ИТ-компании традиционно представляют поставщиками ИТ-продуктов и услуг. Но, как и любая другая современная организация, они нуждаются в автоматизации, использовании информационных технологий в собственном бизнесе. Однако, обладая знаниями и экспертизой в этой области, такие «ИТ-заказчики», безусловно, отличаются от клиентов из других отраслей.

Больше знаний — труднее выбор

Любой проект автоматизации (после постановки задач, куда мы углубляться не будем) начинается с выбора ИТ-системы.

Легче или труднее ИТ-компании по сравнению с другими заказчиками выбирать вендора, решение и подрядчика для его внедрения? Если системный интегратор работает с решениями разных разработчиков, то он хорошо осведомлен о преимуществах и недостатках каждой из систем, знает, как выбрать оптимальное решение для заказчика и располагает своей методологией поиска ПО, исходя из параметров бизнес-логики и пожеланий к будущей системе.

По мнению Виталия Кулагина, руководителя практики SalesLogix компании Sputnik Labs, ИТ-компании подрядчика выбрать проще, так как ИТ-рынок достаточно прозрачен для его игроков и все их победы и поражения налицо.

«Обращаясь в сфере ИТ, компании так или иначе соприкасаются либо непосредственно с основными игроками рынка, либо с теми, кто использует их продукты. Зачастую перед ними даже встает вопрос об интеграции их программного или аппаратного средства с той или иной системой, а также совместной работы с ней. Поэтому, как правило, сотрудники ИТ-компаний лучше информированы о возможностях корпоративных систем», — считает президент корпорации «Галактика» Николай Красилов.

Виталий Подшивалов, генеральный директор компании «Ай-Теко», обращает внимание на то, что большая информированность о продуктах и вендорах может для ИТ-компании быть как плюсом, так и минусом, так как способна осложнить выбор: «С одной стороны, информации больше, но, с другой стороны, апологетов различных решений внутри компании слишком много». С ним согласен Глеб Лукин, генеральный директор «Летограф», который отмечает, что в ИТ-компаниях часто встречается не «плюрализм мнений», а приверженность тем или иным платформам и технологиям, что может помешать объективной оценке.

Только цифры

По данным опроса (89 ответов), проведенного на сайте www.novostiitkanala.ru, наиболее популярное корпоративное ПО в ИТ-компаниях — это системы бухучета, их используют 60% респондентов. На втором месте — CRM-системы (49%), далее следуют средства коллективной работы, в т. ч. интранет-порталы (44,4%), ERP-системы (26,7%), системы автоматизации HR и расчета зарплаты (20%), системы управления проектами и СЭД (по 17,8%). Такими инструментами, как системы планирования, BPM, BI и SCM, пользуются менее 10% компаний.

На вопрос о том, ERP каких вендоров применяются в организации (97 ответов), были получены следующие данные: в 44,3% компаний используются продукты «1С», 21% предпочитает решения собственной разработки, SAP — 12,37%, MBS (Navision, Axapta/Dynamics) — 10,31%, Oracle — 7,22%.

Тот факт, что интегратор занимается внедрением ИТ-систем Enterprise-уровня определенных вендоров и имеет с ними налаженные партнерские отношения, тем не менее не означает, что именно эти продукты будут внедрены в самой ИТ-компании. «Партнерские соглашения накладывают сильный отпечаток на выбор ИС. Но определяющим в данном случае является ИТ-бюджет и масштаб фирмы, — считает Максим Темнов, ИT-директор компании «Открытые Технологии». — Большинство ИТ-компаний относятся к сектору СМБ. Следовательно, внедрение ИС такого уровня не оправданно ни экономически, ни функционально».

Что касается корпоративного ПО для ИТ-сектора, то здесь существуют разные мнения. Сергей Сыпченко, директор по бизнес-процессам и качеству компании Digital Design, говорит, что корпоративное ПО подходит одинаково для любых отраслей — и в равной степени требует доработки во всех секторах экономики. И Валерий Геленава, директор по ИТ компании «КОРУС Консалтинг», уверен, что большинство бизнес-процессов ИТ-компании несильно отличаются от предприятий других секторов экономики: «Например, тот же самый финансовый учет, управление кадрами и отношениями с клиентами, бюджетирование. Многие процессы даже более простые».

