Российский рынок систем бесперебойного питания неуклонно сжимался три года подряд, с 2013 по 2015 г., при этом темпы этого процесса заметно ускорялись. Так, по итогам позапрошлого года он обрушился фактически на треть, до уровня 2003 г. «в штуках» и 2005 г. — в деньгах. Прошлый год наконец принес некоторое облегчение — ситуация на рынке была, как минимум, не хуже, чем годом ранее. Похоже, удалось даже слегка «оттолкнуться от дна».

Поквартальное замедление

В I квартале 2016 г., по данным ITResearch, на российском рынке было продано около 190 тыс. ИБП на сумму 54,5 млн. долл. Средневзвешенная стоимость одного аппарата составила 288 долл. В годовом исчислении рынок уверенно рос — по сравнению с I кварталом 2015 г. в натуральном выражении его объем увеличился на 17,7%, а в денежном — почти на 16%. Однако аналитики отметили, что этот рост пока рано считать началом восходящего тренда, поскольку сравнение велось с чрезвычайно низкой базой начала 2015 г., когда рынок обрушился на 50%.

Во II квартале было продано около 250 тыс. ИБП на сумму 64,6 млн. долл. Средневзвешенная стоимость одного устройства снизилась до 258 долл. По сравнению с I кварталом 2016 г. рынок прибавил примерно 32% в штуках и 19% в деньгах. В годовом исчислении был также зафиксирован уверенный рост, хотя он оказался более скромным (в сравнении с предыдущим кварталом) — ко II кварталу 2015 г. показатели в натуральном выражении увеличились на 7,6%, а в денежном — на 5,7%. Как отметили аналитики ITResearch, «различие динамики натуральных и денежных показателей связано со снижением средневзвешенной стоимости ИБП, которое было обусловлено масштабным тендером на массовые интерактивные устройства одной из государственных структур».

По данным ITResearch, в первом полугодии 2016 г. российский рынок ИБП показал неплохую динамику — по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. его объем вырос на 12% в натуральном выражении и на 10% в денежном, тогда как годом ранее он сжался на 40%. Однако во второй половине 2016 г. темпы роста в годовом исчислении замедлились.

В III квартале, по данным ITResearch, на российском рынке было продано более 290 тыс. ИБП на сумму 83,2 млн. долл. По сравнению с предыдущим кварталом объем рынка стал больше на внушительные 17% в штуках и на 29% в деньгах. Рынок вырос и в годовом исчислении — по сравнению с III кварталом 2015 г. в натуральном выражении наблюдался небольшой рост (менее 2%), зато в деньгах он составил 16%. «Расхождение в динамике натуральных и денежных показателей связано с тем, что наблюдался опережающий рост в инфраструктурном сегменте, вследствие чего средневзвешенная стоимость ИБП резко выросла, достигнув рекордных 285 долл. Доля оnline-устройств составила 5,5% в штуках и 57% в деньгах» — так прокомментировали аналитики итоги III квартала.

Однако в последнем квартале 2016 г. тенденция роста средневзвешенной стоимости ИБП сменилась на противоположную. По данным ITResearch, в IV квартале на российском рынке было продано 350 тыс. ИБП на сумму 90,3 млн. долл. По сравнению с предыдущим кварталом это больше на 20% в штуках, но при этом только на 8,5% в деньгах, средневзвешенная стоимость ИБП снизилась с 285 до 258 долл. Годовая динамика в сравнении с предыдущим кварталом, как отмечают аналитики, заметно ухудшилась: «Если тогда наблюдался номинальный рост в штуках и ощутимая прибавка в деньгах, то завершающий квартал 2016 г. в годовом выражении показал даже снижение в штуках (около 1,4%) и небольшой (2,5%) рост в деньгах».

Объем, динамика, итоги

В целом, по данным ITResearch, в 2016 г. на российском рынке было продано 1,08 млн. ИБП на сумму в 292,6 млн. долл. По сравнению с 2015 г. — рост на 4,5% в штуках и на 9,2% в деньгах. «Динамика хотя и не впечатляет, но главное, она оказалась положительной, что и прогнозировалось в начале года», — комментируют аналитики.

Оценивая объем российского рынка ИБП и его динамику в 2015 г., представители большинства вендоров и дистрибьюторов традиционно ориентируются на данные ITResearch или называют близкие к ним цифры. При этом, как и прежде, многие утверждают, что их бизнес чувствовал себя «лучше рынка».

Тем не менее представители безусловного лидера рынка ИБП, компании Schneider Electric, не согласны с тем, что по итогам прошлого года динамика роста «в деньгах» оказалась лучше, чем «в штуках».

«В денежном эквиваленте объем российского рынка остался на уровне 2015 г. А вот в штучном выражении наблюдалась положительная динамика роста — 11% год к году (по данным IDC Quarterly UPS Tracker Q4 2016). Это говорит о продолжающейся тенденции снижения средней стоимости устройства и, как следствие, росте среднеценового сегмента рынка ИБП», — считает Анна Мизиева, менеджер по развитию бизнеса однофазной продукции, подразделение IT Business компании Schneider Electric. Она отмечает, что для ее компании 2016 г. оказался «достаточно стабильным»: «Мы стараемся предлагать те решения, которые востребованы на российском рынке в текущих экономических реалиях. Так, в однофазных ИБП в прошлом году был ряд обновлений среднеценовых моделей Back-UPS. Это позволило нам не только сохранить свою долю на рынке в целом (53%), но и укрепить позиции в однофазном сегменте (до 20 кВА) на несколько пунктов (в штучном выражении)».

