Компьютеры
Общий объем рынка компьютеров (ПК, ноутбуки, серверы на платформе Intel и КПК) за II квартал оценивается примерно в 749 тыс. шт. В денежном выражении это соответствует 463,5 млн. долл.
Примерно 89% продаж в натуральном выражении приходится на настольные компьютеры, около 7% — на ноутбуки и примерно по 2% — на серверы (на платформе Intel) и КПК.
По сравнению со II кварталом 2002 г. объем продаж ПК вырос почти на 20,8%. На рынке серверов рост составил 39%, а ноутбуков было продано на 51,5% больше, чем во II квартале 2002 г. Объем продаж КПК во II квартале 2003 г. оценивается в 15,6 тыс. шт. (или 5,5 млн. долл.). По сравнению с I кварталом 2003 г. этот рынок вырос на 11,1% в штуках и на 23% в деньгах.
Лидером продаж ПК по итогам II квартала 2003 г. является компания Aquarius. При этом доля первых пяти компаний* — Aquarius, Excimer, Formoza, Hewlett-Packard, K-Systems, — составила 22,6% всех продаж настольных компьютеров.
В сегменте ноутбуков наилучшие результаты у Rover Computers; в пятерку лидеров вошли Asustek, Hewlett-Packard, iRu, Rover Computers, Toshiba — на их долю приходится 70,1% всех продаж.
В сегменте серверов лидирует Hewlett-Packard. Первые пять производителей — Aquarius, Hewlett-Packard, IBM, Inforser, Kraftway — контролирует 56,7% продаж в натуральном выражении.
В сегменте карманных компьютеров впереди HP, Dell, Palm, Sony, Rover Computers. На эту пятерку компаний приходится 76% рынка в натуральном выражении и 71% в денежном.
Мониторы
Общий объем продаж на свободном рынке мониторов во II квартале составил около 762 тыс. шт. Показатели аналогичного периода прошлого года превышены почти на 42%. Как и ожидалось, продолжали идти на убыль продажи 15-дюйм ЭЛТ-мониторов, которые составляют всего 10% рынка и имеют все шансы к концу года практически полностью уйти с рынка. Сегмент ЖК-мониторов, наоборот, растет опережающими темпами и составляет уже почти треть рынка. Примечательно, что при этом впервые в денежном выражении продажи ЖК-мониторов превысили продажи ЭЛТ-устройств; таким образом, сегмент ЖК-устройств стал основным. Во II квартале здесь продолжала лидировать компания Samsung. В тройку лидеров входят также LG и NEC.
Презентационное оборудование
Как и ожидалось, для обоих ключевых сегментов рынка презентационного оборудования — мультимедийных видеопроекторов (MMP) и плазменных дисплеев (PDP) — II квартал был очень успешным.
Продажи MMP составили около 4,4 тыс. шт., что более чем на 62% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Однако ощутимое снижение цен на проекторы привело к тому, что в денежном выражении рынок сократился на 5%.
Следует упомянуть, что в текущем году учитываются в общих показателях продажи в рамках тендера «Дети России», поскольку сейчас их объем не столь значителен, как в 2002 г., и уже не может существенно исказить картину рынка.
Тройка лидеров — InFocus, Panasonic и Sanyo — не претерпела изменений по сравнению с предыдущим кварталом. Практически не изменился и состав группы их ближайших «преследователей» (BenQ, Canon, Hitachi, LG, Mitsubishi, NEC, Rover Computers, Sony и Toshiba).
В сегменте PDP продолжался бурный рост, чему способствовало значительное снижение цен. В целом продано почти 5,5 тыс. плазменных панелей и телевизоров.
Показатели аналогичного периода прошлого года превышены в 2,82 раза в натуральном выражении и в 1,85 раза в денежном.
Тройка лидеров выглядит следующим образом — Fujitsu, Panasonic и Philips. Значительную активность на данном рынке проявляют также компании LG, NEC, Samsung, Pioneer и Toshiba.
Принтеры
Общее количество принтеров, проданных во II квартале, составило около 580 тыс. шт., что выше аналогичного показателя 2002 г. почти на 40%. Наибольшие темпы роста наблюдались в сегменте лазерных принтеров, и впервые эти принтеры достигли численного паритета со струйными устройствами, до сих пор лидировавшими. Доля матричных принтеров сократилась до 5%, хотя их продажи по сравнению со II кварталом 2002 г. несколько выросли.
Основной вклад в «экспансию» лазерников внесла компания Samsung, которая уже с начала года вместе с традиционными лидерами Epson и Hewlett-Packard входит в первую тройку и на рынке принтеров в целом.
Настольные МФУ
К сегменту принтеров тесно примыкает рынок многофункциональных устройств (МФУ).
За год продажи настольных МФУ, к которым относятся в основном модели, выполненные на базе принтеров и факсимильных аппаратов, увеличились на 80% — во II квартале их было продано свыше 30 тыс. шт. Более востребованными у российских пользователей являются устройства с лазерной технологией печати, составляющие больше половины рынка, однако по сравнению с прошлым годом доля струйных МФУ (в штуках) увеличилась почти на 10%. Этому в значительной степени способствовало появление в этом подсегменте новых вендоров — Epson и Samsung.
Три первых места на рынке настольных МФУ занимают компании Hewlett-Packard, Panasonic и Xerox.
ИБП
На рынке ИБП (без учета продаж сетевых фильтров, дополнительных батарей и аксессуаров) продолжался уверенный рост продаж практически во всех технологических сегментах. В результате показатели аналогичного периода 2002 г. были превышены на 30,5%; всего продано 272 тыс. устройств. В денежном выражении объем рынка составил 41,3 млн. долл., а его рост, в связи со снижением цен на ИБП, — около 17%. Относительное удешевление ИБП по-прежнему происходило на фоне некоторого «утяжеления» рынка: суммарная мощность всех установленных ИБП оценивается в 183 МВА, что на 36% выше, чем год назад.
Сегмент on-line-ИБП продолжает демонстрировать отличную динамику и сейчас превысил 2,2% рынка в натуральном выражении. В первую очередь это связано с ростом продаж «легких» устройств (мощностью до 3 кВА), продажи которых за год более чем удвоились.
Лидер рынка остался неизменным — это компания АРС. К числу традиционных ее конкурентов на массовом рынке (Ippon, Powercom и Powerman) прибавились устройства, поставляемые под торговой маркой Plus UPS. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC традиционно сильны позиции Chloride, GE DE, Liebert, MGE, Neuhaus и Powerware.
Сканеры
Высокие темпы роста сохраняются и на рынке сканеров. Объем продаж увеличился более чем на 30% по сравнению со II кварталом 2002 г. и составил 150 тыс. шт. В структуре продаж по-прежнему доминируют сканеры нижней ценовой категории (стоимостью менее 100 долл.), доля которых составляет около 70% в штучном выражении. Три первых места занимают компании Epson, Hewlett-Packard и Mustek.