Рынок ИТ-услуг в России активно развивается, но до полной прозрачности ему еще далеко.

Компания IDC представила основные результаты отчета о рынке ИТ-услуг в России за 2007 г. Как утверждается в IDC Russian IT Services 2008–2012 Forecast and 2007 Vendor Shares, объем этого рынка вырос в 2007 г. на 47,2% и превысил 4,4 млрд. долл. (за исключением офшорных услуг и услуг, переданных субподрядчикам). В 2006 г. эти показатели были соответственно 23,2% и 2,99 млрд. долл. Доля услуг в структуре ИТ-рынка в целом составила 20%, а темпы роста рынка ИТ-услуг в нашей стране стали самыми высокими в мире. Активному развитию этого направления, и прежде всего системной интеграции, по мнению аналитиков IDC, способствовал целый ряд факторов, наиболее заметные из которых — высокие цены на нефть, крупные ИТ-проекты федерального уровня и увеличение числа проектов в регионах. Положительно сказались также стабильная политическая ситуация и благоприятный инвестиционный климат.

Весь сегмент ИТ-услуг в IDC разделяют на три части — проектно-ориентированные (консалтинг, системная интеграция, разработка заказного программного обеспечения), аутсорсингориентированные (ИТ-аутсорсинг) и ориентированные на подготовку (ИТ-поддержка, ИТ-обучение и тренинги). В рынок ИТ-услуг не входит управленческий консалтинг; стоимость оборудования и «коробочного» ПО в проектах по поддержке поставки оборудования и ПО, а также в проектах по системной интеграции; стоимость запчастей в сервисных контрактах.

Преобладающий сегмент в структуре рынка ИТ-услуг в 2007 г., по данным IDC, — системная интеграция (30,4%), на втором месте — консалтинг и разработка заказного ПО (28,8%), на третьем — установка и поддержка оборудования и ПО (18,7%) (см. рисунок).

«Высокий спрос на услуги внедренческого консалтинга, настройки по требованиям заказчика и сопровождения приложений был обусловлен рекордными темпами роста рынка интегрированных систем управления предприятием и существенным снижением уровня пиратства, — сказал Александр Прохоров, ведущий аналитик IDC по рынку услуг ИТ. — Высокими темпами рос рынок аутсорсинга, и все больше российских фирм передавали ресурсы ИТ на внешнее управление».

В ТOP10 ведущих поставщиков ИТ-услуг, по данным IDC, вошли IBS, «ТехноСерв А/С», «Крок», «Оптима», ЛАНИТ, «КомпьюЛинк», «Ай-Теко», HP, EPAM и R-Style. Совокупная доля этих игроков на рынке ИТ-услуг (включая офшорные услуги и услуги, переданные субподрядчикам) составила 41,5% (4,8 млрд. долл.). Тройка лидеров выглядит по-разному в зависимости от условий их оценки — если считать субконтракты и офшор, это IBS (6,9%), «ТехноСерв A/C» (6,2%) и «Крок» (6,0%). Включая субконтракт, но без офшора — «ТехноСерв A/C» (6,5%), «Крок» (6,2%) и IBS (5,7%). По критерию «ИТ-услуги по системной интеграции, включая субконтракт, но исключая офшор», лидером стала «Крок» с долей 18,5%, второй — «ТехноСерв A/C» (13,9%), третьей «КомпьюЛинк» (9,6%).

Крупнейшим потребителем ИТ-услуг в России оставался, как и в 2006 г., финансовый сектор экономики (18,2%), за ним следовали госструктуры (16,2%) и телекоммуникационный сектор (13,1%). Наиболее динамично росло потребление ИТ-услуг в секторе образования (167%), по словам Александра Прохорова, это во многом объясняется мероприятиями в рамках соответствующего нацпроекта. На втором месте по скорости роста — госсектор. В IDC полагают, что снижения темпов потребления ИТ-услуг в госсекторе не произойдет.

Если сравнивать российский и мировой рынки (объем ИТ-услуг, по оценке IDC, 515,6 млрд. долл.), то доля России пока очень мала — менее 1%, а единственная компания, входящая и в отечественную, и в мировую десятку лидеров, — это HP. Структура нашего ИТ-рынка также имеет свои особенности. Если в Германии или Великобритании сектор ИТ-услуг является самой большой частью ИТ-рынка, то в России его в разы превосходят продажи ИТ-оборудования.

По прогнозам IDC, в 2009 г. объем рынка ИТ-услуг в России достигнет 8 млрд. долл., и к концу того же года доля услуг в структуре ИТ-рынка в целом превысит 26%. Драйверами роста на следующие годы для этого сегмента Александр Прохоров назвал, во-первых, общий рост ИТ-рынка, т. к. продажи ПО и «железа» «тянут за собой» и ИТ-услуги; во-вторых, рост ИТ-бизнеса в регионах и, в-третьих, развитие таких активно потребляющих ИТ-услуги секторов, как банки и телеком. Среди сдерживающих факторов он упомянул фрагментированность рынка ИТ-услуг, нехватку специалистов и институциональную незрелость (недостаточную прозрачность, несовершенство законодательства, коррупция и бюрократия).