Алексей Бурочкин, директор по маркетингу российского офиса компании Eaton, соглашается с данными ITResearch: «В 2016 г. на рынке ИБП вновь наблюдался рост, хотя и не очень большой. Напомним, что в позапрошлом году падение продаж в штучном выражении составило 33%, а в денежном — 31%». По его словам, компания Eaton по итогам прошлого года вошла в тройку лидеров «с долей порядка 8,5%».

Владимир Русаков, директор по продажам IPPON, оценил объем российского рынка ИБП в денежном выражении «немногим меньше 300 млн. долл.»: «За год в России было продано более 1 млн. устройств. Относительно показателей 2015 г. рост составил соответственно 7% и 3%». По его словам, «динамика продаж ИБП IPPON схожа с показателями рынка в целом — и в денежном, и в штучном выражении».

Татьяна Проворова, директор по маркетингу российского представительства POWERCOM, ориентируется на данные ITResearch: «Эти показатели немного меньше нашего прогноза на этот год, но в целом соответствуют реальной картине». Неудивительно, что победа POWERCOM в крупном государственном тендере (во II квартале) дает ей основания считать прошедший год весьма успешным: «Можно смело сказать, что мы превзошли все ожидания и прогнозы. В 2016 г. показатели POWERCOM в натуральном выражении выросли на 62%, а в долларовом эквиваленте — на 48%. Очевидно, достаточно мощный старт, отмеченный в первом полугодии, стал для нас надежной ступенькой к уверенному росту в течение всего года».

А в компании Tripp Lite не заметили положительной динамики на рынке ИБП. «Данные аналитиков говорят о восстановлении и минимальном росте относительно 2015 г., чего мы, откровенно говоря, не наблюдали, возможно, в силу разнородности рыночных сегментов и большой волатильности от квартала к кварталу. Вторая половина года явно разочаровала многих участников рынка. По нашим оценкам, после драматичного падения 2014–2015 гг., рынок не вполне стабилизировался, тем не менее он оставался привлекательным для новых игроков», — поясняет Александр Халаев, генеральный директор Tripp Lite в России и странах СНГ. Вместе с тем он утверждает, что его компании «удалось сохранить позиции на фоне негативной экономической ситуации и ужесточения конкурентной борьбы»: «Наличие в портфеле Tripp Lite дополнительных компонентов инженерной инфраструктуры, включая блоки распределения электропитания, стойки, силовые и коммуникационные кабели и др., позволило снизить отрицательный эффект за счет диверсификации продуктового портфеля и добиться роста этих направлений».

Курс на импортозамещение позволил укрепить свои позиции российским сборщикам ИБП. «Прошлый год был успешным для нашей компании. Прирост оборота превысил 20% по сравнению с предыдущим годом, что выше темпов роста рынка, — сообщает Владимир Хлебников, заместитель генерального директора АО „Связь инжиниринг“ (российский разработчик и производитель оборудования силовой электроники). — Мы связываем рост с тем, что для ключевых игроков импортозамещение уже стало реальностью. Обладая производственными мощностями в России в виде двух заводов полного цикла по производству электроники и заводом по изготовлению ключевых компонентов — печатных плат, наша компания смогла занять существенную долю на рынке ИБП. Большой вклад в рост заказов внесли положительные итоги эксплуатации нашего оборудования, поставленного ранее. Таким образом, опираясь на имеющийся опыт поставок и соответствуя критериям программ импортозамещения, мы можем предложить комплексные решения для систем электропитания на уровне мировых производителей». Объем российского рынка ИБП, по оценке Владимира Хлебникова, «составил 300 млн. долл. с приростом порядка 10%»: «В общей сложности продано 1,1 млн. единиц оборудования всех типов».

Дистрибьюторы дают схожие оценки объема рынка. «Примерно 280–300 млн. долл., примерно 1 млн. штук. Рост в денежном отношении был на уровне 5–8%, в штучном — на уровне погрешности расчета — 2–4%», — считает Сергей Тузов, директор департамента ИБП компании OCS Distribution. По его словам, динамика поставок ИБП дистрибьютором «находится в рамках указанной выше динамики рынка»: «Небольшой плюс идет за счет расширения продуктового портфеля новыми производителями».

«Мы оцениваем российский рынок ИБП в деньгах в районе 300 млн. долл. Рост в деньгах в 2016 г. составил 2–4%. Объем рынка в штуках составил чуть менее 1,1 млн. штук», — сообщает Игорь Ефимов, руководитель направления ИБП компании «Марвел-Дистрибуция».

