Год назад, готовя «Новогоднюю коллекцию», мы включили в нее номинацию «Слух года». Победили в ней IBM и Lenovo благодаря распространившейся информации о том, что корпорация IBM намерена продать часть своего серверного бизнеса и обсуждает этот вопрос с Lenovo Group. Правда, по итогам 2013 г. этот слух так и остался слухом...

А 1 октября 2014 г. пришло сообщение о закрытии сделки по приобретению компанией Lenovo серверного бизнеса IBM на базе архитектуры x86 за 2,1 млрд. долл.

Здесь необходимо напомнить, что Lenovo уже второй год разрабатывает и выпускает собственные стоечные и башенные серверы под маркой ThinkServer, которые ориентированы на компании СМБ. Но в портфеле Lenovo отсутствовали многопроцессорные системы и блейд-серверы. В результате сделки с IBM китайский вендор приобрел широкий спектр серверов стандартной архитектуры x86, включая многопроцессорные на базе технологии IBM X-Architecture, блейд-серверы x86 BladeCenter, интегрированные системы x86 PureFlex, серверы с высокой плотностью размещения NeXtScale и iDataPlex, сопутствующее ПО, а также сетевое оборудование, что позволит Lenovo значительно расширить свой портфель. По оценкам аналитиков, с завершением сделки этот вендор может стать третьим крупнейшим в мире производителем x86-серверов после HP и Dell.

Однако многих участников российского канала волнуют важные вопросы: «какой будет продуктовая политика Lenovo и как отнесутся заказчики к предстоящим переменам?». Ведь до сих пор Lenovo не объявила о своих планах по дальнейшему выпуску и поставкам систем ThinkServer и «бывших» серверов IBM System x. Это порождает у партнеров и заказчиков неопределенность в отношении будущего продуктового ряда серверов — останутся ли в нем продукты Lenovo, а системы IBM начнут «вымываться», или наоборот, серверы ThinkServer уйдут, а IBM System x останутся.

Конечно, для партнеров, ранее сотрудничавших с Lenovo, расширение спектра серверов станет положительным фактором их бизнеса. Но сохраняющаяся неясность в отношении продуктовой политики Lenovo создает сложности и для партнеров, и для заказчиков, использовавших ранее системы IBM или обоих вендоров, — ведь некоторые клиенты пока не доверяют продуктам китайских компаний. Впрочем, после введения санкций в отношении России большинство заказчиков, которым требуется заменить решения западных производителей, могут обратить внимание на оборудование восточных вендоров. Игроки серверного рынка в России хотели бы также знать, как будут объединяться каналы Lenovo и IBM, как будут выглядеть их собственные будущие отношения с вендором, какие партнерские программы маркетинга и поддержки предложит Lenovo как поставщик серверов. Ведь за долгие годы работы на российском рынке IBM создала канальную организацию со своей политикой, отношениями с партнерами, иерархией внутри канала, программами, добилась лояльности партнеров. А Lenovo, которая только в конце прошлого года начала поставки в Россию серверов ThinkServer, еще не выстроила канальную структуру, которая обеспечивала бы взаимодействие со средним корпоративным сегментом рынка.

И хотя руководители канала Lenovo заявляют о том, что вендор намерен действовать как «единая Lenovo с единым каналом», компания отводит достаточно большой срок для объединения своего канала с каналом IBM с учетом всех аспектов взаимодействия с партнерами — на мировом рынке такая интеграция должна быть завершена к апрелю 2015 г.

Как заявил Константин Тимонин, руководитель департамента «Серверы и СХД», региона СНГ и Восточная Европа, Lenovo, в ближайшее время компания не намерена вносить коррективы в состав дистрибьюторов и партнеров второго уровня и никаких неожиданных и незапланированных действий, которые могли бы негативно отразиться на канале, предпринимать не будет.

Известно, что подразделение IBM, отвечавшее за поставки, маркетинг и продажи систем х86, переехало в офис Lenovo. По-видимому, до конца года продвижение и продажи серверов ThinkServer и System x будут осуществляться в соответствии с прежними партнерскими программами двух вендоров.

«Наш отдел корпоративных поставок активно работает, продвигая весь спектр серверной продукции, и нам очень важен опыт наших коллег из IBM в построении оптимального канала сбыта. Интеграция подразделения IBM серверов х86 расширит как продуктовые, так и канальные возможности Lenovo», — сказал Константин Тимонин.

В то же время стоит ожидать обострения конкуренции на российском серверном рынке, где IBM занимала второе место среди иностранных компаний, которые наверняка захотят воспользоваться неопределенностями переходного периода и «переманить на свою сторону» часть партнеров и заказчиков.