Уточненные данные

В нынешнем году, как и в прошлом, для анализа данных, предоставленных российскими ИТ-компаниями, IDC в качестве партнера привлекло российскую Лигу независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС). Экспертами ЛИНЭКС была, в частности, разработана методика уточнения данных, полученных от игроков рынка, применение которой в прошедшем году привело к серьезной корректировке показателей IDC. Тогда, по расчетам последней, объем рынка ИТ-услуг вырос в 2006 г. на 43%. Однако методика ЛИНЭКС показала, что большая часть интеграторов завышает передаваемые IDC данные («прибавка» составила от скромных 25% до 125%). И после этой корректировки показатель оказался почти вдвое ниже — аналитики пришли к выводу, что ИТ-компании завысили свои доходы от ИТ-услуг в полтора раза, а рынок вырос всего на 23,2%.

В нынешнем году, как сообщил Сергей Карелов, председатель совета ЛИНЭКС, процент расхождения декларируемой выручки и ее оценки ЛИНЭКС уменьшился в 3,7 раза, что свидетельствует о росте прозрачности рынка и реалистичности данных, предоставленных его игроками. В частности, выручка на одного сотрудника, занятого в сфере ИТ-услуг, в среднем сократилась на 17%. Однако если в прошлом году аналитики ЛИНЭКС рассчитывали наиболее вероятный показатель выручки от оказания ИТ-услуг для каждой компании, то теперь — максимально возможный показатель, что уменьшило «расхождения» между их прогнозом и предоставленными IDC данными и повысило «индекс доверия» отечественным ИТ-компаниям. Тем не менее большая часть ИТ-контрактов остается в тени, считает Сергей Карелов: «На Западе известно о 70% контрактов, а у нас 90% сделок вообще не объявляются». Но и этот показатель постепенно улучшается, и в 2007 г. число объявленных контрактов на ИТ-рынке превысило аналогичный показатель 2006 г. более чем на 220%. В ЛИНЭКС уточнили и некоторые другие показатели — так, по словам Сергея Карелова, две трети роста рынка ИТ-услуг в 2007 г. обусловлены ростом цен и только 25% — ростом потребностей клиентов. Также в ЛИНЭКС не разделяют слишком оптимистичного взгляда IDC на рост сектора ИТ-услуг в России в нынешнем году и считают, что в 2009 г. этот рынок может даже уменьшиться под влиянием мирового финансового кризиса и прочих неблагоприятных общеэкономических факторов. В этих условиях, скорее всего, продолжится консолидация сегмента — если в 2005 г. TOP50 ИТ-компаний охватывали 47% рынка, то в 2006-м — 54%, а в 2007-м — уже 65%. В трудных условиях крупным игрокам будет легче работать.

Доверяй, но проверяй

Не все интеграторы согласились с обвинениями в предоставлении неверных, завышенных данных о своем бизнесе. Более того, самые «недовольные» — «КомпьюЛинк», «Крок», «Ай-Теко», ЛАНИТ и R-Style — летом этого года выступили с обращением к президенту IDC Кирку Кэмпбеллу. «Мы допускаем, что каждое аналитическое агентство имеет право на применение в своих исследованиях собственных методик, пусть даже не всегда очевидных с точки зрения целесообразности включения в анкеты части критериев и параметров данных, а также с точки зрения корректности некоторых формулировок и системы экспертных оценок в целом. Однако этот факт не дает аналитическому агентству права публично оскорблять участников рынка, подвергать сомнению достоверность предоставленных ими данных, представлять поданную информацию как лживую и не заслуживающую доверия, разрушать имидж ключевых игроков рынка в СМИ. Считаем, что юное аналитическое агентство ЛИНЭКС пытается создать себе узнаваемое имя провокационными способами — самоутвердиться за счет инициирования скандала вокруг крепких российских ИТ-брендов. Неприятно, что IDC способствует агентству ЛИНЭКС в этом вопросе», — говорится в письме. Интеграторы выступают против использования третьими агентствами данных, предоставленных IDC участниками рынка на условиях конфиденциальности, и считают некорректным освещать без их согласия результаты исследований, построенных на основе этой информации.

