Александр Беленький, назначенный в марте вице-президентом по продажам и генеральным директором AMD в Восточной Европе, России, странах СНГ и в Турции, ответил на вопросы обозревателя CRN/RE Владимира Смирнова о стратегии AMD и происходящих в компании изменениях.

CRN/RE: Новое назначение существенно расширяет круг ваших обязанностей, в частности в России. Каково, по вашему мнению, положение российских сборщиков компьютеров сегодня?

Александр Беленький: Рынок настольных ПК уже прошел все стадии своего развития — младенчество, бурный рост и наконец «взросление». Конечно, международные производители увеличили свои доли в сегменте настольных ПК, но с точки зрения баланса бизнеса на рынке существенных изменений не произошло. Это связано с тем, что большая его часть ориентирована на малый бизнес, а также на выполнение заказов государственных и коммерческих структур. Хотя в последнее время международные производители сумели одержать несколько побед в ряде крупных государственных тендеров.

Но российский рынок настольных ПК во многом остался сферой деятельности как крупных, так и небольших компаний-сборщиков. При этом, в отличие от рынка мобильных ПК и серверов, рынок настольных ПК стабилен. Он стал для небольших российских сборщиков «безопасной гаванью» — в этом сегменте рынка не нужно ломать голову над тем, купит ли розничная сеть 20 тыс. настольных ПК. Ведь в большинстве своем ПК российской сборки покупаются находящимися поблизости офисами и компаниями СМБ, которым требуется небольшое количество компьютеров. Таким клиентам значительно важнее гибкость и готовность производителя удовлетворить их запросы и требования, чем унифицированность систем.

С точки зрения AMD, в этом сегменте клиентам не нужны высокопроизводительные процессоры, здесь нужны доступные ПК с хорошей производительностью по разумной цене, с надежной поддержкой со стороны производителя. И AMD будет стараться соответствовать запросам российских покупателей настольных ПК.

CRN/RE: Еще пару лет назад IDC заявляла, что Россия стала самым крупным производителем настольных ПК в регионе ЕМЕА. Какие возможности для дальнейшего наращивания выпуска и продаж настольных ПК вы видите в 2013 г.?

А. Б.: Россия уже стала крупнейшим рынком клиентских ПК в ЕМЕА. При этом в сегменте настольных систем локальных сборщиков Россия является рынком номер 1 с большим отрывом от других стран этого региона. Ранее конкуренцию составляла Германия, где существовал крупный локальный ОЕМ-производитель Medion, но с тех пор его поглотила Lenovo, рынок заняли международные бренды.

CRN/RE: По оценкам аналитиков, несмотря на сокращение объемов продаж ноутбуков, в России в последнее время увеличился спрос на «ультратонкие и ультралегкие» мобильные ПК. Рассчитывает ли AMD привлечь российских сборщиков к выпуску таких систем и наладить их взаимодействие с известными ODM-про­изводителями платформ?

А. Б.: Россия также является рынком номер 1 в сегменте мобиль­ных решений в регионе ЕМЕА. И мы готовы поддержать продажи ноутбуков, выпускаемых как международными производителями, так и локальными сборщиками.

Однако нужно отметить, что рынок мобильных компьютеров стремительно консолидировался — масштаб, которого добились крупные международные производители, с трудом достижим для локальных сборщиков. Поэтому в «ценовых войнах», которые в течение последнего года наблюдались на рынке мобильных ПК, возможность массовых продаж ноутбуков локальных производителей была крайне ограничена.

Однако российские производители могут конкурировать на рынке мобильных ПК. Например, в случае, когда сам производитель контролирует полки своих магазинов, как, например, компания ДНС, или когда продажи ноутбуков поддерживаются дистрибьюторскими каналами, как, например, у iRU. Кроме того, российские производители могут выпускать мобильные решения, которые поставляются в определенные коммерческие тендеры и в полной мере соответствуют предъявляемым со стороны заказчика требованиям. Конкурировать с международными брендами сложно, но возможно. Впрочем, эта конкуренция должна быть экономически целесообразна.

