В прошлогоднем обзоре, посвященном российскому рынку сетевого оборудования в 2010 г., был опубликован прогноз руководителей компаний на 2011 г. (см. Спецвыпуск CRN/RE № 2/2011). Они предсказывали стабильное и поступатель­ное развитие данного сегмента. Надо сказать, что их ожидания подтвердились. С высо­кой точностью были названы даже проценты роста. В зависимости от сферы деятельности фирмы и специфики бизнеса указывались цифры от 10–20% до 60%.

Как отметил Константин Сидоров, ­президент группы компаний RRC, минув­ший год стал очень удачным как для всего рынка, так и для его компании. «Мы ­выросли в России более чем на 50%. При этом, по моим оценкам, рынок при­бавлял 20–25%, — сказал он. — 2011 г. — первый после кризиса, когда рынок полностью оправился от шока 2008–2009 гг.». Артем Гусев, менеджер по продукции ­компании OCS, отмечает, что по сравнению с 2010 г. рост, безусловно, был. Причем если по числу проданных изделий ­объемы поставок увеличились примерно на 30%, то в деньгах несколько меньше — порядка 20%. Это происходит потому, что конкуренция заставляет вендоров сни­жать цены. Похожую оценку дает и Антон Лукьянов, директор по закупкам ком­пании MERLION. По его словам, в деньгах общий объем рынка сетевого оборудования увеличился примерно на 30%. Лукьянов ­связывает это с быстрым развитием сег­мента SOHO и товарной группы решений для «последней мили». Но гораздо больший рост — на 45% наблюдался в штучном вы­ражении. Константин Хараузов, менеджер по продукции D-Link компании «Тайле», ­сообщил, что объем поставок в денежном эквиваленте вырос на 15%, в штучном на 40–45%.

«Активно развивался розничный сегмент. Показал хорошую динамику и сегмент проектов в операторском бизнесе, ­сопровождаясь реорганизацией и укрупне­нием игроков, — добавил Игорь Белоусов, исполнительный директор компании «Тайле». — Начала подниматься и системная ­интеграция».

«В прошлом году не было „великих ­прорывов», — говорит Сергей Васюк, глава российского офиса D-Link. — В денежном выражении оборот компании D-Link в России составил 210 млн. долл., что на 22% больше, чем в 2010 г.». Вторая половина 2011-го и начало 2012 г., напомнил Артем Гусев, ознаменовались бурной подготов­кой к выборам. Кампания по организация сети каналов связи всероссийского масштаба, несомненно, способствовала развитию бизнеса многих игроков ИТ-рынка. Природные катаклизмы 2011 г. в Японии, где производится часть комплектующих, безусловно, создали некий дефицит продукции, но, по словам Гусева, партнеры OCS этого не почувствовали.

Специалисты большинства фирм склоняются к тому, что объем рынка сетево­го оборудования увеличился в прошлом году на 20–25%. Об этом говорят Сергей Саакян, менеджер по продукции компании NETLAB, и Сергей Лапко, директор депар­тамента «Сети и телекоммуникации» ком­пании «Марвел». «В ряде сегментов наблюдался весьма консервативный рост, однако за счет спроса, связанного с активным раз­витием смежных рынков, некоторые тех­нологические линейки показали неплохие результаты, — добавил Сергей Лапко. — С нашей точки зрения, объем бизнеса в 2011 г. превзошел докризисный, однако темпы роста не столь высоки, как, например, в 2005–2007 гг.».

«По нашим оценкам, рынок в 2011 г. ­увеличился на 25%, при этом доля ASUS росла быстрее рынка. Данную тенденцию мы объясняем увеличением проникновения широкополосного высокоскоростного ­Интернета и повышением спроса на уст­ройства среди конечных пользователей», — заявил Алексей Дегтярев, менеджер по продукции «Сетевое и беспроводное оборудо­вание» представительства ASUS в России и СНГ.