Также в письме они настаивали на том, чтобы представительство IDC в России в обязательном порядке письменно согласовывало с интервьюируемыми компаниями участие в своих проектах других аналитических агентств и СМИ до предоставления ими финансовой информации о своей деятельности. В случае отклонения этих требований интеграторы пообещали в дальнейшем отказываться от подачи финансовых данных для исследований IDC. «Мы сотрудничаем с IDC на добровольной основе и для нас, как компании, реализующей крупные комплексные проекты, сбор информации в разрезе классификации работ и услуг IDC весьма трудоемкий процесс. Тем не менее каждый год мы предоставляли данные в заданном IDC шаблоне и в прошлом году удостоились критики из уст г-на Карелова за качество предоставленных данных. Хотим заметить, что та отчетность, которую мы предоставляем вне зависимости от исследования IDC по результатам деятельности компании за год, подтверждена независимыми международными аудиторами», — заявила Ирина Семенова, директор по маркетингу и информационной политике группы компаний «КомпьюЛинк». «Обращение наших компаний было вызвано двумя причинами. С одной стороны, это некорректное использование предоставляемой нами информации. Надо понимать, что мы на условиях доверия предоставляем IDC достаточно конфиденциальные исходные финансовые данные для проведения исследования, не рассчитывая на их дальнейшее распространение ни среди партнеров IDC, ни на передачу любой другой третьей стороне. Вместе с тем компания ЛИНЭКС, получая эти данные, позволяет себе давать некорректные с этической точки зрения оценки доверия к предоставляемой информации, чем наносит ущерб имиджу и бизнесу компании, — сказал Сергей Лапенок, начальник отдела маркетинга компании R-Style. — Подчеркну, что недоверие вызывают не исследования ЛИНЭКС как таковые, а методологии расчета упомянутых индексов. Ответ и реакция на наше письмо нас удовлетворили частично. В какой точно степени, сейчас говорить преждевременно, однако, как вы смогли заметить, в этом году об индексах доверия на презентации ежегодного отчета не упоминалось».

Вероника Тараба, заместитель генерального директора компании «Крок», так прокомментировала эту ситуацию: «В прошлом году для нас стало неожиданностью, что компания IDC представила данные отчета совместно с небольшим аналитическим агентством, чей руководитель использовал шокирующие методы для привлечения внимания к своему участию в проекте, по сути, к своей товарной марке — он просто сравнил известные на российском рынке бренды с двух-трехзвездочными отелями. Ответ IDC не прояснил ситуации — получается, субподрядчики IDC могут использовать наши финансовые данные, по своему усмотрению интерпретируя их и делая неожиданные выводы о качестве наших услуг».

В свою очередь Сергей Карелов назвал это письмо «эмоциональной истерикой»: «Это скандально-эмоциональное письмо, для американского бизнесмена тем более, в первую очередь повлияло на восприятие российского рынка со стороны американского руководства IDC. Требование согласовывать список своих субконтракторов с отдельными российскими интеграторами — это просто смешно и говорит о полном непонимании того, как работают западные компании. Вообще, получается, что эти компании сами точных открытых данных о своем бизнесе не дают, а если некая организация пытается дать эту оценку, то обижаются, потому что им не нравятся эти цифры». Также он отметил, что ЛИНЭКС уже второй раз участвует в совместном проекте с IDC и в соответствующем договоре юридически предусмотрена передача данных субконтракторам, это не является каким-то нарушением, а потому требования, изложенные в письме, юридически беспочвенны. «Все это просто непрофессионально, а уровень шума со стороны этих интеграторов прямо пропорционален искажению данных», — заявил Сергей Карелов.

В свою очередь, в IDC решение вопроса «переадресовали» из головного офиса компании в российский, его главе Роберту Фаришу. Тот в своем ответном письме возмущенным интеграторам заверил их, что планов публиковать какие бы то ни было «индексы доверия» у IDC нет, работой с ЛИНЭКС в IDC вполне удовлетворены, и хотя понимают реакцию компаний на выводы из прошлогоднего отчета, требование согласовывать с ними список российских субконтракторов — это «fundamental misunderstanding of what IDC is and what we do». Роберт Фариш заверил компании, что надеется на дальнейшее сотрудничество с ними и готов обсуждать детали любых проектов, однако объяснил, что процедура валидации данных, предоставляемых IDC, является важнейшей частью аналитической работы агентства. Очевидно, что намерений кого-либо «обидеть» у IDC нет, но подобные конфликтные ситуации неизбежны в ситуации непрозрачности российского ИТ-рынка.

Рыбалка в мутной воде

Один из присутствовавших на брифинге IDC и ЛИНЭКС журналистов едко заметил, что раз в мутной воде компаниям удобнее «ловить рыбу», то зачем вообще нужна прозрачность? Мол, рыбалка нужна для улова, а не для наблюдения за рыбой и рыбаками. Большинство российских ИТ-компаний не являются публичными, и потому прозрачность для них не означает непременное требование бизнеса. Она может стать только жестом доброй воли и вкладом в общее повышение «цивилизованности» рынка. Между тем этого тоже недостаточно для полноценного анализа. Кроме желания стать открытыми нужны методологические решения, в частности единый подход для определения выручки от ИТ-услуг, единая классификация ИТ-услуг (возможно, по версии IDC). ИТ-компании должны научиться четко определять, какая часть их бизнеса относится к ИТ-услугам. «Если даже при установке пластиковых окон можно отделить затраты на услуги от затрат на материал, почему этого не могут сделать ИТ-компании? В этом нет ничего невозможного», — считает Сергей Карелов. В качестве первого шага он призвал ИТ-компании подписать хартию «За прозрачный рынок»: «Это будет не хартия ЛИНЭКС, а документ самих лидеров ИТ-рынка. Так они смогут больше доверять аналитикам и платить деньги за их отчеты с чувством удовлетворения, а не сомнения и даже неприязни, как это было до сих пор».