Денис Андреев, руководитель департамента систем бесперебойного питания компании Landata, полагает, что рынок ИБП равен 250–300 млн. долл.: «По сравнению с 2015 г. он изменился несильно. Возможно, вырос на несколько процентов за счет расширения низшего ценового сегмента». Несмотря на общее сокращение премиум-сегмента, уменьшение доли ИБП мощностью выше 60 кВА, приостановку и недостаток финансирования крупных проектов, по итогам 2016 г. Eaton по-прежнему устойчиво входит в тройку крупнейших направлений Landata по объему бизнеса. А рост продаж ИБП Delta, как сообщает Денис Андреев, составил 15%: «При этом стало больше партнеров, что говорит о положительной динамике развитии направления за год в целом. В 2016 г. регулярные закупки оборудования Delta Electronics в Landata осуществили 240 дилеров. По итогам года компания была отмечена уникальной наградой „За самый большой рост бизнеса в 2016 г. в регионе EMEA“».

Сергей Крбашьян, генеральный менеджер сети ПОЗИТРОНИКА, прокомментировал ситуацию на рынке ИБП «как ритейлер»: «На наш взгляд, в денежном выражении объем вырос на 8% по сравнению с предыдущим годом. По данной товарной группе фактический прирост в нашей сети составил 15% (в рублях)».

Новинки: IPPON Innova RT Tower 3/1


ИБП IPPON Innova RT Tower 3/1

Сегодня источники бесперебойного питания остаются ИТ-предметами первой необходимости. Конечно, энергосети сейчас работают более стабильно, на промышленных предприятиях, в бизнес-центрах и даже в отдельных офисах устанавливаются решения собственной генерации, однако для критически важных узлов информационной инфраструктуры старый добрый ИБП остается элементом «must have». Пример такого решения — IPPON Innova RT Tower 3/1.

Innova RT Tower 3/1 доступен в двух модификациях — 10 и 20 кВA — основное отличие которых — в максимальной мощности. Соответственно у них разное время полной зарядки от сети — первый наберет 90% за три часа, второй — за пять.

Остальные параметры, значимые для пользователя, у них одинаковы. Разумеется, устройства получили информационные экраны, поддержку интерфейсов с компьютерами и другие «умные элементы», необходимые для современного ИБП. Эти изделия IPPON полностью соответствуют условиям реальной эксплуатации — они помещены в корпуса на колесиках, что позволяет быстро и относительно просто доставлять их к нужному узлу, иначе перемещать весящий более центнера power bank было бы проблематично.

Напомним, что объемы продаж традиционных компьютеров падают, но сегменты инфраструктурных решений демонстрируют рост в рамках глобального тренда на развитие виртуализации, корпоративных облаков и прочих подобных направлений. Но при этом растут и требования к устойчивости работы корпоративной инфраструктуры, прежде всего серверных систем, а одним из необходимых элементов этого как раз и является стабильное энергоснабжение. В большинстве случаев подсистема энергопитания проектировалась на этапе планирования офиса и создавалась одновременно с последним. Новые офисы, серверные и ЦОДы сейчас создают нечасто, причем значительная часть электросилового оборудования для них поставляется по каналам вне традиционной дистрибуции.

ИБП, созданные для обеспечения резервного питания особо критичных узлов инфраструктуры (а к ним относятся и модели Innova RT Tower 3/1), нужны не только в новых, но и в огромном количестве уже имеющихся офисов. Это обстоятельство на фоне роста требований к стабильности работы ИТ-инфраструктуры делает мощные ИБП особо привлекательным товаром для всех участников канала. А хорошее качество продукта, расширяющаяся география сервисных центров вкупе с online-поддержкой клиентов и обеспечением инсталляции тяжелых решений, которые предлагает IPPON, заметно упрощает внедрение и эксплуатацию мощных ИБП.

Спецпроект

Тенденции...

Многие тенденции российского рынка ИБП, обусловленные непростой экономической ситуацией в стране, в полной мере проявились еще пару лет назад. Однако и в прошлом году они не потеряли своей актуальности.

«Самое заметное для всех участников рынка касается коммерческой стороны вопроса — это существенное сокращение числа активных проектов, имеющих гарантированное финансирование и продолжающееся усиление конкурентной борьбы», — уверен Александр Халаев.

С этим соглашается и Мария Митюрёва, руководитель отдела маркетинга Delta Electronics: «Заметно снижение инвестиций в строительство ИТ-инфраструктуры, ЦОДов и других объектов. Многие заказчики отложили реализацию своих проектов из-за финансовых трудностей. Другие же стали более избирательными при выборе оборудования: с одной стороны, у заказчиков больше нет возможности переплачивать за бренд, но при этом они все же не готовы жертвовать качеством приобретаемого решения. Кроме того, как следствие уменьшения инвестиций, появилась временная тенденция к снижению мощности закупаемых ИБП. Таким образом, сегодня организации вынуждены или уменьшать объемы закупок, или экономить на мощности устройств».

При этом, как подчеркивает Татьяна Проворова, сохранилась и усилилась зависимость рынка от нужд корпоративного сектора, от государственных и коммерческих проектов: «Другими словами, стало еще более очевидным смещение спроса из потребительского сегмента в корпоративный и государственный. Автоматизация и унификация рабочих мест в больших, распределенных структурах в этом году привела к значительному росту сегмента недорогих ИБП, мощностью до 1 кВА. На этом фоне, может быть, стал менее заметным рост онлайн-решений, напрямую связанный как с автоматизацией различных отраслей, так и с ростом обрабатываемых и хранимых массивов данных (в банковской, фискальной, телекоммуникационных и других областях)».