Как сообщил Дмитрий Танюхин, глава московского офиса, продажи сетевого обо­рудования Netgear в России в 2011 г. вы­росли на 200% по сравнению с 2010 г. Совокупный рост продаж, который ожидался на уровне 60%, более чем в 3 раза превы­сил запланированный. Доля Netgear, по оценкам компании, выросла ориентировочно на 160–180%. Эти цифры резко вы­деляются на фоне среднерыночных показа­телей, но их легко объяснить: до сих пор объемы продаж оборудования Netgear были небольшими, поэтому рост в процентах получается внушительным.

А по мнению Михаила Коробко, руко­водителя департамента телекоммуника­ционных решений компании Landata, темпы роста рынка сетевого оборудования в 2011 г. были невысоки, и объем рынка увеличился не более чем на 10% по срав­нению с 2010 г.

Лидер роста — потребительский сегмент

Представители большинства игроков сете­вого рынка отмечают, что в прошлом году динамичнее всего развивались сегменты ­домашнего оборудования и конечных устройств. По словам Ильи Пономарева, ­директора по продажам и маркетингу ­ZyXEL Россия, устойчиво и заметно растет рынок абонентских устройств для подключения по выделенной линии Ethernet, которые в ZyXEL традиционно называют интернет-центрами. Объяснить это можно тем, что уровень проникновения Интернета на территории стран бывшего СССР еще не достиг и 50%, а если рассматривать реально быстрые подключения (от 10 Мбит/с и выше), — и того меньше. «Покупательная способность людей выросла, и они приобретают смартфоны, планшеты, ультра­буки, потенциал которых наиболее полно ­раскрывается в первую очередь при подключении к Интернету, — говорит Поно­марев. — К этой же категории товаров ­можно отнести современные телевизоры. Люди понимают, что дом должен быть подключен к Интернету по надежной и быст­рой линии, как минимум, по технологии xDSL, тем более что конкуренция среди ­интернет-провайдеров позволяет выбрать предложение на любой вкус: с IP-телеви­дением, IP-телефонией и т. п. И если раньше Интернет мог начинаться в доме с компьютера, то сейчас у многих первое интернет-устройство — это планшет, которому нужна постоянно подключенная домашняя „беспроводная база“, то есть точка доступа Wi-Fi, входящая в интернет-центр».

Комментируя ситуацию на рынке, ­Сергей Васюк подчеркнул, что наибольший рост продаж был отмечен в сегменте кли­ентского оборудования широкополосного ­доступа. «Доля клиентского оборудова­ния в общем объеме продаж компании увели­чилась с 16% в 2010 г. до 24% в 2011 г., — сказал он. — Стабильно вы­сокой остается доля управляемых комму­таторов (в основном в сегменте Telco) — около 41%».

Артем Гусев также считает, что са­мый значительный рост был в сегменте ­оконечного оборудования. Одни из наи­более востребованных устройств — мар­шрутизаторы. «Уже практически в любом доме, а тем более в офисе, имеется интер­нет-подключение, и сейчас мы видим спрос на волне усовершенствований уже имеющихся подключений — увеличение ­количества устройств, подключаемых к сети (ноутбуки, смартфоны, планшеты), расширение функционала, повышение скорости интернет-подключения», — считает ­Артем Гусев. Разумеется, было сокращение продаж в сегментах, уходящих с рынка. Это морально или технологически устаревающие технологии, например ADSL-продукты, уже не удовлетворяющие запросам пользователей ни по скорости, ни по функционалу. Сократился спрос на неуправляемые коммутаторы. Сейчас коммутатор в большинстве случаев встро­ен в шлюз. Уходят в прошлое аналоговые модемы и сетевые адаптеры.

«Среди продуктовых сег­ментов, в которых работает ­Netgear, самый большой рост — на 306% — отмечен в нише домашних устройств, — говорит Дмитрий Танюхин. — Также мы зарегистрировали большой прогресс в области продаж ­оборудования для защиты от сете­вых угроз (на 202%), ­беспроводных решений (на 110%) и коммутаторов для СМБ (на 77%)». Бизнес компании ­NETLAB увеличился, по словам Сергея Саакяна, на 40%. ­Хорошо росли сегменты SOHO и СМБ, увеличились поставки беспроводного оборудования, ­систем VoIP и систем хранения данных.

