В конце мая - начале июня Москву посетила Энн Малкахи, президент и председатель совета директоров корпорации Xerox. Визит был кратким и, что важно, не протокольным, как это чаще всего бывает, а действительно деловым. Вообще, приезд в Россию руководителей ИТ-компаний такого уровня - редкость. За более чем десятилетнюю историю нашего рынка таких событий произошло так мало, что можно, не слишком напрягая память, вспомнить все.

Читатели CRN/RE знают, что крупнейшие американские ИТ-компании сейчас переживают далеко не лучшие времена.

У Xerox помимо общерыночных проблем есть и свои (CRN/RE № 6/2001, с. 13 "Новейшая история Xerox"), с которыми она мужественно борется уже второй год. Сейчас компания находится в стадии глобальной реструктуризации бизнеса и предпринимает попытки для выхода на стабильную прибыльную работу. Насколько сложен этот процесс, нам известно непонаслышке: практически все российские компании прошли через это после августа 1998 г. А если бизнес имеет такие масштабы, как у Xerox, то вряд ли у президента корпорации в такое время найдется возможность для протокольной поездки в Россию.

Итак, какова цель визита Энн Малкахи в Москву? Об этом президент корпорации Xerox рассказала представителям российской прессы (газеты "Известия", "КоммерсантЪ" и CRN/RE) на короткой часовой встрече, участником которой была Марина Никитина, издатель CRN/RE.

По словам Энн Малкахи, визит в Москву был интересным и полезным. За неполных два дня она встретилась с сотрудниками "Ксерокс СНГ", с представителями российского рынка ИТ (в этой встрече участвовали главы представительств Compaq - Роберт Беллманн, Microsoft - Ольга Дергунова и IBM - Пенко Динев. - М.Н.), пообщалась с Германом Грефом. Президент корпорации Xerox удовлетворена тем, что подразделение компании в России и странах СНГ активно развивается, и, говоря о целях приезда в Москву, подчеркивает, что для нее было важно познакомиться с тем, как оно работает, чтобы затем поделиться опытом "Ксерокс СНГ" с другими региональными подразделениями компании.

Энн Малкахи, которая возглавила компанию в кризисной ситуации в мае 2000 г., не скрывает, что прошедший год был для Xerox очень тяжелым. Руководители составили план действий по выводу компании из кризиса и оздоровлению бизнеса. Прежде всего речь идет о достижении финансовой стабильности. Для этого была продана часть активов компании (часть компании Fuji Xerox и подразделение в Китае), что позволило получить дополнительно около 2 млрд. долл. Изменение бизнес-модели и политика сокращения накладных расходов позволят к концу года сэкономить еще 1 млрд. долл.

Другой аспект намеченного плана - инвестиции в те направления деятельности компании, которые призваны стать ключевым бизнесом Xerox в ближайшее время. Увеличены расходы на исследовательские работы, связанные с созданием новых технологий, которые принесут компании основные доходы в будущем. В частности, завершается работа над новыми технологиями печати. Речь идет о замене традиционной офсетной печати цифровыми технологиями, что позволит не только ускорить процесс печатного производства, но и привнести в него новое качество.

Результаты I квартала 2001 г. превзошли ожидания аналитиков, и руководство Xerox ожидает, что во второй половине года компания выйдет на прибыльную работу.

В мае 2001 г. Энн Малкахи объявила о новой рыночной стратегии Xerox, которую в корпорации называют "new Xerox". Реструктуризация бизнеса должна быть завершена к концу 2001 г., и сейчас Xerox только в середине этого пути.

Возвращаясь к бизнесу компании в России, глава Xerox положительно оценивает работу московского представительства: "Наша компания здесь преодолела последствия кризиса 1998 г., провела реструктуризацию, т. е. прошла тот путь, которым сейчас идет вся корпорация. Организация, возглавляемая Игорем Симоновым, работает на рынке в кооперации с партнерами. Это компания с ярко выраженным клиентским фокусом. Она работает так, как удобно клиенту, и там, где нужно клиенту. Структура расходов Xerox в России очень близка к той, которой мы хотим добиться, чтобы быть прибыльной компанией. Я думаю, что изучение бизнес-модели, реализованной в России, может многое дать корпорации".

В ходе встречи с журналистами Энн Малкахи дала короткое интервью CRN/RE.

CRN/RE: Недавно Вы объявили новую рыночную стратегию, которую назвали "new Xerox". В чем суть этой стратегии? Чем отличается "новая Xerox" от "старой"?