AMD стремится активно помогать локальным производителям, в том числе и в налаживании их контактов с ODM-производителями. Но мы ни в коем случае не ставим себе целью создать ситуацию, когда все российские производители станут собирать «тонкие и легкие» ноутбуки. Сегмент таких мобильных ПК растет, но чем тоньше становится ноут­бук, тем сложнее интегрировать его компоненты, тем меньше возможностей для выпуска разнообразных дифференцированных решений для канала продаж. Мне представляется нелепой ­ситуация, когда российские сборщики станут продавать одинаковые «тонкие и легкие» ноутбуки, отличающиеся только логотипами, — такая модель бизнеса вряд ли будет интересна и самим производителям.

CRN/RE: В последний год на российском рынке быстро растет сегмент планшетных ПК. Появятся ли в 2013 г. планшеты на базе продук­тов AMD?

А. Б.: Этот рынок резко дифференцировался — четко обозначились два типа устройств: мощные, часто премиальные планшеты извест­ных торговых марок и масса решений преимущественно с экранами 7 дюймов и предельно агрессивной ценой с малоизвестными и неизвестными торговыми марками.

Важно разъяснить стратегию AMD в области планшетных ПК. Сегодня AMD не видит для себя возможности присутствовать во втором, пусть и растущем, из указанных ценовых сегментов 7-дюймовых планшетных ПК. Кстати, этот сегмент быстро насыщается.

Мы рассматриваем в качестве перспективной «точки роста» гибридные ПК, которые могут использоваться как планшеты и заменять традиционные ноутбуки.

Выпускаемые в настоящее время планшеты на базе ОС Android по своей функциональности не могут служить заменой мобильным компьютерам. В то же время первые появившиеся на рынке гибридные устройства стоят очень дорого и не могут стать массовым продуктом.

Те новые процессоры, которые разработала AMD, обладают весьма низким термальным пакетом (4 Вт), демонстрируют практически уровень производительности настольного компьютера и оптимально подходят для со­здания гибридных ПК. Мы ожидаем появления такого типа устройств (или небольших ультратонких ноутбуков), у которых вообще не будет вентиляторов, во второй половине текущего ­года. Конечно, они появятся и на российском рынке.

CRN/RE: Сегмент серверных решений всегда был в центре внимания AMD. Каковы планы компании в этом сегменте и привлекает ли AMD российских производителей к выпуску серверов на базе своих процессоров?

А. Б.: Необходимо сказать, что AMD весьма существенно меняет свою стратегию на серверном, вполне «взрослом», рынке, который, впрочем, начинает заново возрождаться. Рост облачных вычислений и требования, которые они предъявляют к серверам, сильно меняют конфигурацию этого рынка. Появляются специфические вычислительные системы, которые проектируются и выпускаются специально для использования в облаках и мощных ЦОДах.

Именно поэтому AMD решила поменять свою стратегию, отдавая предпочтение разработке и выпуску компонентов систем для облачных вычислений и построения мощных ЦОДов. Мы начинаем поставки современных гибридных процессоров, специально спроектированных для использования в серверных системах ЦОДов. В то же время следует напомнить, что AMD подписала лицензию на технологии компании ARM. Через некоторое время мы начнем поставки процессоров, которые будут содержать ядра с архитектурой ARM и технологиями связи ЦП, которые оказались в нашем распоряжении после приобретения компании SeaMicro.

Что касается российского рынка, то мы продолжаем сотрудничать с большим числом российских производителей.

CRN/RE: Изменилась ли в последний год программа поддержки российских сборщиков, и если да, то какие изменения вы мо­же­те особо выделить?

А. Б.: Мы не вносили в программу каких-либо принципиальных изменений. В России AMD продолжает обеспечивать информаци­онно-техническую поддержку локальных производителей силами сотрудников, которые работают в Москве, а также региональных представителей в крупных городах. Мы проводим маркетинговые программы, к участию в которых привлекаем партнеров-сборщиков, поставляем им новые образцы продукции.