13 июня 2023 г.

Недавняя презентация гарнитуры Vision Pro, которая появится в реально продаже не ранее начала будущего года, не на шутку воодушевила энтузиастов направления виртуальной/дополненной реальности (VR/AR). Как показывает практика нескольких предыдущих десятилетий, гаджеты, продвигаемые Apple, нередко знаменуют возникновение — или, по крайней мере, стимулируют интенсивное развитие — целых новых секторов ИТ-рынка.

Однако, подробнее изучив технические характеристики новинки и её маркетинговое позиционирование, многие эксперты забеспокоились: похоже, в планы купертинской компании вовсе не входит развитие метавселенной. А значит, Vision Pro и последующие за ней более бюджетные модели AR-гарнитур сделают скорое торжество этой пресловутой всемирной платформы виртуальных коммуникаций ещё менее достижимым, чем оно представлялось до самого последнего момента.

Несыгравшая ставка

Метавселенная — согласно более или менее общепринятому определению, коллективно используемое виртуальное 3D-пространство, одинаково хорошо пригодное для работы (в основном офисной, конечно), развлечений и коммуникаций, — целым рядом аналитиков до сих пор рассматривается как один из важнейших стратегических ИТ-трендов современности. Недаром в 2021 г. компания, ныне известная как Meta*), приняла именно такое название: её глава Марк Цукерберг возлагал на метавселенную огромные надежды.

Ещё этой весной аналитики полагали, что по итогам текущего года связанный с метавселенной рынок (от самих устройств для попадания в виртуальный мир — до реализуемых на данной платформе услуг и цифровых активов) вырастет до 82 млрд долл. США (тогда как в 2022-м он составлял менее 66 млрд), а к 2030-му и вовсе взлетит почти до 940 млрд. Однако только за прошлый год убытки Reality Labs, концентрирующего различные проекты в области метавселенной подразделения Meta*, достигли 13,7 млрд долл., а за 2021-2022 гг. в сумме — почти 24 млрд.

С начала весны нынешнего года компания активно развернулась в сторону наиболее животрепещущей сегодня ИТ-темы — искусственного интеллекта, — и ныне намеревается интегрировать генеративный ИИ, способный создавать тексты, изображения и даже видео на лету, буквально во все свои флагманские продукты. А что же метавселенная? Ну, технически Марк Цукерберг заявил, что ИИ-направление «не столько подменяет её собой, сколько расширяет»; к тому же, разрабатываемые компанией гарнитуры дополненной реальности серии Quest с равным успехом пригодны для отображения как метавселенной, так и произведений генеративного ИИ. Вдобавок, в рознице они будут стоить примерно всемеро дешевле Apple Vision Pro (500 долл. против 3500), так что потенциальный охват аудитории у них заведомо более широкий.

Эксперты отмечают резкую смену риторики Цукерберга — который ещё в феврале 2023-го называл метавселенную «высокоприоритетной зоной роста», но уже в марте указывал на ИИ как на «единственную крупнейшую инвестицию» своей компании. Его слова следует воспринимать как тревожный звонок для концепции действительно всеохватной и повсеместно проникающей (как браузерный Интернет сегодня) метавселенной. Если этот бизнесмен с железной хваткой и чётким целеполаганием, по сути создавший мир социальных сетей таким, каков тот есть сегодня, делает главную ставку на ИИ, — значит, метавселенной суждена в лучшем случае вспомогательная роль одного из множества более или менее равноценных интерфейсов для доступа к информационным продуктам, создаваемым генеративными моделями машинного обучения.

Серьёзным аргументом в пользу приведённого тезиса служит и тот факт, что на недавней презентации Vision Pro слово «метавселенная» не прозвучало вовсе.

Персоналка с полным погружением

Представляя долгожданную AR-гранитуру (способную, кстати, работать при необходимости и в режиме «чистой» VR, — ещё бы она не была способна, за такие-то деньги), глава Apple Тим Кук говорил исключительно о spatial computing. Прямолинейно на русский это можно перевести как «пространственные вычисления», но по смыслу, скорее, ближе будет «интерактивная цифровая среда». Суть в следующем: надевая AR-гарнитуру, пользователь не отрезает себя от мира априори, как в ситуации с VR-очками, — поскольку в общем случае, без перевода в тот самый режим VR, Vision Pro демонстрируют носителю и окружающие его объекты реального мира тоже.

Однако вместе с этими объектами человек видит и нарисованные системой чисто виртуальные, цифровые, — либо словно парящие в воздухе, как это уже довольно привычно по множеству фантастических фильмов, либо, напротив, органично встроенные в реальный антураж. В частности, таким объектом может быть экран с диагональю... ну, скажем, 30-35 метров. Да хоть километр, — главное, чтобы поместился в поле зрения; он ведь всё равно нематериален. На этот экран (если пользователь, разумеется, авторизован в системе со своей учётной записью Apple) может быть выведена по сути любая доступная владельцу гаджета информация — экран его мессенджера, почтового клиента, рабочие документы, веб-браузер...