Следует отметить, что в целом рынок сетевых устройств прибавлял пропорционально, ­существенных структурных ­изменений в 2011 г. не было. Как сообщил Антон Лукьянов, сегмент решений корпоратив­ного уровня по-прежнему существенно опережает по обороту решения для дома и малого офиса. Среди мировых поставщиков лидерство сохраняет ­Cisco, что объясняется помимо прочего еще и тем, что во мно­гих госструктурах и крупных корпорациях этот бренд выбран в качестве корпоративно­го стандарта.

В 2011 г. активно развивался сектор операторского бизне­са. По количеству инсталлированных портов это самый быстрорастущий сегмент, на котором идет конкурентная борьба между производителями. Рост операторского бизнеса позволил многим вендорам укре­пить свои позиции на данном рынке. Сегодня в России услуги связи и доступа к Интернету в частном секторе — один из самых быстрорастущих рынков. Как следствие, растут розничные продажи различных сетевых устройств — маршрутизаторов, домашних систем хра­нения, IP-телефонов, TV-приставок, IP-камер и других ­решений.

«Мы усиливаем свое присутствие на рынке систем видео­наблюдения и безопасности, ­активно занимаемся развитием продукции VoIP, — рассказы­вает Игорь Белоусов. При этом не забываем обновлять портфель и усиливать позиции в ниш­е кабельной продукции и системах СКС. Это консервативные сегменты, но продукцию надо постоянно обновлять».

Заметный вклад в развитие рынка сетевого оборудования как в глобальном масштабе, так и в России внесли системы IP-телефонии. «Экономичность и надежность этого оборудования — вот основные драйверы увеличения расходов, — считает Алексей Шалагинов, директор по решениям для корпоративных заказчиков представительства Huawei Technologies. — Второй фактор роста — ЦОДы и контакт-центры. Только один „Ростелеком“ ввел в эксплуатацию семь новых ЦОДов общей емкостью более пяти петабайт, это огромная цифра. Сыграл свою роль и политический ­фактор: требовалось срочно обеспечить „прозрачность“ президентских выборов». Алексей Шалагинов добавил, что в настоящее время наблюдается ­повсеместный переход сетей связи на принципы коммутации пакетов. Сейчас уже ни один ИТ-директор не станет развивать корпоративные телеком­муникации на базе оборудова­ния TDM. На это указывает тренд перевода TDM-систем на IP-ATC. Вслед за ростом ­сетей IP-телефонии и контакт-центров возникает естественный спрос на IP-телефоны, а также другое терминальное оборудование, напрямую подключающееся через IP-ин­терфейс.

Георгий Санадзе, техниче­ский директор Avaya в России и СНГ, отмечает значительный рост в секторе оборудования для развертывания ЦОДов, а также в сегменте беспроводных ­решений. Это связано с растущей мобильностью сотрудников, когда компании переходят к концепции BYOD (Bring Your Own Device — Принеси свое собственное устройство). Пока некоторые компании с осторожностью относятся к идее BYOD, прогрессивные менеджеры по ИТ-безопасности активно ­используют возможность консьюмеризации ИТ. Они обеспечивают защиту мобильных устройств, а также применяют передовые инструменты, которые всесторонне защищают как корпоративные, так и личные смартфоны, планшетные ПК и ноутбуки. Поскольку человек приходит со своим собственным устройством, его невозможно подключить к инфраструктуре компании с использованием стандартных проводных интерфейсов. Остаются только технологии Wi-Fi. В этом плане беспроводные сети получили весомый прирост.

