Благодаря потребительскому буму, длившемуся в России несколько последних лет, сформировался значительный домашний сегмент рынка электроники, и его доля в общем объеме продаж компьютерной техники быстро приближается к той, что существует в развитых странах. В России построено (и строится) много современных торговых центров, работают розничные сети различных форматов, в сетях, торгующих бытовой электроникой, быстро растет доля цифровой и медийной техники, в том числе компьютеров, люди уже привыкли делать покупки в больших светлых магазинах, а не в подвалах и ларьках. Несмотря на кризис, эти тенденции сохранятся, поскольку стали неотъемлемой частью действительности.

Целый ряд известных вендоров вполне вписался в эту тенденцию, а некоторые сделали на розничный рынок основную ставку. Для них адекватное представление своих товаров в магазинах — необходимое условие успеха на этом рынке.

Законы функционирования развитого розничного рынка для всех стран одинаковы. У производителей, особенно товаров категории «премиум», при работе с розничными сетями возникает немало проблем. Существующие розничные сети не могут быть лояльны какому-то одному бренду, поскольку работают с десятками, сотнями торговых марок и должны «уважать» многих из них; они не могут не учитывать переменчивую моду: сегодня в ходу товары одного бренда, а вскоре — уже другого; они должны оптимизировать свои специфические показатели эффективности бизнеса и т. д.

А каждому бренду, особенно премиальному, заметному и значимому в своем сегменте рынка, хочется 100%-ной лояльности торговых партнеров и достойного представления своих товаров в магазинах — «приличная» площадь, правильная выкладка, хорошо обученный персонал, способный грамотно их «подать», и т. д. Именно поэтому некоторые вендоры сегмента «премиум» создают свои брендовые зоны в супермаркетах электроники или монобрендовые магазины.

Что касается последних, то я считаю, что у этого формата имеется перспектива. Хотя до недавнего времени утверждалось: единственный формат, который имеет право на существование, это гипермаркет электроники.

Формат монобрендовой сети зародился на Западе, и в области торговли электроникой это дело совсем новое. Если посмотреть, например, на более традиционный рынок модной одежды, то там есть и большие супермаркеты, где представлены в том числе премиальные бренды, есть супермаркеты-дискаунтеры и т. д., и есть монобрендовые магазины. И эти форматы прекрасно сосуществуют и дополняют друг друга. Я думаю, на рынке электроники будет то же самое.

Конечно, сейчас вендоров, делающих ставку на монобрендовые магазины как на дополнительный канал сбыта, можно пересчитать по пальцам одной руки, но их число, на мой взгляд, будет расти.

Для вендоров премиального сегмента монобрендовый магазин — мощнейший маркетинговый инструмент, воздействующий на весьма значительную часть покупательской аудитории. В то же время, по статистике, именно у монобрендовых магазинов самые высокие показатели продаж с 1 квадратного метра, наивысшие продажи дорогих или сложных моделей, аксессуаров и т. д. Все это благодаря квалифицированным продавцам, правильной выкладке, да и покупатели приходят сюда именно за данным брендом, они уже настроены на него.

Для них не должно быть никакой разницы, кто владеет или управляет монобрендовым магазином — сам вендор или его партнер, в этом суть франшизы на такой магазин.

Есть ли у участников ИТ-рынка возможность найти себя в этой системе? Да, есть. Но надо понимать, что это бизнес затратный и рискованный. Просчитывать придется тщательно и на длительную перспективу. Открытие «приличной» розничной точки — это уже довольно серьезные вложения, к тому же вряд ли вендор будет вести дело с новичком — нужны опыт, квалифицированный персонал и т. д. А если этот бренд потеряет свои позиции, перестанет пользоваться спросом? В монобрендовом магазине заменить его нечем...

Требования вендоров к партнерским монобрендовым магазинам становятся все более жесткими, фактически они вытягивают наверх сильных профессионалов и выталкивают слабых или тех, для кого этот бизнес незначимый. Сейчас для партнеров еще есть некоторое окно возможностей, но открытым оно останется недолго.

Мы развиваем формат монобрендовых магазинов формата APR (Apple Premium Reseller) три года и создали уже вполне приличную по российским меркам сеть — свыше 50 магазинов. Недавно начали работу с другими производителями, будем открывать и для них монобрендовые магазины.

Конечно, для вендора такие магазины — это лишь дополнительный канал продаж. Но дополнительный не значит второстепенный, и, например, в кризисной ситуации вендор, очевидно, будет больше помогать собственной монобрендовой рознице, чем рознице вообще, потому что это его витрина, и он не может о ней не заботиться.

Если в целом оценивать ситуацию в рознице, то ближайшие год-два будут определяться кризисом. Делать сейчас прогнозы очень трудно, но и без них нельзя развивать бизнес.

Спрос в рознице уже заметно снижается (в реселлерском канале падение продаж еще глубже), потребительское кредитование практически на точке замерзания.

От спада продаж будут страдать все продуктовые сегменты рынка электроники, но в наибольшей степени средний, часть покупателей из которого переместится в нижний.

Думаю, что многие розничные сети уйдут, ожидаются слияния/поглощения, выживут только сильнейшие. В трудном положении окажутся компьютерные сети, особенно те, которые широко представлены в регионах; имеющим опору в Москве и Санкт-Петербурге, будет несколько легче. Не исключено, что при длительной нехватке финансирования из крупных сетей бытовой техники на рынке останутся всего две-три. А потом придет еще кто-то из крупных западных сетей. Вообще, в перспективе у российских розничных сетей шансов выжить не очень много.

Причин для снижения цен в нашем секторе я не вижу никаких, только если сами вендоры захотят их снизить, потому что все звенья канала сбыта должны закладывать в цены повышение стоимости кредитов, колебания курса рубля, снижение оборачиваемости товара и др. Объективно цены могут только расти, и единственный барьер для них — потребительский спрос.

Нынешний кризис не такой сильный, как в 1998 г., — говорят, что мы можем вернуться в 2003-й или в 2002 г., но это тоже было не самое плохое время. По моему мнению, кризис завершится не раньше весны 2010 г., ну и в течение нескольких следующих лет все вернется на круги своя, к росту.

Наша компания стратегических планов не отменяет, но есть вероятность, что они будут реализованы в меньшем объеме и в течение существенно большего срока. Приоритетными для нас являются, конечно, проекты с компаниями Apple и Sony (первый магазин формата Sony Center откроется в начале 2009 г.). Будем открывать и другие монобрендовые торговые предприятия.