В прошлом году российский рынок устройств печати, похоже, стабилизировался после трехлетнего падения и даже показал некоторый рост в денежном выражении. Однако если сравнивать итоги прошлого года с результатами наиболее благополучного 2012 г., то объем рынка сократился примерно вдвое как в штуках, так и в деньгах.

Объем, динамика, итоги

По данным ITResearch, в 2016 г. российский рынок принтеров и настольных МФУ замедлил падение, хотя по отношению к предыдущему году по-прежнему оставался «в минусе» — за год было продано 2,2 млн. устройств, что на 11,9% меньше, чем в 2015 г. «Особенностью рынка стал рост его объема в денежном выражении, несмотря на сокращение количества проданных продуктов, — подчеркивают аналитики. — По сравнению с 2015 г. он увеличился на 4,5%, до почти 409 млн. долл. Основными факторами, повлиявшими на соотношение динамики продаж в штуках и деньгах, стали рост цен и изменения в структуре спроса и продуктового предложения, прежде всего — увеличение доли более производительных и функциональных устройств».

Аналитики IDC более оптимистично оценивают итоги прошлого года. По их данным, поставки печатающих устройств на российский рынок увеличились на 0,4% по сравнению с уровнем 2015 г., до 2,28 млн. штук, а в денежном выражении — на 11%, до 489,78 млн. долл. «Прошедший 2016 г. можно с некоторой осторожностью назвать годом восстановления российского рынка печати. Прежде всего прекратилось общее падение штучных поставок и наметился весьма существенный рост выручки, что уже можно считать позитивным движением», — комментирует Константин Макаренков, ведущий аналитик компании IDC Russia & CIS.

Что касается основных технологических сегментов, то, по данным ITResearch, продажи принтеров, на которые пришлась примерно треть всех проданных устройств печати, сократились на 13,5%, а в сегменте настольных МФУ падение составило около 11%. В лазерном сегменте было продано 1,57 млн. устройств (на 14,2% меньше, чем годом раньше), при этом темпы спада поставок принтеров и настольных МФУ были почти одинаковыми, что сохранило их соотношение в продажах примерно на уровне 40/60. В струйном сегменте было продано 626 тыс. принтеров и МФУ, почти на 6% меньше, чем в 2015 г. «При этом сокращение спроса затронуло только самый массовый подсегмент струйников начального уровня стоимостью до 100 долл., в то время как в старших их категориях отмечен рост продаж, особенно моделей, ориентированных на бизнес-приложения», — добавляют аналитики ITResearch.

По данным IDC, в общем объеме продаж на лазерную технику пришлось около 1,56 млн. устройств, в том числе почти 949 тыс. МФУ; количество проданных струйных устройств составило чуть более 703 тыс. штук, большинство из которых также являются МФУ — около 570 тыс. штук.

Опрошенные нами игроки соглашаются с главными выводами аналитиков IDC и ITResearch — в прошлом году динамика рынка устройств печати «в деньгах» оказалась явно лучше, чем «в штуках».

«На наш взгляд, рынок печати в 2016 г. не сильно изменился по сравнению с 2015 г. Продажи принтеров и МФУ в штучном выражении остались практически на том же уровне. Мы отметили только небольшое падение (буквально в несколько тысяч штук), которое связываем с желанием конечных пользователей переходить от обычной печати к MDS-услугам, — сообщает Мария Андреева, менеджер по маркетинговым коммуникациям KYOCERA Document Solutions Russia. — Что касается денежного выражения, то здесь можно отметить рост. Сегмент SOHO немного уменьшился, однако корпоративный вырос». По ее словам, компании удалось удержать лидирующие позиции: «На фоне общего падения рынка в штучном выражении продажи „просели“ примерно на 2%. В денежном же выражении наш бизнес вырос на 23% за счет корпоративных поставок и запуска новых линеек принтеров и МФУ. Особо хочется отметить, что KYOCERA Document Solutions на B2B рынке уже не первый год удерживает лидирующую позицию в сегменте устройств печати формата А3, занимая примерно 36% российского рынка».

Алексей Палиивец, директор по маркетингу корпоративного направления Canon Russia, предполагает, что прошедший год стал годом восстановления после рецессии: «При рассмотрении рынка печати, релевантного продуктовому портфелю Canon, стоит отметить следующие моменты: сегмент офисной печатной техники (принтеры и МФУ) стал меньше на 6% в штуках год к году. Этот же сегмент в денежном выражении показал небольшой рост, в основном за счет смещения фокуса продаж от оборудования низкого уровня к среднему и высокому ценовым сегментам. После нескольких лет падения восстанавливается рынок высокоскоростных цифровых печатных машин — в штучном выражении рост составил 23%, вырос этот сегмент и в деньгах . Следует оговориться, что динамика рынка приведена на основании статистики продаж от вендоров партнерам/клиентам первого уровня». По его словам, компания Canon Russia «продемонстрировала уверенный рост продаж»: «Отдельно стоит отметить, что поставки корпоративного подразделения (В2В) увеличились более чем на 15% в рублевом выражении год к году. Одновременно с этим нашей компании удалось не только удержать, но и усилить рыночные позиции в ключевых для нас сегментах».

По оценке Андрея Антонова, менеджера по бизнес-продуктам представительства Epson, объем рынка стал больше как в денежном, так и в штучном выражении: «Это прежде всего связано с укреплением курса рубля и ростом покупательской активности в потребительском сегменте, а также с увеличением числа тендеров на корпоративном рынке бизнес-печати». По его словам, в целом результаты компании соответствуют развитию рынка — рост как в денежном, так и в штучном выражении: «Причем показатели продаж связаны не только с ростом рынка, но и с расширением модельного ряда, а также с успешными маркетинговыми мероприятиями, проводившимися в прошлом году. В 2016 г. компания Epson анонсировала также специальный эксклюзивный продукт для струйной бизнес-печати. Это серия устройств Epson WorkFocre Pro Mono — монохромные струйные принтеры и МФУ, представляющие из себя полный аналог монохромных лазерных печатающих устройств среднего ценового сегмента, но отличающиеся более низкой себестоимостью печати, низкими энергопотреблением и стоимостью владения, что является важным преимуществом по сравнению с устройствами на основе лазерной технологии. Эти аппараты позволили Epson нарастить свои продажи в корпоративном сегменте».

