Глобальный финансовый кризис, безусловно, влияет на экономику нашей страны и соответственно на ИТ-сегмент. Для нас, представителей ИТ-бизнеса, это оборачивается серьезными сложностями с получением кредитов, что, в свою очередь, приводит к замедлению, замораживанию или полной отмене инвестиционных проектов.

Другая проблема состоит в том, что мы живем не в вакууме и напрямую зависим от общей экономической ситуации в стране. Когда она неблагоприятная, люди просто перестают покупать. Впрочем, каким бы тяжелым ни был кризис, это не коснется товаров первой необходимости: еды, одежды и т. п. Что касается продукции, которую продаем мы, то, к сожалению, она таковой не является. Поэтому, конечно же, мы сталкиваемся с прямым снижением спроса.

Третья проблема кризиса —доверие. Все мы понимаем, что в ситуации, когда ощущается нехватка денег, особенно остро встает вопрос доверия к конкретному человеку или компании. Банальный вопрос, который постоянно задаешь: «Я тебе сегодня продам товар в кредит, а вернешь ли ты мне его завтра?» «Обязательно верну!» — отвечает партнер, и если, допустим, один из десяти не возвращает, возникает недоверие к девяти оставшимся. И вот при стандартной просрочке платежа в день-два сразу начинают одолевать мысли: «Наверное, у него трудности. А не перестать ли мне ему отгружать до того момента, пока он полностью не расплатится?» Решение, на мой взгляд, в том, чтобы поддерживать максимальную простоту работы, открытость и «понятность» для бизнес-партнеров. Кроме того, не стоит полностью доверять слухам, надо реально смотреть, что человек делает, как ведет себя в кризисной ситуации и исходя из этого строить отношения с ним.

Мы всячески поддерживаем проведение различных встреч и мероприятий, на которых люди делятся советами, вырабатывают решения для выхода из той или иной сложной ситуации. Сейчас это происходит, в частности, под эгидой АПКИТ.

Если говорить о том, что происходит внутри компании в момент кризиса, то происходит смена приоритетов — с оборота на прибыльность. При нормальном состоянии экономики торговая компания стремится увеличить объем денежного и товарного оборота. То есть чем больше доход, тем лучше — купил за 100, продал за 110 — хорошо, за 120 — еще лучше, 105 — не очень, но прибыль-то все равно получил, а для развития всегда можно взять еще денег в банке. Если же денег не хватает, то начинаешь каждый раз думать, сколько ты хочешь получить обратно со своих ста.

Поэтому сейчас все, кто умеет считать, будут стараться оптимизировать не доход, а доходность. Все остальные действия являются производными от этого. В частности, такие меры, как сокращение персонала и уменьшение зарплат. Лично я бы хотел это делать в последнюю очередь. Сокращать надо то, что приносит убытки. Каждая компания в конкретной ситуации решает эту задачу по-своему.

Доходность — это отношение прибыли к вложенным ресурсам. А прибыль, как известно, — разница дохода и расхода. Соответственно во время кризиса надо оптимизировать все параметры: поднимать доход, сокращать расходы и оптимизировать ресурсы. Это и есть работа менеджера.

Не стоит забывать о факторе времени. Если в начале кризиса имеются долгие по времени вложения (в недвижимость, в долгосрочные инвестиционные проекты), то это не будет способствовать положительному развитию событий. Вложенные туда деньги сложно «вытащить» обратно, они могут быть полезны в других местах.

В кризис важно оставаться мобильным и поджарым. Тогда реакция на сильные негативные внешние изменения в короткий отрезок времени (что и является, собственно говоря, сутью кризиса) будет быстрой и адекватной.

В условиях нестабильности, в ситуации так называемого кризиса доверия, необходимо упрощать и сокращать бизнес-цепочки. Очевидно, что чем они короче, чем меньше в них участников, тем устойчивее схема доставки товара до конечного потребителя. Да и для покупателя в момент кризиса крайне важна устойчивость поставщика и цены. Поэтому если говорить о нашей компании, то Merlion планирует развивать направления, связанные с конечными пользователями и заказчиками, т. е. прежде всего проекты «Позитроника», Merlion Projects и еще один новый розничный проект. Для этого у нас есть достаточный опыт и ресурсы.

Между тем география и население нашей страны определяют то, что дистрибуция, как тип бизнеса, все-таки сохранится. И в этом бизнесе, который по-прежнему является для Merlion основным, крайне важно в трудное время всячески поддерживать партнеров. Мы продолжаем выполнять свои обязательства по срокам поставки, держим большой склад с ассортиментом и глубиной, даем кредиты.

На мой взгляд, главное в условиях кризиса — не поддаваться панике. Сейчас остро не хватает хороших новостей. Но ведь есть руки-ноги, дома ждет семья, все в общем-то хорошо. А кризис... так вспомните, что темнее всего перед рассветом.