14 августа 2025 г.

Громкие заявления об импортозамещении, технологическом суверенитете и цифровой независимости часто заглушают реальную работу и реальные достижения. На этом фоне компания Delta Computers выделяется как один из немногих игроков, не просто говорящих об импортозамещении, а активно создающих отечественную аппаратную инфраструктуру, конкурентоспособную на мировом уровне.

Основатель и руководитель Delta Computers Андрей Чернышев в интервью «Точки над iT» (совместный проект издания IT Channel News и видеоканала Global Digital Space) поделился опытом создания инновационных продуктов и планами на будущее, подобрав интересные метафоры и предложив глубокий взгляд на реалии рынка, в которых правят не только технологии, но и экономика, и политика, и геополитика.

IT Channel News: Не секрет, что среди «импортозаместителей» немало тех, кто занимается «переклейкой шильдиков» на решениях из Китая. А может ли в нашей стране быть реальное импортозамещение?

Андрей Чернышев: Слово «импортозамещение» уже режет слух, вызывает скорее негативные ассоциации и порой даже мешает развитию рынка. Сейчас гораздо важнее не замещать, а создавать продукты не хуже, а в идеале — лучше импортных аналогов по характеристикам, надежности и даже по стоимости.

Скептики скажут, что это фантастика, особенно для российского сегмента вычислительной техники, который достаточно долго был заполнен международными брендами. Но события 2022 г. стали катализатором многих процессов. Тогда в условиях возникшей паники, что вся техника вот-вот закончится, у российских производителей была единственная возможность выполнить требования регулятора — наладить партнерство с азиатскими заводами и хоть как-то импортировать интеллектуальную собственность. Например, закупать CKD-комплекты (Completely Knocked Down) для дальнейшей сборки на территории РФ. Но, к сожалению, до сих пор 70-80% «вендоров» работают по такой искаженной модели импортозамещения. Как результат — плохо понимают выпускаемый продукт, а техническую поддержку осуществляют с помощью азиатских партнеров. Они называют продукцию «своей», но собственной экспертизы у них, к сожалению, нет. Таким образом становятся либо заложниками тех, кто производит эти наборы (берут то, что есть), либо project-менеджерами (просят азиатского партнера доделать продукт под новые требования рынка) — а сами даже не могут изменить продукт, если что-то из «набора» им перестанут поставлять.

Параллельно на рынке эволюционно появились производители и R&D-команды, которые, вспомнив опыт, полученный в западных компаниях, начали разрабатывать продукты силами российских инженеров, с российским дизайном. Конечно, нам еще учиться и учиться «упаковывать» продукты так, как это делают зарубежные коллеги. На российском рынке уже есть компании, которые не только производят, но и реально разрабатывают собственные решения. И сейчас именно производство перестало быть ключевым компонентом: оно, несомненно, важно, но наличие отечественной разработки важнее.

К сожалению, в нашей стране микроэлектроника для вычислительной техники (ВТ) пока слабовата, и мы вынужденно используем иностранные компоненты. А, значит, российские производители должны разбираться и правильно применять «чужую» компонентную базу. Это и есть гарантия максимально возможной на текущий момент независимости: если какие-то части решения станут недоступными, мы сможем быстро пересоздать продукт для российского рынка и поддерживать его при возникновении проблем. Даже когда речь шла о лидерах рынка в «старые времена», одним из важнейших критериев выбора для конечного заказчика была техническая поддержка.

Поддерживать продукт гораздо легче, если его аппаратная и микропрограммная части разработаны российскими инженерами, чем при передаче поддержки азиатским партнерам. Поэтому мы в Delta Computers выбрали путь разработки продуктов усилиями наших инженеров, конструкторов, разработчиков. Так мы контролируем весь цикл от проектирования до производства, досконально разбираемся в архитектуре, комплектующих, которые используем, в особенностях их применения, тонкостях интеграции, проблемах производства, знаем, как обеспечить совместимость и оптимизировать производительность. Это даёт нам всем ту самую независимость, гибкость, возможность оперативно реагировать на изменения, модифицировать продукт и обеспечивать качественную техническую поддержку клиентам. Такой подход позволяет создавать не «импортозаменители», а решения, способные конкурировать и на локальном, и на мировом рынках.

