Прошло чуть больше месяца с того дня, 18 августа, когда главный управляющий HP Лео Апотекер сделал свои сенсационные заявления (подробнее см. CRN/RE № 13/2011 https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=56562) о возможном отделении или продаже подразделения Personal Systems Group (PSG), а также о прекращении выпуска планшета TouchPad, как компания преподнесла очередной сюрприз: 23 сентября совет директоров сместил Апотекера с поста CEO. На его место была назначена Мег Уитман, бывший главный управляющий компании eBay. Уолл-стрит сразу положительно отреагировал на эту новость: акции HP подскочили более чем на 10% в день, когда стало известно о возможных перестановках.

Лео Апотекер стоял у руля НР менее года, с 1 ноября 2010 г. За это время акции компании упали почти на 50%. Апотекер, в прошлом главный управляющий компании SAP, намеревался превратить НР, которая на протяжении всей своей истории была прежде всего поставщиком ИТ-оборудования (ПО составляет сейчас лишь около 2% ее продаж), в сильную софтверную компанию. Августовские заявления Апотекера вызвали шок среди партнеров в канале сбыта, построивших свой бизнес в основном на продажах оборудования HP, и озабоченность заказчиков.

Он вызвал также недовольство большинства крупных акционеров HP покупкой за 10,3 млрд. долл. компании Autonomy, разработчика ПО управления информацией и инфраструктурного ПО. По мнению многих аналитиков, HP сильно переплатила.

Апотекер не раз критиковал отсутствие инвестиций в развитие услуг при Марке Херде, прежнем главном управляющем НР. «У нас была твердая стратегия в области услуг, но мы не инвестировали в должную поддержку этой стратегии, — сказал он в мае этого года. — Вместо этого HP бросила все силы на максимальное повышение краткосрочной прибыли. Мы заорганизованны в операционном плане, но недоинвестированы стратегически».

Рей Лейн, председатель правления HP, неоднократно защищал Апотекера, настаивая, что трудности вызваны политикой беспощадного урезания затрат, которую проводил его предшественник. «Марк Херд не инвестировал в бизнес, — сказал Лейн в июле этого года. — Он „сжег мебель“, чтобы доставить удовольствие Уолл-стрит».

Но, видимо, Апотекер сделал слишком крутой поворот...

Стоит отметить, что правление HP в очередной раз предпочло взять человека по сути со стороны (Мег Уитман только в начале 2011 г. вошла в состав правления НР), а не кого-либо из ведущих топ-менеджеров компании. Год назад, еще до прихода Апотекера, в качестве потенциальных кандидатов на пост главного управляющего рассматривались Тодд Брэдли, исполнительный вице-президент PSG, и Энн Ливермор, в то время исполнительный вице-президент подразделения HP Enterprise Business.

«Мы счастливы, что НР возглавит фигура такого калибра и с таким опытом, как Мег Уитман, — сказал Рей Лейн. — Мег всегда была провидцем с прочной репутацией умного руководителя. Она умеет доносить свои идеи, нацелена на заказчиков и обладает качествами лидера. Более того, являясь членом правления HP в течение последних восьми месяцев, Мег имеет ясное понимание наших продуктов и рынков». Тем не менее некоторые наблюдатели высказывают сомнения в ее способности управлять компанией такого масштаба и сложности, как НР.

Мег Уитман постаралась сразу же успокоить клиентов и партнеров, взбудораженных заявлениями ее предшественника, и восстановить веру в крупнейшую в мире ИТ-компанию, обещав сохранить ее традиционный бизнес. «Я хочу еще раз подчеркнуть нашу верность бизнесу в области оборудования, который по-прежнему приносит подавляющую часть дохода, — заявила она во время пресс-конференции сразу после своего назначения, добавив: — Самое лучшее, что мы можем сделать, это прийти к решению относительно PSG как можно скорее».

Тем не менее, отвечая на вопрос, собирается ли она пересмотреть недавние стратегические решения HP, Уитман подтвердила шаги, совершенные Апотекером и остальными членами правления, включая сделку с Autonomy и возможное отделение PSG.

«Я думаю, стратегия правильная и инициативы, предпринятые нами 18 августа, верные», — сказала она. В то же время Уитман заявила, что вновь рассмотрит стратегические инициативы, начатые в HP, и «выскажет свою точку зрения на это». Она подтвердила, что HP «должна опереться на весь портфель продуктов, чтобы предложить рынку то, что решает проблемы заказчиков».

Верность компании «железному» бизнесу, равно как и обоснованность покупки компании Autonomy и возможного отделения ПК-бизнеса, подтвердил также Рей Лейн. По его словам, покупка Autonomy, которая сделает HP лидером на рынке управления неструктурированной информацией, не означает, что правление намерено «трансформировать HP». «Это слово вычеркнуто из нашего лексикона, — сказал Лейн. — HP — это компания с оборотом 120 млрд. долл. Учитывая громадный успех Autonomy, огромную прибыльность и синергию, которую мы обретем, мы думаем, что можем построить успешный бизнес на этом. Но это не имеет ничего общего с трансформацией. Я надеюсь, мы увидим более сильный портфель ПО и больше услуг с добавленной стоимостью».