Всем известен логический парадокс — может ли брадобрей брить самого себя, если он бреет только тех, кто не бреется сам? Ведущий консультант компании Epicor|Scala Александр Горбачев считает, что автоматизация ИТ-компаний очень похожа на эту противоречивую ситуацию: «С одной стороны, если компания продает финансовую систему, то и сама она должна пользоваться этой системой. Но с другой стороны, такая компания выступает внутренним заказчиком. И система должна подходить ему по функциональности и возможностям, по специфике использования и по масштабам продукта. Наши системы идеально подходят нам — это ERP-система iScala, решение для компаний, предоставляющих услуги, — Epicor for Service Enterprises, они рассчитаны на компании среднего уровня и позволяют организовать управление распределенными предприятиям. Сегодня различные подразделения компании используют и другие системы собственной разработки. Но мы применяем и решения внешних поставщиков. Для специфических процессов, например для автотестирования, используются собственные продукты, не распространяемые на рынке».

«Мы активно используем собственные решения в качестве корпоративных ИС, — рассказывает Дмитрий Лисогор, руководитель по развитию канала продаж SAP в странах СНГ . — По мере появления новых решений, предлагаемых заказчикам, растет и число внутренних систем — начиная от финансового учета, используемого уже много лет, до последних внедрений решений для управления отношениями с клиентами (CRM), закупками (SRM), внутреннего портала на основе SAP Netweaver и т. д.». В SAP полагают, что существующие на рынке решения подходят для ИТ-компаний, так как в сервисном бизнесе успех связан с качеством обслуживания заказчиков, умением грамотно управлять своими ресурсами, вести отношения с поставщиками для своевременного исполнения обязательств и т. п., а все эти подходы реализованы в решениях класса CRM, ERP, Project management.

Есть и другое мнение. Максим Темнов считает, что корпоративное ПО слабо приспособлено для ИТ-компаний, в первую очередь потому, что объем рынка и ИТ-бюджетов последних несопоставим с секторами «традиционного потребления» корпоративного ПО: нефтегазовой отраслью, промышленностью, банковским сектором. Тем не менее крупные ИТ-холдинги, имеющие разные бизнес-модели в выделенных бизнес-единицах, могут получить существенные преимущества от корпоративного ПО — в этом случае функционал финансовой консолидации ERP-систем, единые клиентские базы CRM-систем способны усилить синергетический эффект.

Сам себе интегратор

Следующий важный вопрос — как внедрять выбранную систему. Своими силами или довериться коллегам — системным интеграторам? Что касается первого варианта, то существуют аргументы «за» и «против».

«Не всегда можно предоставить внешнему исполнителю доступ к конфиденциальной информации, касающейся базы клиентов и работы с ними. В этом случае ведение проекта внутренней командой значительно упрощает ситуацию», — говорит Владимир Галь, руководитель направления CRM департамента решений Microsoft компании GMCS (ГК «КомпьюЛинк»). С другой стороны, сторонний исполнитель проекта заинтересован в быстрейшем завершении работ и получении нового заказа. Работа внутренней команды может растянуться во времени в силу того, что приоритет — у внешних заказчиков. Однако такая ситуация складывается обычно тогда, когда руководство не придает особое значение проекту внутренней автоматизации. «Топ-менеджмент ГК «КомпьюЛинк» лично курирует внедрение CRM-системы (Microsoft Dynamics СRM). Это содействует более оперативному решению проектных задач», — рассказывает Владимир Галь.

Однако то, что внешний интегратор может выполнить проект быстрее, может стать и минусом. «Часто бывает так: приходит интегратор — реализует какое-то решение, сдает в эксплуатацию, при этом очень мало времени уделяется обучению и развитию решения. Когда автоматизация происходит собственными силами, то специалисты понимают, что они сами должны будут поддерживать и развивать внедряемое решение, явно прослеживается мотивация сделать все качественно», — считает Владимир Фролов, начальник управления технологического развития, TESCOM (ГК «Оптима»). Это стало одной из причин, по которым TESCOM, в основном занимающаяся оказанием ИТ-услуг по модели аутсорсинга, внедряла «ядро» автоматизации своей деятельности — систему HP OpenView Service Desk — собственными силами.

«ИТ-профессионалы имеют большое преимущество: они могут провести внедрение у себя в компании если не молниеносно, то существенно быстрее, ничуть не потеряв в качестве, благодаря соединению двух наиглавнейших факторов, определяющих успешность проекта, — опыта внедрения и понимания внутренних бизнес-процессов. А возможно, просто потому, что хорошо отлаженный механизм внедрения не дает сбоев, так как максимально учтены все риски, связанные с заказчиком», — убежден Владимир Дунайцев, генеральный директор компании «Систематика».

