«Эра ПК закончилась». Это положение ежегодного письменного обращения Луиса В. Герстнера, председателя и главного управляющего IBM, к акционерам компании, казалось, с легкостью было опровергнуто объявлением финансовых результатов компании за I квартал 1999 г. Рост продаж ее ПК составил 49% по сравнению с тем же периодом 1998 г. и вдвое превысил темпы роста индустрии ПК в целом. В чем же секрет успеха IBM, каковы перспективы развития ПК на ближайшее будущее и действительно ли закончилась эра ПК? Свою точку зрения на эти проблемы ведущие менеджеры компании высказали в ходе пресс-конференции «Преобразование ПК: новая роль в мире электронного бизнеса», организованной IBM Personal Systems Group (PSG) EMEA 28 апреля в Лондоне. В этом общеевропейском мероприятии приняли участие более 40 журналистов, представляющих ведущие компьютерные и деловые издания Европы и Ближнего Востока. Прессу России представляла главный редактор CRN/RE.

Фраза, произвольно выхваченная из контекста, может потерять всякий смысл или поставить с ног на голову даже логичное объяснение какого-либо явления. Именно это и произошло со словами Луиса Герстнера об окончании эры ПК, за которыми в его обращении к акционерам следует разъяснение видения компанией будущего ПК. Суть сводится к тому, что закончилось время, когда именно ПК был первичной платформой для разработки и развития приложений и побуждающей силой при принятии клиентом закупочных решений. Сегодня эти функции берет на себя Сеть. ПК становится крошечной частичкой сети, выполняющей свою маленькую часть работы, не более того. Поскольку Сеть берет на себя работу, ранее выполняемую ПК, нас ожидает бурное развитие новых классов персональных компьютерных устройств — персональных цифровых помощников, телефонных устройств, работающих с Сетью, смарт-карточек и других устройств, ныне еще несуществующих. Это приведет в ряды пользователей Сети миллионы, а возможно и миллиарды людей, сегодня еще далеких от нее, причем этот процесс будет происходить гораздо быстрее и эффективнее, чем формирование сообщества пользователей ПК. По данным компании Frost& Sullivan, в прошлом году 96% всех устройств, присоединенных к Интернету, составляли ПК. К 2001 г. эта цифра уменьшится до 60%, а в 2003 г. на долю ПК в Сети будет приходиться уже менее 50%.

А что же ПК? Дуглас ЛеГранд, генеральный менеджер IBM PSG EMEA, заверил участников лондонской пресс-конференции, что ПК, роль которого с приходом эры Интернета значительно меняется, ожидает долгая и вполне здоровая и счастливая жизнь. По мнению IBM, в ближайшие годы рынок ПК будет продолжать динамично развиваться. Аналитики предполагают в 1999 г. 15%-ный рост продаж в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Интернет изменил роль ПК, но он же является и двигателем их продаж. В ближайшие три года в Западной Европе число компьютеров, подключенных к Сети, почти удвоится (с 30% в 1998 г. до 56% в 2002 г.). Те, кто, услышав слова Герстнера об окончании эры ПК, решили, что IBM уходит с этого, казалось бы, умирающего рынка, поторопились с выводами. «Мы работаем в этом бизнесе, чтобы быть первыми», — сказал г-н ЛеГранд и перечислил веские аргументы в пользу такой позиции IBM: сегодня большинство заявок от клиентов компании содержат ПК, наличие ПК в номенклатуре продукции IBM укрепляет ее позиции как технологического партнера для корпоративного рынка; ведущие позиции компании в области ПК значительно повышают ее конкурентоспособность в сфере решений для малого и среднего бизнеса как наиболее быстро развивающегося сегмента рынка ИТ. Кроме того, сегодня на ПК приходится 65% общего объема затрат на приобретение оборудования.

По предварительным данным IDC, в регионе EMEA по итогам I квартала 1999 г. компания IBM поднялась на второе место по поставкам серверов, увеличив поставки Netfinity на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Другой быстро развивающийся сегмент — портативные компьютеры ThinkPad, поставки которых, по данным того же источника, в I квартале выросли на 64,9%. Объем поставок коммерческих настольных компьютеров увеличился на 30%, а домашних ПК Aptiva — на 39%.

