Летом в Лос-Анджелесе состоялась очередная Всемирная партнерская конференция Microsoft (Worldwide Partner Conference, WPC 2011). Около 15 тыс. ее участников представляли партнеров вендора из 130 стран мира. В выставке инновационных разработок свои решения и продукты представили более 180 компаний.

Масштабы партнерской экосистемы Microsoft сегодня огромны, сказал, открывая конференцию, Джон Роскилл, вице-президент Microsoft Worldwide Partner Group: во всем мире около 640 тыс. компаний, в них занято 15 млн. человек, их суммарная выручка — порядка 580 млрд. долл. в год; на каждый доллар прибыли Microsoft партнеры получают 8,7 долл. А в регионе СЕЕ (Центральная и Восточная Европа), по словам Вахе Торосяна, вице-президента Microsoft Worldwide Small and Midmarket Solutions and Partners Group, еще больше — 10:1.

В отсутствие официальных данных (они были опубликованы через неделю после WPC 2011) Стив Балмер, главный управляющий Microsoft, в своем выступлении мог лишь намекнуть на очень успешные для Microsoft итоги 2011 финансового года (завершился 30 июня).

Результаты действительно радуют: выручка выросла на 12% по сравнению с предшествующим годом и достигла 69,94 млрд. долл., а прибыль увеличилась на 23% и составила 23,15 млрд. долл. Хотя есть и некоторые «однако». Например, продажи подразделения Windows & Windows Live Division сократились на 2%.

Около 95% всего бизнеса компании проходит через партнеров, сообщил Джон Роскилл. Стив Балмер не согласился со своим подчиненным: «Но я не нахожу оставшиеся 5%. Так что я бы сказал, все 100% нашего бизнеса проходят через партнеров».

Кто бы из них ни был прав, по мере перемещения пользователей «в облака» доля Microsoft все-таки будет немного расти, поскольку часть облачных решений компания будет продавать не только через партнеров, но и сама.

Движение в «облака» стало лейтмотивом WPC 2011 (как, впрочем, и прошлогодней WPC в Вашингтоне). Уже лет пять руководители компании объясняют партнерам, что Microsoft делает серьезную ставку на «облака» и что это всерьез и надолго.

Вот как описывал динамику движения к облачным технологиям глава Microsoft: «На WPC пять лет назад мы упоминали про „облака“, четыре года назад мы начали говорить о переходе к „облаку“, который и мы, и отрасль намерены совершить. Три года назад мы сообщили о некоторых деталях, два года назад — деталей стало больше. Год назад я сказал: мы полностью в „облаке“, и нам нужны партнеры, которые хотят пойти с нами».

Два победителя, два финалиста

Накануне WPC компания Microsoft традиционно проводит Международный конкурс партнерских ИТ-решений. В этом году было зарегистрировано рекордное число заявок — 3790 по 71 номинации, в том числе 100 решений от России.

В число победителей конкурса на WPC 2011 вошли две российские компании.

Награду в номинации «Партнер года», которая присуждается наиболее успешному партнеру Microsoft в каждой стране, получила компания GMCS как лучшая в России. Обоснование награды — за выдающиеся достижения в реализации комплексного подхода к решению бизнес-задач заказчика на основе целого ряда технологий Microsoft: Microsoft Dynamics, BI, SharePoint и др.

Компания Softline победила в категории «Управление программными активами» (Software Asset Management, SAM) в номинации «Партнер года по развитию рынка», сумев обойти 35 конкурентов.

Еще две российские компании стали финалистами конкурса (по каждой номинации отмечались три участника финала): холдинг ASBIS, представивший решение «Бизнес-школа Security Solution», — в номинации «Авторизованный дистрибьютор года» и компания «Корус Консалтинг», разработавшая отраслевое решение для дистрибуции на платформе Dynamics AX 2009, в номинации Dynamics Distribution Partner of the Year.

Это серьезные достижения российских партнеров Microsoft. Но в конкурсе прошлого года, итоги которого подводились на WPC 2010, у России было четыре победителя.

На WPC 2011 Microsoft уже смогла отчитаться о первых результатах «призыва в облако». Так, судя по данным недавно проведенных опросов, в США 58% партнеров в той или иной форме работают с облачными технологиями, 41 тыс. идентифицируют себя прежде всего как «партнеры по облаку» (cloud partners), причем часть из них это новые участники канала, пришедшие ради тех возможностей, которые открывают облачные технологии. Около 20 тыс. подписались на предлагаемые Microsoft специальные программы, призванные помочь партнерам в создании собственных облачных решений.

С энтузиазмом рассказывали представители Microsoft о первых успехах своих новых облачных продуктов, особенно пакета Office 365. По их словам, в течение первых двух недель после его запуска (28 июня) на бесплатную 30-дневную пробную версию Office 365 подписались более 50 тыс. компаний и организаций, причем большинство из них — новые клиенты. Есть и очень крупные: например, американский Красный крест (American Red Cross) к концу этого года планирует перевести все свои рабочие места (более 66 тыс.) на Office 365.

