Объемы данных, требующих хранения для последующего их использования, продолжают неумолимо расти как в компаниях, так и у домашних пользователей.

В результате практически все производители подключаемых к сетям систем хранения (NAS) отмечают рост продаж. Так, Алексей Деев, глава российского офиса SLMP PTE Ltd., коммерческо-маркетингового представителя Synology Inc. в России и СНГ, утверждает, что в 2016 г. продажи NAS Synology на российском рынке выросли более чем на 40% по сравнению с предыдущим годом.

В свою очередь Илья Пономарев, директор по маркетингу QNAP в России, подчеркивает, что вопреки сложной экономической ситуации прошедший 2016 г. для QNAP был удачным — суммарное увеличение объема продаж систем NAS достигло почти 20%.

И Сергей Савостин, региональный менеджер компании D-Link в ЮФО/СКФО, отмечает стабильный рост — на 12% — продаж выпускаемых компанией NAS.

Ирина Цикун, менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ компании Thecus, также подтверждает: «В 2016 г. компания отметила повышение спроса на устройства NAS. Оно было связано в первую очередь с восстанавливающейся конъюнктурой рынка, и основной прирост продаж пришелся на вторую половину года».

Netgear выпускает технику, относящуюся к среднему стоимостному сегменту, однако Виталий Белявцев, менеджер по техническому маркетингу Netgear в России и СНГ, говорит о том, что в компании отметили разнонаправленный спрос на системы начального и профессионального уровня: «В результате в целом объем продаж наших систем хранения существенно не изменился по отношению к 2015 г.»

Алексей Тютюнник, менеджер по направлению NAS компании ELKO Group, считает, что постоянное накопление информации вынуждает потребителей расширять возможности своих систем хранения: «Рост спроса на NAS в 2016 г. был весьма ощутим, и доля их продаж в деньгах в нашей компании увеличилась на 20,8% по сравнению с 2015 г.».

Где новые системы NAS оказались более востребованными?

По словам Ильи Пономарева, в 2016 г. увеличился спрос со стороны компаний среднего и малого бизнеса (СМБ), но еще более значительный рост продаж (до 15% объемов предыдущего года) был в сегменте SOHO (конечных пользователей и малых офисов). При этом наиболее популярными были новые модели систем QNAP NAS на 2 и 4 жестких диска TS-251+ и TS-453A.

Подобную оценку дает и Ирина Цикун, отмечая, что проектные поставки в сегмент СМБ обеспечили основную долю продаж NAS Thecus, а сросом пользовались модели с 5–8 дисками.

С ними согласен Виталий Белявцев, который говорит, что в 2016 г. поставки систем Netgear NAS заметно росли в СМБ-сегменте : «Возможно, это объясняется снижением покупательной способности конечных пользователей и переходом их на более дешевые решения».

Максим Лисновский, менеджер по продукции Synology в России, Украине и СНГ, утверждает, что оборот проданных в России в 2016 г. систем NAS Synology делился примерно в равных долях, 50/50, между корпоративными и домашними заказчиками: «Традиционно самыми продаваемыми (в штуках) остались настольные NAS-серверы начального уровня, которые в основном приобретают домашние пользователи. Выбор корпоративных заказчиков определялся оптимальным соотношением стоимости и производительности, в результате чего активно закупалась новая модель для установки в стойку RackStation RS2416+».

По результатам 2016 г. в ELKO также наибольшую долю продаж систем NAS в штуках обеспечили конечные пользователи: «Их доля в 3,5 раза превышает долю клиентов СМБ, зато в деньгах это примерно 50/50», — говорит Алексей Тютюнник.

Сергей Савостин подчеркивает, что компания D-Link первой в отрасли выпустила комплексное решение на основе облачного сервиса mydlink для домашних пользователей: «NAS с поддержкой сервиса mydlink позволяют подключать видеорегистраторы, маршрутизаторы и IP-камеры, отличаются невысокой ценой и не требуют для настройки специальных знаний. Это обеспечило высокую популярность NAS с сервисом mydlink среди конечных пользователей, доля которых в этом сегменте в 2016 г. составила более 50% (в штуках). Как правило, эти пользователи покупают одно- и двухдисковые NAS, в то время как СМБ-заказчики предпочитают двух- и четырехдисковые, причем доля последних стабильно растет. Также всё больше пользователей используют NAS в системах «умного дома».

