24 декабря 2021 г.

Вызов современности — дефицит рабочей силы. Это справедливо для всех регионах и заметно практически во всех сегментах экономики, причем на некоторых вертикальных рынках особенно сильно. Дополнительные рабочие руки в нужных количествах взять неоткуда, привлечение мигрантов возможно не во всех областях, да и соответствующие возможности тоже ограничены — экстенсивный путь развития закрыт для экономики страны. Соответственно, остается единственный вариант — путь интенсивного развития. Сегодня растет спрос на все инструменты, технологии и решения, которые способствуют росту производительности труда каждого работника.

Дефицит, к сожалению, долгосрочный тренд

Причина нехватки рабочих рук теперь связана не с локальными или с временными проблемами — например, с карантинными ограничениями — а с глубинными демографическими трендами, которые приводят к сокращению населения трудоспособного возраста. Изменение ситуации потребует десятилетий. Локальные и/или временные проблемы могут обострять ситуацию; например, в ходе ограничений, связанных с пандемией, произошел отток трудовых мигрантов, что обострило дефицит работников в сферах строительства, сельского хозяйства, ЖКХ, логистики. Однако отмена ограничений, которая когда-нибудь случится, ситуацию с нехваткой рабочих рук полностью не исправит, а лишь несколько смягчит, да и то не во всех сегментах.

«В условиях кадрового дефицита российский бизнес и экономика в целом продолжат испытывать ограничения в развитии», — говорит Елена Трубникова, президент FinExpertiza Global, комментируя данные собственных исследований компании. Заметим, что дефицит накрывает как «рабочие специальности», так и сегменты, которым требуются «белые воротнички». В настоящее время из общего количества незакрытых вакансий около 68% приходится на «рабочие специальности», а 32% — на «инженерно-технических работников» и менеджеров. Справиться с дефицитом рабочих рук в обоих случаях может помочь только курс на интенсификацию, комплекс действий, позволяющих коллективам без увеличения штата справляться с увеличенным объемом задач.

Мы приходим к «DX-лайт»?

Избежать дополнительных проблем в развитии — как экономики в целом, так и отдельных предприятий — можно только интенсификацией, применяя для нее как оптимизацию бизнес-процессов, так и широкое внедрение digital-инструментов, а лучше сочетая между собой оба эти варианта. Определение «сочетание организационных изменений с внедрением цифровых инструментов для изменения важнейших экономических показателей» нам прекрасно знакомо, оно означает «цифровую трансформацию» (DX)! Сходство не случайно.

Действительно, в данном случае мы наблюдаем «DX light», только «трансформация» происходит не в масштабах бизнесов, а на уровне отдельных технологических и организационных процессов. Общие принципы тут те же самые. «Нужна интеграция между людьми, процессами и технологиями», — говорит Михаил Кадер, эксперт Cisco Россия и СНГ. Однако масштабы будут все же разными, как и результаты. Например, внедрение роботов на производствах в большинстве случае не приводит к радикальной смене бизнес-моделей, но существенно изменяет ряд ключевых показателей — снижает накладные расходы, увеличивает эластичность ряда бизнес-процессов и т. д. — а также, что важно в контексте нашего разговора, позволит наращивать производство без расширения штата и уменьшает риски, связанные с персоналом.

«Утилизация рабочей силы» должна расти

Термин распространен, хотя не всем нравится из-за очевидных негативных коннотаций, поэтому в русскоязычном пространстве «утилизацию рабочей силы» иногда стараются заменить, используя синонимы: «Эффективная загрузка», «Полезное использование» и т. д. Напомним, что «утилизация рабочей силы» — простой коэффициент, который описывает отношение полезных трудозатрат к доступным трудозатратам. По сути, это цифровое выражение лозунга: «Рабочее время — работе!» Конечно, не стоит идеализировать данный коэффициент. Например, «полезные трудозатраты» не включают периоды, потраченные на простой, но также к ним не относят рабочее время, потраченное на обучение сотрудников. Как видно, утилизация никогда не станет равной единице — это и не нужно, процесс обучения работников, например, всегда актуален!