Microsoft считает Office 365 опорой всей своей облачной стратегии. «Office 365 — это место, где Microsoft Office встречается с „облаком“ и предоставляет возможности взаимодействия для всех», — пояснил Стив Балмер.

Хорошо была принята рынком и система Microsoft Dynamics CRM Online (анонсирована 17 января).

По словам Стива Балмера, в прошедшем финансовом году (закончился 30 июня) две трети сделок по продаже Dynamics CRM приходились на облачные решения.

В России эта система пока недоступна (ранее представители Microsoft объясняли это сложностью организации платежей из нашей страны за рубеж). По словам Кирилла Татаринова, президента Microsoft Business Solutions Division, к нам она придет в 2012 г., и ее можно будет покупать как через партнеров, так и напрямую у Microsoft. Хостинг Dynamics CRM Online для всех стран Европы осуществляется в Ирландии.

Как было объявлено на WPC 2011, в IV квартале компания также предложит Dynamics CRM Online в качестве дополнительной опции для Office 365. Заказчики и сейчас могут использовать эти продукты совместно, но новая схема упростит биллинг и управление подписками.

Если о первых успехах в продвижении этих двух продуктов руководители Microsoft говорили много и с энтузиазмом, то о том, как рынок принимает облачную платформу Windows Azure, они не упоминали вовсе. Возможно, здесь ситуация не вполне соответствует ожиданиям, и именно поэтому, стремясь стимулировать переход на эту платформу, Microsoft с 1 июля отменила в США плату за перенос данных пользователей на Windows Azurе.

В этом году очень много внимания было уделено направлению Microsoft Business Solutions (MBS): впервые было много секционных выступлений и дискуссий, впервые его руководитель Кирилл Татаринов выступал на WPC с одним из ключевых докладов (keynote).

«Произошел скачок, — сказал Татаринов. — Этот бизнес перешел на совершенно новый количественный и качественный уровень по размеру и важности, хотя доля продуктов Dynamics в общем обороте корпорации все еще невелика, менее 5%. Но есть целый ряд сделок, в которых доля этих продуктов хоть и очень мала, но которые без них просто не состоялись бы. Раньше, скажем, еще три года назад, мы работали на мидмаркет и не были готовы выступать с серьезными бизнес-приложениями для клиентов любого масштаба. Ни мы, ни наши партнеры. И многие крупные заказчики не считали Microsoft стратегическим поставщиком до тех пор, пока у нас не появились полноценные продукты класса enterprise». По его словам, сейчас около трети всех партнеров — участников WPC 2011 в той или иной степени работают с продуктами Microsoft Business Solutions.

Как было объявлено на WPC 2011, осенью на рынок выйдут телефоны с новой версией Windows 7 Phone под названием Mango, в которую внесено более 500 изменений и новых свойств.

С Windows 7 Phone связано еще одно «однако» в итогах 2011 финансового года — ее продвижение оказалось не таким успешным, как хотелось бы Microsoft.

В последние годы компания уделяет большое внимание решениям для мобильных устройств (напомним, в частности, о стратегическом соглашении с Nokia, которой принадлежит около трети мирового рынка смартфонов), но до основных конкурентов пока далеко. «Мы продвинулись от „очень мало“ до „мало“, — признал Балмер.

Тем не менее, по данным Microsoft, за первые 8 месяцев после выхода Windows 7 Phone для нее разработано уже около 20 тыс. различных приложений — больше, чем для платформ Apple и Android на аналогичном этапе их развития. А недавние прогнозы аналитических компаний Gartner и IDC сулят Windows Phone благополучное будущее — к 2015 г. телефоны с этой операционной системой будут по популярности на втором месте в мире.

Зато более чем радушно рынок встретил одну из безусловно инновационных разработок Microsoft — устройство Kinect, умеющее распознавать движения тела и устные команды для консоли Xbox 360. За первые 60 дней (с ноября 2010 г.) было куплено 8 млн. этих устройств, так что они даже попали в Книгу рекордов Гиннесса как самое быстро продаваемое устройство для развлечений.

Теперь же, по словам Стива Балмера, растет интерес к возможным коммерческим применениям Kinect, и Microsoft уже выпустила SDK (software developer kit), чтобы помочь разработчикам в создании соответствующих приложений.

На WPC 2011 партнеры смогли подробнее познакомиться и с другими новинками Microsoft, как недавно вышедшими, так и находящимися пока в работе, а также с долгосрочными планами — поисковая система Bing и интеграция в нее речевого управления, интеграция ТВ-вещания в Xbox 360, интеграция Skype с коммуникационным сервером Lync, очередная операционная система, Windows 8, следующая за ней «универсальная» ОС (возможно, уже и не Windows) для разных классов вычислительных устройств и др.

А ведь у партнеров есть и немало «будничной» работы: по планам Microsoft в 2014 г. закончится жизнь Windows XP, Office 2003 и IE6, и нужно помочь клиентам своевременно заменить их на Windows 7, Office 2010 и IE9.