7 февраля 2023 г.

Продажи устройств печати в РФ за прошлый год сократились, по оценке ITResearch, на 45-50% от уровня 2021-го, и скорого восстановления их до прежних значений ожидать, судя по всему, не приходится. Непростую ситуацию в этом сегменте усугубляет продолжающееся (в том числе и на принтерном направлении) фрагментирование ИТ-рынка, что грозит в перспективе считанных лет полностью обессмыслить параллельный импорт привычных по эпохе глобализации брендов.

Один из возможных выходов для российского канала заключается в активизации усилий по развитию облачных служб документооборота (и печати, в частности), чтобы эффективно виртуализировать наличный парк принтеров и МФУ, а также обеспечить заказчикам готовность к интеграции в него любых новых печатающих и сканирующих устройств. Облако может быть локальным, государственным или коммерческим, — главное, чтобы серверы его размещались в России.

Это даже не его принтер

В последнее время в Сети появляется всё больше жалоб на успевшие получить довольно широкое распространение программы домашней печати по подписке, такие как HP Instant Ink. Суть их в том, что клиент выплачивает некую сумму ежемесячно, а взамен его принтер функционирует внутри определённых границ печатной нагрузки — скажем, не более 100 стр. в месяц при тарифе 6 долл./мес. в американских реалиях. Когда же чернила начинают подходить к концу — а рабочее ПО печатающего устройства за этим следит благодаря особому чипу, — производится автоматический заказ нового картриджа без дополнительной оплаты (сверх ежемесячной подписки), да ещё и с оперативной доставкой.

Для многих пользователей, в особенности фрилансеров, студентов, сдельных сотрудников на дистанционном контракте, что нуждаются в печати лишь время от времени, подобные схемы представлялись вполне удобными. Так что в период пандемических локдаунов популярность Instant Ink и иных схожих сервисов уверенно росла. Но вот что стало выясняться теперь — и на что, собственно, жалуются клиенты: стоит чему-то пойти не так в ходе оплаты очередного периода подписки, как принтер или МФУ попросту перестаёт функционировать.

К примеру, завершился срок действия банковской карты, с которой производились платежи по контракту, — и принтер HP отказывается реагировать на задания, отправляемые на печать. Устройство в полном порядке, картриджи заполнены чернилами — но вывести хотя бы тестовую страницу невозможно: вендор де-факто запретил. Оскорблённые в лучших чувствах пользователи задаются в Интернете резонным вопросом: а кто, собственно, владеет аппаратом, приобретённым за полновесную сумму (услуга подписки активировалась в процессе установки принтера и оплачивалась затем отдельно), — они или компания, чей бренд красуется на шильдике?

Не способствовал охлаждению страстей и ответ, данный официальным представителем HP поднявшему эту тему изданию The Atlantic: оказывается, схема Instant Ink подразумевает применение особых картриджей (ясное дело, чипированных и находящихся на прямой постоянной связи через Интернет с сервисным центром). Если по какой-то причине очередной ежемесячный платёж не был произведён, картридж блокируется автоматически.

Возобновить же работу картриджа можно (т. е. сигнал разблокировки от сервера он получит) лишь в случае возобновления оплаты. Иначе, если пользователь не желает продолжать участвовать в данной схеме, по завершении текущего месяца он волен приобрести другой, уже самый обычный, доступный в рознице картридж HP — и тогда принтер снова примется печатать как ни в чём не бывало. При этом придётся потерпеть до конца актуального неоплаченного периода, — потому что управляющая микропрограмма принтера попросту не будет готова раньше срока активизировать новый, не привязанный к подписочной схеме, картридж.

Ожидаемый уровень устойчивости

Казалось бы, к России описанная ситуация никакого отношения не имеет: программа Instant Ink у нас не действует и в обозримой перспективе действовать не будет. Кроме того, ориентирована она на конечных пользователей — а корпоративные как раз предпочитают полноту контроля над собственной инфраструктурой печати, и на подписочные сервисы по данному направлению ставки явно не делают.

Однако это, с большой вероятностью, лишь пока. Магистральный путь развития мирового рынка печати, как свидетельствует недавнее исследование Quocirca, подразумевает одновременно как дальнейшую оцифровку коммерческого документооборота, так и всё более заметную облаковизацию работы с твёрдыми копиями. По оценке экспертов, на интервале всего трёх лет, с 2022-го по 2025-й, доля организаций, полностью или в основном сделавших ставку на облачные решения вместо on-premises, вырастет с 27 до 61%.

Немалую роль в этом сыграет дальнейшая нормализация культуры распределённого офиса и даже повсеместной работы (the «work anywhere» culture), подразумевающая, что все процедуры отправки документов на печать либо оцифровки твёрдых копий на сканерах обязаны быть надёжно защищёнными, гибкими и равно доступными как для локальных, так и для удалённых сотрудников. В свою очередь, такой подход к организации документооборота означает неуклонный рост требований заказчиков к провайдерам облачных инфраструктур — в том числе подсистемы печати.

