Комплектующие и расходные материалы, наверное, самый перспективный товар для розничной торговли. О том, как обстоят дела в этом секторе рынка, CRN/RE рассказали менеджеры ряда ведущих розничных компаний Москвы.

Комплектующие

К торговле комплектующими каждая компания относится по-своему. Например, «Валга» реализует комплектующие через свой сервис-центр в рамках программы модернизации. Поясняя эту позицию, руководитель сервис-центра «Валга» Алексей Новиков сказал, что комплектующие компания продает с бесплатной установкой в компьютер пользователя, что позволяет избежать дальнейших необоснованных претензий. Компания «Вист» продает комплектующие как штучный товар, а торгово-финансовая группа «Партия» вообще не занимается торговлей комплектующими. По заявлению менеджера отдела закупок ТФГ «Партия» Игоря Пасюкова, продажа комплектующих не попадает под торговую концепцию компании. «Магазины «Партии» — электронные супермаркеты, а комплектующие не самый подходящий для них товар», — резюмировал он.

Коммерческий директор компании «Вист» Геннадий Беспалов отмечает, что лучше всего сегодня продаются недорогие комплектующие: «У нас сейчас закупают дешевые компоненты, из которых можно собрать компьютер по минимальной цене». Директор отдела розничных продаж R-Style Андрей Немкевич считает, что покупатели продолжают интересоваться новинками, в большинстве случаев этот интерес не обеспечен средствами: «Интерес есть, но у людей нет денег». При этом г-н Немкевич отмечает такую тенденцию: «Как правило, покупатель берет дешевую звуковую карту и дорогой видеоадаптер». А менеджер отдела продаж компании «Аэртон» Оксана Швыдкая считает, что сейчас в основном покупают новинки, то, о чем пишет компьютерная пресса.

Конечного покупателя комплектующих менеджеры всех компаний определили как частное лицо. Исключение составили только покупатели модулей оперативной памяти, так как зачастую их приобретают организации для модернизации компьютеров.

Что покупают сегодня в компьютерных магазинах? Самым популярным процессором был назван Intel Celeron. По мнению Геннадия Беспалова, многие пользователи приобретают его взамен процессоров класса ММХ. При этом покупка Celeron ведет к замене материнской платы (наиболее популярна ASUSTeK). Лидером среди производителей звуковых карт считается компания Creative. Наиболее популярными видеоадаптерами стали изделия компаний ATI и Diamond.

При определении влияния «серых» поставок на рынок комплектующих мнения менеджеров компаний разошлись. Так, Андрей Немкевич заявил, что R-Style не ощущает «серый» рынок. Наоборот, «многие компании, занимавшиеся раньше «серым» ввозом, сейчас стали «белеть». С ним не согласен Геннадий Беспалов, который отметил, что сейчас сильнее проблемы «серого» рынка его волнуют вопросы, связанные с поддельными комплектующими. Об этом говорит и Оксана Швыдкая: «Известны случаи, когда в Москву поставлялись партии отбракованных или перемаркированных комплектующих». Но ей не известны случаи продажи такого товара ни через розничную сеть «Аэртона», ни через магазины других компаний. Исходя из этого, можно предположить, что большая часть такого товара реализуется через «радиорынки» и маленькие фирмы. Свое мнение о проблеме «серого» рынка у компании «Валга». Алексей Новиков считает, что большую часть предложений здесь составляют краденые комплектующие. Но при этом менеджеры почти всех компаний отметили, что небольшие партии «серых» комплектующих приходилось закупать в период перебоев с официальными поставками.

Расходные материалы

Наверное, самым точным при определении перспектив рынка расходных материалов был заместитель директора по развитию дистрибьюторского отдела компании «Белый Ветер — ДВМ» Федор Волков: «Это товар, который продавался, продается и будет продаваться». Примерно такого же мнения придерживается и директор магазина компании Lamport Лидия Улендеева: «Расходные материалы — это то, в чем люди уже не могут себе отказать».

Определение сегодняшнего положения на рынке расходных материалов дал директор по маркетингу компании «Валга» Александр Стариков: «Спрос на эту категорию продукции традиционно высок. На продажу расходных материалов приходится около 50% оборота нашей компании, при этом необходимо учесть, что маржа, получаемая при реализации, достаточно высока». Противоположного мнения не высказал никто из опрошенных, отмечая при этом, что для рынка расходных материалов характерны сезонные колебания продаж.

Наибольшим спросом среди московских покупателей пользуются картриджи для струйных принтеров производства Epson и Hewllet-Packard, что неудивительно — эти модели долгое время считаются самыми популярными на рынке. Но популярность имеет и оборотную сторону: именно картриджи Epson и НР наиболее часто становятся мишенью для «пиратов». Различны только варианты подделок. Для НР это, как правило, восстановление. В то время как «бутлеги» Epson изготавливают «с нуля». Это связано с различием в конструкции картриджей: продукция НР содержит в себе печатающую головку, которую подделать сложнее. Картриджи для лазерных принтеров и копировальных аппаратов в большинстве случаев восстанавливают. Существуют компании, выпускающие картриджи приемлемого качества без официальной лицензии от Epson или НР и честно предупреждающие покупателя об этом.

Несмотря на то что все опрошенные розничные компании пользуются официальными каналами поставок (закупки ведутся через дистрибьюторов), практически каждая имела проблемы с «нелегальными» картриджами. Причину их возникновения описал пожелавший остаться неизвестным сотрудник компании Compulink: «Иногда крупные оптовики закупают партию восстановленных картриджей и продают так называемую пересортицу, когда в поставке идет 70% легального и 30% поддельного товара».

Помимо Epson и НР спросом пользуется продукция компаний Canon, Lexmark и Xerox. Лидия Улендеева заявила о том, что «Лампорт» не плохо продает расходные материалы Xerox, а Игорь Пасюков говорит о спросе на картриджи Canon.

Но картриджи к принтерам — не единственная группа расходных материалов, которая хорошо продается. Так, Андрей Немкевич говорит о том, что сохранился спрос на дискеты и бумагу.

Менеджеры компаний затруднились точно ответить на вопрос, кто является конечными покупателями расходных материалов в магазинах. Игорь Пасюков считает, что количество частных лиц среди покупателей достигает 50%. Анатолий Стариков считает, что 70% продаж расходных материалов приходится на рынок SOHO, а оставшиеся 30% — на малые и средние компании. Правда, при этом он отметил, что это зависит от места расположения магазина: «Например, у нас есть магазин в центре города, основными клиентами которого являются компании, офисы которых расположены рядом». С ним согласен и Геннадий Беспалов: «Покупатель не поедет за картриджем в другой конец города, а придет в ближайший магазин».