В подтверждение серьезности намерений IBM на рынке ПК участникам пресс-конференции был представлен новый сервер Netfinity 1000. Этот недорогой сервер предназначен специально для малого и среднего бизнеса и предполагает поставку в двух конфигурациях: на базе процессора Pentium III с тактовой частотой 500 МГц или Pentium II-400 МГц. Сервер масштабируем, что важно в условиях постоянно растущих потребностей этого сегмента рынка. Рекомендованная цена — 1387 евро.

Одним из важнейших направлений деятельности компании Дуглас ЛеГранд назвал заботу об удовлетворенности клиентов. Конечно, это задача, которая никогда не сможет быть выполнена до конца, ибо каждый класс клиентов предъявляет свои специфические требования, которые меняются со временем и изменением условий бизнеса. Например, для компаний в сфере малого и среднего бизнеса важны простота эксплуатации системы и привлекательные финансовые условия покупки. Идя навстречу пожеланиям своих клиентов, IBM разработала ряд программ и инициатив для малого и среднего бизнеса, которые планируется объявить в самое ближайшее время. Цель этих инициатив — еще раз подтвердить свое лидерство в сфере продукции и услуг для этого сегмента рынка.

Принципы распространения фирмами-изготовителями своей продукции в последнее время стали предметом споров и дискуссий. Успешно функционирующая модель прямых продаж компании Dell, позволяющая не только тешить самолюбие клиента, покупающего напрямую у поставщика, но и значительно сократить накладные расходы, связанные с поддержанием необходимого уровня товарных запасов, заставляет конкурентов предпринимать активные попытки разнообразить свои каналы сбыта. Достаточно вспомнить последние эксперименты Compaq по созданию совместных производств со своими крупнейшими дистрибьюторами Ingram Micro и TechData.

IBM тоже решила больше не говорить «нет» клиентам, предпочитающим покупать ПК напрямую у изготовителя. «Мы считаем прямой канал сбыта важным, но не единственным. Наша цель — предоставить своим клиентам возможность выбора решения, которое в наибольшей степени соответствует их потребностям», — так дипломатично Дуглас ЛеГранд высказался о стратегии компании в области прямых поставок.

Вне зависимости от выбранного клиентом канала поставки задача компании совместно с ее партнерами заключается в оптимизации стоимости продукции и услуг. Одна из уже реализованных идей — так называемая инициатива расширенного выполнения (Advanced Fulfillment Initiative), в которой участвуют вместе с IBM ее бизнес-партнеры и поставщики компонентов. Благодаря этой программе появилась возможность сокращения расходов, сокращения сроков производства и увеличения оборачиваемости товарных запасов. Только в прошлом году в регионе EMEA было продано более 100 тыс. ПК, собранных бизнес-партнерами IBM.

Живой отклик у международной журналистской аудитории вызвало выступление Джона Каридиса, на которого в IBM PSG возложена роль «впередсмотрящего» — он возглавляет группу специалистов, разрабатывающих концепции будущих устройств, разрушая границы традиционных представлений о роли и функциях ПК. Для своего доклада (закончившегося бурными аплодисментами журналистов!) г-н Каридис из множества направлений, над которыми работают инженеры компании, выбрал несколько концептов. Кстати, одна из его разработок — клавиатура «бабочка» (butterfly), реализованная в 1995 г. в портативном ПК ThinkPad 701C, нашла свое законное место в постоянно действующей экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Г-н Каридис является обладателем 20 патентов США и 3 специальных наград IBM за выдающиеся разработки.

На пресс-конференции были представлены прототипы ряда устройств, которые в ближайшем будущем могут прийти на смену ПК. Так, устройство под условным названием «Хамелеон» (Chameleon) представляет собой гибрид настольного и портативного компьютеров, снабженный встроенным сенсорным экраном и беспроводной клавиатурой. Этот ПК легко преобразуется из настольного в портативный за счет специальной конструкции экрана, а беспроводная клавиатура делает работу комфортной в любой обстановке (на пресс-конференции была представлена работающая модель этого устройства). Портативный ПК с условным названием «Монарх» (Monarch) был представлен в виде неработающего макета, но даже в таком виде привлек внимание своим стильным дизайном и новой усовершенствованной версией клавиатуры «бабочка» (см. фото). «Киберфон» (CyberPhone) — это «сверхумный» сотовый телефон, который благодаря миниатюрному экрану, встроенному в откидывающуюся крышку микрофона, дает возможность его пользователю интерактивно работать с Интернет-ресурсами. Эта разработка предполагает навигацию в Сети с использованием средств распознавания речи и встроенного в трубку трекпоинта. Часы-блокнот (WatchPad) — это тонкие и элегантные часы, снабженные высококонтрастным экраном с высоким разрешением (600 точка/дюйм). Обладатель таких часов сможет обойтись без календаря и телефонной книжки, так как эту информацию он всегда сможет прочитать на своих «часах».

