей.

Среди таких тенденций — централизация приложений, применяемых в ИТ-инфраструктурах, и одновременное повышение требований к безопасности данных. Никуда не уйти и от другой тенденции — наращивания мобильности бизнес-пользователей. Появление многочисленных Web-сервисов, которые становятся по функциональности и информационной насыщенности в один ряд со стандартными внутрисетевыми приложениями, также требует пересмотра привычных способов организации внутренней сети компаний.

Классический подход к организации такой сети подразумевает, что пользователь подключается к ней изнутри, получая доступ в соответствии с назначенными ему правами. Внедрение новых приложений в таком случае оказывается достаточно затратным делом: техподдержка должна постоянно работать в тесном контакте с пользователями, и если сеть распределена на большой территории, а средства на обучение пользователей ограничены, переход на новое ПО оказывается весьма затруднительным. Однако в наши дни, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо раз в год-полтора модернизировать сетевое ПО. Таким образом, ИТ-компании, собирающейся предложить заказчику модернизацию ПО, необходимо в первую очередь позаботиться о сохранении клиентских инвестиций. «Невозможно все разрушить и начать с чистого листа. Наше предложение — не инсталляция ПО, а оказание ИТ-услуг. Это сервис, который доставляется клиенту. Сюда можно включить стандартные операционные системы и Web-сервисы, а также локальные приложения», — рассказывает Сергей Кузнецов.

В результате налаживания промежуточного уровня между размещаемым в ЦОДе ПО и пользовательским интерфейсом клиент получает полный контроль над доставкой приложений и доступом пользователей к ним. Поскольку безопасность — важнейший компонент современной ИТ-системы, в концепции Citrix любой пользователь, с какого бы терминала он ни подключался, трактуется как внешний; права его доступа к ресурсам сети предприятия регламентируются весьма детально и гибко. Помимо проверки собственно прав пользователя (включая при необходимости аппаратную аутентификацию с чипами и флэш-картами) перед подключением его к сети система безопасности проверяет и состояние его терминала (тонкого клиента, ПК, ноутбука и т. п.) — наличие последних апдейтов ПО, антивирусов и прочего.

Еще одно направление деятельности Citrix — повышение эффективности работы приложений внешних разработчиков. К примеру, сегодня 75% интернет-трафика в мире проходит через поддерживаемую Citrix оптимизирующую платформу NetScale, поскольку клиентами компании по этому направлению являются Google и Yahoo!. Для определенных бизнес-приложений специалистам компании удается достичь выигрыша в производительности (по сравнению с исходной) до 50 раз. При этом разработки Citrix абсолютно прозрачны для пользователей оптимизируемого ПО; ничего нового им изучать не приходится.

ИТ как услугу предлагает и такая известная компания, как Software AG, — об этом на стенде CeBIT 2008 рассказал ее директор по маркетингу и глава направления по развитию бизнеса (с Россией и СНГ в качестве ключевых рынков) Иво Тотев. Software AG давно и активно сотрудничает со странами Восточной Европы; многие ее продукты, такие как Adabas и Natural, популярны в том числе и в России. На сегодня приоритетными направлениями развития для компании стали Латинская Америка, в особенности Бразилия, и все та же Восточная Европа— именно в этих регионах вендор планирует в ближайшие два года особенно агрессивно внедрять новые продукты и решения.