Мария Митюрёва отмечает, что ключевые игроки стали ориентироваться «на другие сегменты рынка — меньшие в плане объема и заказов»: «Из-за снижения инвестиций крупные игроки теперь берутся за незначительные проекты, которые раньше практически не рассматривали. А небольшие компании несут потери , ведь раньше именно они могли рассчитывать на эти заказы».

По мнению Анны Мизиевой, одной из отличительных особенностей 2016 г. стала разная динамика продаж массовых ИБП и тяжелых решений: «Если до этого несколько лет подряд мы говорили об утяжелении рынка ИБП, то в 2016 г. на фоне сложной ситуации в проектном бизнесе сегмент однофазных ИБП (до 20 кВА) показал рост на 4% в денежном выражении, а в штучном вообще двузначный — 11% (данные IDC Quarterly UPS Tracker Q4 2016). То есть, несмотря на непростую экономическую ситуацию, назрела необходимость обновления парка относительно небольших ИБП».

По данным ITResearch, в 2016 г. «наблюдался опережающий рост относительно дешевых решений, причем как за счет усиления производителей с традиционно более низкими ценами, так и благодаря росту спроса на более доступные модели у остальных производителей». В результате «средний» онлайн-ИБП к концу года подешевел без малого на 20%. «И это не очень хороший (кризисный) признак, означающий, что назревшее обновление и расширение инфраструктуры во многих случаях происходит за счет самых доступных по цене решений», — комментируют аналитики.

Впрочем, некоторые игроки говорят не о снижении, а о росте средневзвешенной цены ИБП. Так, Владимир Русаков выделяет две основные тенденции: «Увеличение средней цены ИБП и рост продаж онлайн-устройств».

Об этом же говорит и Сергей Тузов: «Тенденций несколько. С одной стороны — заказчики все больше экономят, предпочитают производителей, предлагающих более дешевую продукцию. С другой стороны — из года в год увеличиваются поставки ИБП с двойным преобразованием. Таким образом, мы видим, что при почти нулевом росте продаж в штучном выражении рост в деньгах — выше. То есть чуть увеличилась средняя цена каждого проданного ИБП».

По мнению Татьяны Проворовой, среди продуктовых сегментов ИБП наиболее заметный рост демонстрировали два — линейно-интерактивные и онлайн-модели: «При этом продажи линейно-интерактивных устройств растут в штуках, но практически не меняются в стоимостном выражении, что говорит об увеличении доли поставок более дешевых моделей. С другой стороны, онлайн-ИБП показывают рост обоих показателей, как денежного, так и количественного. Несмотря на то что поставки онлайн-моделей в штуках растут более быстрыми темпами, чем в деньгах, в долларовом эквиваленте продажи данной категории устройств на российском рынке превысили 50%, делая это направление одним из наиболее важных для производителей и их партнеров».

По данным ITResearch, в III квартале прошлого года онлайн-устройства занимали 5,5% в штуках и 57% в деньгах. Увеличение спроса в этом сегменте подтверждают и другие игроки.

«Рост наблюдается в сегменте онлайн-ИБП, — утверждает Владимир Хлебников. — Большое внимание заказчики уделяют наличию удаленного управления и мониторинга систем бесперебойного питания с надежной защитой протоколов передачи данных. Заметен спрос на комплексные поставки законченных решений в комплекте с распределительными устройствами и монтажными шкафами». Он уверен, что «в этом плане у российских производителей есть значительное преимущество»: «Находясь рядом с заказчиками и разговаривая на одном языке, мы можем разрабатывать кастомизированные решения под их потребности».

По мнению Алексея Бурочкина, «главная тенденция как на российском, так и на зарубежном рынке ИБП — устройства становятся более интеллектуальными из-за снижения стоимости большинства электронных компонентов»: «Динамично рос и сегмент высокотехнологичных и мощных ИБП, являющихся основой сложных инфраструктурных решений. Это объясняется тем, что крупным производителям сегодня особенно выгодно использовать свои конкурентные преимущества в виде сильного R&D, развитой сервисной сети и высокого уровня доверия к бренду, нежели конкурировать с азиатскими поставщиками недорогих устройств».

В то же время ритейлеры, работающие на «массовом» рынке, отмечают смещение спроса в сторону более дешевых аппаратов. «Несмотря на то что ИБП становятся мощнее и интеллектуальнее, спрос на данную товарную группу сдвигается в сторону бюджетных моделей, — утверждает Сергей Крбашьян. — На это оказывает влияние выход бюджетных линеек ИБП, например у APC и IPPON (серия Back Basic), что значительно повысило привлекательность продукции этих производителей».

«Можно отметить, что кризис заставил многих гораздо тщательнее подходить к вопросу выбора оборудования, повышать свою грамотность и знание предмета. При выборе поставщиков решающую роль стали играть качество оборудования и наличие сервисной поддержки», — говорит Игорь Ефимов. Рост интереса заказчиков к сервисной поддержке отмечают и другие игроки.