IT Channel News: Но такой подход более сложный и затратный, чем у ваших коллег...

А. Ч.: Это правда. Такой путь требует огромных усилий и инвестиций, в том числе в R&D. А при ограниченном объеме российского рынка не любой объем инвестиций окупается. Поэтому приходится быть мега аккуратными, как при движении «по минному полю», в затратах. Самое главное — определить фокус, в разработку чего мы инвестируем.

И оно того стоит — разрабатывая продукты с нуля, мы можем добавить в них качества, действительно важные пользователям: упрощение эксплуатации, снижение себестоимости, экономия энергии. Это интересные задачи для пытливых умов инженеров.

IT Channel News: Как удается совмещать собственное понимание развития продуктов и запросы заказчиков?

А. Ч.: Очень просто. Мы все работаем для клиента. В западной терминологии есть практика customer-driven roadmap — дорожная карта, управляемая заказчиком. Очевидно, что не у всех российских производителей она простроена. Возможно, не все случится на следующем поколении продуктов, но уверен, что желания заказчика необходимо учитывать при проектировании новых решений. Компании, работающие в России — не исключение: мы не просто «добавляем третий USB-порт, чтобы был», а создаем новое и, самое главное, нужное.

IT Channel News: Как вы находите и удерживаете высококвалифицированных инженеров, необходимых для решения таких задач

А. Ч.: Сложно. Кадры — это не просто управленцы, инженеры, технологи, производственники, конструкторы. Это в первую очередь единомышленники. И найти их, чтобы вместе профессионально двигаться вперед — архисложная задача. В новейшей истории России, к сожалению, нет опыта создания сложной ВТ (серверы, СХД, коммутационные устройства). И, как следствие, кадров на рынке труда тоже почти нет.

Мы поняли это еще в 2016 г., когда начали воплощать идею о создании современных российских серверов; т. е. создавать сильную команду было возможно, только «подтягивая» тех самых единомышленников: вместе учиться, в т. ч. на лучших западных практиках, экспериментировать, совершать и исправлять ошибки. Конечно, очень большая часть работы уходила «в корзину». Но, выпуская не протестированное или плохо работающее решение, можно потерять и репутацию, и доверие клиентов, партнеров.

Благодаря такому подходу и большому количеству инвестированных человеко-часов мы смогли создать одну из лучших в стране инженерных команд.

В 2019 г. мы решили сделать производство сложных устройств массовым и получили новый пласт вопросов. Произвести одно сложное устройство — полдела, а крупную партию с повторяемым качеством, с хорошим временем наработки на отказ — это совсем другая технологическая задача. Решать ее было немного проще: к тому времени у нас уже был высокий уровень автоматизации процессов. И это тоже пришло с опытом проектирования и производства, наверное, самых сложных из возможных материнских плат. Это я еще не говорю о нашей разработке стендов, систем автоматизированного тестирования и т. д.

Мы постоянно решаем сложные, но очень интересные задачи. И людям хочется оставаться в компании, потому что любой инженер — это пытливый ум. Те, у кого отсутствует это качество, у нас не задерживаются. Кажется, что люди могут устать и выгореть от такого количества задач. Но каждый раз мы видим непрекращающийся интерес улучшить, развить продукт, оптимизировать его себестоимость, производительность и т. д.

На встречах с партнерами мы рассказываем, куда движемся и почему именно туда. И вот что говорим: нам интересно создавать новое, и заказчики хотят покупать самое новое — инфраструктура и государственных, и коммерческих компаний требует постоянной модернизации. Но им мешает стереотип, что российские производители якобы отстают от зарубежных коллег на пару поколений, сформированный тем, что дружественные страны делятся с российскими производителями-сборщиками не самыми свежими технологиями.

