Окончание. Начало в №№ 8, 9/2009

От готовых продуктов к комплектующим

О том, что в условиях кризиса рынок комплектующих оказался наиболее устойчивым, говорят все дистрибьюторы. «В проблемные месяцы, сентябрь — декабрь 2008 г., мы отметили, что в канале продажи сократились не так сильно, как на готовую продукцию, например на ноутбуки», — говорит Дмитрий Клешнин.

О том, что дистрибьюторы компонентов оказались более прозорливыми и сумели вовремя отреагировать на экономические катаклизмы, говорит Андрей Хомяков. По его словам, на российском рынке комплектующих к концу 2008 г. сложилась иная ситуация, нежели на рынках готовых продуктов, где наблюдалось затоваривание: «По всем видам компонентов дистрибьюторам удалось сократить к концу года склады до минимума и начать 2009-й "с чистого листа". Продажи текущего года — это новые поставки, новые заказы, это — возможность маневра».

Александр Будилов говорит, что, прогнозируя снижение спроса, ELKO строго контролировала складские запасы и к концу 2008 г. оздоровила склад, на котором в настоящее время содержится 4–5-недельный запас компонентов.

Еще в 2008 г. NetLab довольно успешно продавала собираемые ею ПК, но, как говорит Вадим Лата, в 2009 г. многие небольшие клиенты перестали их покупать, зато начали закупать комплектующие, самостоятельно собирая компьютеры и экономя при этом 10–15 долл., что в настоящее время на рынке значит немало как для реселлеров, так и для клиентов.

В режиме жесткой экономии

В условиях сокращения спроса практически все дистрибьюторы начали перестраиваться, снижая свои риски и расходы. Михаил Лукинов признается, что Alliance Group, чтобы оставаться прибыльной, как и многие другие дистрибьюторы, сокращает издержки — увольняет часть сотрудников, уменьшает арендуемые площади, переходит на режим жесткой экономии: «Причем для расширения своего ассортимента мы, как и другие поставщики, начали активно работать по бартеру с другими дистрибьюторами».

Другими шагами по оптимизации своего бизнеса стали переход дистрибьюторов на краткосрочное планирование закупок компонентов и минимизация складских запасов. Однако эти действия российских поставщиков не всегда соответствовали запросам рынка.

В конце 2008 г., по словам Ирины Кальченко, все зависело от того, насколько правильно дистрибьютор оценил спрос и возможные риски: «Входить в 2009 г. с полными складами без понимания спроса, "вслепую", мог поставщик, или очень подготовленный, или оценивший все риски потерь и готовый к ним. Несмотря на переход к краткосрочному планированию, немногие дистрибьюторы могут правильно спрогнозировать спрос. Примером тому стали январь и февраль 2009 г. — в январе был явный подъем спроса и возник дефицит товаров у дистрибьюторов, и обратная ситуация в феврале, когда спрос рынка просто переоценили».

Евгения Титова подтверждает, что складские запасы комплектующих у дистрибьюторов в декабре 2008 г. были минимизированы, но считает, что это обычная ситуация в конце года. Причем, как отмечает Андрей Хомяков, наибольшее сокращение складских запасов наблюдалось по системным и графическим платам, и к концу 2008 г. у дистрибьюторов их практически не оказалось: «В январе и феврале из-за пустых складов, когда на комплектующие повысился спрос, мы всё продавали практически "с колес". Хотя продажи в целом были существенно меньше, чем в эти же месяцы 2008 г. Учитывая влияние кризиса, мы разместили заказов у вендоров примерно на 40% меньше, чем год назад».

Однако, как говорит Евгения Шолохова, складские запасы «КАРИН» не уменьшались до конца 2008 г., так как большинство заказов у вендоров было размещено еще летом, когда кризисные проявления в явном виде отсутствовали.

В OCS, как утверждает Дмитрий Клешнин, к концу 2008 г. запас комплектующих был рассчитан примерно на 1–2 недели: «По-видимому, сопоставимые параметры были и у других дистрибьюторов, что вызвало некоторую нехватку ходовых компонентов в январе. В феврале склады дистрибьюторов уже полны, и на фоне падающего спроса на комплектующие дефицита не ожидается».

Дилерские сети растут!

«При сокращении заказов со стороны крупных компаний в регионах, которые либо ушли с рынка, либо резко сократили объемы работы, мы отмечаем значительное увеличение своей дилерской сети за счет небольших сборщиков, которые раньше закупали компоненты у местных субдистрибьюторов», — заявляет Леонид Ураков. В 2008 г. 3Logic открыла представительство в Новосибирске, которое обслуживало 5–7 средних компаний, а в настоящее время через это представительство дистрибьютор поставляет комплектующие более чем 50-ти небольшим компаниям в регионе.