По словам Георгия Санадзе, мобильные решения становятся все более популярными и востребованными. Немаловажен и рост требований к функциональной насыщенности «мо­бильной» аппаратуры, среди ­которых — проведение, к примеру, видеоконференций и пол­номасштабное подключение к корпоративной среде унифицированных коммуникаций. Ес­тественно, важнейшим момен­том здесь является совместимость инфраструктуры со всеми мобильными платформами, что также накладывает отпечаток на развитие рынка.

«Хороший рост продемонстрировали рынки видеона­блюдения и ЦОДов, — говорит Юрий Бельский, директор представительства Allied Telesis в России и СНГ. — Достаточно много проектов реализовано в розничном секторе. Продолжают строить сети силовые ведомства, провайдеры, учреждения образования и здравоохранения, а также корпоративные заказчики, включая расширяющие производство промышленные предприятия». По мнению Константина Сидорова, быстрее всего росли новые ниши, а также те сегменты, которые пострадали в кризис. Это обору­дование для инфраструктурных проектов, мощные серверы, СХД, высокопроизводительное оборудование уровня ядра сети. Сильно прибавил рынок ИБ. ­Михаил Коробко считает, что, как и в 2010 г., наиболее заметным был рост в сегменте операторов IP-связи и контент-провайдеров, занимающихся строительством сетей передачи данных и контакт-центров. Помимо госсектора именно эти отрасли традиционно занимают в России львиную долю ИТ-рынка и приносят регулярные и стабильные деньги.

Наиболее консервативный рост, как отметил Сергей Лапко, показали «основополагающие» сегменты рынка, что связано с их насыщением. Самые вос­требованные технологические ниши — системы ВКС, ЦОД, CDN, Wi-Fi. Две первые активно росли и развивались за счет отложенного спроса, две другие связаны с активным ростом в смежном сегменте персональных устройств (коммуникаторов и планшетов).

Научились жить в новых условиях

Как оценивают минувший год игроки сетевого рынка? По сло­вам Алексея Шалагинова, 2011 г. для корпоративного сек­тора компании Huawei был годом активного выхода на российский рынок. «Нам удалось сломать сложившиеся стерео­типы относительно оборудова­ния китайского производства и утвердить реноме компании как ин­новационной, идущей в ногу с последними техноло­гическими разработками, участвующей в формировании ­новых стандартов, — подчеркнул Шалагинов. — В качест­ве примера можно привести ­маршрутизирующие коммута­торы терабитного уровня беспрецедентно большой емкости и в то же время необычайно ­высокой надежности. Или ­маршрутизаторы третьего по­коления, позволяющие осуществлять доступ как через проводные, так и беспроводные пользовательские интерфейсы, включая 3G и WLAN. У корпоративных клиентов сейчас появился выбор — либо развивать системы на базе оборудо­вания знаменитых брендов, что часто бывает очень дорого, либо работать с инновационны­ми компаниями, предоставляющими решения вместо „коробочных“ продуктов, теми, кто может найти наилучший вариант, указать оптимальный путь развития ИТ-системы».

Антон Лукьянов отметил, что 2011 г. прошел на фоне ­ожидания «второй волны» кри­зиса. Тем не менее в 2011 г. ­компании MERLION удалось ­добиться роста продаж сетевого оборудования, опережающего общий рост рынка. Основой для этого стали фокус на дистрибуцию готовых решений, ­поглощение Verysell Distribution и, как следствие, увеличение ­доли на рынке VAD-дистрибуции. И при этом MERLION сохранила лидирующие позиции в розничных продажах.

«В 2011 г. объем продаж ­Allied Telesis в России увели­чился на 10%, — сообщил Юрий Бельский. — Хороших показателей удалось достичь в розничном сегменте, поскольку и для самих ретейлеров 2011 г. сложился весьма благоприят­но. К примеру, розничная сеть „Магнит“, побив рекорд по числу новых магазинов, выбрала Allied Telesis в качестве по­ставщика оборудования для построения единой мультисервис­ной сети. Это не первый наш крупный проект в рознице. Не так давно реализована программа по построению сетей для торгового дома „Центр­Обувь“, а на базе сетевых ре­шений Allied Telesis в Дальневосточном регионе реализованы два проекта построения се­тевой инфраструктуры». Юрий Бельский добавил, что построение систем уровня «безопасный город» — также яркий пример роста рынка видеонаблюдения. Примером реализации подобной системы является проект «Цифровой район» в Москве, ­основной задачей которого было подключение сотен многоквартирных домов к единой мультисервисной сети жилищ­ного фонда на основе волокон­но-оптических линий связи и коммутаторов Allied Telesis. Подобные проекты были реали­зованы и в других городах.

