Одной из наиболее заметных тенденций на рынке ИТ аналитики называют стремительный рост информации, которую необходимо сохранять. Это приводит к росту потребности в системах хранения данных (СХД) и накопителях NAS. О том, как в прошлом году развивался рынок хранилищ информации, говорят вендоры и их партнеры — дистрибьюторы.

Российский рынок СХД растет быстрее мирового

По данным IDC, объем российского рынка СХД в целом за 2011 г. в денежном выражении вырос на 50% (мировой рынок — 10,5%), а совокупная емкость систем, закупленных заказчиками, увеличилась на 160%. Только в IV квартале 2011 г. объем выручки произво­дителей внешних СХД превысил 152 млн. долл., что соответствует росту на 64,5% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., а суммарная емкость реализованных систем хранения достигла 72,5 Пбайт (рост более 145%). По оценкам IDC, на рынке внешних СХД по-прежнему лидировала компания EMC, доля которой составила 39%.

Производители и их партнеры — поставщики систем отмечают несколько факторов, мотивирующих рост спроса на СХД. Екатерина Волкова, директор по маркетингу российского представительства ЕМС, и Александр Яковлев, менеджер по маркетингу продукции представительства Fujitsu в России и СНГ, в числе наиболее значимых называют повышение роли ИТ в обществе и бизнесе. Это, с одной стороны, приводит к стремительному росту объемов цифровой информации, а с другой, совершенствование функционала СХД позволяет заказчикам не просто хранить, а активно пользоваться ею, анализировать и извлекать дополнительную ценность для бизнеса. Кроме того, функционал СХД позволяет перенести на них часть задач, которые раньше решались в серверной инфраструктуре.

Если рост продаж серверов в 2011 г. многие участники рынка ИТ объясняют преодолением последствий кризиса, то, как считает Андрей Шевелев, руководитель направления IBM компании Landata, восстановление рынка СХД и рост их продаж начались еще в 2010 г. Но в 2011 г. на первый план выступили другие факторы — распространение технологий виртуализации, снижение стоимости самих СХД и безусловное повышение значимости информации для бизнеса.

Это мнение разделяет Антон Лукьянов, директор по закупкам компании Merlion: «Рынок СХД рос даже в кризисные годы, несмотря на падение смежных рынков ПО и серверов, что обусловлено постоянным общим увеличением объема хранимых данных. Активно внедряемые технологии виртуализации способствуют централизации хранимой и обрабатываемой информации, что придало рынку дополнительный импульс».

С этими оценками согласен и Михаил Воробьев, руководитель группы продаж департамента систем хранения данных, IBM в России и странах СНГ. Он считает, что хотя основные негативные последствия кризиса были преодолены в 2011 г., однако нельзя сказать, что рост информации останавливался в кризисные 2008–2010 гг.: «Кризис повлиял на характер требований к хранению информации — они стали более жесткими, и заказчики оценивали решения в области хранения по таким показателям, как функционал, надежность, доступность сервисов и стоимость владения».

В свою очередь Андрей Макарычев, менеджер по продуктам СХД OCS Distribution, полагает, что еще одним весомым фактором роста продаж СХД в 2011 г. следует счи­тать начало реализации компаниями крупных проектов по построению ЦОДов.

Как полагает Сергей Васильев, cтарший менеджер по продукции отдела серверных систем, СХД и сетевого оборудования компании Treolan, свою лепту внесли компании из сегмента СМБ, которые все чаще внедряют системы хранения, ставшие в последнее время более доступными и функциональными, что позволяет этому сегменту рынка ИТ расти с опережением отрасли в целом.