По словам Владимира Пискунова, вице-президента по коммерческой деятельности компании «Аквариус», его компания в своих проектах почти не продает NAS как законченные решения : «Наш типичный NAS — это сервер на 12—24—36 дисков + ПО Windows, и в большинстве случаев такой вариант используется в системах видеонаблюдения».

Нужны ли системы NAS крупным российским заказчикам?

Как утверждает Илья Пономарев, QNAP традиционно поставляет NAS крупным заказчикам, и в 2016 г. их доля в NAS-продажах компании составила примерно 20%. Он объясняет это тем, что QNAP существенно развила линейку систем хранения, в которой появились системы с расширенными функциональными возможностями, а также новая серия корпоративных NAS начального уровня.

Еще два года назад Thecus Technology ориентировалась на корпоративный и проектный бизнес, где системы NAS Thecus были известны и популярны. А в 2016 г., по словам Ирины Цикун, компания выиграла тендер на поставку больших систем NAS для ФСИН, и данный проект был одним из самых крупных в 2016 г.

Компания ELKO работает как с небольшими компаниями, так и с крупными заказчиками, и около 10% общего объема проданных ею NAS приходится именно на последних.

В D-Link также отметили, что в 2016 г. до 11% в продажах NAS выросла доля корпоративных заказчиков.

В свою очередь Виталий Белявцев утверждает, что в Netgear поставки крупным корпоративным заказчикам растут примерно на 8% в год и в 2016 г. в общем объеме продаж они составили 5–10 %.

По словам Алексея Деева, в 2016 г. поставки систем NAS Synology крупному бизнесу заняли почти 15% в общих продажах корпоративным заказчикам: «Были реализованы проекты создания систем резервного хранения для предприятий промышленности, проекты по формированию территориально распределенного видеонаблюдения».

Системы видеонаблюдения

Проблемы безопасности предприятий и территориально распределенных объектов в последнее время стали одними из наиболее значимых для многих экономических объектов. И, как правило, они решаются с помощью систем видеонаблюдения, способных не только регистрировать возможные нарушения, но и хранить большие объемы видеоинформации.

Илья Пономарев подчеркивает: «Сейчас QNAP активно предлагает для систем охранного видеонаблюдения не только специализированные видеорегистраторы NVR, но и сетевые накопители Turbo NAS, функциональность которых позволяет одновременно организовать и надежное хранение с разграниченным доступом к информации, и удобную видеозапись изображений с подключенных IP-камер. Доля поставок оборудования QNAP под проекты безопасности в 2016 г. составила порядка 10%».

В продуктовой линейке компании D-Link также есть специализированные NAS для использования в системах видеонаблюдения, и, как говорит Сергей Савостин, в 2016 г. в общем объеме продаж систем NAS D-Link их доля превысила 20%, и она неуклонно растет.

В 2016 г. российское представительство Synology совместно с партнерами реализовало ряд проектов по созданию систем видеонаблюдения. Однако Максим Лисновский отмечает: «Каждый NAS-сервер Synology благодаря ПО для видеонаблюдения Surveillance Station 8.0 может выполнить функции сетевого видеорегистратора с большим набором инструментов для мониторинга в реальном времени и поиска необходимых событий в архиве видео. Сведения, поступающие от заказчиков и партнеров, свидетельствуют о том, что для этих целей в 2016 г. было поставлено 15–20% общего объема продаж наших систем».

Важное замечание делает Алексей Тютюнник: «Современные NAS универсальны, и поставляемое с ними ПО позволяет использовать в качестве видеорегистратора любую модель, так что применять специализированные устройства теперь нет смысла . Поэтому понять, кто из заказчиков использовал закупленные NAS частично или полностью в качестве видеорегистраторов, довольно сложно».

В свою очередь Виталий Белявцев признает, что Netgear знает о применении ее систем NAS в видеонаблюдении, но не ведет отдельной статистики по этим продажам.

Ирина Цикун считает, что в 2016 г. поставки NAS Thecus для систем видеонаблюдения не были существенными, но компания планирует расширить свое присутствие в этом сегменте в 2017–2018 гг.