«Со своей стороны можем только дополнить профессиональные выкладки аналитиков собственными ощущениями: да, рынок печатной техники стабилизируется по сравнению с 2015 г., и прекращается массовая гонка вендоров за лучшей ценой как самым важным фактором продвижения, — говорит Ирина Мишина, руководитель отдела продуктового маркетинга компании Ricoh Rus. — Поэтому ощущается небольшая, но положительная динамика продаж в штуках и более существенный рост в деньгах. Кстати, покупать оборудование самого низкого ценового уровня стали меньше даже относительно 2015 г., но за счет роста среднескоростных сегментов рынок постепенно восстанавливается». По ее словам, оборот Ricoh Rus в 2016 г. стал больше примерно на 30%.

Как сообщает Сергей Лебедев, директор по маркетингу «ОКИ Системс Рус», для оценки динамики рынка компания пользуется выводами IDC: «Согласно этим данным, рынок лазерных устройств в России сократился на 3,5% в штучном выражении, но при этом вырос на 8% в денежном по сравнению с показателями 2015 г. Очевидно, что с учетом уменьшившегося количества устройств, но увеличившегося оборота отличием 2016 г. от предыдущего стали закупки более производительных и потому более дорогостоящих устройств. Если же сравнивать с показателями успешного 2012 г., то объем рынка лазерных аппаратов в 2016 г. составил примерно половину как в штуках, так и в деньгах». По его словам, компании удалось существенно увеличить продажи в России — как в штуках (на 190%), так и в деньгах (на 123%): «В первую очередь этот рост обеспечило участие в нескольких крупных тендерах. Однако и канальные продажи увеличились. Так, объем поставок цветных устройств всех типов, которые у OKI традиционно идут только через канальных партнеров, вырос более чем на 5% в штуках и на 3,8% в долларах, несмотря на то, что с производства был снят самый популярный цветной принтер OKI C9655».

На данные IDC ссылается и Жамиля Каменева, директор по развитию бизнеса и маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia. «Если рассматривать текущие предварительные результаты (наш финансовый год закончится 31 марта 2017 г.), то мы наблюдаем рост суммарного оборота компании», — добавляет она.

«Что касается нашего целевого рынка (лазерные принтеры и МФУ А4 формата и лазерные МФУ А3 формата), то в штучном выражении он остался примерно на уровне 2015 г., — считает Олег Епишин, руководитель департамента печатных устройств Samsung Electronics в России. — Но в деньгах немного вырос. Это стало следствием в том числе увеличения доли более дорогих устройств В2В сегмента. В 2016 г. объем наших продаж увеличился по отношению к предыдущему году, при этом выросло количество производительных устройств старших сегментов».

По оценке Вадима Белякова, директора по продажам компании Lexmark International Rus, объем российского рынка устройств печати в 2016 г. составил около 1,5 млн. штук, что на 10% меньше показателя предыдущего года. При этом он утверждает, что продажи печатной продукции Lexmark в России выросли примерно на 40% в штучном выражении: «На протяжении последних лет (после прекращения выпуска струйной техники) изделия Lexmark ориентированы на корпоративный сегмент, где среди наших заказчиков есть крупнейшие российские банки и корпорации. При этом в прошлом году наша компания значительно нарастила количество партнеров, работающих в сегменте СМБ, — объем продаж здесь увеличился более чем на 100%».

Как сообщает Борис Дубов, директор по маркетингу «Xerox Евразия», в прошлом году компания показала рост в ключевых направлениях бизнеса: «В частности, мы улучшили позиции на рынках аутсорсинга печатной инфраструктуры и услуг CMS. Кроме того, Xerox увеличила долю в сегменте полноцветных МФУ формата A3 для малого и среднего бизнеса благодаря выходу на рынок экономичного цветного МФУ Xerox DocuCentre SC2020».

«По ощущениям» Александра Кушигина, директора департамента Document Imaging Solutions компании OCS Distribution, на рынке имело место «падение в штуках и небольшой рост в долларах». Оборот дистрибьютора по этому направлению, по его словам, вырос на 5%.

По оценке Инны Чепрасовой, руководителя направления «Принтеры» компании «Марвел-Дистрибуция», «рынок устройств печати составил около 2,3 млн. штук, или порядка 500 млн. долл.: «Рост в штуках оказался незначительным, всего несколько процентов, в денежном выражении прибавку мы оцениваем в пределах 10%». Она сообщает, что продажи компанией печатной техники «в целом показали неплохую динамику»: «Так, например, нам удалось на 14% (в долларах) увеличить поставки продукции Lexmark и почти в два раза — принтеров и МФУ Brother».

Попасть «в струю»...

Заметные изменения в последнее время наблюдаются в сегменте струйной печати. По мнению экспертов, она «возвращается в офис». Вслед за «Фабрикой печати» Epson струйные устройства с СНПЧ появились в продуктовом портфеле HP Inc., Canon и Brother.

«Здесь есть устойчивая положительная динамика, вызванная значительным расширением рядом вендоров предложения устройств, оснащенных „фирменными“ системами СНПЧ, позволяющими пользователям значительно снизить стоимость распечатки страницы, не прибегая к услугам производителей неоригинальных расходных материалов», — сообщает Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC Russia & CIS.