Хотя в 2011 г. возникли факторы, негативно повлиявшие на бизнес СХД, прежде всего российских производителей. Так, Олег Изумрудов, генеральный директор ETegro Technologies, говорит, что его компания (СХД начального и среднего уровня) отметила небольшой рост спроса в первом полугодии, но во втором, в связи со стихийным бедствием в Таиланде и резким взлетом цен на жесткие диски, стоимость единицы хранения информации увеличилась в несколько раз: «Закупки СХД резко снизились, многие компании решили дождаться возвращения к реальным ценам, а до этого времени использовали возможности серверов. Так что результаты прошлого года неутешительные, но в этом году мы планируем увеличить долю СХД в обороте, в том числе и за счет отложенного спроса».

Роль ПО в проектах хранения данных. «При выборе заказчиком СХД наличие в продуктовом портфеле компании-поставщика ПО для управления хранением играет все большую роль, — отмечает Екатерина Волкова. — ЕМС, обладая широким портфелем специализированного ПО для управления данными и их хранением, наращивает функционал своих СХД, встраивая в них различные программные продукты. Поэтому зачастую у наших заказчиков просто нет необходимости покупать ПО отдельно — оно уже является частью СХД. В то же время ЕМС поставляет и отдельные программные решения, в 2011 г. их доля в общем объеме продаж выросла до почти 10%».

Как заявляет Михаил Воробьев, ПО IBM для управления, конфигурирования и настройки СХД разрабатывается с учетом тенденции максимального упрощения пользования системами: «Времена, когда специалисты ИТ занимались настройкой аппаратуры „вручную“, уходят, на смену приходит концепция СХД как сервиса, который должен быть производительным, отказоустойчивым, легко управляемым и масштабируемым. Поэтому, например, дисковая система IBM XIV Storage System занимается самолечением, самонастройкой, самооптимизацией, что высвобождает значительные ресурсы ИТ-специалистов заказчиков».

Александр Яковлев затрудняется выделить долю поставленного в 2011 г. Fujitsu ПО в связи существенными изменениями в процессе лицензирования программных продуктов: «Например, ряд программных продуктов для систем начального уровня мы сделали бесплатным и полностью отказались от модели лицензирования „за терабайт“ для всех СХД. В результате, с одной стороны, почти не было проектов, где бы не использовалось ПО управления, с другой стороны, доля ПО в наших отчетах несколько снизилась».

По словам Андрея Кучинского, руководителя отдела СХД НР в России, вендор не отделяет СХД от ПО управления: «Любая система является частью комплексного решения, кроме того, сама СХД может включать в себя ПО управления данными. Например, вместе со всеми дисковыми массивами 3PAR компания поставляет ПО динамической миграции томов Peer Motion, которое позволяет управлять и перемещать данные между массивами без остановки приложений. А для управления сетями SAN HP предлагает ПО HP Storage Essentials, которое предоставляет возможности управления ресурсами хранения данных, гетерогенными сетями хранения данных, приложениями и СХД на основе политик, обеспечивая при этом удаленный мониторинг и контроль».

Хотя, как подчеркивает Андрей Шеве­лев, в Landata дистрибуция ПО не является профильной деятельностью компании, тем не менее он также отмечает увеличение числа проданных программно-аппаратных комплексов.

«ПО в решениях по обработке данных корпоративного уровня и ранее занимало важное место и, конечно, сейчас его доля продолжает увеличиваться», — считает Андрей Макарычев. — Но на наш взгляд, правильнее говорить не о доле ПО в поставках СХД, а о доле ПО управления данными в завершенных проектах, которая, по нашим оценкам, колеблется от 5–10% до 20–30%». Он объясняет, что такой разброс определяется особенностями российских заказчиков, считающих, что если они уже купили «железо», то оно по определению может всё и дополнительное ПО уже не нужно. «Действительно, есть задачи, для которых возможностей встроенного ПО вполне достаточно (и они вносят лепту в те самые 5–10% „проникновения“), но в других случаях без различного дополнительного ПО не обойтись. Поэтому имеется весьма существенный резерв для роста продаж ПО — достаточно сказать, что адекватные задачам решения по резервному копированию и восстановлению данных используют не более 30% корпоративных ­заказчиков и не более 10–15% СМБ-заказчиков», — утверждает менеджер OCS Distribution.