«Еще одной актуальной тенденцией на рынке ИБП можно считать переход крупнейших вендоров к сервисной модели работы с клиентами, — утверждает Алексей Бурочкин. — Это означает, что теперь заказчик получает в лице поставщика не столько максимально широкий ассортимент продукции, сколько приобретает, по сути, комплексное решение своей проблемы, учитывающее полный жизненный цикл оборудования. Дело в том, что техника азиатских производителей, конечно, может и имеет несколько более привлекательную цену на старте, однако если посмотреть на полную стоимость владения, включающую затраты на сервисное обслуживание, ремонт и нередко замену устройства, мы видим, что сегодня клиенты все чаще отдают предпочтение зарекомендовавшим себя брендам».

Впрочем, повышенное внимание к сервисной поддержке отмечают и некоторые «азиатские производители». «Что интересно: в складывающихся условиях на первый план выходит сервис на всех этапах внедрения — от квалифицированных специалистов дистрибьютора, прошедших необходимые тренинги в рамках образовательных центров вендора, до полного спектра услуг послепродажного обслуживания, — говорит Мария Митюрёва. — Иными словами, заказчики смотрят не только на цену или качество предлагаемого решения, но и на то, сможет ли производитель и его сервисная сеть обеспечить дальнейшую поддержку. Часто именно это становится решающим фактором при выборе».

Резюмируя, можно привести слова Дениса Андреева, кратко перечислившего основные тенденции рынка ИБП:

  • Возросшая конкуренция в проектах от 50 тыс. долл.
  • Уменьшение бюджетов и мощностей защищаемых нагрузок — заказчики более тщательно прорабатывают задачи.
  • Экономия денежных средств: растет спрос на поддержание работоспособности уже установленных систем.
  • Наблюдается дальнейшее усиление спроса на решения ИБП+PDU+стойки.
  • Все больше запросов на расширенную гарантию ИБП.
  • Незначительные продажи одиночных некомплексных решений, построенных на премиум-линейках.

...и события

Из глобальных событий прошлого года стоит выделить смену владельца, руководства и названия компании Emerson Network Power, которая была представлена на российском рынке ИБП двумя независимыми брендами: Chloride и Liebert. Впрочем, в последнее время бизнес этого вендора в нашей стране развивался не столь успешно, как раньше.

«Если еще относительно недавно Emerson NP контролировала довольно значительную долю рынка (7–9%), то после кризиса 2008 г. ее присутствие начало сокращаться, и в текущем году компания уже вошла лишь в группу „третьего эшелона“», — отмечают аналитики ITResearch.

Летом прошлого года Emerson Network Power вышла из состава концерна Emerson и стала самостоятельной компанией, которую за 4 млрд. долл. приобрел фонд Platinum Equity. Сделка была закрыта к началу декабря, столь же быстро был проведен ребрендинг.

С 1 декабря 2016 г. компания начала работать под названием Vertiv (сочетание частей слов vertex — вершина и active — активный). Тогда же было объявлено о назначении генеральным директором компании Роба Джонсона (интересно, что именно он был президентом и генеральным директором АРС во время ее продажи концерну Schneider Electric за 6,1 млрд. долл. в 2007 г.). «В качестве отдельной компании Vertiv получит больше свободы в определении бизнес-стратегии и принятии решений об инвестициях, будет быстрее развиваться как стартап и сосредоточится на инновационных решениях для наших клиентов, в том числе в сфере облачных вычислений, мобильных сетей и Интернета вещей», — заявил Роб Джонсон, вступая в должность.

Пока что рано гадать, удастся ли старой компании с новым именем восстановить свои прежние позиции на российском рынке ИБП. «На данный момент Vertiv как будто удается в основном сохранить канал сбыта. Если компания проявит готовность инвестировать в российский рынок, а также не будет манкировать необходимостью повышать узнаваемость бренда, то шансы на возврат в высшую лигу у нее остаются», — считают аналитики ITResearch.

Говоря о кадровых изменениях, стоит отметить смену главы российского офиса Eaton. В январе прошлого года Татьяна Фантаева была назначена на должность генерального директора компании Eaton в России и Казахстане, сменив на этом посту Игоря Ануфриева, руководившего российским офисом с 2010-го по 2016 г. Татьяна Фантаева пришла в компанию летом 2015 г., возглавив ключевое для Eaton направление бизнеса в России — «Качественное электропитание и электроника», формирующее львиную часть прибыли.

В целом в прошлом году большинство игроков не наблюдали значимых событий и заметных перемен на российском рынке ИБП. При этом многие называют таковыми выпуск своих новых продуктовых линеек и корректировку партнерских программ.

«Рынок ИБП традиционно очень консервативный, — напоминает Игорь Ефимов. — Это относится как к вендорам, которые представлены в этом сегменте, так и к запросам партнеров и их заказчиков. На наш взгляд, ни каких-то заметных колебаний спроса, ни других серьезных изменений в 2016 г. не происходило».

Пожалуй, единственным событием, на которое обратили внимание некоторые игроки, можно назвать начало использования в системах бесперебойного питания литий-ионных аккумуляторов. На проводившейся осенью партнерской конференции компания Schneider Electric объявила о начале процесса перевода своих ИБП на Li-Ion батареи. Они могут использоваться в тяжелых системах — линейках Symmetra MW, Galaxy 7000, Galaxy VM и Galaxy VX.