Продолжится ли развитие рынка NAS в 2017 г.?

Отвечая на этот вопрос, Илья Пономарев подчеркивает: «Как и раньше, перспективы роста будут зависеть и от общей экономической ситуации, и от уровня продукции, предлагаемой ведущими поставщиками. Считаю, что острая конкуренция является мощным драйвером для развития всех сегментов на рынке NAS».

При этом он утверждает, что ключевым стимулом для приобретения NAS будет возможность организовать эффективную, надежную и безопасную систему хранения данных на конфиденциальной основе: «Спектр применения NAS достаточно широк. Одни пользователи выбирают NAS как удобное хранилище медиаконтента и личных данных, вторые — для организации „умного дома“ и системы видеонаблюдения, третьи задействуют накопители в резервном копировании».

По мнению Максима Лисновского, начало 2017 г. выглядит многообещающим: «Если на российском рынке сохранится сложившаяся тенденция, то можно смело говорить о росте объемов продаж NAS в 2017 г. на 30–40%. Если оперировать более консервативными прогнозами, — рост на 20% является реалистичным и выполнимым. Системы Synology продолжают набирать популярность среди корпоративных клиентов, в том числе крупных заказчиков, и партнеров, продвигающих NAS Synology в регионах России. Изменяется потребительский рынок, и те, кто раньше не знал, что такое NAS, теперь рассматривают такие системы как альтернативу жестким дискам и USB-накопителям. В первую очередь это относится к профессионалам — фотографам и работникам творческих профессий».

В Thecus прогнозируют существенный рост рынка, связанный с восстановлением экономики. «Основная динамика, скорее всего, проявится во второй половине года, — полагает Ирина Цикун. — При этом наибольший рост продаж систем NAS мы видим в сегменте СМБ и госудаственных программ, при этом он может составить 50% по отношению к 2016 г. Стимулами для этого в сегменте СМБ выступают стоимость, сервис, надежность систем, а в проектном бизнесе и системной интеграции — сроки, стоимость, гибкость работы, сервис. При реализации государственных проектов важными факторами являются уникальность продуктов, возможности компании налаживать эффективные пути взаимодествия с системными интеграторами и государственными структурами. В сегменте ритейла основную роль продолжает играть цена».

D-Link планирует в 2017 г. увеличить свою долю во всех сегментах рынка NAS и нарастить продажи в пределах 10%. Сергей Савостин говорит, что компания продолжит продвигать среди конечных пользователей системы NAS начального ценового уровня с поддержкой облачного сервиса mydlink для применения в системах «умного дома»: «Мы планируем увеличить модельный ряд IP-камер для домашнего применения, позволяющих создать на основе NAS системы домашнего видеомониторинга с возможностью удаленного доступа/управления через Интернет, в том числе и с мобильных устройств».

По мнению Виталия Белявцева, рост объема мультимедийного контента и необходимость хранения его в локальных сетях будут подстегивать спрос на потребительском рынке: «Практически ежегодное удвоение хранимой информации в компаниях СМБ никто не отменял. Кроме того, все активнее используются системы видеоконтроля. Возрастающий интерес к бизнес-аналитике также генерирует спрос на производительные системы хранения данных. Отложенный по финансовым соображениям спрос на NAS со стороны бизнеса за прошедшие годы даст дополнительный и значительный прирост продаж. Поэтому в 2017 г. можно ожидать роста российского рынка NAS до 15%».

Как говорит Алексей Тютюнник, в компании ELKO в текущем году ожидают увеличения продаж систем NAS примерно на 15–20% по сравнению с итогами 2016 г. Он также считает, что основным стимулом этого можно считать рост объема данных и потребности в их надежном хранении: «Стоит отдельно выделить спрос корпоративных заказчиков на мощные системы NAS, рассчитанные на использование в них до 30–60 и даже до 180 жестких дисков. Этот спрос несомненно возрастет в связи с появившимся в этом году новым сегментом систем хранения — NAS на базе твердотельных дисков».

Владимир Пискунов говорит, что в сегменте клиентов СМБ и корпоративных заказчиков наверняка повысится интерес к унифицированным решениям SAN+NAS в одном устройстве.