Похожую тенденцию отмечают и в ITResearch. «Несмотря на общее снижение спроса на печатающие устройства, затронувшее как лазерный, так и струйный сегмент, в последнем рыночный тренд не был однозначным. В наибольшей степени спад затронул продукты для массового потребителя, в то время как в отдельных категориях моделей для бизнеса был отмечен даже рост продаж, — утверждают аналитики. — Такое изменение структуры струйного рынка в пользу офисных моделей отражает общемировой тренд — согласно ряду исследований, доля струйных моделей, поставляемых в организации, в последнее время значительно возросла и в некоторых странах составила свыше половины всех продаж печатающих устройств».

Рост интереса к таким устройствам подтверждают и дистрибьюторы. «Стоит обратить внимание на тренд, который выражается во все более широком использовании аппаратов с функцией непрерывной подачи чернил в качестве экономичных устройств, позволяющих получить минимальную стоимость отпечатка на оригинальных расходных материалах. Подобные линейки появляются сейчас у многих вендоров», — говорит Инна Чепрасова («Марвел-Дистрибуция»).

По словам Андрея Антонова (Epson), в последнее время «все крупные производители струйной техники выпустили на рынок бескартриджные устройства, тем самым признав высокий спрос на данные принтеры и МФУ»: «При этом стоит отметить, что компания Epson — самая опытная в этом сегменте, так как производит и непрерывно совершенствует такие изделия уже более пяти лет».

По его мнению, корпоративные пользователи проявляют нарастающий интерес к струйной печати: «Все больше заказчиков обращают внимание на такого рода устройства и постепенно включают их в свои стандарты. И это не случайно. Струйная бизнес-печать имеет массу преимуществ по сравнению с лазерной: это и низкое энергопотребление, отсутствие вредных выбросов, низкая себестоимость как черно-белой, так и (в особенности) цветной печати, низкая стоимость владения за счет более простой конструкции и отсутствия таких дорогостоящих компонентов, как фотобарабаны, блоки термозакрепления изображения, модули переноса и пр. Можно с уверенностью сказать, что струйная технология входит на рынок корпоративной печати и постепенно вытесняет лазерную».

Вряд ли лидер рынка, компания HP Inc., согласится с последним утверждением. Тем не менее в начале 2016 г. струйные устройства со встроенной СНПЧ появились и в ее продуктовом портфеле. Сперва они продавались только в Индии и на Филиппинах, а с октября начали поставляться и в Россию.

«Мы вывели на российский рынок МФУ HP DeskJet GT 5820/5810 на основе технологии непрерывной подачи чернил. Эти устройства предназначены для тех категорий потребителей, которым необходимы большие объемы печати, — как для домашних пользователей, так и для СМБ», — сообщает Игорь Пасюков, директор по развитию систем печати департамента персональных систем и устройств печати российского офиса HP Inc. В комплекте с этим МФУ поставляются три емкости с оригинальными цветными чернилами на 8 тыс. стр. и одна емкость с черными чернилами на 5 тыс. стр., что, по его словам, позволяет обеспечить «чрезвычайно низкую стоимость одного отпечатка»: «Причем здесь мы говорим не только о печати „из коробки“, но и о последующей эксплуатации устройства, после того как идущие в комплекте с устройством чернила закончились и пользователь приобрел новые. В обоих случаях наш заказчик получает существенную экономию без ущерба для качества, надежности и производительности».

Тенденции...

По данным IDC, в прошлом году в России заметно сократилась инсталлированная база устройств печати, при этом в абсолютных цифрах их число сравнимо с показателями в странах Западной Европы. Однако в пересчете «на душу населения» (в России — 0,09 на каждого жителя) наша страна более чем в два раза отстает от Франции (0,19), Великобритании (0,2), Германии (0,22). Потенциал для роста есть, однако IDC исходит из того, что, несмотря на всю «специфику», российский рынок начнет постепенно смещаться от экстенсивного развития к интенсивному, т. е. в перспективе доля оборудования в суммарных затратах на ИТ будет сокращаться. Таким образом, объем инсталлированной базы устройств печати со временем будет уменьшаться.

«Заметно „провисание“ поставок в устройствах входного уровня и младших сегментах, и наоборот — рост в сегментах среднего и старшего уровней, как монохромных, так и цветных, — отмечает Константин Макаренков. — С моей точки зрения, все это подтверждает, что рынок покупателей розничной продукции печати обладает сейчас значительно меньшими финансовыми возможностями, чем корпоративный. Это же можно косвенно предположить, наблюдая общее увеличение в течение 2016 г. штучных поставок лазерных устройств А3 и снижение — формата А4».

Опрошенные игроки подтверждают — ситуация в корпоративном сегменте рынка была гораздо лучше, чем в массовом. Впрочем, с последним утверждением аналитика (рост интереса к устройствам формата А3 на фоне снижения поставок принтеров и МФУ формата А4) согласны не все.

«Рынок, в принципе, поддерживался в основном корпоративными заказчиками (рост, по нашим оценкам, составил порядка 9–10%), в то время как розничный сегмент показывал глубоко отрицательную динамику. Что касается тренда в корпоративном сегменте, он все больше смещается из традиционного для этого сектора устройств А3-формата в сегмент скоростных принтеров формата А4», — утверждает Инна Чепрасова («Марвел-Дистрибуция»).

«Мы отмечаем продолжающийся тренд на снижение спроса на устройства формата А3 при одновременном росте функциональных возможностей аппаратов формата А4», — соглашается Вадим Беляков (Lexmark).

А по мнению Александра Кушигина (OCS Distribution), наблюдается «смещение спроса в сегменте А3 в сторону нижней части линейки». Среди других тенденций он выделяет «повышение средней стоимости продаваемого устройства» и «дефицит лоу-енд изделий (вендоры уходят из зоны отрицательной прибыли)».

Как отмечает Алексей Палиивец (Canon), «снижение покупательского спроса, вызванное общим экономическим спадом, фокусировало рынок на корпоративном сегменте в расчете на более устойчивый спрос».