В свою очередь Антон Лукьянов подчеркивает, что развитие технологий аппаратной части СХД следует за развитием серверов х86, и все функциональные особенности СХД заключены как раз в ПО, работающем на системе: «С увеличением нагрузки на инфраструктуру ИТ заказчики все больше внимания уделяют тому, что может делать СХД как самостоятельный компонент, и соответственно продается все больше ПО, представляющего по сути функционал СХД. В 2011 г. доля ПО в общем обороте Merlion по направлению СХД составила почти 60%».

«Заточены» под клиентов СМБ. Екатерина Волкова напоминает, что в начале 2011 г. ЕМС выпустила СХД начального уровня EMC VNXe, специально разработанные под задачи заказчиков СМБ (с численностью не более 100 чел.), которые, согласно данным IDC, позволили ЕМС увеличить долю рынка в сегменте «Внешние системы хранения начального уровня» до 21,8%. При этом она отмечает, что эти решения популярны не только в сегменте СМБ, но и у крупных заказчиков с развитой территориально распределенной филиальной структурой.

Александр Яковлев свидетельствует, что в 2011 г. около 30% проданных в России СХД Fujitsu могут быть отнесены к СМБ-проектам: «В этом сегменте мы активно росли во второй половине года, когда полно­стью обновилось наше семейство продуктов и на российском рынке появилось второе поколение дисковых массивов ETERNUS».

«Повышение спроса на СХД начального уровня среди СМБ-клиентов связано, с одной стороны, с окончательным преодолением последствий кризиса, с другой стороны, с тем, что этот сегмент в России уверенно растет. IBM предлагает для СМБ массивы начального уровня, которые при расширении круга задач можно наращивать», — говорит Михаил Воробьев.

Однако, по мнению Андрея Кучинского, хоть СМБ продолжает быстро развиваться, но спрос с его стороны все еще отстает от крупных организаций: «Это связано с общим недостаточным развитием частного бизнеса в России и доминирующим присутствием госкомпаний и крупных корпораций практически во всех сферах деятельности. Тем не менее НР предлагает клиентам СМБ СХД НР P2000 G3, которая, по нашим подсчетам, является самой продаваемой СХД начального уровня в России».

Как считает Андрей Макарычев, рост объемов информации в сочетании с проникновением на рынок СМБ технологий виртуализации приводит к тому, что небольшие компании начинают понимать преимущества консолидации информации и рационального использования дискового пространства за счет применения СХД.

Андрей Шевелев отмечает, что партнеры Landata в 2011 г. достаточно много продавали в сегмент СМБ, в том числе клиентам, ранее предпочитавшим держать данные на внутренних дисках собственных серверов: «Однако в силу невысокой стоимости решений для СМБ, а также невостребованности в данном сегменте дорогих технологий репликации и компрессии по объ­ему рынок СМБ значительно уступает рынку больших СХД уровня предприятия или ЦОДа».

СХД в регионах. По словам Александра Яковлева, спрос на СХД в регионах России существенно вырос: «Особо стоит отметить значительное увеличение продаж в Центральном и Поволжском регионах».

«Развитие бизнеса ЕМС в регионах России было одной из приоритетных задач в 2011 г., — подчеркивает Екатерина Волкова. — И нам удалось добиться увеличения его объема на 60% по сравнению с показателями 2010 г.».

Андрей Кучинский также подтверждает рост поставок СХД НР в регионы: «Этот бизнес заметно прибавил в 2011 г., речь идет о нескольких десятках процентов. HP прилагает большие усилия для развития регионов, имеет самое большое количест­во офисов и региональных представительств в России среди вендоров».

Михаил Воробьев утверждает, что IBM активно развивает бизнес в регионах через представительства, обеспечивает заказчиков и партнеров оперативной техподдержкой.

«Спрос на СХД растет во всех регионах, — говорит Андрей Макарычев. — Однако надо учитывать, что управление у многих заказчиков сосредоточено в центре и оборудование закупается клиентами, находящимися также в центре. В целом же доля региональных продаж колеблется от 20 до 30%.