Основное поле деятельности компании — продукты SOA (сервис-ориентированной архитектуры); ее позиции здесь традиционно сильны. По словам Иво Тотева, крупные компании — IBM, Oracle, Microsoft — подходят к этому рынку c монополистической точки зрения, не уделяя достаточного внимания межбрендовой совместимости продуктов: «Наша же политика сходна с политикой Швейцарии — мы держим нейтралитет, не оказывая предпочтения ни одному из ведущих вендоров. Именно поэтому мы становимся хорошими партнерами для тяжеловесов рынка, интегрируя при необходимости работу их ERP-продуктов». Software AG удваивает свой капитал каждые пять лет — и уже к 2013 г. должна оказаться в первой десятке софтверных компаний мира. У Software AG около 4 тыс. постоянных клиентов. Каждый из них нуждается в регулярных обновлениях сетевой инфраструктуры, и предоставить таким потребителям решения, «прозрачные» относительно модернизации и замены аппаратного слоя под ними, — непростая задача. Однако ее успешное решение позволяет клиентам Software AG оптимизировать стоимость владения мощными вычислительными средами. Другое направление деятельности компании — сотрудничество с крупными вендорами ПО, такими как SAP, Oracle, Microsoft. Всякий раз, когда пользователи программных продуктов этих разработчиков начинают искать средства интеграции для программных комплексов, Software AG оказывается наготове со своими предложениями.

В чем же смысл дополнительной, «тонкой» оптимизации вполне успешно работающих ERP-систем? С начала 1990-х годов и до конца прошлого века наблюдался серьезный сдвиг рынка в сторону ERP-решений. Теперь стало особенно заметно, что рынок унифицируется: производственные, торговые и логистические процессы становятся схожими, цены и нормы прибыли — тоже. Значение начинают приобретать детали: насколько хорошо компания заботится о своих клиентах; как быстро она готова осуществить замену бракованной продукции или провести сервисное обслуживание поставленных ранее устройств. И поскольку важнейшими для бизнеса становятся именно мелочи, использование только традиционных ERP-решений для планирования деятельности уже не является оптимальным. Требуется некая надстройка над ERP, которая бы учитывала все детали, — вот такую надстройку, в частности, и предлагает Software AG.

Другая тенденция — крайне быстрая консолидация. Потребители начинают рассматривать альтернативные варианты, если с ходу не могут получить от первого избранного ими поставщика того, на что рассчитывают. Современный заказчик все менее склонен оставаться лояльным когда-то выбранному партнеру по бизнесу. Всякий раз он предпочитает рассматривать множество предлагаемых вариантов, подыскивая для себя наилучший. Именно такая смена парадигмы потребления открывает дорогу значительному числу компаний среднего размера, которые стали появляться на рынках, давно, казалось бы, поделенных между несколькими гигантскими корпорациями. Заметная часть потребителей отказывается от предлагаемых последними решений — просто потому, что находит более гибких, готовых приспособиться под их нужды альтернативных поставщиков.

Рассказывая о путях продвижения Software AG на рынке, Иво Тотев отметил, что лучшим инструментом в ИТ-индустрии являются глубокие и информативные аналитические отчеты Gartner, Forrester и других известных исследовательских фирм: «Мы прикладываем немалые усилия, чтобы информировать аналитиков о наших сильных сторонах, и это приносит свои плоды: нам присуждают достаточно высокие рейтинги в областях наших интересов. Мы обучаем аналитиков методикам своей работы, чтобы создать у них максимально объективную картину наших достоинств. Другой момент в том, что мы сами ищем своих потребителей. Мы — компания, сильно ориентированная на клиента. Наш сайт заполнен историями о том, как покупатели решений Software AG применяли их — строили страховые системы, уменьшали стоимость владения вычислительными средами, открывали новые рынки и т. п. Делиться с нынешними и будущими клиентами тем, чего мы достигли совместно с другими, — наша стратегия; для этого мы и посещаем выставки, в частности CeBIT. У нас существует потребительский совет — дважды в год мы собираем наиболее важных клиентов, представляем им свои планы, выслушиваем их мнения. Постоянно идут обсуждения в сообществе на нашем сайте. Иначе нельзя — от темпов развития современного рынка так просто отстать!»

ИТ как услуга: аппаратные решения

Об ИТ-услугах, рассчитанных прежде всего на мобильных корпоративных пользователей, рассказал Ульф Балтин, директор компании RIM по Центральной и Восточной Европе. Фирма, предоставляющая сервис (передача данных и предоставление доступа к корпоративным сетям по сверхзащищенным протоколам через каналы мобильной связи) под торговой маркой Blackberry, хорошо известна в Европе и Америке. Сейчас внимание RIM все сильнее привлекают небольшие компании, в которых на первых порах, быть может, лишь 3–5 человек из руководства будут пользоваться услугами Blackberry — прежде всего защищенной электронной почтой. Однако затем, по мере расширения бизнеса, в таких компаниях окажутся востребованными и другие предлагаемые возможности, такие как мобильная работа с распределенными базами данных и удаленное управление инфраструктурой.