«Основные игроки рынка сместили фокус на более дорогие по цене, но выгодные по стоимости владения устройства. Причем растет доля струйной техники относительно лазерной, что связано с активным спросом на струйные принтеры и МФУ в корпоративном сегменте», — добавляет Андрей Антонов (Epson).

Игорь Пасюков (HP Inc.) подчеркивает, что негативные тенденции, наблюдавшиеся в 2014 и 2015 гг., сохранялись и в 2016-м: «Ослабление рубля привело к тому, что товары, имеющие себестоимость в валюте, выросли в цене в рублевом выражении. Конечный пользователь, имеющий фиксированный доход в рублях, теперь может купить гораздо меньше оборудования. В этом случае мы наблюдаем две тенденции: первая — сокращение общего спроса, и вторая — смещение его в сторону более дешевых устройств. Именно с этими основными трендами мы и прожили год». Он отмечает «четкую сегментацию на рынке»: «Заказчики переходят на экстремально дешевое оборудование и стремятся экономить на всем: на качестве печати, скорости и т. д. Спрос уходит в low-end-сторону , производители предлагают все более дешевые устройства — безусловно, за счет снижения качества как самого оборудования, так и отпечатков. Однако есть и вторая группа заказчиков, которая сфокусировалась на низкой стоимости владения в противовес низкой стоимости покупки. Это два разных подхода к решению задач в области печати».

По словам Бориса Дубова (Xerox), важную роль в формировании спроса играет «исчерпание ресурса старых печатных устройств в российских компаниях»: «В условиях неблагоприятной экономической обстановки многие заказчики откладывали закупку новых принтеров и МФУ. Однако из-за растущих издержек на техническое обслуживание продлевать ресурс аппаратов становится все более затратным делом, и компаниям стало выгоднее приобретать новые устройства».

Впрочем, Жамиля Каменева (Konica Minolta) отмечает «снижение потребительской емкости»: «Пик продаж пришелся на 2011–2012 гг., при среднем сроке службы в пять лет потребность в больших поставках новой техники пока не возникла». Кроме того, она напоминает о продолжающейся экономической стагнации: «Количество крупных и средних компаний как основных потребителей за последние пять лет существенно не изменилось».

Тем не менее, как подчеркивает Борис Дубов (Xerox), «отложенный спрос сохранялся у корпоративных заказчиков, которые нуждались в производительной печатной технике». Он также отмечает «повышение активности госзаказчиков»: «И хотя на протяжении года госзакупки периодически отменялись, в этом секторе было успешно реализовано большое количество проектов».

Об этом же, перечисляя основные тенденции, упоминает и Сергей Лебедев (OKI): «Активизация государственных тендеров и крупных интеграционных проектов, еще более активный переход от принтеров к МФУ, отсутствие видимой тенденции к увеличению количества цветных устройств (в России менее 7% лазерных печатающих устройств являются цветными, в то время как во многих странах Европы их доля доходит до 47%)».

«Мы отметили сохранение низкого спроса в консьюмерском сегменте, в то время как предприятия обнаружили больший по сравнению с 2015 г. интерес, особенно к устройствам А4-формата, — говорит Ирина Мишина (Ricoh Rus). — Безусловно, мы также почувствовали снижение спроса на оригинальные расходные материалы в некоторых сегментах, что, с одной стороны, свидетельствует о контроле и лимите на печатную продукцию в компаниях, а с другой стороны, означает рост продаж „совместимки“ и заправки. К заметным трендам можно также причислить активный переход на возможность печати из любой точки офиса (или даже из-за его пределов) именно средних и крупных компаний. Продажи устройств с поддержкой мобильного офиса возросли примерно вдвое как у Ricoh, так и на всем рынке».

Говоря о технологиях, Инна Чепрасова («Марвел-Дистрибуция») отмечает, что в прошлом году наиболее востребованной была функция однопроходного сканирования в МФУ и документ-сканерах для быстрого обмена информацией, а также возможность беспроводной связи устройства по Wi-Fi: «Заметна и нужда в софтверных функциях сканирования и печати документов из облачных хранилищ. Партнерам также были интересны решения в области управления доступом и авторизации пользователя на устройствах печати».

«Возрастающая скорость запуска новых продуктов привела к тому, что все технологические преимущества повторяются вендорами достаточно быстро, и мы видим все большую унификацию решений для печати, — утверждает Жамиля Каменева (Konica Minolta). — Если говорить о поведении заказчиков, то общим трендом как на рынке печати, так и на ИТ-рынке в целом стал рост требований со стороны заказчика к краткосрочным проектам с большой экономической эффективностью. Мы наблюдаем продолжающийся рост интереса к проектам по аутсорсингу печати: задача оптимизации расходов остается одной из приоритетных для бизнеса, логичным способом экономии считается переход от капитальных затрат к операционным». По ее словам, «позитивной тенденцией стал уход от стоимостной составляющей при выборе проекта»: «Во главу угла становится сервис, качество предоставляемых услуг и экспертиза поставщика».

По мнению Марии Андреевой (KYOCERA), в 2016 г. «изменилась сезонность продаж»: «Если ранее в III квартале всегда отмечалось уменьшение продаж печатающей техники, то в III квартале прошлого года уровень остался неизменным и спрос на технику был достаточно высоким». В числе других тенденций она отмечает рост интереса к услугам MDS и аутсорсинга печати: «Уже многие заказчики не просто хотят снимать статистику печати, „мониторить“ свои устройства и получать уведомления о сбоях, но и контролировать сам процесс — кто, что и когда напечатал, управлять аппаратами в том, что касается распределения нагрузки и оптимизации инфраструктуры печати. Не последнее место здесь стал занимать процесс автоматизации печати и „жизни“ документа после его выхода из печатающего устройства. Это и сканирование, и архивирование, каталогизация и последующая интеграция с ECM-системами для дальнейшей работы в электронном виде. При этом данные процессы сейчас рассматриваются клиентами и как отдельные звенья в цикле жизни документов, так и в комплексном подходе при организации печати в офисе с возможной передачей на аутсорсинг».