Мнения российских партнеров HP

CRN/RE: Как на вашем бизнесе с HP отражается неопределенность ситуации с PSG? Как вы оцениваете намерение HP продать или выделить бизнес ПК?

Александр Сухарников, руководитель партнерского отдела компании «Открытые Технологии»: «Продать или выделить бизнес ПК — это вполне логичный шаг для HP. На сегодня ПК является уже на 100% консьюмерским продуктом. А ИТ-гиганты постепенно избавляются от такого бизнеса, концентрируясь на рынке Enterprise. HP последнее время все больше тяготеет к „интеграторскому“ бизнесу, сложным проектам по ЦОДам, ПО, консалтингу, и бизнес по выпуску ПК становится все более невыгодным и трудозатратным. Так как ПК — это не наш основной бизнес, то в наших отношениях с этим вендором мало что изменится. Для некоторых проектов мы, конечно, поставляем компьютеры и ноутбуки, но их доля в общем объеме нашего бизнеса с HP невысока».

Владимир Лебедев, директор департамента вычислительных систем компании «Крок»: «На наш бизнес сложившаяся ситуация влияния не оказала. Мы также не ощущаем обеспокоенности со стороны наших заказчиков. Наши долгосрочные отношения с HP позволяют нам быть уверенными в надежности партнера, стабилизации ситуации с поддержкой оборудования. У нас есть аналогичный опыт. Думаю, многие помнят, когда IBM продавала часть бизнеса ПК китайской Lenovo. Тогда и с поставками, и с поддержкой проблем не было. Зато сейчас они более конкурентоспособны».

Сергей Куприянов, вице-президент компании OCS: «Естественно, объявление HP об изменении стратегии в отношении PSG вызвало волну слухов и домыслов. Пытаясь как-то остановить ее, представители PSG разослали письмо с разъяснениями, но оно, к сожалению, не внесло ясности. В этом письме высказаны соображения по поводу выделения PSG в отдельный бизнес, при этом основной задачей в НР видят оптимизацию своих бизнес-процессов и уменьшение себестоимости бизнеса.

Нам трудно представить, что таким образом вновь созданное подразделение или компания сможет как-то серьезно уменьшить себестоимость бизнеса, но по крайней мере это выглядит более логичным, чем просто продажа. По оценкам экспертов, сейчас в ИТ-сообществе вряд ли кто способен выложить круглую сумму за этот бизнес.

Объявление HP на наш бизнес повлияло слабо. Однако необходимо отметить нервозность в канале. Мы достаточно много инвестировали в развитие этого бренда, популяризацию его среди партнеров, и неадекватные поступки вендора могут серьезно помешать бизнесу.

Сейчас я могу сказать, что меньше компьютеров или ноутбуков мы продавать не стали. Корпоративные клиенты, которые уже имеют парк техники HP, не меняют своих пристрастий. Эта техника достаточно надежна и вполне их устраивает. И все они надеются на то, что изменения в HP не повлияют на гарантию, поддержку и преемственность модельных рядов».

Алексей Городищев, продакт-менеджер по персональным мобильным решениям компании USN Computers: «Пока изменения незначительны. Тем не менее они есть. Наши обороты по продукции вендора снизились примерно на 3–5%. Немного увеличилось время реагирования поддержки HP на запросы. Хочу отметить, что компания повела себя профессионально — не стала „играть в молчанку“. Напротив, представители HP информировали нас о том, что продажа PSG в данный момент не планируется.

Дальнейшее развитие событий видится мне так: в случае продажи бизнеса PSG реакция рынка будет незамедлительной и, скорее всего, негативной.

Оборудование HP является корпоративным стандартом для многих предприятий во всем мире. При продаже PSG спад спроса может отразиться и на сегменте „тяжелых“ решений. Работать сразу по всем направлениям через одну поддержку стало нормой: HP как знак качества. Новому же игроку придется доказывать, что он может обеспечить столь же высокий качественный уровень. Хотя российские компании быстрее адаптируются в данной ситуации. У нас больше распространен „мультивендорный“ подход. Думаю, переход от одного производителя к другому пройдет в нашей стране менее болезненно.

В случае выделения PSG в отдельную структуру возникнет проблема взаимодействия с другими подразделениями HP, что на первом этапе может негативно сказаться на эффективности работы.

Несмотря на очевидные сложности, компания с таким богатым опытом и ресурсами сможет минимизировать риски и справиться с временными затруднениями. Многое будет зависеть от стратегии, избранной новым главным управляющим. В любом случае дальнейших преобразований не избежать. Вопрос в том, как быстро и в каком масштабе они будут проведены».

Елена Чернякова, начальник отдела маркетинга и рекламы компании Netlab: «События, связанные с возможной реструктуризацией HP, пока никак не повлияли на нашу работу с представительством и продажи продукции. Мы пока не видим повода для беспокойства.

Переименование или продажа ПК-бизнеса, естественно, в перспективе будет иметь определенные последствия, однако для нас, как поставщиков широкого спектра ИТ-продукции, не предвидится никаких изменений».