Виртуальный экран можно подключать, например, к макбуку в качестве внешнего монитора (на уровне ОС и соответствующего приложения, разумеется) — и играть на нём в игры, выполнять служебные обязанности и т. п. А если зазвонит сопряжённый с той же учётной записью iPhone, пользователю не придётся снимать гарнитуру, — достаточно будет взглянуть на дисплей смартфона прямо через неё, причём звонок можно будет принять (особенно если это видеочат) тоже внутри интерактивной цифровой среды. Не говоря уже о просмотре телетрансляций, фильмов и сериалов, о виртуальном посещении спортивных мероприятий — и прочей активности, что прежде позиционировалась как доступная «с эффектом полного погружения» исключительно в метавселенной.

Кардинальное отличие spatial computing от концепции метавселенной — в том, что первый подход не предполагает насильственного изъятия пользователя из реального его окружения; принуждения его к восприятию поневоле мультяшных (поскольку сложные фотореалистичные 3D-модели не помещаются в памяти и перегружают процессор гаджета) компьютерных антуражей — и, что важнее, цифровых персонажей как полноценных аватаров родственников, коллег, популярных исполнителей, даже представителей власти.

Посетить, скажем, «живой» концерт в метавселенной на нынешнем уровне её развития — это всё равно что принять участие в групповой активности геймеров в онлайновой многопользовательской игре с графикой уровня Minecraft, если не примитивнее. Интерактивная же цифровая среда гарантирует возможность развернуть перед глазами огромный экран, на котором те же исполнители, (или собеседники в ходе сеанса видеосвязи и т. п.) будут отображаться действительно вживую, а не в виде грубовато отрисованных аватаров. Причём с таким разрешением, которого не обеспечит ни одна сопоставимая по цене с Vision Pro домашняя видеопанель.

На всех парах в новую реальность

Да, у новинки Apple как у коммерческого продукта пока предостаточно проблем: это и высокая цена, и неудовлетворительное время работы от батареи (около 2 часов, после чего аккумулятор нужно менять), и отсутствие пока что обширной библиотеки приложений. В TrendForce оценивают число отгрузок Vision Pro до конца текущего года в канал по всему миру не более чем в 200 тыс. единиц, тогда как для обеспечения того же объёма выручки, что принесли Apple продажи одних только iPad за прошлый квартал, компании необходимо реализовать почти 2 млн таких гарнитур. И всё же перспективы AR-устройств представляются довольно-таки ясными — по сравнению с «чистыми» VR, узкими нишами применения которых, судя по всему, останутся компьютерные игры и просмотр 3D-видео.

Тем более, что в первой половине 2024-го года (а, возможно, и раньше) аналитики уже ожидают анонса более бюджетной модели AR-гарнитуры Apple, — скорее всего, называться она будет просто Vision, без Pro. К тому же времени, вероятно, подоспеют и аналогичные решения от менее закрытых платформ — точно так же комбинирующие цифровые объекты с элементами реального мира; тоже обеспечивающие возможность управлять этими объектами без дополнительных аппаратных интерфейсов (клавиатур, мышей, геймпадов), — лишь движениями глаз и рук, за которыми следят внутренние и внешние камеры самой гарнитуры, а также голосом. В таком случае новый сегмент ИТ-рынка, ориентированный на spatial computing — «железо», приложения, сервисы, маркетинг, — можно будет считать успешно появившимся на свет.

Другое дело, что экосистема Apple чрезвычайно замкнута, и способны ли будут пользователи цифровой среды с Vision/Vision Pro на головах взаимодействовать с клиентами сторонних платформ с той же лёгкостью, с которой можно сегодня позвонить с iPhone на любой телефон с Android, — это пока что вопрос. Стандартизацию как минимум коммуникационных протоколов может притормозить в том числе и усиливающаяся день ото дня деглобализация мирового ИТ-рынка. У метавселенной в этом отношении преимущество — её изначально планировалось строить на платформенно-нейтральных принципах.

Впрочем, насколько успешным в целом окажется тот или иной проект формирования цифровой интерактивной среды в условиях объективного спада на мировом ИТ-рынке, покажет только время. На обозримую же перспективу, до полугода, у Apple Vision Pro вряд ли появятся достойные соперники — а значит, о привлекательности этого решения для по-настоящему широких потребительских масс (а не только тех, что могут позволить себе выложить за новую техноигрушку от почитаемого бренда 3,5 тыс. долл.) судить пока ещё рано.


* признана в России экстремистской организацией решением Тверского районного суда г. Москвы от 21-го марта 2022 г.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News