В компании Digital Design используются системы Microsoft Dynamics AX, Microsoft CRM, DocsVision и «1С». Все они, за исключением «1С», были внедрены специалистами самой компании. «С точки зрения сокращения расходов при наличии собственной компетенции предпочтительно проводить внутреннюю автоматизацию своими силами, так как это обеспечивает оптимальный «баланс» цены, рисков и квалификации», — говорит Сергей Сыпченко. По его мнению, внутренняя автоматизации в ИТ-компании проходит проще, так как, во-первых, собственным персоналом значительно легче управлять, а во-вторых, сам процесс внедрения протекает более гибко. Но есть и неочевидные сложности. «Можно предположить, что при реализации проекта своими силами ИТ-компания лучше знает бизнес-процессы, но на практике это не так: в крупных компаниях внутренним заказчиком всегда выступает определенное структурное подразделение, потребности которого могут быть незнакомы специалистам других подразделений, осуществляющих внедрение», — поясняет он.

Многие интеграторы видят во внутренних проектах «школу» для проектов внешних. Предлагая на рынке три CRM-решения, Sputnik Labs и у себя иcпользует одно из них — Sage SalesLogix. «Внедряли своими силами и, можно сказать, это стало в определенной степени источником экспертизы для дальнейших внешних проектов», — говорит Виталий Кулагин.

Собственная ERP-система используется и в компании «Галактика». «С самых первых версий «Галактики ERP», после проведения тщательного тестирования, мы устанавливаем наш продукт в компании и только после этого предлагаем заказчикам», — рассказывает Николай Красилов. Еще одно собственное решение, которое используется, — система управления разработкой ПО. Свои разработки компания внедряла самостоятельно, так как была уверена в квалификации и опыте специалистов ИТ-отдела. «С другой стороны, лучшие специалисты по внедрению работают у заказчиков, и наш главный приоритет — это успешное внедрение у них. В связи с этим мы неоднократно обсуждали тему привлечения партнерских фирм на внедрение «Галактики ERP» в компании, но тем не менее пришли к выводу, что надо всё делать своими силами, используя те небольшие «окна», которые есть у наших специалистов, и добавляя в команду „новичков“», — делится деталями этих проектов президент корпорации.

В компании «Летограф» большая часть внутренних процессов автоматизирована с помощью одноименного и внедренного своими силами продукта — системы «Летограф», кроме нее используется только система финансового учета. «У нас существует внутренний проект по внедрению «Летограф» и для этого специально выделены ресурсы. Мы демонстрируем на своем примере, какие бизнес-процессы можно автоматизировать. Благодаря такому подходу нам не надо отвлекать ресурсы на внедрение других продуктов, а сталкиваясь с новыми потребностями, мы можем расширять функциональные возможности самой системы», — говорит Глеб Лукин.

В «Сибинтек» большинство ИТ-систем (HP Service Desk, «1С», DocsVision, Microsoft Dynamics CRM, Microsoft SharePoint Server) внедрялось целиком и полностью силами сотрудников. «Внутренняя автоматизация ИТ-компаний необходима, поскольку такие компании зачастую выступают «инкубаторами», в которых обкатываются новые версии продуктов и решений, востребованных рынком», — говорит Сергей Каминщук, заместитель начальника управления внутренней автоматизации «Сибинтек». При этом он отмечает, что такое внедрение зачастую проходит в обстановке, где каждый «сам себе CIO», и разнообразие хорошо аргументированных точек зрения на то, как должно идти внедрение, подчас мешает работе.