«Для компании Landata в цело­м 2011 г. стал успешным. Наша компания — дистрибью­тор четырех линеек сетевого оборудования: Allied Telesis, ­Juniper Networks, Huawei и ZyXEL, — рассказал Михаил ­Коробко. — Каждое из этих ­направлений показало поло­жительную динамику роста в 2011 г. Особенно хорошо шли поставки решений Juniper Net­works и Huawei. По этим направлениям бизнес Landata ­вырос более чем в два раза».

Михаил Коробко добавил, что объемы продаж восстано­вились, но говорить о полном возвращении к докризисному уровню не приходится. Изме­нилась сама структура, ландшафт рынка. И партнеры, и производи­тели предпочитают другие схемы работы, имеют иные поведенческие характе­ристики и учитывают совсем другие факторы при принятии решений. А по мнению Алексея Дегтярева, в сегменте решений для конечных пользователей рынок вернулся к докризисному положению еще в 2010 г., а в 2011 г. наблюдался стабильный рост. Сергей Саакян также считает, что объемы поставок соответствуют докризисному ­периоду, но темпы роста — по­ка нет. «Закончился ли кризис? Думаю, нет. Просто мы научились неплохо жить в новых условиях, — подчеркнул Саа­кян. — В прошлом году мы к существующему портфелю ­добавили оборудование TP-Link, Airties, Thecus, Iomega, Axis, Aten».

Следует отметить, что за­метное влияние на объем по­ставок и формирование струк­туры продаж в 2011 г. оказал отложенный спрос. Как считает Антон Лукьянов, он стал ­одним из ключевых факторов, определивших тренды рынка. Слабая динамика в начале года заставила вендоров быть осторожными при заказе комплектующих, что впоследствии вызвало перебои с поставками ­готовых решений. В сегменте проектных поставок отложен­ный спрос привел к еще большей, чем обычно, неравномер­ности распределения бюджетов в течение года (не только в государственных структурах, но и в коммерческих организациях) и к переносу многих проектов на последний квартал. ­Были нередки ситуации, когда конкурсы проводились во вто­ром квартале 2011 г., а постав­ка переносилась на четвер­тый. По мнению Константина Сидо­рова, в области инфраструк­турного оборудования отложенный спрос, безусловно, повли­ял на рынок. ­Например, в 2011 г. возобновились многие «замо­роженные» проекты по строительству ­ЦОДов. Но при этом сложно сказать, какой вклад внес от­ложенный спрос, а какой — те­кущие потребности рынка.

Первым, по словам Ильи ­Пономарева, вероятно, объяс­няется возросший интерес к устройствам сетевой безопас­ности. «Мы отметили практи­чески двукратный рост продаж в линейке ZyWALL, — ­подчеркнул он. — Можно пред­положить, что в тех условиях, когда кризис позади, а будущее все еще туманно, малый и средний бизнес „вкладываются“ в защиту своей информации и каналов ее передачи. Устройства сетевой безопасности не меняют так часто, как, например, смартфоны, и те, кто приобрел в 2011 г. какую-либо модель линейки ZyWALL, в 2012 г. получили для них но­вую программную платформу».

«В прошлом году влияние ­отложенного спроса, безусловно, ощущалось, и оно сопутствовало более активному росту передовых технологических групп, что позволило обеспечить довольно высокие показатели ­роста рынка в целом», — сообщил Сергей Лапко. Юрий Бельский заметил, что в минувшем году рост продаж, обусловленный отложенным спросом, был не таким значительным, как в 2010 г. «45% — в 2010 г., а в 2011 г. только 10%», — ­сказал он.