О росте интереса к аутсорсингу, как и в предыдущие годы, говорят многие игроки.

«Одной из тенденций, активно набирающей обороты из года в год, остается тренд перехода от обычных „коробочных“ поставок к сервисной модели — проекты сервиса печати, включающие не только обслуживание существующего парка заказчика, но и оптимизацию всей инфраструктуры печати», — утверждает Олег Епишин (Samsung Electronics).

«Безусловно, как и в любые кризисные времена, клиенты ждут — что может предложить производитель для экономии средств заказчиков без ущерба для бизнес-процесса, — отмечает Ирина Мишина (Ricoh Rus). — Поэтому для нас стало важным то, что все большее количество заказчиков начали интересоваться как возможностью полностью перевести документооборот на сервисный контракт „click all in“, так и программно-аппаратными решениями контроля документооборота в офисе».

Это подтверждает и Вадим Беляков (Lexmark): «Все больше заказчиков уделяют внимание управлению печатью. Речь идет как о решениях, позволяющих печатать и сканировать после авторизации с помощью карт доступа, так и решениях, позволяющих контролировать парк техники в целях своевременного устранения неисправностей и оптимизации затрат на печать. В том числе с помощью таких решений можно более эффективно использовать существующий парк техники, внедрять политики печати (например, ограничивать цветную), а также сокращать нецелевую печать».

«На наш взгляд, уже несколько лет не происходит каких-либо серьезных технологических изменений. Но мы отмечаем увеличение потребности конечных пользователей в сервисе „печать как услуга“, — говорит Инна Чепрасова („Марвел-Дистрибуция“). — Причем под этим подразумевается как покупка услуг печати без приобретения в собственность техники, так и тот случай, когда заказчик имеет свой парк принтеров и передает на аутсорсинг их обслуживание».

Впрочем, как дипломатично выразился Константин Макаренков (IDC), выступая на одной из конференций, «направление аутсорсинга печати сейчас „бума“ не переживает»: «Скорее происходит переосмысление самого этого понятия. Но прогноз позитивный, т. к. все большее число компаний учится считать реальные расходы на печать. Постепенно приходят к аутсорсингу и госструктуры». Он также поделился некоторыми результатами исследования, проводившегося IDC в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию. Оно показало, что российские компании фокусируются в основном на обслуживании оборудования и пополнении запаса расходных материалов, тогда как в других странах более востребованы решения для управления документооборотом и оцифровки документов. Большинство респондентов находится на стадии «смешанного» использования бумажных и электронных документов. При этом из российских компаний, которые в настоящее время не пользуются аутсорсингом управления печатью и документооборотом, лишь 20% планируют в ближайшей перспективе перейти на схемы MPS/MDS. В отличие от других стран в России преобладают краткосрочные контракты (менее трех лет), клиенты чаще меняют провайдеров услуг.

Говоря об общих тенденциях, Константин Макаренков отметил, что многие вендоры пытаются адаптироваться к изменившейся экономической ситуации, разрабатывают новые подходы к продажам. Среди них поставки «усиленного» комплекта расходных материалов (в том числе и в стартовом наборе с устройством печати), выпуск флагманских моделей с «агрессивной» ценой и т. п. Пользователи, в свою очередь, начали гораздо активнее приобретать не оригинальную «расходку», а совместимые и перезаправляемые картриджи. Они стали более тщательно «считать деньги», пристально изучая характеристики оборудования, оценивая будущие эксплуатационные расходы и возможности использования неоригинальных расходных материалов.

...и события

Из событий глобального масштаба, на которые обратили внимание опрошенные игроки, можно выделить две крупные сделки — осенью компания HP Inc. объявила о приобретении принтерного бизнеса Samsung, а компания Lexmark перешла в собственность консорциума инвесторов из Китая.

«Безусловно, заметными событиями стали смены собственников таких известных игроков рынка, как Lexmark и Samsung. До сих пор не совсем очевидны последствия этих изменений, их предстоит увидеть в 2017 г., когда они вступят в полную силу», — считает Сергей Лебедев (OKI).

«Глобальные перемены неизбежно отразятся и на локальных рынках, но мы не предвидим серьезных потрясений, кроме перераспределения долей рынка между основными игроками», — добавляет Жамиля Каменева (Konica Minolta).

«Интересно и пока трудно предсказуемо перераспределение долей брендов после планируемого в 2017 г. ухода с рынка компании Samsung», — отмечает Инна Чепрасова («Марвел-Дистрибуция»).

Сделку по приобретению HP Inc. печатного подразделения Samsung планируется завершить во второй половине 2017 г. Это направление выделено в самостоятельную компанию, которая будет продана HP Inc. за 1,05 млрд. долл. Сообщается, что после завершения сделки новая компания начнет работать в составе HP Inc., но продолжит выпускать устройства печати под брендом Samsung еще в течение двух лет, а расходные материалы — в течение пяти лет. По мнению экспертов, это приобретение нацелено прежде всего на усиление позиций HP Inc. на рынке формата А3.

Помимо производственной площадки печатный бизнес Samsung включает конструкторское бюро, которому принадлежит свыше 6,5 тыс. патентов, и 6 тыс. сотрудников (в том числе 1,3 тыс. разработчиков и инженеров), а также 50 представительств в различных странах.

По мнению Олега Епишина (Samsung Electronics), эта сделка «может оказать значительное влияние на будущее печатного рынка, как глобального, так и в России».

Что касается смены собственника Lexmark, то, как сообщает Вадим Беляков, об успешном завершении сделки по приобретению компании консорциумом китайских инвестиционных фондов Apex Technology Co. Ltd. (Apex) и PAG Asia Capital (PAG) было объявлено в ноябре 2016 г.: «В связи с этим мы ожидаем существенного перераспределения долей российского рынка печатных устройств, который является одним из наиболее приоритетных для наших китайских инвесторов».