С ним согласен Антон Лукьянов: «Конечно, рынок ИТ в России крайне централизован, но регионы в последние годы активно наращивают свою долю в нашем обороте. За прошлый год продажи СХД региональным партнерам выросли в несколько раз».

SAN или NAS? Еще несколько лет назад производители выделяли две различные архитектуры СХД: сети хранения (SAN) и сетевые системы хранения (NAS). SAN обеспечивали доступ к сетевым устройствам хранения, осуществлявшим запись/чтение данных блоками, а NAS предоставляли возможность хранить файлы при использовании сетевой файловой системы.

«Концепции СХД SAN и NAS изначально предполагают различную аудиторию потребителей. SAN представляет собой ­отдельную сеть, связывающую один или несколько серверов с одной или несколькими СХД. NAS — более простые и доступные устройства, но они не способны решать проблемы тран­зита данных между NAS-серверами и серверами приложений. Поэтому NAS — оптимальное решение для клиентов СМБ, в то время как применение SAN ­наиболее эффективно в круп­ных корпорациях. В 2011 г. в Landata соотношение продаж SAN- и NAS-систем составило приблизительно 70/30 в пользу SAN-решений», — объясняет Андрей Шевелев.

Александр Яковлев также свидетельствует, что в России в 2011 г. большая часть продаж Fujitsu пришлась на системы SAN (если считать блочные ­хранилища с подключением по iSCSI тоже как сегмент SAN): «Сегодня стоимость SAN-инфраструктуры спустилась с заоблач­ных высот, к тому же у большинства крупных и средних заказчиков есть многолетний и успешный опыт работы с SAN».

«В настоящее время продажи SAN существенно превышают продажи NAS. Но спрос на последние растет быстрее, что объясняется лавинообразным ­ростом файлового хранения — документов, мультимедиа, медицинских, геологических данных и др.», — считает Андрей Кучинский. Но при этом менеджер НР затрудняется выделить доли той или иной архитектуры, что связано с поставками разработанных вендором файловых шлюзов (NAS Gateway), которые могут совместно работать с хранилищами SAN, предоставляя файловый доступ к дисковой подсистеме СХД: «При этом ­соотношение между файловым и блочным хранением в таком комплексе может быть совершенно различным». НР также продает в России NAS-системы начального уровня с использованием ОС Windows Storage Server. Учитывая, что большинство заказчиков работает в среде Windows, такие NAS наилучшим образом интегрируются в инфраструктуру ИТ и управление ими не требует сложного обучения.

Михаил Воробьев говорит, что традиционно в портфеле IBM превалируют системы SAN, которые используются для трудоемких задач, например биллин­га в банковской деятельности и в телеком-секторе, для обслуживания баз данных, тогда как системы NAS, за редким исключением, не требуют большой производительности. «Но в последнее время рынок серверов NAS растет немного быстрее, чем рынок SAN. Как правило, решения NAS полностью удовлетворяют потребности компаний сегмента СМБ. Однако в последние годы наблюдается тенденция к унификации СХД, и, например, решение IBM Storewize V7000 предоставляет блочный доступ для SAN и файловый доступ для NAS по разным протоколам», — отмечает Михаил Воробьев.

«Для ЕМС разделение СХД на системы SAN и NAS с точки зрения распределения продаж в 2011 г. стало неактуальным, — заявляет Екатерина Волкова. — В начале прошлого года ЕМС анонсировала унифицированные СХД EMC VNX с возможностью файлового и блочного доступов, и заказчик при покупке системы EMC VNX сам решает, какой протокол ему использовать, или пользуется полным функционалом унифицированной системы. Поэтому сказать о распределении продаж в рамках данной модели достаточно сложно. Мы можем говорить только об устойчивом росте спроса на СХД EMC среднего уровня, эта продуктовая линейка в 2011 г. показала почти 40%-ный рост». Тем не менее Екатерина Волкова подчеркивает, что в портфеле решений EMC с 2010 г. появилась высокопроизводительная NAS-система Isilon, предназначенная для работы со сверхбольшими объемами данных, которую ЕМС намерена активно продвигать на российском рынке в 2012 г.