Для роста «утилизации» активно применяют различные ИТ-инструменты, что наиболее выражено в самой ИТ-индустрии. Например, чтобы увеличить «утилизацию» для системных администраторов, индустрии пришлось создать и массово внедрить в коммерческие ПК различные дополнительные программно-аппаратные инструменты для удаленного мониторинга и управления. В результате решая технические проблемы — как штатные (например, установка нового программного обеспечения или «накатывание» обновления для уже имеющегося), так и аварийные — сисадмину в ряде случаев даже не надо вставать со своего рабочего места. В терминах рассматриваемого нами коэффициента это приводит к сокращению разрыва между «полезными» и «доступными трудозатратами». Увеличить «доступные трудозатраты» в широких пределах мы не можем, но вот освободить ресурс сотрудников от непроизводительных действий, чтобы он мог сосредоточиться на основной работе — можно и нужно!

Заметим, что наличие возможностей удаленного управления/администрирования становится крайне важным, так как широкое распространение получает концепция «периферийных вычислений» (EDGE). «Граница сети», на которую вынесены вычислительные устройства, может быть удалена от администраторов не на десятки метров, как офисные ПК, а на многие километры! Например, серверные решения для видеоаналитики становятся размером с толстую книгу, отмечает Александр Криницин, директор по цифровой трансформации компании Huawei, их устанавливают «по месту», рядом с локациями, где организовано видеонаблюдение: в школах, в публичных пространствах и т. д. Кроме того, появляются многочисленные smart-устройства новых типов (например, «электронные доски» Huawei IdeaHub) и привычные девайсы начинают получать «бортовые компьютеры», работающие под управлением встроенных операционных систем (например, некоторые компоненты СКУД уже работают на Harmony OS). Очевидно, что для всех этих устройств возможности удаленного администрирования являются «must have», иначе администраторы будут тратить почти все свое рабочее время на путешествия к устройствам и обратно, а утилизация человеческого ресурса окажется непозволительно низкой.

Бизнесы в РФ прекрасно понимают ситуацию, более того, делают выраженный акцент именно на «утилизации», не всегда называя ее. Например, когда компания Cisco проводила опрос среди российских корпоративных заказчиков о восприятии преимуществ от технологии «Network as a Service», на первом месте по значимости отказалось высвобождение ресурсов ИТ-специалистов, которые смогут больше времени уделять инновациям и вопросам бизнеса (это отметили 46% опрошенных), отметил Дмитрий Шустер, директор по цифровым архитектурам Cisco в России и СНГ. Подчеркнем: не гибкость и не смена баланса CAPEX/OPEX больше всего волнуют российские компании в качестве результата от внедрения новых решений, а именно расширение полезных трудозатрат ценных сотрудников!

В других кейсах и на других задачах ситуация аналогичная, так как почти каждый сотрудник становится достаточно ценным, чтобы создавать решения для экономии его рабочего времени. Например, распространение систем видеоконференцсвязи (ВКС) также направлено на увеличение «утилизации», только для работающих в офисах — людям не нужно тратить рабочее время в дороге на переговоры и обратно. Заметим, что распространение систем ВКС «драйверит» популярность более универсальных решений — средств совместной работы, которые становятся привычными составляющими современных цифровых рабочих мест. «Видеоконференцсвязь, collaboration, „облачные“ сервисы надолго вошли в нашу жизнь в 2020 году и продолжат быть обыденностью в будущем», — уверен Роман Морнев, руководитель направления голоса и видео «Инфосистемы Джет». Возросший интерес заказчиков к экосистеме решений для совместной работы отмечает Альберт Исламов, директор департамента коммуникационных сервисов CTI.