Стоит отметить, что в прошлом году компания Lexmark смогла существенно расширить канал продаж. В январе статус официального дистрибьютора Lexmark в России получила европейская торговая компания EET Europarts. В соответствии с соглашением, Europarts, имеющая офисы в различных регионах России, займется продвижением всего ассортимента продукции и услуг Lexmark на территории страны (ранее она поставляла запчасти и расходные материалы для техники вендора). А в ноябре статус официального дистрибьютора получила и компания OCS Distribution. Кроме того, в числе российских дистрибьюторов Lexmark — компании «Марвел-Дистрибуция» и «Ресурс Медиа».

«В 2016 г. перед Lexmark стояла стратегическая задача увеличения количества партнеров по всей России, которые были бы заинтересованы продавать наше оборудование, расходные материалы и программные решения, — говорит Вадим Беляков. — В связи с этим были запущены новые авторизационная и бонусная программы, а также изменена ценовая политика . Все эти факторы позволили нам увеличить число партнеров более чем в три раза во всех регионах страны и соответственно нарастить продажи и нашу долю рынка в сегментах, где Lexmark исторически сильна на общемировом уровне (монохромные устройства формата А4, от 30 стр./мин)».

Еще одно глобальное событие — разделение Xerox на две независимые компании, одна из которых продолжит разработку и производство оборудования и технологий для обработки документов, а вторая займется предоставлением услуг по управлению бизнес-процессами (пару лет назад подобная реструктуризация прошла и в НР). О завершении процесса отделения компании Conduent Incorporated, которая начинает свою деятельность в качестве независимого участника рынка, Xerox официально объявила в самом начале 2017 г. Сообщается, что Conduent займется созданием решений и предоставлением услуг в области бизнес-аналитики и автоматизации сложных бизнес-процессов. А среди приоритетов обновленной Xerox — укрепление позиций на традиционных для нее рынках офисной техники, высокопроизводительного цифрового печатного оборудования, а также аутсорсинга услуг печати.

Борис Дубов называет это событие «важным для индустрии», при этом подчеркивая: «Трансформация бизнеса не отразилась на составе и качестве предложения Xerox в России, но в то же время упростила процессы принятия решений и позволила компании выделять больше ресурсов на развитие продуктовых линеек». По его словам, готовясь к стратегической трансформации, «компания вела активную работу по повышению собственной эффективности и сохраняла последовательность и предсказуемость партнерской политики»: «Обновлялись инструменты маркетинговой, информационной и образовательной поддержки в соответствии с потребностями реселлеров».

Говоря о кадровых изменениях, можно отметить смену главы московского представительства компании Epson. C 1 января 2016 г. им стал Евгений Джаксимов, который сменил на этом посту Александра Давыдова, возглавлявшего представительство на протяжении предыдущих двух лет.

В конкурентной среде кардинальных перемен не наблюдалось. «Как и годом раньше, на рынке принтеров и настольных МФУ тройку лидеров составили компании Canon, HP и Kyocera (перечислены в алфавитном порядке) с общей рыночной долей около 70%», — сообщают аналитики ITResearch.

По данным IDC, озвученным на одной из конференций, по итогам 2016 г. ключевыми игроками российского рынка устройств печати в штучном выражении стали компании HP Inc. (с рыночной долей 37,1%, уменьшилась на 0,5% по сравнению с 2015 г.), Canon (16,8%, рост на 0,2%), Kyocera DS (12,5%, снижение на 2,6%), Samsung (8,3%, снижение на 0,6%), Epson (8,2%, рост на 1,9%). Лидеры рынка в денежном выражении — HP Inc. (32,9%, снижение на 0,9%), Kyocera DS (14,4%, снижение на 0,7%), Canon (10,5%, рост на 0,8%), Xerox (8,9%, снижение на 2,5%).

Компании сообщают

Многие игроки в числе наиболее значимых для рынка событий называют выпуск своих новых продуктов и изменения в партнерских программах.

Так, компания HP Inc. помимо струйного МФУ со встроенной СНПЧ, о котором говорилось выше, выпустила несколько интересных новинок и в других технологических сегментах. В октябре была представлена серия принтеров и МФУ HP LaserJet Ultra, предназначенная, по словам Игоря Пасюкова, «исключительно для российского рынка»: «Мы предлагаем устройства с беспрецедентно низкой себестоимостью печати страницы: фактически с самой низкой среди всех мировых производителей лазерной техники». В этих принтерах и МФУ применяется двухкомпонентная система расходных материалов, а в комплекте с каждым устройством этой линейки пользователь получает три полных картриджа (ресурс каждого рассчитан на 2,3 тыс. отпечатков) для печати до 6,9 тыс. страниц. По расчетам HP Inc., среднестатистические пользователи из сегмента СМБ могут на пару лет забыть о затратах на приобретение «расходки».

Осенью также была представлена новая линейка принтеров и МФУ на основе технологии HP PageWide, которая, по словам Игоря Пасюкова, «объединяет лучшее из того, что есть в лазерной и струйной печати, — надежность и быстродействие лазерных аппаратов и минимальное энергопотребление и недорогую цветную печать струйных». Ее отличительная особенность — использование неподвижной печатающей головки шириной во всю страницу. «Эта технология — абсолютное „ноу-хау“, ведь только HP имеет патенты на создание печатных устройств на ее основе, — говорит Игорь Пасюков. — Мы вывели на российский рынок целую линейку продуктов PageWide, которые обеспечивают высочайшую скорость цветной печати, до 75 стр. А4 в минуту, и при этом гарантируют вчетверо более низкую себестоимость, чем решения конкурентов».