Как считает Андрей Макарычев, начиная с 2010 г. наблюдается тенденция к увеличению доли продаж унифицированных СХД, использующих протоколы одновременно обоих типов, которые позволяют заказчикам лучше утилизировать дисковое пространство, экономить на инфраструктуре и, самое главное, — более гибко реагировать на изменение потребностей.

Его мнение поддерживает ­Антон Лукьянов, который говорит, что в 2011 г. все ведущие производители СХД предложили заказчикам Unified Storage — унифицированные СХД, фактически стирающие грань между NAS- и SAN-системами: «Быстрое развитие сетевой инфраструктуры 10Gb и серверная виртуализация повысили роль таких СХД, обладающих значительным value, и нивелировали значение протокола подключения к серверам приложений — соотношение продаж составило 10% SAN и 90% Unifed Storage».

Рост рынка СХД сохранится. IDC ожидает, что позитивные тенденции на рынке внешних СХД сохранятся и в 2012 г., так как многие организации инвестируют в развитие инфраструктуры ИТ, чтобы справиться с продолжающимся ростом объема информации. И поставщики решений хранения данных согласны с таким прогнозом, хотя их оценки роста продаж заметно расходятся.

Так, Александр Яковлев рассчитывает на увеличение поставок в России порядка 40–60% в текущем году, но оговаривается: «При отсутствии серьезных кризисов или потрясений».

Антон Лукьянов также прогнозирует сохранение темпов роста рынка СХД и увеличение общего оборота на 40%.

Более скромным оказывается прогноз Андрея Макарычева, который считает, что рынок СХД добавит 25–35%, а более значительный рост можно ждать в сегменте решений по виртуализации СХД.

На еще более низкие темпы рассчитывает Сергей Васильев: «Наиболее вероятно, что рынок СХД вырастет в 2012 г. на 15–20%. Все еще сказывается плохая доступность жестких дисков, которую вендоры смогут преодолеть только к середине года».

Учитывая эти проблемы, Олег Изумрудов все-таки считает, что рост продолжится: «В коммер­ческом сегменте мы надеемся на возвращение к нормальному уровню цен и увеличению спроса, а мощные СХД мировых поставщиков непременно найдут своих заказчиков, если учесть планы государства по развитию электронных сервисов и систем „электронного правительства“».

Его мнение находит поддержку у Михаила Воробьева, который уверен в положительных перспективах этого сегмента рынка и отмечает, что уже есть реализованные проекты — в марте 2012 г. IBM и крупный НИИ Минздравсоцразвития РФ завершили проект по созданию инфраструктуры обработки и хранения медицинской информации на базе аппаратной платформы вендора.

Не называя конкретных оценок, Екатерина Волкова гово­рит, что в 2012 г. на рынке СХД рост продолжится, но медленнее, чем в 2011 г.: «Основными движущими силами по-прежнему будут виртуализация и начавшийся в 2011 г. переход компаний к модели облачных вычислений. Хороший рост должен показать сегмент рынка решений для работы с „большими данными“, причем как в части решений для хранения сверхбольших объемов, так и платформ для бизнес-аналитики».

С тем, что российский рынок СХД в 2012 г. будет расти с замедлением, согласен Андрей ­Кучинский: «Рост продаж СХД будет обусловлен проектами ­модернизации и консолидации инфраструктуры ИТ у крупных заказчиков. Компании СМБ в этом году продолжат развитие своей ИТ-инфраструктуры, что повлечет за собой установку новых и расширение используемых СХД. Однако по мере распространения технологий, обеспечивающих более эффективное использование дискового пространства, например технологии дедупликации данных, темпы могут снижаться».

