Год назад никто не мог предположить, что главной «темой 2014» станут санкции и импортозамещение. Хотя возможности и перспективы использования альтернативных передовых российских технологий обсуждались на ИТ-рынке и до политических событий. Мало того, в 2013 г. об импортозамещении заговорили как о реальном средстве, способном вывести страну из стагнации. Некоторые аналитики уверяли: реализация программы импортозамещения может обеспечить 10–15% промышленного роста в России.

Санкции и, главное, возможные угрозы их ужесточения стали новым неожиданным трендом, с которым многие представители ИТ-рынка связывают надежды на развитие российских ИТ. Впрочем, пока говорить о каких-то результатах рано, роль этого еще только предстоит оценить.

Напомним, первый пакет санкций был введен в середине марта 2014 г., после того как Россия вопреки прозвучавшим предупреждениям стран Запада признала итоги общекрымского референдума. Последний (на момент подготовки статьи) пакет ограничений вступил в силу 12 сентября. Вопросы, связанные с возможным ужесточением или, наоборот, отменой санкций, остаются в числе самых обсуждаемых. Примечательно, что президент РФ Владимир Путин еще 12 февраля 2014 г. поручил Минэкономразвития, Минкомсвязи и Минфину разработать меры поддержки российских программных продуктов в рамках закупок для госнужд, естественных монополий и госкомпаний. К 1 октября 2014 г. была поставлена задача разработать собственную стратегию в области импортозамещения в целом, и в частности в сфере ИТ, позже первые лица государства дали поручения сформировать комплекс мер по замещению импорта в сфере программного обеспечения до 30 октября.

В сентябре на пресс-брифинге в честь 15-летия некоммерческого партнерства «РУССОФТ» российские ИТ-компании назвали проблему импортозамещения в ИТ ключевой темой отрасли в 2014 г. 12 ноября АПКИТ совместно с НП РУССОФТ, АРПП «Отечественный софт», НП РАСПО и МОО АЗИ опубликовали документ, в котором изложили свое видение данной проблемы. 

«Ход исполнения поручений профильным министерством вызывает опасения, что в результате предлагаемых мер может быть допущен ряд системных ошибок, которые приведут к неоправданным расходам бюджетных средств, снижению инвестиционной привлекательности и росту цен на ИТ-рынке России, а также к ухудшению условий ведения бизнеса и для российских ИТ-компаний», — говорится в официальном заявлении ассоциаций. Участники рынка подчеркивают: министерство не использовало существующие механизмы диалога с ИТ-сообществом и не ознакомило отрасль хотя бы с общим примерным планом мероприятий, а судить о готовящихся предложениях можно было лишь по разовым мероприятиям и на встречах с отдельными участниками ИТ-рынка. Казалось бы, все понимают: для полноценного развития индустрии, для обеспечения информационной безопасности страны необходимы прежде всего стратегические, долгосрочные планы и усилия. Эксперты уверены, что добиться положительного эффекта можно лишь в случае, если регулятор будет последователен в реализации стратегии. Сегодня российский ИТ-рынок находится в довольно тяжелой ситуации. Кризисные явления в политике и экономике усугубляются падением цены на нефть и, как следствие, снижением курса рубля и ростом бюджетного дефицита. Пока же, по словам участников ИТ-рынка, политика импортозамещения не получила реального подтверждения в виде заказов со стороны государства.

Уже сегодня понятно, что санкции стали важным трендом, который, скорее всего, существенно изменит лицо ИТ-рынка. 

Впрочем, по вопросу о том, насколько санкции и объявленный курс на импортозамещение уже сегодня влияют на происходящие на рынке процессы, единого мнения среди участников рынка нет. Прежде всего потому, что пока далеко не все ощутили на себе последствия санкций. По сути компании разделились на два лагеря — одни констатируют, что рынок уже изменился, другие уверяют: «мы с последствиями санкций не сталкиваемся». Во многом подобные расхождения во мнениях связаны с тем, что список компаний, «разославших письма об ограничении поставок в оборонную промышленность и государственный сектор, а также в нефтегазовую отрасль и государственные банки вместе со списком организаций, попадающих под санкции», не так уж велик (хотя в их число входят вендоры, играющие на российском ИТ-рынке существенную роль). Кроме того, компаний, работающих с «заказчиками из списка», также не слишком много. Интересно (и показательно), что в неофициальных комментариях ИТ-компании приводят противоположные данные о поведении одних и тех же вендоров в связи с санкциями. Возможно, это связано с тем, что, выполняя предписания, компании понимают: поддержать санкции — это фактически закрыть для себя рынок России на ближайшие годы/десятилетие. Тем более что конкуренты, не связанные «санкционными обязательствами», наступают на пятки. И охотно воспользуются ситуацией. Все это заставляет вендоров действовать максимально гибко.

Представители ИТ-компаний, которые уже столкнулись с последствиями санкций, говорят прежде всего об «увеличении сроков поставки (порой превышающем существовавшие ранее на две-четыре недели) большей части оборудования и усложнении различных процедур». Особенно неприятно в данных условиях то, что до сих пор нет «четких правил игры», а информация от разных дистрибьюторов о том, какое оборудование когда будет доступно, противоречива. Ряд компаний отмечает, что уже сейчас наметилась тенденция (прежде всего это касается заказчиков из госсектора) «отказа» от американских и западноевропейских вендоров в пользу российских или азиатских. Ну и, конечно, активно обсуждаются перспективы возможной перестройки канала «на восток».

При этом многие уверены: санкции могут по настоящему коснуться ИТ-бизнеса лишь в 2015 г., в случае, если никаких изменений на политическом небосклоне так и не произойдет. И несмотря ни на что, надеются, что политика импортозамещения, в том случае, если она будет проводиться грамотно, станет драйвером роста российского ИТ-рынка.