По данным Dataquest, в 1998 г. компания Oracle укрепила лидирующее положение на рынке баз данных для платформы Windows NT, оставив позади корпорацию Microsoft. В свою очередь IBM обогнала Oracle по общему числу проданных лицензий для БД.

Продуктам Oracle7/8 и Oracle Lite принадлежит 46,1% рынка БД для Windows NT, а SQL Server фирмы Microsoft только 29,7%.

Доля продаж UDB, версии DB2 компании IBM для открытых систем, достигла 9,7% на платформе NT и 7,3% на платформе Unix по сравнению с 7,1 и 4,7% годом ранее.

По словам Джанет Перна, генерального менеджера группы управления данными IBM, это означает, что компания выходит на третье место по объему продаж БД для открытых систем клиент/сервер. «Рост продаж наших продуктов для платформы Windows NT по сравнению с прошлым годом составил 100%, а для Unix — 70%, — заявила она. — При этом рынок БД в целом вырос только на 15%».

В настоящее время, как сообщила Перна, непрямые продажи составляют 25% объема продаж UDB по сравнению с 15% годом ранее. Быстрому росту сбыта UDB способствует также сотрудничество IBM с поставщиками информационных услуг и разработчиками программ для планирования ресурсов предприятий. «Сегодня у нас 10 тыс. прикладных программ и более 6,5 тыс. деловых партнеров; это стало решающим фактором нашего успеха», — считает Перна.

По словам Каролины Диченцо, ведущего аналитика Dataquest, IBM действительно затратила немало времени и средств для того, чтобы обеспечить успех DB2, она постоянно работает над партнерскими программами и наращивает усилия по поддержке продаж этого продукта.

Важным фактором, определяющим исход борьбы за долю рынка между IBM и Oracle, продолжает оставаться цена. «Наши цены примерно на треть ниже, чем у Oracle», — подчеркивает Перна.

Между тем руководство Oracle возвестило о победе над Microsoft, основываясь на новых данных о принадлежащей каждой компании доле рынка. «Microsoft теряет позиции, — сказал Чак Розват, старший вице-президент Oracle по серверам. — Мы объясняем это, во-первых, неспособностью обеспечить масштабирование и, во-вторых, новой архитектурой «тонкого» клиента, где достижения Microsoft весьма сомнительны».

В приведенных выше данных не учтены ни SQL Server 7.0, ни Oracle8i: оба продукта поступили в продажу недавно. Однако разрыв в 14 пунктов говорит об увеличении отрыва Oracle от Microsoft на платформе Windows NT. В 1997 г. он составлял 3 пункта. Oracle опережает и в категории реляционных баз данных для платформы Unix, где, по расчетам Dataquest, ее доля достигла 61%.

В 1998 г. IBM вернула себе общее лидерство по доходам от продажи лицензий на рынке БД, в основном благодаря крупным поставкам DB2 для больших ЭВМ (мэйнфреймов) и быстрому росту продаж версий DB2 для Unix и NT. Постоянно конкурируя с Oracle в течение последних нескольких лет, IBM увеличила свою долю рынка до 32,3% в 1998 г. по сравнению с 28,9% в 1997 г. При этом доля, принадлежащая Oracle, немного сократилась — с 29,4 до 29,3%.

«IBM удалось вернуть лидерство благодаря хорошим позициям машин S-390 и AS/400 наряду с резким ростом продаж версий DB2 для Unix и Windows NT», — сказала Диченцо.

Одновременно несколько увеличилась доля рынка Microsoft — с 9,9% в 1997 г. до 10,2% в 1998 г.

По мнению Диченцо, Microsoft пострадала из-за того, что выпуск SQL Server 7.0 пришелся на конец года и многие покупатели ждали выхода этой версии.

Доли Informix и Sybase уменьшились с 4,8 до 4,4% и с 4,5 до 3,5% соответственно.

В 1998 г. IBM слегка опередила Oracle по общему показателю продаж всех БД. Однако, по словам руководителей Oracle, вывод об общем лидерстве IBM неверен, так как при составлении отчета учитывались ее нереляционные фирменные БД для мэйнфреймов, например IMS. .

«88% их продаж составляют продукты для «доисторических» платформ, — говорит Кен Джекобс, вице-президент Oracle по маркетингу серверов данных. — Их потребители стали заложниками. Я полагаю, что рост продаж объясняется проблемой 2000 г.».

В целом на рынке БД, объем которого достиг 7,1 млрд. долл., отмечены хорошие темпы роста — 15%. По прогнозам Dataquest, к 2003 г. объем этого рынка составит 10 млрд. долл. благодаря хранилищам данных, электронной торговле, Интернету и мобильным компьютерным системам.