Для компаний, работающих на российском рынке, прошедший год можно назвать «великолепным»

Недавно опубликованные данные* IDC о состоянии российского рынка принтеров в 2000 г. свидетельствуют о бурном росте этого сегмента ИТ-рынка.

По мнению Роберта Фариша, директора IDC по исследованиям в России, Украине и Центральной Азии, прошедший год можно назвать "великолепным" для работающих на российском рынке производителей принтеров, в то время как в целом по ИТ-рынку, по данным IDC, уровень 1997 г. еще не достигнут. "Если говорить о лазерных принтерах, то, по нашим данным, рост этого сегмента рынка по сравнению с 1999 г. составил 55%", - утверждает Роберт Фариш.

Наибольший рост - более 100% - отмечен в сегменте лазерных принтеров со скоростью печати свыше 10 стр./мин. IDC связывает это с двумя факторами.

Во-первых, основной поставщик в этом сегменте - HP - уже не предлагает модели со скоростью печати менее 8 стр./мин. По данным компании, в 2000 г. самым серьезным игроком здесь была Oki с принтером OkiPage 6w. Во-вторых, сейчас основными покупателями лазерных принтеров являются корпоративные заказчики, а их интересуют быстрые сетевые модели.

Наиболее продаваемые лазерные принтеры - компании HP, которая традиционно лидирует на этом рынке. Несмотря на то, что в прошлом году доля НР несколько сократилась, компания доминировала во всех сегментах рынка лазерных монохромных принтеров. Роберт Фариш отмечает, что другим производителям очень трудно конкурировать с этой компанией, само название которой ассоциируется у многих с лазерными принтерами, кроме того, она обладает налаженным каналом продаж и большим маркетинговым бюджетом. Остальным производителям принтеров остается бороться лишь за второе место. "Эта борьба была всегда", - напоминает он. В последние пять лет за титул "поставщик № 2" боролись Lexmark, Xerox, Oki. Теперь в эту борьбу включилась и Canon, которая в прошлом году вошла в число крупнейших поставщиков лазерных принтеров начального уровня и, наряду с Xerox, продемонстрировала наибольший рост продаж (около 100%). Далее следуют Lexmark, НР и Oki.

В текущем году о своих амбициях на рынке лазерных принтеров заявила Samsung, которая несколько лет не была представлена в этом сегменте рынка. Комментируя планы корейской компании, Роберт Фариш отметил, что сейчас в сегменте персональных лазерных принтеров сложилась очень интересная ситуация: несмотря на то, что в нем представлены такие сильные игроки, как Xerox, Oki и Canon, "окно" все еще есть. Поэтому у Samsung, которая только выходит на рынок лазерных принтеров, действительно есть возможность занять заметную долю в сегменте начального уровня. Успех или неудача Samsung будет зависеть от стратегии компании в работе с каналом продаж. "Samsung предлагает очень широкий спектр продукции, поэтому дистрибьюторам Samsung еще предстоит найти свое место на рынке принтеров", - считает Роберт Фариш.

Самым прибыльным сегментом рынка принтеров являются цветные модели. По мнению IDC, на рынке цветных принтеров наступил определенный перелом: из раритета, предназначенного для узкоспециализированного применения (например, для использования в дизайн-бюро), цветные принтеры превращаются в товар, которым все чаще интересуются корпоративные клиенты. По прогнозам IDC, именно цветные лазерные принтеры, наряду с сетевыми моделями, - самые перспективные сегменты рынка. К 2005 г. объем рынка цветных лазерных принтеров и копиров достигнет 70 млн. долл. Естественно, основные продажи этого оборудования будут идти в корпоративный сегмент. При этом некоторым поставщикам, продукция которых ранее была известна лишь среди профессиональных пользователей, придется подумать о создании нового канала продаж.

В сегменте цветных лазерных принтеров, где лидирует HP, Xerox/Tektronix достигла большего, чем лидер, роста продаж (130 и 110% соответственно). Кроме того, нельзя не отметить значительный (около 185%) рост продаж цветных принтеров Konica. За этот успех поставщику пришлось пожертвовать своей торговой маркой, так как все оборудование продавалось под маркой МВ.

Среди известных поставщиков цветных лазерных принтеров сокращение продаж (на 20%) в прошлом году произошло только у Minolta/QMS, что было связано с реорганизацией самой компании и каналов сбыта в России. Последние данные показывают, что темпы продаж восстанавливаются.

Еще одним динамично развивающимся сегментом рынка являются многофункциональные устройства (МФУ).** По данным IDC, в 1999 г. в этом сегменте наблюдалась критическая фаза роста (300%), именно тогда МФУ на основе принтера стали массовым товаром.

В прошлом году рынок МФУ показал 70%-ный рост. В России было продано около 58 тыс. подобных устройств, преобладающая часть которых - около 35 тыс. - это МФУ на основе принтера. IDC прогнозирует, что в будущем рынок МФУ будет развиваться на основе моделей на базе принтера.

Анализируя развитие технологий для подготовки "цифрового документа", IDC отводит большую роль струйным технологиям, прогнозируя, что лазерные технологии будут использоваться только в моделях, предназначенных для делового применения. В моделях начального уровня будут преобладать устройства на базе струйной технологии. Производители лазерных принтеров не смогут предложить модели, аналогичные струйным по производительности и по цене. Кроме того, решающую роль сыграет возможность получать цветные распечатки. То же самое касается секторов МФУ и копиров. Уже сейчас НР предлагает МФУ на базе струйной технологии по цене меньше 300 долл.

* При проведении исследований IDC оценивает как официальные, так и "серые" поставки. Официальные данные компания ежеквартально получает от российских или европейских представительств производителей. Кроме того, раз в год проводится опрос российских дистрибьюторов. Сопоставление данных, полученных от дистрибьюторов и от производителей, позволяет оценить "серый" рынок.

** Устройства, подключенные к компьютеру как напрямую, так и по сети, и выполняющие две или более из указанных функций: копирование, печать, пересылка факсимильных документов и сканирование.