«Хотя пока это решение касается только „топовых“ решений вендора, само начало внедрения Li-Ion батарей — это революционный шаг для всей отрасли ИБП», — считают аналитики ITResearch. Они отмечают, что «классические» свинцовые аккумуляторы при своей относительной дешевизне обладают множеством недостатков — малым сроком службы, большим весом и габаритами, они «капризны» к условиям эксплуатации, ограничены количеством циклов заряда/разряда. По каждому из параметров Li-Ion батареи в разы лучше, при этом стоимость их выше свинцовых аналогов всего примерно в 1,9 раза.

«Для начальной ценовой категории это может оказаться критичным, но в том диапазоне, где традиционно работает Schneider Electric, может быть вполне „подъемным“ для клиентов. Более того, сам подход заметно повышает конкурентоспособность решений компании. И это, несомненно, заставит всех прямых конкурентов фирмы готовить аналогичные решения, постепенно переводя всю отрасль на более экологичные и эффективные модели ИБП», — уверены аналитики ITResearch. Действительно, многие игроки внимательно наблюдают за этим процессом.

«Появляется спрос на решение с аккумуляторами на базе лития вместо традиционных свинцово-кислотных. Пока это только отдельные проекты на телекоммуникационном рынке, но по мере снижения цен на литиевые АКБ процесс может ускориться», — считает Владимир Хлебников.

С этим соглашается и Татьяна Проворова: «Наибольшее оживление было вызвано появлением более доступных по цене решений на базе литий-ионных аккумуляторов. Мы очень внимательно следим за всеми шагами в этом направлении и пока придерживаем свои разработки. Вероятно, развитие этой темы получит более практическое и широкое применение в этом году».

Применение литий-ионных аккумуляторов — не единственная новость от лидера рынка. Среди других значимых для Schneider Electric событий Анна Мизиева называет старт «специальной сервисной программы»: «У партнеров появилась возможность на выгодных условиях перепродавать сервисные контракты Schneider Electric. А оказывать услуги смогут компании — обладатели двух высших статусов: Premier и Elite. Сама партнерская программа также заметно изменилась: добавились компетенции, появились новые преимущества для системных интеграторов, все партнеры начиная с уровня Select получили персонального менеджера (раньше это было доступно только для уровней Premier и Elite)».

Алексей Бурочкин напоминает, что в первой половине 2016 г. запущены в производство новые ИБП 9PX для электропитания ИТ-оборудования небольшой мощности (2,2 кВт и 3 кВт): «Ключевой особенностью этих инновационных ИБП является выходной коэффициент мощности, равный единице. Это означает, что при той же мощности они могут обеспечить электропитание большего количества оборудования, чем обычные ИБП. Кроме того, они обладают исключительно высоким КПД, что позволяет сократить расходы на электроэнергию и охлаждение». По его словам, в прошлом году компания скорректировала стратегию, «постепенно перейдя к модели продажи комплексных решений, основанных на потребностях клиента, и отказавшись от узкой специализации по оборудованию»: «Обращаясь сегодня в Eaton, заказчик фактически получает решение своей проблемы в области управления энергией „под ключ“, а не просто рекомендацию по модели того же ИБП, пусть и наиболее качественного». Он подчеркивает, что это относится не только к российскому офису Eaton: «Такова глобальная стратегия корпорации, что находит отражение в нашем новом слогане — We make what matters work („Мы делаем то, что действительно нужно для работы“)».

Владимир Русаков считает, что в целом год был «достаточно спокойным»: «Из основных событий можно отметить появление бюджетных серий ИБП. В частности, в ассортименте IPPON появилось доступное по цене семейство Back Basic. В 2016 г. были запущены нескольких партнерских программ на рынке VAD, проведена масштабная авторизация партнеров в сегменте розничных продаж и увеличено число авторизованных сервисных центров, осуществляющих техническую поддержку решений IPPON на всей территории страны».

По словам Татьяны Проворовой, в прошлом году POWERCOM серьезно скорректировала стратегию и тактику представительства: «Все перемены были нацелены на усиление нашего присутствия и влияния на рынке, а как показывают результаты этого года, шаги были сделаны совершенно правильные. Так, корпоративные продажи выделены в отдельное бизнес-подразделение внутри представительства, что, безусловно, помогло реализовать ряд весьма крупных проектов. Более тесное взаимодействие с партнерами позволило сделать партнерскую программу наиболее привлекательной и расширить ряд преимуществ, предлагаемых партнерам. А кроме этого было выпущено семь новых линеек ИБП, в составе которых более двух десятков моделей, не считая батарейных блоков, средств мониторинга и дополнительных аксессуаров. Столь радикальное обновление портфеля — ответ компании на изменение структуры спроса».

«Одним из заметных событий стали действия регулятора, такие как „Закон Яровой“ и другие инициативы, в том числе касающиеся импортозамещения, Это, безусловно, окажет влияние как на сегмент ЦОДов, так и на потребительский сегмент и на развитие рынка ИБП в целом», — считает Александр Халаев. По его мнению, «в условиях экономического спада часто открываются новые возможности»: «Имея в нашем портфеле более тысячи наименований продукции, мы стараемся дотягиваться до новых для себя заказчиков и работать с новыми рыночными сегментами. Обеспечивая гибкие условия финансирования, высокую норму прибыли для партнеров с помощью программы регистрации проектов, мы стараемся сохранять лояльность канала и развивать отношения с системными интеграторами».

