Когда говорят «мое хобби — кино», то, как правило, имеют в виду просмотр фильмов, иногда — участие в киноклубах или походы на малобюджетные артхаусные картины и гораздо реже — самостоятельные съемки фильмов. Однако кинематограф как хобби существует давно, и многие любители, закончив рабочий день в офисе, меняют клавиатуру на видеокамеру и погружаются в захватывающий мир кино.

Это начиналось так...

Еще совсем недавно главным ограничением для режиссеров-любителей была дороговизна оборудования и сложность монтажа. Но теперь, когда у каждого четвертого есть цифровой фотоаппарат, а у каждого второго — смартфон с приличной камерой, съемка видео ограничена только фантазией автора. Рынок в изобилии предоставляет программы для видеомонтажа разного уровня сложности. Но если вы хотите создать хорошую короткометражку, которую можно выложить на YouTube, показать коллегам (а то и профессионалам), то съемки и монтаж станут только частью производственного процесса.

Как, наверное, многие из нас, я снимал семейные истории, которые монтировал в длинные сюжеты (зрители с трудом досиживали до конца просмотра:)), а потом в короткие ролики. По-настоящему попробовать себя в роли создателя кино я смог на продюсерских курсах, которые Нью-Йоркская академия киноискусства проводит в Москве совместно с Высшей школой экономики. Это было здорово — полностью погрузиться в настоящий процесс кинопроизводства, увидеть его от начала до конца.

После пяти месяцев обучения весь наш курс разбили на команды по пять-семь человек. В нашей группе меня выбрали генеральным продюсером. Мы должны были подготовить дипломный проект — короткометражный фильм. Предстояло пройти все значимые этапы создания любого фильма, независимо от его продолжительности и масштабов: это подготовка (предпродакшн); съемка; монтаж (постпродакшн).

Как известно, подготовка начинается с идеи, с разработки сюжета будущего кинофильма, с создания сценария. На этом этапе решаются все организационные вопросы, связанные с местом съемки, актерами, реквизитом и т. д. Затем начинается сам процесс съемки. Интересно, что по времени этот этап может быть короче, чем остальные, хотя многие думают иначе. Постпродакшн включает монтаж и общую подготовку фильма к выходу. Когда делают большое кино, в рамках заключительного этапа готовят рекламную кампанию, проводят дистрибуцию.

Важно знать каждый шаг на пути к готовому фильму. В большом кино за все этапы отвечают профессионалы: сценаристы, монтажеры, осветители, операторы. Но когда делаешь проект самостоятельно, нужно знать основы этих профессий, ведь предстоит написать сценарий, выбрать локации, сделать раскадровки, провести пробные съемки.

Основной рецепт короткометражки

Самая главная трудность, или скорее вызов — это идея фильма. Нужно ее придумать, а потом еще и правильно воплотить. В любительском кино возможности для спецэффектов и привлечения звездного актерского состава ограничены. Поэтому так важны оригинальная идея и сюжет будущего фильма. Нет истории — нет кино:). И для короткометражки это основное.

Мы долго выбирали сценарий (каждый предлагал свою историю и максимально ее лоббировал). Остановились на одной из вечных тем. На теме бумеранга, способного возвращать из прошлого наши долги. Это история человека, во имя карьеры предавшего любовь. История человека, запустившего бумеранг, который, вернувшись много лет спустя, ударил по его близким. Сценарий (как позже и короткометражка) так и назывался «Бумеранг».

Внимание: мотор!

После решения всех организационных и бюрократических вопросов началась подготовка к съемкам: поиск актеров, кастинги, костюмы, оборудование... Масштаб этого этапа, естественно, зависел от бюджета. В нашем случае (по условиям продюсерских курсов) он ограничивался 1 тыс. долл. Чтобы не выйти за рамки этой суммы, крутились как могли. Теперь готовы давать советы начинающим: если есть хороший фотоаппарат, который поддерживает видеосъемку, можно обойтись им. Неплохим вариантом будет и IPhone или любой другой "камерофон«. Или аренда оборудования.

Неожиданной проблемой оказалась запись звука: что-то мы писали на площадке, а что-то перезаписывали дома. Также понадобились осветительные приборы, штативы, микрофоны. Снимали на фотоаппарат Canon с поддержкой видео full HD. Вся команда, включая актеров и режиссера, работала по контрактам, но на безвозмездной основе. В подобных ситуациях я советую использовать бесплатный, но бесценный ресурс — помощь друзей, коллег и знакомых. Главное — заразить их энтузиазмом, или, как говорят в бизнесе, продать свою идею.

Актеров на роли молодых людей мы нашли в Щукинском училище. Как правило, студенты легко соглашаются сниматься бесплатно — для портфолио. С возрастными актерами труднее: мы так и не смогли их найти. И в итоге эти роли достались нам с коллегой (бросали монетку, кто кого будет играть).

Магия кино

Киносъемка — процесс длительный. Если за день вы снимете две-три минуты будущего фильма — это отличный результат. У нас было всего четыре съемочных дня. Плюс еще один день мы доснимали дополнительную незапланированную сцену по итогам «предварительного просмотра», когда поняли, что киноязык сильно отличается от языка книжного и то, что очевидно при прочтении сценария, сложно показать в кадре.

Монтаж — это отдельное искусство, которому надо учиться. Многие недочеты на съемках можно исправить в процессе монтажа, однако им же можно и запороть весь проект. Конечно, хорошо, когда в команде есть профессионал. У нас таким гуру был режиссер Павел Бардин. Именно его советы помогли нам увидеть кино глазами зрителя.

Увлекает в процессе киносъемок и то, что приходится постоянно общаться с совершенно разными людьми (попробуйте получить официальное (!) разрешение на съемки внутри МГУ, напротив Кремля или в комнате общежития), решать нетривиальные задачи и прибегать к помощи подручных материалов. Например, во время съемок не хватало света в салоне автомобиля, и мы использовали в качестве осветительного прибора iPad.

Так из хаоса отснятого материала, сорванных дублей, внезапных накладок при монтаже рождается кино. Твое кино. И ты понимаешь, что игра стоила свеч.

Что дальше?

Киносъемки — это хобби, которое затягивает. Через полтора года мы сняли фильм в другом жанре. Это фильм-сказка «Две сестры» (для детей и с участием только детей). Теперь я убежден, что детские фильмы снимать сложнее, чем взрослые. Например, там, где обычно достаточно двух-трех дублей, с детьми их может быть 12–15. В нашем фильме интересно и то, что саму историю придумали ребята. Трейлер этой сказки — http://youtu.be/H_fFcsQC8rI.

Что дальше? В планах анимационный проект «Пусть пойдет дождь». Это притча о слабости и силе человеческого духа. В этой ленте хочу попробовать себя в качестве режиссера.

Автор — глава представительства компании VMware в России и СНГ.