Автоматизация продолжает развитие

Для интенсификации, разумеется, могут быть использованы и многие другие инструменты, далеко не все сводится к улучшению «утилизации». Например, в рассмотренном выше примере с сисадминами эффект дает не только уменьшение излишних перемещений сотрудников от компьютера к компьютеру, но и широкое распространение автоматизации процессов, к которым в данном случае можно отнести даже традиционные скрипты.

Заметим, что творческое переосмысление возможностей «традиционных скриптов» привело к концепции «...as Code», которая естественным образом дополняет и развивает ранее известные «software definition» и виртуализацию. Если в ИТ-решении логическая структура изолирована от физической инфраструктуры (виртуализация) и, соответственно, задана программно, то к ней логично будет относиться как к коду! Соответственно, смена конфигурации, выделение ресурсов, прав и т. д. — эти и другие действия можно выполнять изменениями в коде, «железо» можно рассматривать как большой интерпретатор, обрабатывающий команды на некоем языке программирования для изменения собственного же представления! Такой вариант автоматизации позволяет эффективнее использовать существующие ресурсы инфраструктуры, быстро разворачивать и изменять ИТ-решения, а также существенно интенсифицирует труд ИТ-специалистов.

Использование конфигурационных файлов для описания инфраструктуры и управления ею — избегая ручного редактирования конфигураций на серверах или интерактивного взаимодействия с ними — становится все более популярным и получает широкое распространение как для узловых объектов инфраструктуры (например, ЦОДов), так и для отдельных компонент (например, систем хранения данных). «Клиенты хотят работать с новыми адаптивными системами хранения данных, которые полностью автоматизированы, независимы и оплачиваются по мере использования», — отметил Аджай Сингх, директор отдела разработки продуктов Pure Storage.

Очень часто смотрят еще шире и говорят об «Infrastructure as Code» (IaC), которую рассматривают как «cloud native», хотя ее активно применяют и для ряда нишевых технических решений, например, популярность набирает даже «облако как код». К решениям — «Infrastructure as Code», «Cloud as Code» и др. — естественным образом применяют подходы DevOps (а также подмножества: TestOps, SecDevOps и т.д.), но происходят обратные процессы — в полном соответствии с законами диалектики широкое использование IaC становится составной частью культуры DevOps.

В качестве примеров мы рассмотрели некоторые трендовые решения для ИТ-сегмента, но в других областях деятельности — от складского хозяйства до судоходства и от управления недвижимостью до медицины — происходят аналогичные процессы! Наиболее интересные кейсы с вертикальных рынков мы будем рассматривать в дальнейшем, но за пределы этой статьи их вынужденно вынесем из-за ограничений по объему.

Риски и вызовы момента

Особенностью текущей ситуации, как мы неоднократно отмечали, является вызванный пандемией бум удаленной/гибридной работы и связанные с ним риски для инфобезопасности. Это означает, что все описанное выше и другие организационно-технические решения для «DX-лайт» приходится внедрять не на отлаженную оргструктуру и годами отработанные бизнес-процессы, а на сформированное буквально вчера, причем в спешке, что, разумеется, накладывает свои отпечатки на происходящее. Однако особенности момента никак не влияют на общий тренд сквозной цифровизации. «Тема „цифры“ будет сквозной», — говорит Валентин Макаров, президент ассоциации «Руссофт», и с ним можно только согласиться.

Формализованы и автоматизированы должны быть как технические моменты, связанные с инфраструктурой, так и бизнес-процессы. Это позволит, во-первых, упорядочить происходящее в компании, во-вторых, обнаружить «узкие места» и, по возможности, от них избавиться, в-третьих, применяя digital-инструменты автоматизировать все, что поддается автоматизации. Наконец, в результате цифровизации можно снимать объективные метрики, описывающие происходящее в компании, для последующего анализа и дальнейшей оптимизации с опорой на данные — стиль «data driven» в управлении становится крайне актуален.