Андрей Шевелев уверен, что рынок СХД продолжит свое развитие. По его мнению, сохранится тенденция к увеличению спроса на решения для виртуализации SAN и на системы NAS, что ­обусловлено ростом неструктурированных данных, для которых хранилище с использованием файлового доступа является оптимальным.

Системы NAS становятся популярными

В начале 2000-х годов на российском рынке наряду с СХД для корпоративных заказчиков появились недорогие системы NAS, которые могли подключаться к ПК и использовались для архивирования информации пользователями дома и в малых офисах. За последние годы зна­чительно увеличилось число поставщиков таких систем, существенно расширился и их модельный ряд.

Как подчеркивает Сергей ­Васильев, cтарший менеджер по продукции отдела серверных систем, СХД и сетевого оборудования компании Treolan, NAS являются хранилищами, ориентированными на определенные задачи: «Системы NAS из нижнего ценового сегмента помогают заказчикам организовать выделенные ресурсы хранения данных, которые раньше выполнялись на серверах и ПК. Данный тип продуктов позволяет создавать гибкие и функциональные решения с минимальным бюд­жетом, и в последнее время этот сегмент рынка активно развивается — годовой прирост может достигать 100%».

А Антон Лукьянов говорит, что в Merlion продажи NAS-систем возросли в 4 раза.

Среди лидеров этого рынка чаще всего называют Netgear, QNAP, Synology (исключая при этом поставщиков «тяжелых» систем — EMC, IBM, HP). Об этом, в частности, говорит Владимир Войнов, руководитель подразделения сетевого и серверного оборудования компании «ОЛДИ».

Игорь Матюхин, коммерческий представитель Synology, заявляет, что в 2011 г., несмотря на активность конкурентов и неожиданно возникший дефицит на жесткие диски в разгар сезона, компании удалось достичь в России 100%-ного роста продаж.

«Спрос на сетевые хранилища QNAP в 2011 г. уверенно превышал показатели 2010 г., и, по нашей оценке, продажи наших систем NAS в России увеличились за год на 80%, — говорит Андрей Васильев, глава российского представительства вендора. Достигнутый успех он объясняет ростом потребностей в хранении данных российских покупателей и активной работой с дистрибьюторами по расширению партнерской сети.

В свою очередь Дмитрий Танюхин, глава представительства Netgear в России, утверждает, что в 2011 г. его компания зафиксировала повышение спроса на свои системы ReadyNAS на 38%, который наблюдался как в столицах, так и в регионах: «Это связано с непрерывным ростом объемов информации, так как устойчивый рост продаж отмечался и до кризиса, и во время него».

По словам Сергея Васюка, главы офиса D-Link в России, в 2011 г. объемы продаж выпускаемых компанией систем NAS по сравнению с 2010 г. в штучном выражении увеличились на 29% и составили около 14 тыс. устройств за год: «В основном возросли продажи 2- и 4-дисковых накопителей, предназначенных для домашнего использования и небольших офисов».

Продукцию Thecus в России продает дистрибьютор «Тайле», ее менеджер Сергей Тихонов говорит, что продажи NAS Thecus за прошедший год прибавили 20%. Аналогичный, на уровне 25–30%, рост продаж систем NAS был отмечен в дистрибьюторском подразделении компании «ОЛДИ».

Зато, как утверждает Сергей Ефимов, менеджер по продукции «Сетевое оборудование» MICS, его компания смогла в 2011 г. нарастить продажи систем NAS по сравнению с 2010 г. на 73% (в штуках) и 38% (в денежном выражении).

«Что касается систем NAS для домашних пользователей, то за 2010–2011 гг. спрос повысился приблизительно в 10 раз», — заявляет Александр Будилов, директор по продажам и маркетингу ELKO Moscow.