А стало быть, уже в самом скором времени можно ожидать ощутимой переконфигурации привычных модельных рядов ведущих мировых брендов принтеров и МФУ — со всё более явным акцентом на доступные через облако, управляемые из облака, обслуживаемые посредством облака модели. Аналоги схемы Instant Ink для частных потребителей несомненно появятся и для корпоративных заказчиков — с куда бóльшим разнообразием опций и значительно более гибкими условиями подписки, разумеется. Но в любом случае аутсорсинг печати и в целом направление MPS (услуги управляемой печати, managed print services) из сравнительно нишевой активности в современном B2B-канале начнёт всё очевиднее становиться мейнстримом.

Тем самым год от года будет суживаться круг моделей принтеров и МФУ с привычными шильдиками на корпусах, которые можно будет безболезненно завозить параллельным импортом в РФ — и затем эксплуатировать, полагаясь на использование совместимых расходных материалов. Устройства печати и сканирования поколение от поколения будут всё неразрывнее связываться с облаком — вплоть до отказа запускаться при отсутствии Интернет-соединения у наиболее привлекательных по соотношению цены и функциональности аппаратов. Перечень довольно весомых причин для этого та же Quocirca приводит в другом своём исследовании:

  • обеспечение целей устойчивого развития (принудительный контроль за уровнем выбросов парниковых газов в процессе печати и сканирования, за потреблённой электроэнергией и т. п.),
  • особо пристальное внимание к безопасности (непрерывная верификация удалённых подключений к печатающему устройству для предотвращения несанкционированного использования, принцип «нулевого доверия» как основа проверки любой активности пользователя, ритмичная актуализация средств кибербезопасности, многоуровневая аутентификация в ходе печати или сканирования чувствительных документов и пр.),
  • действия в рамках концепции умного рабочего места (подразумевает активное взаимодействие с элементами умного офиса: скажем, если качество воздуха в помещении уже близко к критическому по уровню загрязнений, допустимо принудительное ограничение лазерной печати — установка порога на определённое число страниц в час, например, — ради соблюдения здравоохранных правил).

Своё облако ближе к телу

Всё это приведёт к тому, что в отсутствие доступа к вендорским облачным сервисам физические принтеры и МФУ корпоративного класса — установлены ли они в России on-premises или на площадке аутсорсера печати — либо окажутся полностью бесполезны, либо будут действовать со значительно урезанной функциональностью. И если заменить печатающую технику глобальных брендов на аппаратном уровне китайским и прочим активным на нашем рынке производителям в целом удаётся (хотя и здесь не всё идёт гладко — в подсегменте высокопроизводительных принтеров А3, например), то выстраивать аналогичные сервисные структуры в облаках, да ещё и с расчётом на одних только российских заказчиков, они вряд ли станут.

Выход, впрочем, есть, и его подсказывает западный же опыт, — это независимые поставщики программных платформ (Independent Software Vendors, ISV), среди которых выделяются такие компании, как Celiveo, directprint.io, ezeep, Kofax и др. Суть их деятельности — в предоставлении заказчикам удобных и действенных инструментов управления документооборотом с опорой на существенно мультивендорный парк наличных принтеров и МФУ. Независимые поставщики принимают таким образом на себя все заботы по сопряжению различных принтеров с их фирменными облачными сервисами, неимоверно упрощая тем самым для клиента обращение с этими устройствами, что с каждым новым поколением становятся не только более умными, но и более требовательными — чтобы не сказать капризными.

Так, подключая к действующей в облаке ISV свои развёрнутые on-premises устройства печати и сканирования под различными брендами, организация получает единобразный интерфейс для контроля всех их параметров, для сбора информации о текущем уровне остатков расходных материалов, для накопления и упорядочения статистики их эксплуатации, для отслеживания персонифицированной интенсивности пользования ими и т. п. В отличие от классических MPS, ISV не требуют развёртывания и сопровождения какого-либо ПО на месте, что значительно снижает нагрузку на ИТ-специалистов заказчика, позволяя помимо прочего сэкономить на ФОТ.

Постепенное в России своих собственных ISV — вопрос лишь времени: уже вполне очевидно, что без помощи такого рода независимых разработчиков ПО для организации мультивендорной подсистемы печати справляться с зоопарком разнородных принтеров и сканеров, частично лишившихся прямой вендорской поддержки, частично не ориентированных изначально на эксплуатацию в режиме распределённого офиса, заказчикам окажется невероятно сложно.

Особенно если такими заказчиками будут выступать аутсорсеры печати, образуемые на базе системных интеграторов или иных участников российского ИТ-канала. У отечественных компаний за пределами ИТ-сферы сегодня и без того предостаточно хлопот, связанных с основными направлениями их деятельности. Так что если на рынке появятся поставщики услуг, способные на базе полностью российского кода и российских же облаков предложить комплекс ISV-услуг мирового уровня, клиенты к ним, без сомнения, потянутся.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News