Создание и продвижение интеграторами и консалтинговыми компаниями собственных продуктов и услуг — нередкое явление на рынке ИТ. У этого вполне закономерного веяния времени есть и экономические предпосылки, и предыстория, связанная с взрослением ИТ-отрасли в целом. Остановимся на некоторых аспектах подробнее.

Для повышения запаса прочности, устойчивости и эффективности руководству компании неизбежно приходится решать задачи обеспечения стабильности бизнеса в целом. А для начала определиться, за счет каких механизмов и инструментов этого можно достичь.

Как многие вендоры, начинавшие с монопродуктов и в определенный момент сталкивавшиеся с необходимостью расширения продуктовой линейки и направлений деятельности, так и поставщики ИТ-продуктов и услуг рано или поздно отходили от собственно «железячного» бизнеса, видя огромный потенциал для динамичного роста в рынке программного обеспечения, в управлении ИТ-инфраструктурой. Менеджмент компаний и владельцы бизнеса эмпирически или интуитивно приходили к заключению, что намного выгоднее и эффективнее не просто доставлять заказчикам продукцию, но и обслуживать их «под ключ», стремясь собственными силами удовлетворить возрастающие потребности все более взыскательных и требовательных к качеству услуг клиентов. Что, располагая обширной номенклатурой поставляемых продуктов, совсем неплохо и нелишне иметь возможность самим эти продукты инсталлировать, а впоследствии осуществлять их поддержку и сервис.

Большинство российских интеграторов пошли именно по такому пути, постепенно переходя от решения вопросов построения отдельных фрагментов к комплексному строительству ИТ-инфраструктуры компании. И сегодня эти интеграторы имеют либо дочерние компании, либо подразделения, занимающиеся как разработкой прикладного ПО, так и производством собственных «коробочных» продуктов, используемых в повседневной деятельности организации.

Помимо того, что дополнительные продукты и услуги ценны сами по себе, они позволяют интегратору проявить индивидуальность, выделиться на рынке и продемонстрировать уникальные конкурентные преимущества. Ведь среди серьезных интеграторов нет явных аутсайдеров: по спектру и качеству предоставляемых базовых услуг они вполне сопоставимы. Отличаются же конкурирующие компании в первую очередь человеческим, интеллектуальным капиталом, компетенциями и экспертизой, реализуемой командами их профессионалов.

Наряду с появлением дополнительных продуктов и услуг возникает и новое отношение к реализации проектов. Те продукты, которые разрабатываются в недрах компании, становятся и наиболее интересными для нее самой. Скажем, нам — по вполне понятным причинам — намного интереснее продвигать и внедрять собственную фронт-офисную банковскую систему, нежели подобные решения других российских производителей.

Продвижение продуктов собственной разработки, потенциальные и функциональные возможности которых соответствует требованиям рынка, повышает лояльность и доверие клиентов. Ведь все работы, связанные с внедрением собственных продуктов интегратора, подразумевают более прочные и долгосрочные отношения с ним, чем типовой договор на поставку ПО или оборудования сторонней фирмы.

Самим же заказчикам намного проще и удобнее взаимодействовать напрямую с разработчиками, которые находятся от них буквально в двух шагах, говорят на одном с ними языке и готовы с максимальной оперативностью воспринимать и реагировать на обратную связь от пользователей. Универсальных продуктов просто не существует. Даже «коробочное» ПО, рассчитанное на конечного пользователя, требует настройки и адаптации под потребности конкретного пользователя. В случае кастомизации некоего широко известного пакета для специфических нужд корпоративных заказчиков использование всего «тяжеловесного» спектра функциональности вообще может не предполагаться. В этом случае собственная разработка интегратора, готового умерить свои притязания и не навязывать избыточных дополнительных сервисов там, где они объективно не нужны, будет более уместна, предпочтительна и обоюдовыгодна.

Диверсификация деятельности системных интеграторов в условиях современного ИТ-рынка идет как по пути создания собственных продуктов (в идеале готовых к работе сразу по извлечению из коробки и без необходимого приложения в виде разработчика), так и по пути предоставления дополнительных услуг. Востребованность таких сервисов всё возрастает. В качестве примера хочется привести наш дата-центр на Варшавском шоссе, запущенный в эксплуатацию в октябре 2008 г.

Интересная деталь: не вопреки, а скорее именно благодаря пресловутому экономическому кризису наиболее востребованными оказались те решения, которые позволяют экономить на инфраструктурных затратах, достигая бизнес-результата за существенно меньшие деньги. Аренда вычислительных мощностей (хостинг серверов и телекоммуникационного оборудования) и покупка транзакций — как высший элемент аутсорсинга — в сложившейся ситуации оказались весьма своевременным ответом на запросы заказчиков. Этот характерный тренд можно рассматривать как часть антикризисной программы, подготовленной компанией «Ай-Теко» для отечественных предприятий. Пока в нашем дата-центре «Траст-Инфо» в строй введены сто стоек из восьмисот запланированных, однако уже сейчас практически распродана не только работающая первая очередь, но и вторая, которая будет запущена весной 2009-го.

Обратимся к финансовому аспекту диверсификации. Разнообразные бизнес-модели: дистрибуция, интеграция, консалтинг, написание прикладного софта — применимы для различных вариантов ведения бизнеса и подразумевают различную оборачиваемость финансовых средств. Есть ИТ-компании, которые сознательно отказались от решения инфраструктурных задач, сосредоточив усилия на консалтинге. Однако консалтинг — это всегда длинные деньги. Консалтинговые проекты занимают от двух и более лет, что подвергает компании значительным финансовым рискам, связанным с нехваткой оборотных средств. С другой стороны, бизнес, основанный на предоставлении сервисов, менее уязвим, долгосрочен и надежен в том плане, что заказчик не может отказаться от поддержки критичных для его бизнеса приложений, разве что в случае банкротства.

Таким образом, экономический эффект диверсификации проявляется в повышении стабильности бизнеса. Развитие собственных продуктов и услуг позволяет создавать дополнительные точки опоры, в результате чего интеллектуальный бизнес оказывается более устойчивым. В случае усиления кризисных тенденций какое-то направление деятельности компании временно может быть свернуто или заморожено, но бизнес в целом устоит.