Не только пользователям, но и корпоративным клиентам. По мнению Сергея Васюка, в прошлом году производители NAS и их партнеры-дистрибьюторы смогли существенно увеличить продажи систем NAS в сегментах СМБ и домашних пользователей: «Во-первых, заметную долю составили продажи конечным пользователям не только через компьютерные розничные и интернет-магазины, но и через крупные розничные сети. Во-вторых, жители небольших городов получили недорогие безлимитные тарифы подключения к Интернету, что позволило им скачивать большие объемы информации, например видео высокого разрешения, и у них возникла необхо­димость эти файлы где-то хранить. Домашний сетевой накопитель в настоящее время стал практически единственной альтернативой для любителей высококачественного звука и видео».

В то же время Дмитрий Танюхин, отмечая возросшую конкуренцию поставщиков систем NAS, говорит, что борьба усилилась на границе корпоративного рынка, так как, с одной стороны, корпоративные вендоры стали выпускать СХД с прицелом на клиентов СМБ, а с другой — NAS для СМБ стали получать функции, ранее доступные только в системах корпоративного класса. Хотя он признает, что по-прежнему домашние пользователи составляют подавляющее большинство потребителей систем ReadyNAS Netgear, но во все большем объеме их приобретают компании СМБ и более крупные, обладающие территориально распределенной структурой: «Нужно отметить, что в 2011 г. быстрее всего у Netgear росли продажи 12-дисковых стоечных сетевых хранилищ для более развитых компаний сегмента СМБ — они увеличились на 146%».

Игорь Матюхин считает, что у Synology традиционно сильны позиции в сегменте СМБ и в рознице: «Однако в 2011 г. значительно увеличился интерес к более дорогим, производительным системам. Мы выпустили NAS серии XS, которые обладают высокой производительностью и позволяют создавать дисковые хранилища емкостью свыше 100 Тбайт единым томом, что позволило нам выйти в корпоративный сегмент рынка России. Кроме того, в 2011 г. отмечен быстрый рост спроса на продукты Synology для систем видеорегистрации».

По словам Андрея Васильева, QNAP зафиксировала в 2011 г. примерно одинаковый подъем спроса в розничном сегменте и среди компаний сегмента СМБ: «Выбор последних основан на требованиях к объему дисковой памяти и к производительности NAS, которая нужна для офисных приложений, операций по протоколу iSCSI при работе в роли блочного устройства внутри IP SAN, быстрого резервирования больших объемов данных и многопользовательского доступа».

«По нашим данным, спрос на системы NAS быстрее растет на корпоративном рынке», — говорит Сергей Тихонов. Хотя такой взгляд менеджера «Тайле» может объясняться, с одной стороны, спецификой дистрибьютора, ориентированного на сотрудничество с партнерами с корпоративного рынка, а с другой, ­менее болезненным восприятием корпоративными заказчиками резкого роста цен на жесткие диски в конце 2011 г.

В то же время Сергей Тихонов справедливо отмечает, что NAS-системы для домашних пользователей в последнее время подвергаются всё большему давлению со стороны облачных сервисов хранения данных, и эта тенденция будет только усиливаться в ближайшие годы.

Сколько дисков нужно в NAS? По мнению большинства производителей NAS, в настоящее время в количественном выражении наибольшие продажи приходятся на долю 2- и 4-дисковых систем NAS начального и среднего уровня. «Это обусловлено лучшим соотношением цена/функционал и возможностью использования NAS в качестве сервера данных. К тому же с по­явлением на рынке жестких дисков емкостью 3–4 Тбайт лидерство именно этого сегмента NAS только укрепится», — полагает Игорь Матюхин.

С ним согласен Дмитрий Танюхин, который говорит, что в количественном отношении в 2011 г. первенствовали в продажах системы NAS начального уровня (2–4 диска), которые использу­ют домашние пользователи и неболь­шие компании: «Однако при этом больше (в процентах) вырос спрос на мощные стоечные модели, такие как ReadyNAS 4200 с 5-летней гарантией, 10 Гбайт-интерфейсом и резервируемым блоком питания».