Владимир Хлебников считает, что рынок претерпевает технологические изменения: «Благодаря высокой отказоустойчивости и ремонтопригодности модульные ИБП становятся стандартом де-факто для защиты электропитания ИТ-оборудования». По его словам, в прошлом году особое внимание компания уделяла развитию партнерской сервисной сети: «Благодаря этому мы не только сократили сроки гарантийного ремонта, но и можем предложить заказчикам широкий спектр дополнительных услуг по монтажу и дальнейшему обслуживанию оборудования».

Как сообщает Игорь Ефимов, в прошлом году в компании «Марвел-Дистрибуция» все решения по обеспечению бесперебойного питания были переданы в департамент «Сети и телекоммуникации»: «Раньше проектный департамент занимался только „тяжелыми“ решениями, а с однофазными ИБП работало наше розничное подразделение. Это позволило более эффективно выстроить работу над проектами».

Компания Landata, по словам Дениса Андреева, «продолжает поддерживать очень приличный склад»: «Следуя трендам рынка, мы нарастили предложение и склад ИБП Eaton сегмента „эконом“. Увеличен склад небольших ИБП Delta (1–10 кВА), очень востребованных в госпроектах. Начали поставки стоек и PDU Delta для комплексных решений. Стараемся лучше разбираться в проектах, чтобы иметь возможность помочь нашим партнерам: скорректировали соответствующим образом систему мотивации продавцов».

«Старые» лидеры и новые игроки

В конкурентной среде, несмотря на ощутимые колебания в первой половине прошлого года, кардинальных перемен не наблюдалось.

«В целом 2016 г. был довольно турбулентным, и рейтинги в лидирующей группе менялись сильно, — сообщают аналитики ITResearch. — Конечно, никто не подвергает сомнению лидерство Schneider Electric, но в I квартале очень удачные проекты реализовала компания Delta Electronics, занявшая в результате общее второе место в денежном выражении. Во II квартале 2016 г. благодаря сверхудачному тендеру компания Powercom едва не вырвалась на первое место в натуральном исчислении. Да и в денежном подсчете Powercom вышла на второе место в суммарном зачете». Однако уже в III квартале рейтинги лидирующих компаний полностью вернулись к прежней конфигурации.

По данным ITResearch, по итогам года в абсолютных показателях продолжает доминировать компания Schneider Electric, даже несколько усилившая свои позиции. За ней следуют Ippon и Eaton. Вместе с тем, как отмечают аналитики, «все более усиливаются игроки, которых пару лет назад еще никто не принимал во внимание или считал уже потерявшими рынок». Но в верху рейтинга особых изменений не наблюдалось.

На массовом рынке подавляющая часть продаж остается за тремя компаниями — Ippon, Powercom и Schneider Electric (здесь и далее перечисляются в алфавитном порядке). «Есть также довольно заметные игроки второго эшелона, в первую очередь это 3Cott, CyberPower и FSP, но все же концентрация рынка довольно высока и в целом стабильна (хотя и наметился осторожный тренд к ее снижению)», — добавляют аналитики.

На корпоративном рынке лидируют Delta Electronics, Eaton и Schneider Electric. Сильны также позиции ABB, General Electric и целого ряда других компаний, включая новичков: «При этом большинство из них обладают высочайшими технологическими компетенциями и развитым профессиональным каналом сбыта. В результате в этом сегменте есть максимальные предпосылки к высокой конкуренции, и чем больше мощности ИБП, тем выше конкуренция».

По данным ITResearch, в середине прошлого года на российском рынке ИБП активно работали более 20 производителей. «Несмотря на кризис, этот список не сокращается, а даже растет, — утверждают аналитики. — В 2016 г. в исследовательскую панель ITResearch были дополнительно включены компании „Связь инжиниринг“, Riello и Bennings». Выход на рынок новых производителей отмечают и «старые» игроки.

«В 2016 г. на российском рынке также заметно росло количество игроков за счет китайских поставщиков, что, как следствие, привело к повышению уровня конкуренции между производителями», — говорит Алексей Бурочкин.

По мнению представителя одного из «китайских поставщиков», это является следствием «отчетливого тренда на импортозамещение». «На фоне европейских и американских решений увереннее стали себя чувствовать игроки из других регионов, — уверена Мария Митюрёва. — При этом, поскольку Азия уже состоялась как производитель, а Россия только собирается заявить о себе в этой области, клиенты все чаще, хотя и не без лишней осторожности, рассматривают решения из Китая или Тайваня». Вместе с тем она считает, что «данная тенденция касается только зарекомендовавших себя на рынке поставщиков и производителей»: «Это видно по результатам деятельности компаний за последние пару лет».