О значительном (в несколько раз) росте дилерской сети в конце 2008 г. — начале 2009 г. говорит Ирина Кальченко, которая считает, что произошло перераспределение поставок из Москвы в регионы, где региональные офисы дистрибьютора начали напрямую обслуживать небольших сборщиков: «У них мало денег и потому они закупают продукты в весьма ограниченных объемах, но зато достаточно часто».

По мнению Вадима Латы, на расширение клиентской базы московских компаний повлияло прекращение активной работы в регионах некоторых серьезных поставщиков, закрывших там свои склады. В результате этого региональные дилеры стали искать новые каналы поставок. Причем он отмечает, что с приходом кризиса многие региональные сборщики начали еще более аккуратно считать деньги и сокращать издержки: «Если раньше такие компании шли по пути оптимизации числа поставщиков, что позволяло им экономить на логистике и денежных транзакциях, то сейчас многие из них в связи с быстрым изменением обменного курса рубля предпочитают работать по предоплате, что также позволяет им минимизировать курсовые потери».

Что ждет рынок компонентов?

По мнению Сергея Расколова, с которым согласны представители «КАРИН», сейчас есть основания ожидать падение продаж на 30–35% по отношению к продажам в 2008 г., рынок комплектующих окажется на уровне 2005–2006 гг. «ПИРИТ-Дистрибуция» также ожидает снижение спроса на компоненты в первой половине 2009 г. на 30–40%. Однако, как замечает Евгения Титова, сейчас рано давать прогнозы на целый год, нужно посмотреть, как будет развиваться ситуация в ближайшие месяцы: «Мы диверсифицировали свой бизнес компонентов как по региональным группам дилеров, так и по группам продуктов, внимательно оценивая запросы с мест. Есть понятие оплачиваемого спроса, которое относится прежде всего к появившимся на рынке многочисленным новым дилерским компаниям, поставки компонентов которым связаны с определенными рисками. Хотя при этом у дистрибьютора оборот может вырасти».

Alliance Group придерживается еще более пессимистичного прогноза. «По самому плохому сценарию в 2009 г. рынок ПК и комплектующих может сократиться на 50% в денежном выражении и на 40% в штучном. Мы надеемся, что падение рынка не превысит 40% в деньгах и 30% в штуках», — говорит Михаил Лукинов.

ITAKA активно обсуждала с вендорами возможности своих дилеров и оценивала вероятное развитие ситуации на российском рынке сборки ПК. Как призналась Ирина Кальченко, в результате дистрибьютор пришел к мнению, что в 2009 г. спрос на готовые настольные ПК снизится на 40% по сравнению с предыдущим годом. Естественно, это отразится на поставках комплектующих, но сокращение их продаж будет не таким заметным, поскольку наряду с выпуском новых систем будут шире модернизироваться старые.

Вадим Лата также полагает, что при отсутствии роста на рынке готовых устройств появится больший интерес к модернизации существующих компьютеров, в которых по возможности станут заменять все основные компоненты, кроме корпусов.

Однако с ними не согласен Александр Будилов: «Пока отмечается очевидный рост доли компонентов для систем начального уровня, которые обычно используются для сборки новых ПК. Думаю, что в условиях кризиса пользователи будут использовать имеющиеся у них компьютеры до последнего. Модернизацию морально устаревшего ПК отложат до лучших времен, а физически устаревшую систему сейчас проще заменить на новую, чем пытаться реанимировать».

«На смену финансовому пришел экономический кризис, закрываются предприятия, сокращаются рабочие места, — отмечает Леонид Ураков. — По крайне пессимистичному сценарию развития рынок ПК в 2009 г. может сократиться на 40%, оптимистичный прогноз — останется на уровне 2008 г.»

OCS, по словам Дмитрия Клешнина, придерживается оптимистического сценария: «Основанием для этого служит серьезное сокращение рынка ноутбуков. Многие клиенты переориентируются на покупку более дешевых и доступных настольных ПК. Я рассчитываю, что доля последних в 2009 г. увеличится. Следовательно, и рынок комплектующих будет падать не очень быстро, а при более-менее позитивной экономической ситуации и расти». OCS диверсифицирует свой канал и наращивает предложение за счет расширения ассортимента, перенося центр внимания на поставки более дешевых продуктов.

Столь же оптимистические взгляды высказывает и Андрей Хомяков, который, во-первых, отмечает, что за счет сокращения предложений готовых ПК в федеральной рознице активизировалась сборка ПК в средних и небольших компаниях в регионах. Во-вторых, по его мнению, соотношение цена/производительность сегодня лучше у настольных компьютеров, и поэтому вполне возможно изменение тенденции роста рынка ноутбуков на прямо противоположную, что, в свою очередь, приведет к увеличению рынка комплектующих.