«Отложенный спрос, конечно же, повлиял на рынок, ибо он порождает новые запросы, — заявил Алексей Шалагинов. — Но оценить этот процент роста трудно, поскольку в большой степени влияют реструктури­зация бизнеса и пересмотр ­парадигмы ИТ-подразделения компании».

Заметно изменились за прошлый год отношения между ИТ-компаниями и заказчиками. Как отметил Михаил Коробко, к настоящему времени уже ­несколько крупных вендоров ­сетевого оборудования перешли на схему DDU. Правда, ­логистические схемы вендоров пока не претерпели существенных изменений. Что касается работы с реселлерами, то после кризиса никто их них не готов брать оборудование себе на склад, как это было раньше. Все реселлеры предпочитают работать со склада дистрибью­тора. Типовые требования ре­селлеров — доставка дистрибьютором любого по размеру ­заказа до склада партнера. Все это заставляет дистрибьютора тщательнее подходить к проработке и отладке логистических и финансовых схем.

Артем Гусев отметил, что ­основные потребители его компании завязаны на интернет-сегмент, а здесь есть тенденция к замедлению роста. Бизнес растет, но не так быстро, как в последние пять лет. Особенно это касается Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионеров. Сейчас идет активное освоение регионов, где есть своя специфика: капита­ловложения на «интернетизацию» небольших городов необ­ходимы практически те же, а пользователей меньше, следо­вательно, возврат средств идет медленнее. Возникает потребность в оптимизации затрат — взять оборудование производи­теля более низкого ценового ­сегмента, отказаться от избыточного функционала. Можно сказать, что заказчики стали тщательнее считать деньги.

А по словам Дмитрия Таню­хина, клиенты из сегмента СМБ сегодня хотят получать оборудование, обладающее кор­поративным функционалом. При этом их бюджеты принци­пиально не увеличились. Поэтому в последнее время многие устройства Netgear стали поддерживать функционал, ранее доступный только в решениях корпоративного класса, оставаясь при этом в доступном для небольших и средних ком­паний ценовом диапазоне. И теперь крупные заказчики выбирают такие решения Netgear вместо дорогих продуктов дру­гих корпоративных вендоров, особенно для территориально распределенных офисов.

«Развитие технологий позволяет с большей эффективно­стью и меньшими затратами строить ЦОДы и получать реальную экономическую выго­ду благодаря географической концентрации оборудования, — ­отмечает Георгий Санадзе. — Это важный признак времени, поскольку еще 5–10 лет назад оборудование соответствующей мощности стоило слишком до­рого, планы часто оста­вались на бумаге из-за больших стар­товых инвестиций. ­Сейчас, бла­годаря удешевлению аппарат­ной части, наши клиенты имеют возможность реализовать подобные проек­ты. Заказчикам интересны мо­дели концентрации максимального количества обо­рудования в ЦОДах».

Как подчеркнул Антон Лукьянов, предпочтения клиентов ­изменились в сторону рациона­лизации, стали более взвешен­ными. Заказчики просчитывают все детали — бизнес-эффект от внедрения, стоимость вла­дения, стоимость дальнейшей модернизации в случае роста свое­го бизнеса и потери от со­кращения инфраструктуры в случае его падения. Тем не мене­е ИТ развиваются очень активно, появляются новые ­решения, концепции, поэтому размер инвестиций сохранился, а во многих отраслях и увеличился. Основной интерес у за­казчика вызывают решения для оптимизации, и большое внимание уделяется детальному расчету расходов на ИТ. Юрий Бельский добавил, что происходит смещение интере­са с закупки оборудования к реализации комплексных проектов, ПО и ИТ-услугам.