Э.М.: Суть стратегии "new Xerox" состоит в ориентации на новые возможности, предоставляемые рынком. Для нас это прежде всего цветные технологии, а также услуги и решения в области обработки документов.

Хerox переходит на бизнес-модель, которая принципиально отличается от той, которую компания использовала до сих пор. Главное отличие в том, что новая бизнес-модель низкозатратна. Сегодня Xerox во многом полагается на партнеров, как в области производства, так и в области распространения продукции. Большее значение в нашем бизнесе приобретает модель непрямых продаж. Значительный объем услуг по обслуживанию клиентов также будет переложен на партнеров. Мы уверены, что такая модель бизнеса должна приносить компании больше прибыли.

Сейчас мы чаще прибегаем к аутсорсингу, в частности компания стала использовать услуги партнеров в производстве офисной техники. Мы безусловно остаемся конкурентоспособны на рынке высокопроизводительного оборудования, что является нашим основным бизнесом, и на чем мы и в дальнейшем будем фокусировать наши усилия.

Мы делаем все необходимое для повышения эффективности бизнеса Xerox. Переход от прямых продаж к продажам через партнеров дал возможность уменьшить издержки на поддержание собственной структуры продаж; значительно сокращены накладные расходы, в том числе расходы на менеджмент, командировки, содержание офисов. За последние полгода численность работающих в компании сократилась на 10%. Проводимая реорганизация бизнеса дает нам экономию в 1 млрд. долл.

CRN/RE: Как политика экономии и сокращения расходов может отразиться на программах поддержки и развития партнеров Xerox?

Э.М.: Мы не сокращаем расходы на поддержку канала сбыта. Когда мы говорим об изменении модели продаж и сокращении расходов, то имеем в виду экономию на прямых продажах. Что касается инвестиций в канал сбыта, то они сохраняются, и наши партнеры по-прежнему будут получать всю необходимую поддержку.

CRN/RE: Не так давно в американской прессе появились сообщения о возможной продаже знаменитого исследовательского центра Xerox в Пало-Альто. Насколько эта информация соответствует действительности?

Э.М.: Одна из проблем, над которыми мы сейчас работаем, - оптимизация исследовательских ресурсов Xerox. Обсуждая перспективы наших центров (в Пало-Альто, Кембридже и Гренобле), мы прежде всего рассматривали возможность привлечения партнеров для совместной работы. Диапазон разработанных этими центрами новых технологий так широк, что Xerox не всегда в состоянии все их использовать в своем бизнесе. Именно поэтому мы планируем перевести часть наших разработок на коммерческую основу и предлагать их рынку. Лучше пусть они будут иметь коммерческую стоимость и продаваться, чем уйдут в небытие.

Мы действительно проводим переговоры на эту тему с рядом компаний и организаций. Прежде всего с такими, которые готовы поставить разработки нашего исследовательского центра на коммерческую основу. Кроме того, мы работаем над привлечением венчурного капитала или спонсоров. А то, что Xerox готова продать свой исследовательский центр в Пало-Альто, действительно слухи.

CRN/RE: В ходе визита в Москву Вы встречались с министром экономического развития и торговли РФ Германом Грефом. Каковы Ваши впечатления от этой встречи и как Вы оцениваете перспективы развития бизнеса Xerox в России?

Э.М.: Это была весьма позитивная встреча. Для меня было важно увидеть, что люди, отвечающие за вопросы экономического развития страны, думают о перспективах, о месте России в электронном мире. Мне рассказали о государственной программе "Электронная Россия". Цель встречи состояла в обмене мнениями, идеями о том, как компания Xerox может в ней участвовать. Для нас это важно, потому что наше представительство входит в российское бизнес-сообщество, к тому же это может открыть нам новые перспективы для роста бизнеса.

Другая тема, которую мы обсуждали с господином Грефом, - перспективы сотрудничества в области научно-исследовательских работ. Xerox как технологическая компания серьезно занимается исследованиями, чтобы обеспечивать рынок новыми технологиями и инновациями. Такие разработки ведутся и в сфере ПО. Зная потенциал России в этой области, мы рассматриваем возможность объединения усилий наших и российских специалистов.

Что касается перспектив открытия нашего производства в России, то мы действительно изучаем такую возможность для расширения нашего бизнеса, хотя сразу должна сказать, что речь идет скорее о сборке, чем о полном производственном цикле.

CRN/RE: Спасибо за интервью.