В QNAP также подтвержда­ют популярность сетевых накопителей с четырьмя дисками, которые позволяют организовать хранилище суммарной емкостью 12 Тбайт. В то же время Андрей Васильев отмечает высокий спрос среди корпоративных заказчиков на первый в истории QNAP 10-дисковый сетевой накопитель, ставший одной из ключевых новинок производителя в прошедшем году.

Дистрибьюторы ELKO Moscow, MICS, «ОЛДИ», предлагающие широкий спектр моделей накопителей NAS, также сходятся во мнении, что в 2011 г. наибольшим спросом в канале пользовались системы начального уровня на 2–4 диска.

О важности «русификации» ПО. Наиболее распространенные системы NAS используются прежде всего широким кругом конечных пользователей и компаниями СМБ, поэтому можно предположить, что появление в 2011 г. хранилищ с локализованным ПО стало для них фактором, стимулирующим покупки.

С таким мнением полностью согласен Игорь Матюхин: «Основа современных NAS — это их ПО, разработанное и «заточенное» под простое и быстрое создание высокоскоростного и надежного сетевого хранилища».

Его поддерживает Руслан ­Чиняков, вице-президент OCS Distribution: «Устройства начального уровня с грамотной, продуманной локализацией и быстрой работой элементов интерфейса управления становятся более привлекательными для клиентов СМБ».

«Для российских пользователей локализованное ПО, входящее в комплект поставки NAS, очень важно, — говорит Дмитрий Танюхин. — Вот почему ПО для систем NETGEAR ReadyNAS локализуется уже много лет, и для нашей компании говорить о влиянии этого фактора сейчас не имеет смысла».

Андрей Васильев подчеркивает, что поскольку именно встро­енное ПО делает системы NAS законченными решениями, одинаково удобными и для домашних пользователей, и для сотрудников компаний, QNAP продает сетевые хранилища с локали­зованным ПО и квалифицированной технической поддержкой на русском языке с момента открытия представительства компании в Москве в 2009 г.

Как считает Сергей Ефимов, все больше пользователей обращает внимание на функционал систем хранения: «Поэтому ПО, его локализация и руководство на русском языке, наравне с ценой, стали основными критериями для покупателей NAS».

Что ждет NAS в России? «Судя по сформировавшейся в прошлом году тенденции, в 2012 г. продолжится взрывной рост этого сегмента и продажи NAS могут вырасти за год еще в 2–3 раза, — уверен Антон Лукьянов.

Планируя активно работать в сегментах конечных пользователей, компаний СМБ и корпоративных заказчиков, Synology, по словам Игоря Матюхина, ставит перед собой цель — удвоить продажи в 2012 г.

В свою очередь, компании Netgear и QNAP с учетом по­вышения спроса на NAS-хранилища, усиления конкуренции на нашем рынке, снижения цен на модели 2010–2011 гг. и появления новых более производительных решений рассчитывают на рост продаж в текущем году порядка 40–50%.

Хотя Сергей Васюк оценивает повышение спроса на накопители NAS в России примерно в 20%, возглавляемый им офис D-Link возлагает большие надежды на продвижение устройств My­Dlink с поддержкой облачных сервисов, которые обеспечивают прозрачный доступ и управление всеми сетевыми устройствами пользователя из любого места, где есть подключение к Интернету.

«В случае если проблемы с поставками жестких дисков будут решены в первом полугодии 2012 г., то благодаря отложенному спросу мы ожидаем рост продаж NAS, на 40% превышающий показатели 2011 г.», — подчеркивает Сергей Тихонов.

Владимир Войнов рассчитывает в 2012 г. на NAS-прибавку 12–15% по сравнению с 2011 г.

В ELKO Moscow, как заявляет Александр Будилов, полагают, что продажи систем NAS для конечных пользователей и малых офисов могут увеличиться в два-три раза: «Прогнозируя дальнейший ускоренный рост рынка хранилищ уровня предприятий, ELKO недавно добавила в свой продуктовый портфель системы хранения таких производителей, как NetApp, QNAP, а также решения LSI».