Борис Дубов отмечает, что «в ответ на потребность компаний в экономии ведущие производители разрабатывали все более совершенные решения для контроля печати и сокращения затрат»: «Важным трендом было движение рынка в сторону удобства эксплуатации и персонализации МФУ в соответствии с задачами рабочих групп или отдельных сотрудников. В частности, компания Xerox запустила платформу Xerox ConnectKey 2.0, которая поддерживает конструктор персонализированных приложений для МФУ. В ноябре для устройств на базе этой платформы был запущен сервис Xerox Easy Translator, предназначенный для перевода документов более чем на 40 языков автоматически или с участием специалистов».

Как сообщает Мария Андреева, в прошлом году компания KYOCERA Document Solutions Russia «запустила новый канал продаж ПО, расширила сеть сервисных центров по всей России, увеличила количество авторизованных партнеров».

Радикальных изменений в стратегии работы Canon с партнерским каналом не происходило, отмечает Алексей Палиивец: «Основной фокус был сделан на реализации инициатив для качественного развития традиционного „копирного“ канала Canon за счет его перефокусировки от продаж оборудования нижнего ценового сегмента на продажи высокого сегмента и сервисов».

«Компания OKI продолжает следовать курсом активного взаимодействия со своими дилерами, по-прежнему не продает напрямую, поэтому конкуренция, на что жалуются партнеры некоторых других производителей, между вендором и каналом отсутствует, — сообщает Сергей Лебедев. — В течение всего 2016 г. мы удерживали стабильные рублевые цены, что дает возможность партнерам уверенно работать в крупных и „долгоиграющих“ конкурсах. Эта стабильность позитивно оценивается партнерами, которые прекрасно видят, что бизнес с OKI остается для них прибыльным».

Компания Samsung Electronics в России продолжила развивать стратегию продаж корпоративных моделей и решений, говорит Олег Епишин: «Партнерская программа не менялась, так как мы считаем ее эффективной и простой: низкие пороги авторизации, понятная матрица рибейтов».

«Мы сфокусировались, во-первых, на тех партнерах, которые умеют и хотят продвигать оборудование Ricoh среднего и высшего сегмента, во-вторых, на тех, кто готов вместе с нами вкладываться в рост бизнеса, — сообщает Александра Эм, заместитель директора Ricoh Rus по корпоративной стратегии. — Для этого в партнерской программе изменена мотивация — она направлена не на закупку оборудования, а на продажу заказчику, запущена программа „Стратегическое партнерство“. Кроме того, были выделены Value дистрибьюторы, чей основной бизнес нацелен на продвижение старшей линейки оборудования через свою сеть партнеров».

Компания Konica Minolta Business Solutions Russia, как отмечает Жамиля Каменева, продолжила региональную экспансию: «Мы увеличили количество представителей в России и серьезно улучшили сервисное покрытие во всех основных регионах. Компания запустила обновленную партнерскую программу с расширенным спектром возможностей. Мы также открыли портал по удаленному обучению и тестированию на русском языке для сотрудников партнеров».

OCS Distribution, как сообщает Александр Кушигин, «расширила портфель value add, который компания предлагает своей партнерской сети».

«В плане взаимодействия с вендорами мы нашли возможности по продвижению продукции в новые для производителя каналы, — говорит Инна Чепрасова („Марвел-Дистрибуция“). — Что касается работы с партнерами, то мы стремились отрабатывать каждое техническое задание максимально эффективно, в большинстве случаев находя оптимальный вариант из того ассортимента оборудования, которое сегодня есть в нашем портфеле».

Новинки: А3 в массы!


МФУ MP 305+ SP/SPF

Компания Ricoh создала самое компактное в мире многофункциональное устройство, которое печатает, сканирует и копирует документы размером до А3. Компактность MP 305+ SP/SPF заслуживает самого пристального внимания к уст ройству со стороны канала — потенциальных покупателей МФУ очень много.

Новый «триста пятый плюс» незаменим для фронт-офисов компаний, где приходится экономить каждый квадратный метр, а также для бэк-офисов, которые в последнее время тоже вынуждены увеличивать плотность размещения сотрудников и оборудования. Банки, страховые компании, медицинские учреждения, гостиницы, бюро технической инвентаризации, а также другие клиенты из корпоративного и государственного секторов крайне заинтересованы в таких компактных устройствах. Экономить офисные площади сегодня вынуждены практически все бизнес-пользователи — от корпораций до SOHO.

Ricoh MP 305+ наверняка будут охотно покупать и в домашние офисы — сегодня все больше профессионалов переходят «на удаленку», выполняя часть работы в домашних условиях. Архитекторам, инженерам, научным работникам, проектировщикам, дизайнерам и специалистам многих других профессий, работающим дома, требуется печать на форматах, больших, чем А4, но при этом МФУ должно быть полноценным и компактным, с возможностью как напольной, так и настольной установки.

Наконец, повышенную компактность и легкость многофункционального устройства Ricoh по достоинству оценят организаторы выездных мероприятий, которые сегодня становятся все более популярны. Использованию новинки Ricoh на выставках, саммитах, конгрессах и в ходе проведения других аналогичных форматов альтернатив практически нет.

Заметим, что компактность — не единственное отличие «триста пятого плюс». Устройство отличается низким уровнем шума, что делает его применение комфортным и незаменимым как в упомянутых выше фронт-офисах, так и в переговорных, библиотеках, медицинских учреждениях и других заведениях, условия работы которых требуют тишины. Интуитивно понятная панель управления построена на тач-интерфейсе и представляет собой полноценный планшет на базе Android, устройство поддерживает приложения и виджеты, поэтому девайс можно применять в любых сферах деятельности.

Основные характеристики: бумага — до А3 включительно, разрешение — 600Ч600 dpi, скорость печати/копирования/сканирования — до 30 стр./мин, запас бумаги — от 260 до 760 листов, встроенный дуплекс, автоподатчик на 50 листов для сканера, жесткий диск на 320 ГБ и 2 ГБ оперативной памяти, у модели MP 305+ SPF — встроенный факс, месячная нагрузка до 20 тыс. отпечатков А4, туба тонера рассчитана на 14 тыс. отпечатков А4 при 5% заполнении листа.