Поэтому, когда инвестируем в собственные R&D, мы идем в ногу со временем, повышаем свои шансы создавать современные решения, например, такие как Delta Serval. Мы достаточно успешно внедрили у заказчиков сотни устройств на процессорах пятого поколения (впервые показаны публично в декабре 2023 г.). Но после объявления Intel о выпуске новых процессоров в начале 2025 года каждый уважающий себя производитель должен был создать новую продуктовую линейку. Нам на это потребовалось чуть больше 6 месяцев. Звучит неправдоподобно, но мы спроектировали отличную машину с великолепными параметрами. И это настолько «жжет умы» заказчиков, что после представления обновленного Delta Serval на ЦИПРе мы даже решили изменить его позиционирование. Раньше мы были нацелены идти с ним на рынок суперкомпьютеров (HPC), но сейчас видим, что у заказчиков есть дефицит производительности и в высоконагруженных облачных задачах.

Надеюсь, что этим мы смогли развеять убеждение, что российские производители не имеют доступа к новым технологиям. Да, это не прямой доступ, а какой-то только высшим силам понятный.

И поэтому не могу не сказать про еще один наш продукт — Delta Spider. У паука 8 ног, и мы сделали 8-процессорную машину (до 480 ядер и 32 ТБ DDR5) — единственную в мире, в которой процессоры последнего поколения (на момент выпуска) соединены между собой проводами (мы уже подали патентную заявку на эту часть решения). Эта «машина» позволяет работать с большими базами данных заказчикам, которые смотрят в сторону российского «железа», но пока не могут уйти, например, от очень больших баз данных Oracle и SAP HANA. Работаем над тем, чтобы и PostgreSQL заработал на этой машине эффективно. Мы стали седьмой компанией в мире, кто смог сделать такое мощное серверное решение. Зазнаваться не будем, но нам точно есть чем гордиться.

IT Channel News: На этом ваши поводы для гордости не заканчиваются. Вы утверждаете, что ваше решение Delta Sprut лучше, чем у NVIDIA...

А. Ч.: В 2022 г. мы предположили, что нехватка вычислительных мощностей будет ограничивать работу больших языковых моделей (LLM). А уже в мае 2022 г. официальный доступ/покупка к большим машинам NVIDIA был закрыт. Кроме того, было понятно, что вендор ужесточает лицензионные ограничения и перейдет к модели KYC (Know Your Customer), позволяющей контролировать конечных пользователей NVIDIA, а затем — к интернет-активации продуктов, что приведет к осложнению параллельного импорта. И это первая причина, почему мы стали создавать этот продукт.

Плюс NVIDIA никому не продает свои топовые акселераторы отдельно — только в виде специальной платы (UBB материнская плата). Даже лидеры рынка (HP, Lenovo и др.) в свои серверы ставят это полуготовое решение, а его техническую поддержку NVIDIA оказывает напрямую, минуя производителей.

Понимая все это, мы решили создать модульное решение, не сильно отличающееся по техническим характеристикам от «стандарта», но 100% отечественное с точки зрения микрокода и дизайна, т. е. более безопасное и контролируемое. Так в 2023 г. появилась первая версия нашего Delta Sprut — мы собрали 8 больших графических карт не в проприетарном форм-факторе NVIDIA, а в обычном PCIe, который можно купить как «коммодити» в любой части планеты. Они не попадали под ограничения, и мы получили универсальный конструктор. Заказчик, объединяя их попарно через NVLink, может строить свои системы, которые работают не хуже, а иногда и более гибко, чем системы зарубежных коллег.

В 2025 году мы обновили продукт и теперь предлагаем клиентам 10 графических ускорителей H100 в одной системе, также попарно объединяемых NVLink. А у NVIDIA HGX их 8. Мы уже поставили заказчикам более 200 систем. И это при том, что в кризис недоверия российским производителям заказчики прежде, чем что-то купить, тщательно проверяют работоспособность систем. В ходе тестов Delta Sprut на каких-то запросах показывает ту же производительность, что и системы NVIDIA HGX, на каких-то — медленнее на 5-7%, но есть и такие, которые он выполняет быстрее на 20%. Это продукт, за который нам точно не стыдно.

IT Channel News: Как удается преодолеть недоверие заказчиков?

А. Ч.: Несмотря на то, что недобросовестные игроки, о которых я уже говорил, подпортили репутацию всей отрасли, мы не сдаёмся. Конечно, это отвлекает дополнительные силы и ресурсы, но мы понимаем, что стереть недоверие могут только время, дело, победы и результаты.