«Инвесторы стали меньше ­бояться второй волны кризиса и в 2011 г. увеличили вложения в развитие долгих инфраструктурных проектов. Рынок сетевого оборудования от этого, безусловно, выиграл», — ­сказал Константин Сидоров. При этом глава RRC добавил, что маржа в работе с большими проектами и заказчиками продолжала снижаться. Поэто­му особое внимание компания уделяет развитию бизнеса в сегмен­те СМБ. Прежде все­го усилия были направлены на расширение географического покрытия за счет увеличения региональных представителей и повышения уровня сер­виса, оказываемого небольшим и средним партнерам. Все это дало хороший положительный эффект, который оценили и ди­леры, и вендоры.

Канал становится смелее и активнее

Один из наиболее точных ин­дикаторов состояния рынка — численность и активность иг­роков канала сбыта. Судя по отзы­вам представителей ­вендоров и дистрибьюторов, партнерская база в 2011 г. ­количественно и качественно росла.

Как рассказал Дмитрий ­Танюхин, число активных ре­селлеров и интеграторов про­дукции Netgear выросло на 26%. В 2010 г. устройства вендора продавали 1,9 тыс. компаний, а в 2011 г. — уже 2,4 тыс. Объ­ем поставок через канал уве­личился на 90%. Это означает, что в среднем каждый реселлер стал продавать на 60% ­больше. По словам Игоря Бе­лоусова, партнеров у его ком­пании стало больше пример­но на 20%.

«В 2011 г. количество парт­неров Landata по сетевому биз­несу выросло приблизительно на 10%. Но здесь важно понимать, что число активных иг­роков на рынке ограничено, — говорит Михаил Коробко. —После кризиса их стало мень­ше, выйти на рынок сейчас ­гораздо сложнее, чем раньше. ­Поэтому не может быть еже­годного большого прироста ­партнерской базы».

Однако Антон Лукьянов сообщил, что партнерская база MERLION растет постоянно и очень быстро: за прошлый год — на треть. Но гораздо более важным, по его словам, является тот факт, что в 2011 г. отмечен качественный рост партнеров. «Расширение спек­тра приобретаемого оборудования, общих объемов закупок ­реселлерами свидетельствует о правильности проводимой ­компанией продуктовой поли­тики и эффективности принципов взаимодействия с участниками канала. Акцент компании MERLION на VAD-дистрибуции позволил в существенной степени пересмотреть бизнес со многими партнерами, появились новые точки для совмест­ной продуктивной работы и увеличения объема бизнеса, — ­подчеркнул Антон Лукьянов. — За последний год у нас почти вдвое выросла партнерская сеть в сегменте системной ин­теграции, многие игроки существенно расширили спектр за­купаемого сетевого оборудова­ния за счет новых товарных ­линеек».

По словам Ильи Пономарева, партнерская база ZyXEL не претерпела существенных изменений количественно, но измени­лось ее качество. «Устойчивый рост объемов за­купок реселлеров потребовал изменений в программе авто­ризации и статусах некото­рых партнеров, что говорит об оздоровлении рыночной ­ситуации, — отметил Пономарев. — VAR’ы легче и охотнее идут на контакт и смелее при­нимают планы по продажам. ­Актуальной темой остается ­маржинальность продукта. Мы делаем все возможное, чтобы наши продукты были интересны не только рынку, но и кана­лу продаж».

Несколько слов надо ска­зать о переходе вендоров на модель поставок DDU/DDP. Раз­говоры об этом идут не пер­вый год, и, судя по всему, в ближай­шее время такая модель станет доминирующей на рынке.

«Наша компания в начале 2010 г. одной из первых в Рос­сии перешла на схему поставок DDU. В 2011 г. на эту схему стали переходить и многие другие вендоры, поэтому можно сказать, что конкуренция на рынке стала более чест­ной, чему мы, конечно, очень рады, — заявил Дмитрий ­Танюхин. — Массовый переход на DDU изменит лицо ­российского рынка сетевого ­оборудования и, как мы надеемся, со временем приведет к либерализации таможенных правил, чего ждут все игроки».