Спецпроект

Планы и ожидания

Как развивается ситуация на рынке устройств печати в начале года? Каковы прогнозы, планы и ожидания игроков на этот год?

По мнению Игоря Пасюкова (HP Inc.), рынок останется примерно в том же состоянии: «Все текущие тренды в полной мере будут проявлять себя и в 2017 г. Рублевые бюджеты заказчиков фиксированы, стоимость печатного оборудования напрямую связана с курсом валют. Соответственно спрос будет ограниченным. При этом он сместится либо в сторону дешевых устройств, либо к решениям с низкой стоимостью эксплуатации. Это говорит о том, что будет все более востребована монохромная техника и однофункциональные устройства».

А Мария Андреева (KYOCERA) считает, что тренды, проявившиеся в прошлом году, «лишь укрепятся». Впрочем, она делает выводы, противоположные мнению представителя HP Inc.: «Все больше игроков будут предлагать не отдельные составляющие офисной печати, а целый комплекс решений, поскольку уже многие поняли, что печать — не просто технологическая цепочка вывода документов с принтеров и МФУ, но бизнес-процесс, призванный сохранять и преумножать прибыль конечного заказчика». Мария Андреева также ожидает «значительного роста продаж цветных устройств» и «роста интереса к ПО для сопровождения печати и документооборота».

«Динамика продаж Canon в течение первых двух месяцев года подтверждает наши прогнозы на этот период и вселяет уверенность в том, что намеченные бизнес-цели на 2017 г. будут достигнуты при сохранении текущей экономической ситуации в России и положения дел на глобальных рынках», — сообщает Алексей Палиивец.

По словам Бориса Дубова, «начало года отмечено позитивной динамикой почти во всех сегментах рынка»: «Сейчас коммерческие и государственные заказчики проявляют заметно более высокую деловую активность, чем в первые месяцы прошлого года. Мы ожидаем, что в 2017 г. произойдет умеренный рост рынка при условии, что сохранятся экономические и политические тренды второго полугодия 2016 г. В ближайшей перспективе компания Xerox планирует в первую очередь обеспечить рост и укрепить позиции на горизонтальных и вертикальных рынках B2B».

По оценке Андрея Антонова (Epson), «в целом ситуация продолжает улучшаться»: «Это связано с отсутствием резких скачков курса, в отличие от начала 2015 и 2016 гг. Мы ожидаем дальнейшего роста рынка в 2017 г.»

«Начало года ознаменовалось большим количеством запусков новых изделий разных производителей (хотя началось это еще осенью). Причем как в формате А4, так и в А3. Что знаменательно: вендоры продолжают радовать потребителей все более доступными устройствами с улучшенными характеристиками, — отмечает Ирина Мишина. — Один из аспектов: каждый новый аппарат еще более привлекателен в плане стоимости эксплуатации, чем предыдущее поколение. Раньше такой тренд был отличительной чертой новых А3-устройств, а сейчас в этом соревнуются даже самые доступные монохромные А4-устройства. Компания Ricoh также запустила новую линейку принтеров и МФУ с увеличенным стартовым картриджем, что для небольшого офиса может означать полугодовую экономию на закупке расходных материалов. Компания планирует наращивать основной для Ricoh бизнес — поставка решений для офисов, в том числе увеличить продажи А3-аппаратов с интегрированным ПО для контроля документооборота, а также расширить кооперацию с системными интеграторами по обеспечению малых офисов и филиалов надежными доступными устройствами формата А4».

Сергей Лебедев (OKI) надеется, что этот год окажется «более активным», чем предыдущий: «Для этого есть существенные предпосылки — подойдет к концу срок службы техники, закупленной до 2012 г., который, напомню, был очень успешным для отрасли. Это заставит крупных клиентов задумываться о замене парка печатающих устройств и изыскивать для этого деньги».

Олег Епишин (Samsung Electronics) не ожидает «ничего революционного»: «В последние пару лет стало очевидно, что на стагнирующем рынке наращивание доли обходится дорого, поэтому ценовые войны в последнее время поутихли. Ситуация будет медленно развиваться в этом ключе: игроки займутся поиском своих ниш, а наиболее острая борьба развернется вокруг крупнейших клиентов».

«Мы продолжим работу с крупными корпоративными заказчиками и с партнерами, — говорит Вадим Беляков. — В том числе планируем запустить новую продуктовую линейку, предназначенную для продажи исключительно через партнерский канал. В целом перед компанией Lexmark стоит амбициозная задача стать мировым лидером на рынке печатных устройств».

Жамиля Каменева сообщает, что Konica Minolta Business Solutions Russia «планирует закрепить успехи на целевых рынках»: «Это цветные МФУ формата А3, производительная и индустриальная печать. Отдельно мы сфокусируемся на разработке и запуске комплексных решений, которые позволят охватить не только инфраструктуру печати, но и документооборот компаний в целом».

«Пока мы видим неплохой рост. Если тенденция сохранится, то ждем увеличения объема рынка на 15–20%», — сообщает Александр Кушигин (OCS Distribution).

На положительную динамику рассчитывает и Инна Чепрасова («Марвел-Дистрибуция»): «Мы считаем, что продолжатся тенденции, которые были актуальны в 2016 г. Так, будет сужаться низкомаржинальный сегмент малоскоростных устройств».

Аналитики IDC отмечают, что после резкого обвала в 2015 г., когда продажи рухнули почти в два раза (в денежном выражении), в прошлом году рынок стабилизировался, и в ближайшие два года ожидается небольшой рост.

«В отличие от кризиса 2009 г., после которого поставки быстро восстановились, сейчас, в силу ряда долгосрочных факторов, мы не ожидаем скачкообразного восстановления объема поставок. Скорее всего, рынок будет последовательно расти, но уже не с той скоростью. Наверное, более заметными станут не количественные, а качественные изменения», — считает Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC Russia & CIS.