Первая реакция партнеров HP в США на назначение Мег Уитман была в целом позитивной, несмотря на отсутствие у нее опыта работы с каналом и корпоративными клиентами и на то, что она еще не приняла никаких решений, отмечает CRN/США. Несколько партнеров назвали ее блистательным руководителем. «Она уважаемый в деловом мире лидер, понимает экономику и политику», — говорит один из них.

Ряду партнеров также понравилось, что правление НР (несмотря на всю критику в его адрес) действовало быстро, когда стало ясно, что Апотекера нужно заменить. Если бы оно медлило с выбором нового руководителя, например, назначив на какое-то время и. о. главного управляющего, было бы значительно хуже.

Общее мнение нескольких VAR’ов, с которыми связалась редакция CRN/США, таково: Лео Апотекер не сумел установить контакт с каналом, хотя и появлялся на крупных партнерских мероприятиях и принял ряд сомнительных решений, которые негативно сказались на их бизнесе.

В смутный период после 18 августа конкуренты HP, особенно Dell, начали соблазнять ее VAR’ов привлекательными альтернативами. Майкл Делл лично делал предложения ряду крупнейших партнеров HP, разговаривая с ними о возможностях совместного бизнеса. А мог ли давний, испытанный партнер HP поболтать по телефону с главным управляющим Лео Апотекером или с кем-то из членов правления НР, задается риторическим вопросом CRN/США. Увы, нет.

Больше всего партнеров беспокоит неопределенность, возникшая после 18 августа, когда Апотекер объявил: HP рассматривает возможность продажи или отделения PSG, что поставило под удар многочисленные сделки. НР должна восстановить уверенность VAR’ов в перспективах совместного бизнеса, в немалой степени утраченную за последний год. И чем дольше НР медлит с принятием решения о судьбе PSG, тем хуже — здесь важен едва ли не каждый день.

«Новому главному управляющему нужно делать то, что делал Марк Херд, а именно четко определить направление, в котором хочет двигаться HP, и суметь вовлечь в это движение партнеров, заказчиков и всю экосистему компании», — сказал один из партнеров HP. По мнению другого давнего партнера, от нового руководителя канал ждет сочетания тех качеств, которыми обладали ее предшественники Марк Херд и Карли Фиорина.

Уже в ближайшее время Мег Уитман предстоит ответить на многие трудные вопросы. Главный, конечно, судьба PSG. У HP огромный портфель продуктов, но треть ее дохода приносит именно PSG, и канал сбыта служит главным двигателем и «рулевым» этих продаж. У HP крупнейшая в ИТ-отрасли сеть партнеров, и за многие годы компания смогла стать лидером ПК-рынка благодаря их усилиям. Верхи в HP полагают, что компания, какой она хочет быть — больше нацеленной на бизнес ПО и услуг, приносящий больше маржи, — и HP, какая она есть сейчас — когда значительную часть дохода приносит бизнес больших объемов, но с низкой маржей, — это две разные компании, и единственным способом решить эту головоломку они видят отделение PSG, отмечает CRN/США. Но это рискованный шаг. Рынок клиентских устройств действительно приносит мало маржи, но он тянет за собой другие продукты и услуги — серверы, СХД, управление печатью и др.

Есть у НР проблемы и на других ключевых рынках: например, «возрастная» линейка СХД, перетягивание каната с Oracle, лишающее ее заказчиков на серверном рынке и др. На потребительском рынке (если компания на нем останется) HP придется сделать свои продукты менее «чопорными», придав им больше оригинальности и притягательности для партнеров и заказчиков.

Одним из основных приоритетов HP должна быть серьезная нацеленность на свободное ПО. HP давно участвует в проектах свободного ПО, в том числе передавая в ареал Open Source значительные компоненты своей технологии, но ее вклад мог бы быть гораздо больше.

Почти в каждой важной для успеха HP области есть полное жизни сообщество Open Source. IBM поняла это в конце 90-х, когда перестала зацикливаться на своем проприетарном ПО и присоединилась к движению Open Source. Это было началом крупной и успешной трансформации в IBM.

Сейчас это может сделать HP. По мнению ряда экспертов, значительные инвестиции в разработку ряда Open Source-проектов (например, порядка 50% бюджета HP на НИОКР, т. е. около 4,5 млрд. долл. в течение трех лет) принесли бы немедленный выигрыш. В первую очередь речь идет о следующих трех проектах: свободная облачная платформа OpenStack — HP уже объявила о поддержке OpenStack, так что теперь нужны активные действия; Android — WebOS провалилась, но привнеся свой интеллектуальный капитал в сообщество Android, HP также могла бы быстро увидеть отдачу, поскольку во многих областях, критически важных для крупных заказчиков, ОС Android пока просто недотягивает; виртуализация — HP уже является членом Консультативного совета сообщества Xen.org, но здесь требуется больше работы и чем скорее, тем лучше.

Альтернатив, экспертных мнений и предложений много... Какие решения примет Мег Уитмен? Ожидать ли в скором будущем «Сенсаций от HP-3»?