«Незыблемая политика компании «Открытые Технологии» — внедрение и поддержка ИС внутри организации осуществляется собственными силами. Для этого у нас уже более 5 лет существует департамент внутренней автоматизации. Мы сознательно разделили собственную автоматизацию и предоставление ИТ-услуг и ИТ-решений для заказчиков», — рассказывает Максим Темнов. Среди внедренных в компании бизнес-систем — CRM (Relavis), ERP (Maconomy + «1С:УПП 8.1»), корпоративный портал (IBM WebSphere), BI (Business Objects), система обработки запросов (Request Tracker) и другие. У политики «самоавтоматизации» в «Открытых Технологиях» есть ряд причин. Во-первых, компания полагает, что таким образом гарантирует высокий уровень качества ИТ-сервисов и решений, продаваемых заказчикам, во-вторых, обеспечивает непрерывность собственного бизнеса независимо от внешних условий, в-третьих, оптимизирует затраты как на персонал, так и на техническое оснащение внутренних и внешних работ за счет целевого использования ресурсов. Кроме того, это позволяет гибко перестраивать направления технической деятельности компании без оглядки «на тылы» и создает независимую площадку для эксплуатации перспективных ИТ-решений. Максим Темнов убежден, что крупный системный интегратор может проводить внедрение внутренних ИТ-систем только собственными силами: «Неспособность сделать это практически гарантирует проблемы при внедрении ИС у клиентов, кроме того, безопасность и конфиденциальность проектов клиентов обеспечена закрытостью инфраструктуры интегратора от других участников рынка». В компании полагают, что можно добиться сокращения затрат на внедрение за счет маркетинговых фондов вендоров, если внедренная для собственных нужд ИС будет в дальнейшем использоваться для продаж клиентам компании. А вот рассчитывать на то, что удастся продать опыт внутреннего внедрения ERP, CRM внешним клиентам из других отраслей, по мнению Максима Темнова, нелогично: «Вряд ли большинство системных наработок окажется востребованным в других внешних внедрениях, ведь даже стандартизованная бухгалтерия отличается в разных отраслях, что уж говорить о специфичных бизнес-процессах».

Плюсы и минусы автоматизации собственными силами

Мы попросили системных интеграторов отметить возможные преимущества и недостатки самостоятельного внедрения корпоративного ПО.

Плюсы:

  • Проще формулируются требования к автоматизации, четче выполняется постановка задач, более осознанно проходит выбор системы.
  • Наличие квалифицированных внутренних ресурсов.
  • Наличие экспертизы по внедряемой системе.
  • Достаточно грамотные пользователи: сотрудников не нужно убеждать в необходимости технического задания, проектирования, внедрения, сервиса, как это нередко бывает с заказчиками-неспециалистами.
  • Близость и поддержка вендоров упрощает многие процессы автоматизации. ИТ-компании говорят с поставщиками решений на одном языке.
  • Проще контролировать сроки реализации.
  • Не нужно отстаивать собственное видение результатов автоматизации.
  • После сдачи в эксплуатацию решения всегда можно обратиться к внедренцам с просьбой что-то доработать.
  • Финансовая экономия.
  • Топ-менеджеры ИТ-компании лучше представляют себе конечную цель проекта.
  • Внутренние проекты — это возможность обучения своих специалистов.

Минусы:

  • Нелегко привлечь на внутренний проект высококвалифицированных специалистов, поскольку они заняты внешними проектами.
  • «Излишняя компетентность» — много собственных специалистов, готовых помочь советами.
  • К системе предъявляются более высокие требования.
  • Необходимо балансировать между интересами вендоров и ИТ-компаний для исключения бесполезных и «псевдоимиджевых» внедрений.
  • Консультанты, обслуживающие внешних клиентов, не могут свободно, по первому требованию, обслуживать и внутренних заказчиков.
  • Внутренние проекты управляются и внедряются по остаточному принципу потому, что основная задача — удовлетворить внешние потребности.
  • Риск затягивания сроков из-за дефицита ресурсов и приоритетности работы по внешним проектам.

Нужна помощь?

Иногда компаниям приходится самостоятельно внедрять ИТ-системы просто потому, что не удается найти подходящего подрядчика. «К сожалению, достаточно трудно найти компанию-интегратора, которая смогла бы выполнить для нас проект «под ключ», — рассказывает Валерий Геленава. — Основные проблемы связаны с менеджментом таких проектов со стороны интегратора. Поэтому мы приглашаем высококвалифицированных специалистов и подчиняем их на время проекта нашим менеджерам». «КОРУС Консалтинг» в своей работе использует финансовую учетную систему, систему управления проектами, СЭД, систему управления кадрами и другие, в основном решения Microsoft и EMC. Все внутренние проекты по внедрению интегратор старается реализовывать сам. Сейчас в компании активно изучают возможность использования продуктов с открытым исходным кодом (Open Source), в частности на Open Source реализован внутренний корпоративный портал, планируется перевести на такие продукты системы бюджетирования и документооборота.