Представленные разработки подтверждают стремление IBM не уступить свое лидерство в области инноваций. Только в 1998 г. компанией было получено 2658 патентов США, почти на тысячу больше, чем в 1997 г., и на 38% больше, чем у ближайшего конкурента.

Итак, несмотря на ослабление влияния ПК на развитие ИТ, им уготована достойная и важная роль. ПК становятся меньше, легче и мощнее. Упрощение доступа к Сети открывает все новые и новые возможности для широкого круга пользователей. В ближайшие годы ПК «заговорят» на разных языках благодаря мощному прорыву в разработке технологий распознавания устной речи. В этих условиях для фирм-изготовителей, стремящихся удержать свои «командные высоты», недостаточно просто «идти за лидером», внося попутно изменения в стабильно существующие и общепризнанные продуктовые линейки. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, необходимо внедрение новых технологий, создание новых продуктов, услуг и решений. IBM решительно настроена на победу в наступающей эре Ее Величества Сети, которая приходит на смену эре господства ПК.

Мнение аналитика:

Тенденции рынка ИТ на пороге нового тысячелетия (по материалам доклада Стива Брейзиера, директора компании Canalys, занимающейся изучением рынка)

На рынке ПК наблюдается устойчивый рост спроса, в частности, в Западной Европе в I квартале 1999 г. продано 6,9 млн. ПК, что на 21% выше уровня продаж в I квартале прошлого года (5,7 млн. ПК). Крупнейшие фирмы-изготовители в I квартале смогли увеличить свою долю европейского рынка ПК по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: Compaq — с 16 до 17%, Dell — с 7 до 9%, IBM — с 8 до 9%, Fujitsu — с 5 до 6,5%, Siemens — с 5 до 6%. Практически не выросла доля рынка у PB NEC, Toshiba, Vobis, Apple (доли каждой из перечисленных компаний — менее 5%). НР потеряла 1% своей доли, которая по итогам I квартала составляет 6% (источник: CONTEXT PC Shipments. Данные предварительные).

Сегодня самым мощным стимулом развития ПК является Интернет. По мнению аналитиков компании Canalys, в ближайшие пару лет именно ПК будет служить основным устройством для входа в Сеть. Интернет переписывает существовавшие до нее правила глобального маркетинга. Успех модели прямых продаж, реализованной Dell, слишком заметен, чтобы другие лидеры рынка ИТ смогли его проигнорировать. Проблема заключается в том, готовы ли участники канала сбыта умерить свои амбиции и спокойно смотреть на создание поставщиками прямого канала продаж. Усиления дистрибьюторского и дилерского канала за счет активно афишируемой в последние два-три года модели «сборки в канале» не произошло. Причин тому несколько. Во-первых, эффективность этой модели напрямую связана с числом участников процесса, особенно для больших географических пространств: большие территории требуют привлечения слишком большого числа местных дистрибьюторов с разными возможностями и опытом. Во-вторых, дистрибьютор не может конкурировать с изготовителем по качеству сборки в силу меньшего опыта в этой области. Более привлекательным решением, которое позволит привлечь канал сбыта, снизить стоимость производства и учитывать запросы клиентов, является модель совместного производства, уже реализуемая фирмой Compaq в США.

Естественный вариант расширения дистрибьюторской модели сбыта — это киберреселлеры, компании, занимающиеся сбытом товаров через Интернет. Продажи товаров прямым пользователям через Сеть становятся вполне ощутимым бизнесом, и этот канал растет за счет создания специализированных компаний. Ожидается, что в ближайшие три года около 15% всех продаж на рынке ИТ в Европе будет осуществляться через такие компании (примером такого бизнеса может служить американская компания buy.com, Web-узел которой структурирован в виде нескольких интернет-супермаркетов по типам товаров, в частности, компьютерная техника реализуется через Web-магазин buycomp.com).

На вопрос CRN/RE о том, каковы перспективы дистрибуции при таком развитии рынка, г-н Брейзиер ответил, что у дистрибьюторов остаются хорошие шансы на развитие своего бизнеса, прежде всего за счет сбалансированной номенклатуры, которая позволит им обслуживать таких клиентов, как системные интеграторы и VARы.