28 апреля 2022 г.

Акцент на бесконтактных решениях взлетал на фоне пандемии, но вирус отступил — во всяком случае, пока — а тренд остался, маркетинг часто делает на нем особый акцент. Поговорим о наиболее интересных решениях «с бесконтактностью» и о том, почему при этом выигрывают интеграторы и становятся актуальны платформенные решения.

Кассовый терминал: «оплата лицом» как штатная функция

Корпорация Softline представила платформу для организации приема безналичных платежей. SoftlinePay — интересное многофункциональное решение, которое включает в себя подсистемы для курьеров, склада, продавцов и консультантов, а также для внедрения программ лояльности. В системе есть платежный шлюз с онлайн-фискализацией, личный кабинет с удобным управлением торговым и интернет-эквайрингом, сервисы по сопровождению и оперативной поддержке платежных продуктов и т. д. Разумеется, есть софт для POS-терминалов, одна из особенностей которого — возможность организовать «оплату лицом», которая включена в стандартный функциональный набор наряду, например, с оплатой по QR-коду.

Системы, допускающие «оплату лицом» не в новинку. Например, система SelfieToPay была запущена в некоторых пиццериях Papa Jones еще в 2019! В прошлом году власти Москвы распространили возможность с оплатой проезда по FacePay на все линии метрополитена, а тестирование шло еще с 2020 г. Напомним, что кроме метро к системе были подключены ряд сетей фаст-фуда в столице. А благодаря инициативе Softline теперь «оплата лицом» станет доступна массовому корпоративному пользователю в РФ, бизнесом которого является ритейл, фаст-фуд, HoReCa и т. д.

Удобство очевидно: повышенная безопасность, увеличение скорости обслуживания на кассе или терминале, а также «бесконтактная» функциональность, актуальная при уходе с российского рынка GooglePay и ApplePay.

«Мы увидели заинтересованность от представителей бизнеса из разных отраслей: ИТ-компаний, банков, стартапов, розничных сетей, FMCG компаний, e-commerce-бизнесов, ритейла и даже промышленности», — отметил Александр Шпет, директор по развитию бизнеса Softline Pay.

«Сбер» не дремлет!

Сервис «оплаты взглядом» внедрили «Сбер» и VisionLabs в кассах самообслуживания Smartix. Проект находится в восходящем тренде. «Увеличивающийся спрос на бесконтактные биометрические платежи приводит к активному внедрению технологии», — говорит Александр Воробьёв, учредитель компании Smartix.

С одной стороны, у проекта "Сбер"/VisionLabs/Smartix" пока заметно меньший масштаб, чем у рассмотренного выше предложения Softline. Кассы Smartix установлены в сети кинотеатров КАРО, сети супермаркетов строительных товаров «Петрович», в сетевых стоматологических клиниках «Белая радуга», амбулаторно-госпитальном центре «Ильинская больница» и т. д. С другой стороны, за этим направлением стоит «Сбер» с его огромной базой частных клиентов, каждый из которых может самостоятельно подключить этот сервис в мобильном приложении «СберБанк Онлайн»: нужно лишь зайти в настройки карты, выбрать пункт «Оплата одним взглядом» и сделать селфи.

Важно, что доступность такой формы оплаты у «Сбера» привлечет внимание покупателей и послужит продвижению на массовый рынок технологии «оплаты лицом», которую пока нельзя считать ни распространенной, ни популярной. Однако ситуация меняется и довольно быстро. «Оплата взглядом» набирает популярность у клиентов, отмечает Станислав Кузнецов, заместитель Председателя «Сбербанка», и предполагает, что в ближайшее время ее востребованность будет только расти, так как многие выбирают «биометрию» как удобный бесконтактный быстрый метод платежа. «В последний месяц мы наблюдаем рост транзакций на 50%», — отметил г-н Кузнецов. Напомним, что проект с кассами Smartix у «Сбера» не первый: на сегодняшний день «оплатить лицом» можно в супермаркетах сети X5, «Магнит», «ВкусВилл» и в кафе «Прайм».

Доступ к счету, доступ к дому...

«Бесконтактный доступ» для жильцов сделала возможным Alphaopen в автоматизированных системах управления зданием, построенных на платформе AlphaLogiс, и назвала его «Свободные руки». На платформе AlphaLogiс построена, например, автоматизированная система управления зданием в московском ЖК «Береговой». Система «Свободные руки» оказалась особо востребована в условиях пандемии отмечает Александр Казаков, руководитель направления «Интеллектуальные здания» в компании Alphaopen, но актуальна и сейчас: «Целью внедрения таких технологий мы видим создание высокого уровня комфорта и безопасности для жителей».

Кроме СКУД система также работает с инженерно-технической инфраструктурой (в ее ведении парковка, видеонаблюдение, домофония, лифтовое оборудование, система учета энергоресурсов, инженерные системы) и с информационными системами управляющей компании и застройщика (это может быть CRM УК, биллинг, маркетплейс и проч.). Заметим, что систему «Свободные руки» не стоит сводить только с СКУД: идентифицируя зарегистрированного пользователя, единая система управления зданием предоставляет ему доступ к инфраструктуре ЖК. Система достаточно интеллектуальна, чтобы, например, выбрать сценарии дальнейших действий: способна автоматически отправить лифт на этаж, где проживает распознанный, или в паркинг ЖК. Кроме распознавания лиц решение способно реализовать бесконтактное же взаимодействие с жителем ЖК, обеспечивая въезд для автотранспорта на территорию. Для этого система может считать госномер авто или RFID-метки дальнего радиуса действия.

Немного про технологии

Легко видеть, что все упомянутые бесконтактные решения построены на технологиях компьютерного зрения. Требуемая для этого видеоаналитика несложна: распознавание лиц реализовано давно и работает уверенно. Заметим, что распознавание лиц только один из вариантов в human-centric-решений компьютерного зрения, которые также могут быть обучены распознаванию силуэта, жестов, элементов поведения и т. д.

Разумеется, возможны и другие применения компьютерного зрения. Например, недавно в реестр отечественного ПО была добавлена система Luna Cars, созданная VisionLabs для распознавания транспорта. Она может определять основные атрибуты транспортного средства — государственный номер, марку, модель, цвет, тип и категорию автомобиля, а также автоматизировать ведение журнала событий, выполнять мониторинг дорожно-транспортной ситуации и т. д.

Вместо заключения

Системы компьютерного зрения активно развивают и совершенствуют. Например, решения VisionLabs не требуют дорогостоящих дополнительных аппаратных ресурсов на стороне клиента из-за за счет высокой оптимизации архитектуры нейронных сетей, отмечает Илья Романов, коммерческий директор разработчика. Но для рынка важно, что «бесконтактные» решения все чаще оказываются в составе платформ, которые позволяют развернуть кастомную систему, оптимизированную под задачи заказчика. Проектирование таких систем — классическая задача для интегратора.

Легко видеть, что от запроса рынка на новые решения — «бесконтактность», оплата по QR-коду, распознавание людей ЖК и т. д. — выигрывают интеграторы, располагающие опытом и экспертизой, нужными для создания систем, обеспечивающих сквозную автоматизацию.

«Сегодня наша экспертиза позволяет, помимо публичных и типовых, предоставлять сервисы максимально специализированные и адаптированные под требования бизнеса и отрасли заказчика», — говорит Михаил Волков, специалист по развитию в Департаменте перспективных облачных решений корпорации Softline.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News