Впрочем, Татьяна Проворова утверждает, что это справедливо не только для «азиатских вендоров»: «Вопреки предсказаниям, количество игроков на российском рынке ИБП стало больше. Безусловно, на фоне растущей чувствительности заказчика к цене увеличение количества игроков происходит в основном за счет появления ОЕМ-брендов. Но этот факт не внес каких-то существенных изменений в расстановку основных сил на рынке, так как OEM-бренд зачастую не может успешно конкурировать в корпоративном и индустриальном сегменте ни с точки зрения ассортимента, ни с точки зрения инженерных квалификаций или наличия примеров и успешной истории в прошлом, подтверждающих надлежащее качество продукции».

Тем не менее в числе основных тенденций, проявившихся на рынке в прошлом году, Денис Андреев называет рост спроса «на максимально простые и недорогие решения»: «В том числе малоизвестных турецких, азиатских и российских производителей». По его оценке, они смогли нарастить свою долю рынка.

Прогнозы и ожидания

Как развивается ситуация на рынке ИБП в начале года? Каковы прогнозы, планы и ожидания игроков на этот год?

«Сложно что-либо прогнозировать (не имея даже результатов I квартала), но мы ожидаем, что 2017 г. будет, как минимум, не хуже, а скорее даже лучше, чем 2016 г., — рассчитывает Анна Мизиева. — Следуя тенденциям рынка, Schneider Electric продолжит в этом году обновлять модельный ряд в среднеценовом сегменте и предложит новые модели из семейства Smart-UPS».

В Eaton смотрят вперед «со сдержанным оптимизмом». «По нашим наблюдениям, рынок прошел дно в 2015 г., хотя в прошлом году он также развивался довольно неравномерно: если в I квартале продажи ИБП возросли более чем на 17%, то в IV наметился спад в 1,4%», — отмечает Алексей Бурочкин. Тем не менее он считает, что рынок адаптировался к изменившимся экономическим условиям и курсу рубля: «Заказчики возвращаются к реализации отложенных ранее крупных ИТ-проектов, добавляет оптимизма и ряд законодательных инициатив, принятых правительством и реализованных Минкомсвязи. Если мы не увидим каких-либо существенных потрясений, а современная макроэкономическая ситуация сохранится, можно говорить о росте рынка ИБП на 10–15% по итогам года».

Ожидания IPPON относительно динамики рынка также весьма оптимистичны. «В текущем году мы рассчитываем на сохранение положительной динамики продаж ИБП IPPON как в денежном, так и в штучном выражении и настроены на превышение минимально запланированного показателя в 5%», — сообщает Владимир Русаков.

«Начало года весьма сдержанно и пока полностью соответствует нашим скромным прогнозам, — говорит Татьяна Проворова. — Очевидно, сохранится доминирующая роль государственных проектов и высокая консолидация российского рынка. Однако POWERCOM не преуменьшает роль небольших дилерских компаний, которые, как показывает опыт, быстрее адаптируются к новым рыночным условиям, обладают достаточной гибкостью и нужными компетенциями в работе с отраслевыми проектами. Наша партнерская программа всесторонне поддерживает развитие взаимовыгодного сотрудничества с такими дилерами».

А в Tripp Lite не наблюдают существенного изменения ситуации на рынке. «Мы давно пришли к мнению, что это и есть новые условия, со всеми вытекающими требованиями относительно сбалансированного продуктового предложения, развития канальных продаж и клиентской базы, — поясняет Александр Халаев. — Мы последовательно обновляем модельный ряд, расширяя линейку трехфазных систем ИБП до 210 кВА и обновляя популярные однофазные ИБП семейства SMART самыми передовыми характеристиками в отрасли. Во II квартале мы планируем ряд инициатив для партнерского канала, которые будут способствовать повышению спроса и узнаваемости нашей торговой марки».

«До конца текущего квартала сложно оценить результат, — говорит Владимир Хлебников. — В феврале мы сформировали много новых проектов, поэтому планы компании „Связь инжиниринг“ на 2017 г. самые оптимистичные, с расчетом на рост до 30% за год».

Сергей Тузов уверен, что пока еще рано делать даже предварительные выводы: «Сейчас можно сказать, что рынок ИБП не растет и даже немного стагнирует. Основная задача OCS Distribution, как компании в целом, так и отдельно направления ИБП, — продолжать оптимизацию рабочих процессов, более внимательно работать в каждой поставке».

В компании «Марвел-Дистрибуция» надеются, что рынок ИБП сохранит положительную динамику. «Такие глобальные ИТ-тренды, как рост популярности облачных вычислений и развитие ЦОДов, будут обуславливать потребность в создании серьезной инфраструктуры по питанию, по наращиванию и модернизации существующих систем», — поясняет Игорь Ефимов.

Компания Landata, как сообщает Денис Андреев, в начале года «отгрузила довольно объемные проекты ноября-декабря 2016 г.: «Показатели неплохие». Вместе с тем он отмечает, что «год начался довольно вяло»: «У многих заказчиков видно недофинансирование как прошлых, так и будущих проектов по развитию. Тем не менее очевидно, что рынок ИБП будет развиваться и дальше. Так что мы смотрим в будущее с оптимизмом».

Сдержанный оптимизм игроков разделяют и аналитики ITResearch. На данный момент, исходя из текущей макроэкономической ситуации и при сохранении развития экономики без особых катаклизмов, они склонны придерживаться «умеренно позитивного прогноза» на 2017 г.: «Рост в натуральном и денежном выражении будет примерно на 10–15%».