В «Ай-Теко» (используются «1С: Предприятие», Microsoft CRM, в настоящий момент идет проект перехода управленческого учета на Microsoft Dynamics AX 4.0) по всем проектам полностью или частично привлекались сторонние компании: по «1С» — в меньшей степени, так как есть собственные разработчики, по CRM и Dynamics AX 4.0 — в большей степени. Со стороны компании работали только функциональные заказчики и менеджеры проекта. «Привлекать или не привлекать интегратору стороннюю ИТ-компанию для внутренней автоматизации — зависит от длительности проекта и бюджета, — говорит Виталий Подшивалов. — Мы предпочитаем не использовать в больших масштабах внутри компании те продукты и практики, которые предлагаем на рынке. В противном случае велика вероятность конфликта по поводу ресурсов, который конечно же будет решен в пользу внешнего заказчика».

В Lynx считают, что для ИТ-компании провести автоматизацию процессов собственными силами зачастую невозможно, так как многих специалистов просто нет. Например, необходимо проводить аудит бизнес-процессов — в большинстве случаев это может сделать профессиональная аудиторская фирма, перекладывать такие задачи на плечи штатного ИТ-персонала нежелательно. В чем действительно может помочь ИТ-персонал — так это в формировании некоторых разделов техзадания и безболезненной «встройке» новой системы в инфраструктуру компании. «У нас внедрены три информационные системы — ERP («1C»), CRM (Sugar) и ITSM Service Desk, рассказывает Кирилл Иванов, директор департамента сервисной службы Lynx. — В первом случае партнер по составленному нами техническому заданию написал и внедрил для нас подходящую конфигурацию «1С». Техническую поддержку для своих внутренних клиентов мы оказывали сами. CRM-систему мы выбрали и внедрили самостоятельно. Решение ITSM Service Desk было предложено к использованию одним из наших партнеров, им же оно и дорабатывалось под нашу компанию. Дальнейшая «подгонка» и поддержка выполнялись силами наших сотрудников».

По мнению Дмитрия Лисогора, привлечение внешнего подрядчика может дать новый опыт и свежий взгляд на бизнес-процессы компании, но при этом неизбежен рост прямых затрат и необходим тщательный отбор для того, чтобы исключить доступ конкурентов к внутренней информации.

Еще один аргумент против самостоятельного внедрения — специализация. «Самостоятельное внедрение ИТ-систем в компаниях, для которых такие системы не являются профильными, может вызвать значительные сложности. Поэтому, например, по вопросу внедрения и развития внутренней системы бухгалтерии мы обратились к внешнему консультанту», — говорит Виталий Кулагин. Даже самые верные «апологеты» автоматизации своими силами все же считают целесообразным использовать внешние ресурсы в узкосегментированных ИТ-компаниях.

Есть свои нюансы и в реализации чисто технических внутренних проектов. «Для интегратора, компетентного в области слаботочных систем, намного удобнее и дешевле смонтировать данные системы у себя в офисе самостоятельно, то же касается и других сфер ИТ», — говорит директор отдела инженерных систем Computer Mechanics (ЗАО «Точная Механика») Игорь Кривопуск. Однако самостоятельно внедрить систему технической безопасности удается не всегда — например, в случае, если компания снимает офисное помещение, а его владелец имеет для этого уполномоченную организацию, которая отвечает за монтаж и эксплуатацию всей системы в целом. Сейчас это обычная практика для офисных центров.

Когда заказчик — ИТ-компания

Рассказывают представители системных интеграторов, которые работали с ИТ-компаниями как заказчиками.

Валерий Геленава, «КОРУС Консалтинг»: «Мне кажется, основные особенности работы с «ИТ-клиентом» заключаются в более четкой постановке задач и более четком понимании конечного результата. «ИТ-клиента» достаточно сложно переубедить».

Сергей Сыпченко, Digital Design: «Для любого интегратора в этом есть как преимущества, так и недостатки. С одной стороны, такой клиент лучше понимает свои потребности и специфику работы с внедренцем. С другой — он предъявляет более высокие требования к работе наших специалистов и критично относится к самому процессу».

Виталий Кулагин, Sputnik Labs: «При внедрении проекта в ИТ-компании часто гораздо проще двигаться по методологии внедрения системы. Не нужно тратить усилия на объяснение необходимости тех или иных стадий проекта».

Николай Красилов, «Галактика»: «Работать с ними, с одной стороны, проще — они менее консервативны, руководство не нужно убеждать в необходимости тех или иных действий, они прекрасно понимают, что такое ИТ-проект. С другой стороны, квалификация их специалистов очень высокая, поэтому на такие проекты мы направляем наиболее опытных внедренцев».