«На первых порах решение Cisco о переходе на модель DDU многие критиковали, — ­добавил Константин Сидоров. — Но очень быстро это решение доказало свою успешность и значительно увеличило прозрачность бизнеса. Те произво­дители, которые надеялись по­лучить ценовые преимущества за счет „серых“ схем ввоза и увеличить свою долю рынка, сильно просчитались. Надеюсь, примеру Cisco в ближайшем ­будущем последуют и другие. Уже в июле с проектом DDU стартует IBM».

Прогноз сдержанный, но позитивный

По мнению руководителей ком­паний, на рынке сетевого обо­рудования в этом году сохра­нится положительная динамика, хотя темпы роста останутся весьма умеренными. Как ­счита­ет Юрий Бельский, объ­емы вернулись к докризисному уровню, но дальнейшие ­темпы роста, по-видимому, бу­дут не такими высокими, как до 2008 г. «По нашим прогнозам, в 2012 г. рост рынка составит около 10%, будут востребованы решения для видеонаблюдения и ЦОДов», — сказал он.

По словам Сергея Васюка, объемы продаж 2011 г. превы­сили показатели 2008 г. на 30%, но говорить, что кризис закончился, пока рано. Предкризисные ожидания имеют место, и многие компании, в том числе и D-Link, крайне осторожно подходят к планированию. «На 2012 г. мы не планируем большого роста объемов продаж. С нашей точки зрения, наиболее реальная цифра лежит в диапазоне 10–15%, — сказал Сергей Васюк. — Но тут надо учитывать, что на фоне общего снижения стоимости сетевого оборудования, для того чтобы получить 10-процентное увеличение объемов продаж, необходимо в штучном измерении прибавить 20–25%, что не мало в данных условиях».

Константин Хараузов также ожидает, что в текущем году поставки продукции D-Link ­вырастут на 10%, в основном за счет розницы. А операторский сегмент может сократиться. «Развитие сетевого рынка не будет бурным. Но мы по некоторым линейкам сетевых продуктов из нашего продуктового портфе­ля прогнозируем рост, значительно опережающий динамику рынка в целом, — заявил Михаил Коробко. — Это каса­ется продукции тех вендоров, которые предлагают решения для построения ЦОДов и обеспечения безопасности сетей. ­Наши ожидания основываются на том, что мы рассчитываем на некоторый отток партнеров от других производителей к тем поставщикам, продукцию которых продвигает Landata».

По мнению Артема Гусева, в телекоммуникационном сегменте первичные подключения продолжатся: если центр почти насыщен, то в регионах еще есть где развернуться. По-прежнему будет расти розница, традиционно сильным останется сегмент СМБ. «По нашим оценкам, рынок вырастет в деньгах примерно на 10%», — подчеркнул Гусев.

Определенные надежды участники рынка возлагают на новые технологии, в частно­сти на технологию беспроводной связи 4-го поколения LTE. Она позволяет получить на мобильных телефонах скорость, сравнимую с проводным подключением, и это потребует ­соответствующих серьезных вложений в инфраструктуру операторов и модернизацию ­линий связи, а следовательно, подстегнет рынок сетевого оборудования. Но одна только скорость — не стимул для повы­шения спроса на новую технологию, развитие рынка возможно при условии, что операторы и провайдеры предложат контент и услуги, ради которых пользователи готовы будут переходить на LTE и вкладывать в это деньги.

«Я думаю, что структурно ничего не изменится, и те тенденции на рынке, которые мы наблюдали в 2011 г., сохранятся и в 2012 г. Рост рынка, по моим оценкам, замедлится и составит от 15 до 20%», — сказал Константин Сидоров. Более оптимистичный прогноз дает Сергей Саакян. Он считает, что объем сетевого рынка увеличится на 30–40%.

«Мы прогнозируем, что на докризисный уровень поставки выйдут на рубеже 2012/2013 гг. Но это будет качественно иной уровень, где потребуются новые подходы и решения», — подытожил Алексей Шалагинов.