Преимущества момента

Заметим, что к особенностям момента стоит отнести как упомянутые риски, так и ряд объективных преимуществ. Прежде всего, возросшую зрелость компаний-заказчиков, их сотрудников и игроков рынка — за пандемию все получили опыт, прошли определенное развитие и накопили экспертизу.

За время, проведенное в условиях «удаленки» и гибридной занятости, люди существенно усилили свои компетенции в цифровых инструментах. В ходе исследования, проведенного компанией Aruba, входящей в состав Hewlett Packard Enterprise, и охватившего сотрудников с гибридной занятостью в регионе EMEA, большинство респондентов — 78% — ответили, что используют технологии в гораздо большем объеме, чем до пандемии, а 69% респондентов сообщили, что располагают более глубоким пониманием технологий, которыми пользуются на работе, чем в доковидные времена.

Исследование показывает, что «гибридные работники» с их изменяющимся поведением и повышенными запросами будет предъявлять новые требования к работодателям, отмечает Мортен Иллам, вице-президент Aruba в регионе EMEA. Но это и другие итоги исследования показывают, что сотрудники будут приветствовать внедрение новых решений, так как прекрасно понимают, что digital способствует повышению их производительности и позволяет соблюдать work/life balance.

Широкий фронт для игроков рынка

Перед российским бизнесом, желающим выжить и сохранить конкурентоспособность, стоит необходимость внедрений многочисленных цифровых решений нового типа. Подчеркнем, что этот спектр внедрений дополняет традиционные закупки — оборудование, софт, сервисы, интеграционные проекты и пр. — а не заменяет его! Соответственно, у игроков рынка возникают многочисленные и разноплановые варианты получения дополнительного дохода. Но чтобы воспользоваться ими, нужно действовать очень быстро для выхода в новые сегменты и захвата на них значимых долей. Формирование сегментов происходит на наших глазах.

Важно, что новые сегменты развиваются стремительно, со скоростями, которые удивляют даже привычные к высокой динамике компании, работающие в сфере digital. Например, еще недавно Robotic Process Automation была экзотикой, а сегодня, по предварительным оценкам Statista, объемы глобального рынка RPA в денежном выражении будут на 35% больше, чем годом ранее — скорость почти впятеро (!) выше, чем общий ожидаемый прирост мирового рынка ИТ. А ведь роботизация — только один из видов автоматизации бизнес-процессов, напоминает Алексей Мельников, генеральный директор «Марвел-Дистрибуции».

А как же «традиционные ИТ»?

Описанные выше тренды окажут мощное влияние на перспективы «традиционных ИТ». Это влияние будет позитивным и многофакторным.

Во-первых, что легко предсказуемо, возрастают требования к доступным вычислительным мощностям и системам хранения данных, причем это справедливо как локальных решений, так и вынесенных в «облака», а также для гибридных.

Во-вторых, растут запросы на пропускную способности сетей, а зачастую и на улучшение других параметров: покрытия, канальной емкости и т. д. Развитие сетевого потенциала, способного обеспечить инфраструктуру для внедрения новых технологий и сценариев использования следующего поколения, крайне важно, подчеркивает Мортен Иллам, так как именно это и определит в итоге стратегию «цифровой трансформации» организаций на 2021 и последующие годы.

В-третьих, задачи инфобезопасности становятся все шире как количественно, так и качественно. «За год количество инцидентов информационной безопасности выросло на 13% и продолжает увеличиваться из года в год», — отметил Хьюз Фулон, генеральный директор Orange Cyberdefense, и подчеркнул, что это создает огромную нагрузку на ИТ-команды и службы безопасности. Более того, появляются новые компьютерные платформы, возникают ранее неизвестные уязвимости, растут поверхности для атаки и т. д.

Как видно, есть все основания предполагать, что будут расти обороты и у традиционных направлений ИТ-бизнеса: от «box moving» до поставки традиционных сервисов.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE