«В 2011 г. мониторы покупали для замены вышедших из строя и для обновления рабочих мест, прежде всего в корпоративном секторе, — отметил заместитель директора компании ITResearch Василий Мочар. — В домах же ноутбуки уверенно вытеснили стационарные ПК, что приводило к падению продаж периферии, включая мониторы».
Он считает, что «рынок не вышел на докризисный уровень и уже вряд ли выйдет». По данным ITResearch*, за прошедший год было продано 5,62 млн. мониторов (столько же, сколько и в 2010 г.). Если же говорить об объеме рынка в денежном выражении, то «из-за существенного снижения средневзвешенной стоимости аппаратов объем рынка в деньгах только чуть-чуть перевалил за отметку в 1 млрд. долл., что оказалось на 9% ниже уровня предыдущего года».
«Расстановка сил характерна для стагнирующего рынка. Долгое время главенствовал триумвират — Samsung, Acer, LG, сейчас же такие компании, как ViewSonic, BenQ, Philips, продают свою продукцию в значимых количествах. Рынок стал более конкурентным», — продолжает Василий Мочар.
По данным ITResearch, за последние два года суммарная доля ведущих игроков снизилась с 90 до 80%, а компании, не входящие в число лидеров, начинают играть заметную роль.
Об усилении конкуренции и ценовой эрозии (дешевеют матрицы, применяющиеся технологии и, как следствие, снижается цена на продукцию в целом) говорят практически все участники нашего опроса. Кроме того, они согласны с оценками анлитиков, что рынок находится в состоянии стагнации и рост продаж в одних сегментах происходит за счет снижения в других.
Андрей Каракашев, региональный директор компании MMD Monitors&Displays, обладающей эксклюзивным правом на продажу LCD-мониторов под маркой Philips на мировом рынке, приводит другие данные, которые близки к оценкам ITResearch: «По данным аналитической компании МЕКО, российский рынок мониторов в 2011 г. вырос почти на 4% по отношению к 2010 г., до почти 5,7 млн. штук». Он считает, что «основным трендом стал рост продаж больших диагоналей с одновременным спадом в сегментах 20-дюйм и ниже, особенно сильно проявившимся в малых диагоналях (менее 18,5 дюйма)». Андрей Каракашев добавляет, что, несмотря на изменение баланса в пользу больших диагоналей, средняя цена монитора снижалась, что говорит о продолжении ценовой эрозии, падении прибыли, обострении ценовой конкуренции. «Существенное сжатие рынка стационарных компьютеров оказало негативное влияние и на рынок мониторов в потребительском сегменте. Однако продажи в сегменте B2B позволили компенсировать этот спад», — считает он.
Екатерина Царева, директор средств визуализации компании Acer в России, отмечает, что «рынок мониторов остается привлекательным за счет большого ассортимента». Она приводит данные международной аналитической компании Context*, оценившей объем в 2011 г. в 5,5 млн. устройств. «Растут доли сегментов устройств с диагоналями от 21,5 дюйма и выше, а доля аппаратов небольших диагоналей падает год от года. Согласно данным западных аналитических агентств, в 2011 г. продажи устройств с диагональю от 23 дюймов и больше выросли на 43% по сравнению с 2010 г., что является позитивным показателем», — говорит она.
«Мы оцениваем рынок как стабильный, при этом сохраняется тенденция уменьшения количества покупаемых мониторов меньших диагоналей и роста доли диагоналей 22–27 дюймов», — комментирует итоги года менеджер по продукции (мониторы) в России и странах СНГ компании ASUS Валентина Ким.
Андрей Господынько, менеджер по стратегии ИТ-продуктов компании LG, считает, что объем рынка уменьшился, налицо тенденция его дальнейшего сжатия. «Можно отметить рост лишь отдельных сегментов за счет снижения других. Один из основных трендов — изменение спроса в пользу больших диагоналей, начиная с 21,5 дюйма, которые по соотношению цена/качество наиболее привлекательны», — говорит он.
«Существенный рост продаж наблюдался в сегменте 26+ дюймов, но по отношению к рынку в целом это по-прежнему нишевые продукты. Значительный рост происходил в сегменте 23–24 дюйма, но продажи устройств с диагональю 20–21 дюйма снизились, — отмечает Мария Соловьева, менеджер по маркетингу представительства ViewSonic в России. — „Тендерный спрос“ сместился с 17 к 18,5 дюйма. Т. е. в общем и целом корректнее говорить не столько о росте каких-то сегментов, сколько именно о перераспределении спроса». Отмечая факторы, повлиявшие на рынок мониторов в 2011 г., она добавляет: «Этот рынок сильно зависит от внешнеэкономических факторов, так что и кризис еврозоны, и колебания курсов валют, и цены на нефть, и предвыборные ожидания, и тендеры конца года — все это оказывало на него влияние, но в целом, если принять во внимание эти (и другие) экономические факторы, серьезных потрясений в 2011 г. не было».
«Объем рынка в целом мы оцениваем в 5 млн. штук. При этом более 70% приходится на четырех производителей, чьи рыночные доли заметно превышают 10%: Samsung, Acer, LG, BenQ, — говорит Антон Лукьянов, директор департамента закупок компании MERLION. — Статистика продаж последних лет демонстрирует тренд вытеснения стационарных ПК мобильными устройствами (ноутбуки и планшеты), что отражается в итоге на спросе на мониторы». По его словам, все большую популярность приобретают мониторы больших диагоналей (21,5, 23, 24 дюйма). Кроме того, заметно растет доля широкоформатных моделей формата 16:9, которые постепенно вытесняют с рынка старые форматы 5:4 и 16:10.
«Рост в этом году был минимальным. Лучше всего себя показал корпоративный сегмент, — говорит продакт-менеджер по мониторам компании OCS Distribution Елена Смородинова. — В рознице роста, пожалуй, не было — это касается как крупного федерального ретейла, так и мелких торговых предприятий. Небольшой рост наблюдается у интернет-магазинов, но их доля в продажах все еще очень мала. Одним из факторов, тормозящих рост розничных продаж, является снижение спроса — многие покупатели приобретают ноутбуки или моноблоки». Елена Смородинова считает, что «расклад сил у производителей не изменился — на первом месте Samsung, второе и третье попеременно делят LG и Acer, далее следуют вендоры второго эшелона и совсем в конце — производители дешевых мониторов из Китая, но их все меньше — и это радует».
«Если верить ITResearch, заметного роста не наблюдается. Более того, налицо общий спад рынка. Конечно, было бы неверно говорить, что движения не было вовсе, — говорит Павел Сурин, руководитель направления „Мониторы и ИБП“ компании „Марвел-Дистрибуция“. — Например, объем продаж квадратных „диагоналей“ 17, 19 или 22 дюйма сокращался. Продажи, например, мониторов 21,5 дюйм формата 16:9, наоборот, увеличивались. Сокращение продаж „старых“ форматов связано в первую очередь с тем, что они существенно дороже современных моделей. Но эти колебания столь несущественны — в пределах нескольких процентов, — что едва ли стоит брать их в расчет. Главная тенденция — продолжающееся падение средней цены монитора и сокращение валовой маржи дистрибьютора. К положительным тенденциям я бы отнес некую „стабилизацию“ ценовой конкуренции, она стала более разумной. Похоже, больше никто не готов работать „на перспективу“, теряя в марже здесь и сейчас ради объемов продаж в будущем».
Интересно, что большинство вендоров и дистрибьюторов, признавая, что рынок практически не развивается, говорят при этом о росте продаж мониторов в своих компаниях.
В частности, весьма позитивно оценивает ушедший год компания ViewSonic. «Наш рост составил плюс 21% в штуках по сравнению с 2010 г. Не секрет, что средняя цена мониторов постоянно снижается, так что прибавка в денежном выражении скромнее, но мы выросли и в деньгах тоже», — комментирует итоги года Мария Соловьева.
«Компания ASUS закончила 2011 г., показав 5-кратный рост по направлению «Мониторы»», — утверждает Валентина Ким.
По словам Андрея Каракашева, год для компании был весьма успешным: «В 2011 г. нам удалось продать в России около 576 тыс. мониторов, что в полтора больше аналогичного показателя за 2010 г. Более 63% общего объема составили продажи устройств под брендом Philips, остальное — АОС. Совокупная доля рынка по обоим нашим брендам в России по итогам 2011 г. составила более 10%. Такие итоги, естественно, следует оценивать как весьма положительные».
О небольшом росте продаж в компании говорит и глава российского представительства «НЭК Дисплей Солюшенс Европа ГмбХ» Алексей Златин: «В общей сложности поставки в штуках выросли примерно на 3,5%, что можно расценивать как неплохое достижение. При этом в денежном выражении результаты скромнее, что отображает общую тенденцию падения средней стоимости дисплея. Сегмент 23-дюймовых аппаратов вырос примерно в полтора раза. В этом же сегменте показатели нашей компании увеличились почти в четыре раза по сравнению с 2010 г. Еще более значимые результаты в сегменте 26+ дюйм (16:9): по сравнению с 2010 г. мы продали почти в десять раз больше. Общерыночные же показатели роста в данном сегменте были на уровне 2,3 раза по сравнению с 2010 г.».
«В 2011 г. компания Acer увеличила продажи мониторов больших диагоналей (от 21,5 дюйм и выше) на 42%», — говорит Екатерина Царева.
«Наши продажи этой категории товара в 2011 г. выросли на 12%, их доля в общем обороте MERLION составляет около 8%. В 2011 г. доля нашей компании в общем объеме реализованных на российском рынке мониторов выросла с 28 до 32%, — говорит Антон Лукьянов. — Стоит отметить, что на такие результаты существенно повлиял ряд событий минувшего года: приобретение Verysell Distribution, увеличение количества партнеров до более чем 50 тыс. (рост за год почти 50%) и открытие 6 филиалов в регионах РФ и в Казахстане».
«В 2011 г. мы сконцентрировали усилия на продвижении мониторов трех торговых марок — АОС, ViewSonic, iiyama. Эта работа принесла свои плоды: продажи выросли на 39% в количественном и на 13% — в денежном измерении», — говорит Павел Сурин.
Успешным считает год и NetLab: мониторов продано на 23% больше (в штуках), чем в 2010 г. На долю этой продукции в 2011 г. приходилось 8% всех продаж компании.
По словам Елены Смородиновой, в 2011 г. компания OCS поставила на 25% больше мониторов, чем в предыдущем году.
Основные тренды 2011
Стоит отметить, что наши респонденты, указывая на стагнацию рынка, отмечают при этом рост отдельных его сегментов. Так, увеличиваются продажи аппаратов с большой диагональю, формат 16:9 постепенно вытесняет форматы 5:4 и 16:10.
Все сильнее смещается спрос в сторону LED-мониторов, причем как в «домашнем» сегменте, так и среди корпоративных заказчиков. Впрочем, в целом последние традиционно стремятся закупать недорогие массовые модели. Частные же пользователи предпочитают модели с диагональю 20+ дюймов, с поддержкой Full HD — словом, «заточенные» на высококачественное воспроизведение мультимедиа и требовательных к картинке игр. А вот мнения игроков рынка по поводу успеха 3D-мониторов заметно различаются. Кто-то говорит, что спрос на них активно растет. Другие считают, что ожидания пока не оправдываются.
Алексей Златин: «Основным технологическим трендом, безусловно, стоит назвать расширение модельных рядов мониторов, использующих светодиодную подсветку. Также продолжается активное применение энергосберегающих технологий. Для нашего рынка это особенно важно, поскольку существует государственная программа по переходу предприятий на использование энергоэффективного оборудования. Еще одним, пока не очень явным трендом является переход на использование исключительно цифровых интерфейсов для передачи сигналов. „Старый добрый“ VGA постепенно уходит. Наиболее значимым событием, вернее, цепью событий можно назвать появление у ряда производителей 3D-мониторов. И хотя пока рано говорить о повсеместном использовании таких устройств, стоит отметить уверенное и динамичное развитие рынка в данном направлении».
Валентина Ким: «Как мы и прогнозировали, определяющими были тенденции увеличения диагонали, переход на IPS-матрицы, 3D и выпуск узкоспециализированных мониторов».
Андрей Господынько: «Широкое распространение получили мониторы нового поколения с IPS-матрицей. Ставка на 3D-технологию не принесла ожидаемых результатов».
Екатерина Царева: «2011 г. практически на 100% переориентировал крупный федеральный ретейл в сторону LED-мониторов и вывел из ассортимента CCFL-модели. Заметные доли рынка заняли мониторы с 3D-технологией».
Мария Соловьева: «Значимых технологических новинок, которые серьезно повлияли на спрос, не появилось. Тренд вытеснения CCFL-моделей LED-устройствами продолжился и „усугубился“, но это было предсказуемо и серьезно не повлияло на конечный спрос».
Андрей Каракашев: «3D-мониторы пока не оправдывают повышенные ожидания, и спрос на этот тип пока достаточно невелик».
Елена Смородина: «Большинство мониторов оснащались LED-подсветкой, они стали более тонкие, контрастные, стали потреблять меньше энергии. Многие производители, в их числе LG, Samsung, выводят обычные мониторы из своей матрицы, оставляя только сегмент LED».
Антон Лукьянов: «Основная тенденция — это смена традиционных CCFL-мониторов на аппараты с LED-подсветкой. Их доля выросла с 25% (2010 г.) до 40% (2011 г.)».
Павел Сурин: «Произошел окончательный переход к LED-технологии, но, как ни странно, никакого оживляющего влияния на спрос и продажи это не оказало».
Завтрашний день
Каким же компании видят завтрашний день? Представители аналитических агентств говорят о стагнации и отсутствии значительных драйверов роста, прогнозируя все более обостряющуюся конкуренцию как в B2B-секторе, так и в рознице. При этом они отмечают, что даже на технологические новинки потребители реагируют достаточно вяло, все чаще предпочитая ноутбуки, игровые приставки, присоединенные к телевизорам и планшетным компьютерам.
Некоторые специалисты полагают, что еще одним существенным фактором, который может вытеснить мониторы из «частного сектора», может стать «проникновение» Интернета в телевизоры. По мере совершенствования такие модели будут «отъедать» долю рынка у стационарных ПК и, как следствие, мониторов.
«В обозримом будущем давление на рынок мониторов могут оказывать и телевизоры, особенно с развитием технологии Smart TV», — считает, например, Антон Лукьянов.
«Рынок старый, стагнирующий, надежды на его развитие я пока не вижу, — говорит Василий Мочар. — Впрочем, некоторое время он еще продержится. Скорее всего, сохранится часть рынка, рассчитанная на профессиональное использование, останется и самая дешевая продукция».
* Компании ITResearch и Context приводят данные по продажам дистрибьюторов в канал.