Святослав Бакшаев, «Сибинтек»: «Часто оказывается, что заказчик уже выбрал поставщика и решение и требуется не просто оперативно и профессионально реализовать проект, а ежедневно демонстрировать наличие высоких компетенций и обширного опыта практической работы в кругу „коллег“».

«Без поддержки проект обречен»

Все компании, которые проводили внутреннюю автоматизацию, сталкиваются как со стандартными сложностями, так и с неожиданными проблемами, на которые сначала не обратили внимания. Как и любым другим заказчикам, в ходе внедрения крайне важна поддержка руководства. «Без поддержки проект обречен», — убежден Владимир Фролов.

На этапе отладки и опытной эксплуатации новой системы возможна неразбериха, связанная с одновременной работой старой. Важную роль играет и человеческий фактор — попытки внедрения ERP нередко оказываются неудачными не столько из-за трудностей в освоении новых ИТ, сколько из-за того, что отношения между службами и специалистами одной компании зачастую непросто превратить в совместную работу на единый результат. Важно создать конструктивные отношения между «внутренней автоматизацией» и сотрудниками других подразделений. Необходимо во многих ключевых местах искать компромисс: что должно измениться — организационная процедура или ее отражение во внедряемой системе. На этапе опытной эксплуатации обрадованные новыми возможностями пользователи вместе с растущим пониманием создают порой эффект лавинообразного роста новых требований, что грозит сделать проект вечным. Здесь необходим разумный компромисс между управлением изменениями в проекте и переносом новых требований в последующую доработку системы.

Виталий Подшивалов обращает внимание на то, что хороший менеджер проекта — это в первую очередь человек, умеющий всё предусмотреть. Чем больше моментов будет учтено в начале внутреннего проекта, тем будет меньше ошибок и сложностей в ходе его реализации.

Многие ИТ-компании быстро растут, меняются. В этих условиях проект внутренней автоматизации лучше разделять на небольшие стадии. «Каждая стадия (по две-три недели) завершается вводом в эксплуатацию. Такой подход позволяет нам, во-первых, быстрее выдавать пользователям результат, во-вторых, динамично адаптировать ИС под изменяющиеся потребности», — говорит Валерий Геленава.

По мнению Максима Темнова, в случае частых изменений в компании срок внутреннего проекта не может превышать 3–5 месяцев. Он считает также, что уровень формализации таких проектов должен быть более высоким, чем внешних. Это поможет бороться с таким подходом: «у меня сейчас более важные внешние бизнес-задачи и для внутреннего проекта нет времени».

Всем специалистам-внедренцам известно, как сложно бывает убедить рядовой персонал заказчика в том, что автоматизация необходима. Если речь идет о собственном персонале, этой проблемы тоже не избежать. Так, в «Сибинтек», внедрявшей систему «1С:Управление производственным предприятием» в центральном офисе и во всех филиалах, которые до этого не имели единой учетной политики, пришлось преодолевать определенное сопротивление ряда сотрудников в регионах. Но в этих случаях серьезным аргументом становится надежная работа системы в центральном офисе. «Было принято решение «начать с себя» — в течение первого полугодия система внедрялась в головном офисе в Москве, а затем опыт тиражировался в регионы», — говорит Сергей Каминщук.

В компании «Летограф» на начальных этапах внедрения для его ускорения был разработан определенный набор отчетов для сотрудников, которые принимались к рассмотрению только из новой системы. Поскольку персоналу приходится пользоваться этой ИС, то и внедрение идет успешнее и быстрее.

Непросто бывает оценить эффективность внутренней автоматизации. С одной стороны, у ИТ-компании наверняка существует система оценки. С другой — в сфере ИТ-услуг количественные оценки не работают. «При принятии решений о внутренней автоматизации мы отталкиваемся не от экономической эффективности, а от важности конкретного бизнес-процесса, а уже после этого делаем всё для того, чтобы он выполнялся максимально эффективно», — говорит Сергей Сыпченко.

Если ИТ-компания работает в области услуг, то оценить эффект внедрения можно, в основном, экспертным путем, сравнивая бизнес-процессы до и после запуска ИТ-системы в промышленную эксплуатацию. «Конечно, такую оценку провести сложнее, но это не значит, что она не проводится. Если брать наш опыт, то руководство видит полную картину, создано единое информационное пространство, оперативно принимаются решения — то есть управление становится более гибким», — говорит Николай Красилов. В любом случае главная количественная оценка эффективности проекта внутренней автоматизации — это дополнительная прибыль.