«Общая бизнес-модель RIM по внедрению Blackberry, — отметил Ульф Балтин, — кооперация с локальными сетевыми операторами и множеством дистрибьюторов «железа». Вторая модель — налаживание отношений с другими производителями, что позволяет применять функциональность Blackberry на иных мобильных платформах. И третья партнерская модель — Blackberry Alliance Partner Program; большие интеграторские проекты, в ходе которых партнеры разрабатывают и внедряют масштабные решения на базе наших технологий и услуг. Не вижу, почему бы в России не работать всем нашим моделям. Бизнес сейчас интернационален и глобализован — думаю, и в России Blackberry ждет большое будущее». МТС и «ВымпелКом» уже получили разрешение на предоставление услуг Blackberry в России.

Другой пример бурно развивающейся отрасли «железных» ИТ-услуг представила на CeBIT 2008 американская компания Rimage, также заинтересовавшаяся в этом году российским рынком. Область ее деятельности — тиражирование оптических носителей данных по требованию, для чего предлагается множество моделей множительной дисковой техники — от машин со струйной печатью всего с парой оптических приводов для перезаписи одного-единственного диска за раз и до мощных комплексов с единовременной производительностью до сотни Blu-ray-носителей и термопечатью.

Такие решения оказываются востребованными не только в ИТ-индустрии: так, ведущие производители медицинского оборудования (Digital X-Ray, Siemens, GE, Kodak, Carestream) используют продукты Rimage в качестве устройств вывода для своих цифровых рентгенографических аппаратов. Весьма емким сегментом оказывается CD/DVD-паблишинг: потребность в регулярном издании оптических носителей тиражами в сотни и тысячи экземпляров возникает все чаще. Например, у компании налажены контакты с автопроизводителями, такими как Volkswagen и BMW: полиграфические макеты новых каталогов автокомпаний размножаются в головных офисах посредством оборудования Rimage, затем на оптических носителях доставляются дилерам — и те сами печатают то количество экземпляров, которое им необходимо..

Не остается в стороне и рынок систем безопасности. «В Лондоне, — рассказывает Ральф Хейк, региональный менеджер Rimage по продажам в Восточной Европе, — у нас действует совместный с полицией проект: на шлеме констебля крепится Web-камера, на поясе — видеоплеер Archos, и все, что попадает в поле зрения камеры, сбрасывается по возвращении полицейского на сервер в участке и затем обрабатывается. Часто таким образом фиксируются ситуации, на которые человек не обращает внимания». И этим кратким перечнем области применения техники Rimage не исчерпываются. Тем более что клиентам предлагается не просто «железо», а готовое решение — в частности, небольшие записывающие студии применяют технологии защиты от несанкционированного копирования, разработанные и внедренные Rimage в сотрудничестве с компанией Thomson.

Говоря о грядущем продвижении Rimage в России, Ральф Хейк отметил: «Нам важно — при помощи специализированной прессы и PR-агентств в первую очередь — рассказать о себе конечным пользователям. Очевидно, заметную часть наших клиентов, как показывает опыт Восточной Европы, составят государственные и крупные коммерческие структуры, однако мы будем налаживать контакты и в сегменте СМБ — здесь потребуется классическая двухуровневая схема дистрибуции. Кроме того, для множества проектов нам, безусловно, потребуется помощь крупных системных интеграторов. При создании канала мы готовы сотрудничать со всеми, кто заинтересуется нашей продукцией». В ближайших планах Rimage — развитие сети сервис-центров по всей территории России. Разработаны программы тренингов в Москве для конечных пользователей, реселлеров и дистрибьюторов.