Заказчикам недостаточно сертификатов совместимости с десятками российских «линуксов» и платформ виртуализации. Они хотят попробовать «на зуб», провести локальные тесты, сравнить по своей методике и в своих «попугаях». Это примерно 50-60% влияния на решение о приобретении системы. Больше всего ИТ-директор доверяет собственным сотрудникам, которые «потрогали» систему руками.

Еще 30% — то, что называется референс-лист: когда кто-то, особенно обладающий авторитетом, официально или в кулуарах подтверждает, что система работает хорошо (такое количество сервисных инцидентов, такое время реакции и т. д.).

При этом у заказчиков очень разные ИТ-команды. Есть мощные, глубоко разбирающиеся. Они задают такие вопросы, что кажется, будто ведут «разведку» в интересах наших конкурентов. Есть те, кто, как во времена западных вендоров, хочет, чтобы его кто-нибудь в чем-нибудь убедил, а лучше — за него и сделал.

А есть те, кто говорят: мы работали с этим системным интегратором, доверяем ему полностью, убедите их, что вы нам нужны.

На ИТ-рынке представлены все, но тех, кто действительно разбираются в проблематике, становится больше.

И это приятно, потому что всё, что мы делаем, мы делаем в рамках концепции OCP, Open Compute Project. Для России это относительно новая тема. Она вызывает подозрение, настороженность. Хотя за последние годы уровень доверия серьезно вырос.

IT Channel News.: А зачем вы вступили в консорциум OCP?

А. Ч.: При том, что в России есть свои большие игроки, в 2016 году нам было интересно, что делают в Facebook* (*запрещенная в России соцсеть), Google. Как они решают свои задачи? Для них очень важны операционные затраты, надежность, энергоэффективность. И не просто так они отказались от традиционных систем, создав стандарт OCP. Мы посмотрели, что они делают, и попросились в консорциум. Так мы стали первой российской компанией-разработчиком — членом OCP. И до сих пор состоим в нем. В нем работают и китайские компании, на которые также наложены ограничения со стороны NVIDIA, но в консорциуме они получают информацию в том числе и о продуктах, разрабатываемых этим вендором.

А после вхождения в OCP Alibaba, Taobao и др. стало понятно, что это направление правильное. Оно не только экономит деньги, но и позволяет с помощью синергетического эффекта от общения больших потребителей понять, что нужно заказчикам.

Было большое желание принести это на российский рынок. Сначала не очень получалось — консервативные мнения на любом рынке превалируют. Но сейчас есть шанс завоевать сердца и умы заказчиков. Например, РЖД с 2019 года для некоторых своих систем использует оборудование OCP стандарта, Сбербанк сейчас тоже движется в эту сторону. А если бы заказчики знали, что все их запросы в поисковике/картах Яндекс или покупки на Wildberries, обрабатываются на OCP-оборудовании, все были бы уверены, что идти нужно в данном направлении.

Все крупные компании интересуются этими наработками: кто-то уже работает на них, кто-то только начинает, кто-то микроскоп навел и тестирует. Но OCP не только для больших. Хорошая экономика для предприятия начинается уже от 20+ серверов.

На потребителей, верящих и использующих стандарт OCP, приходится примерно 70% продаваемых в мире процессоров. И несмотря на то, что Россию пытаются изолировать, мы — часть глобального мира; зачем же отталкивать то, что реально полезно?

IT Channel News: В начале интервью вы сказали, что слово «импортозамещение» режет слух. А как бы вы назвали всё то, что мы обсудили?

А. Ч.: Всё зависит от того, какие цели ставит человек, выбирая слово для названия. Я считаю, что это вкусовщина. Нужно заниматься разработкой продуктов, в первую очередь тех, которые реально нужны рынку, пытаться конкурировать даже на нерегулируемом рынке. И у нас это получается с такими продуктами как Delta Spider. Потому что компаний, которые делают такие решения, семь во всем мире. Помимо нас в этом списке Hewlett-Packard, Lenovo, Inspur, Fujitsu, Supermicro и Bull (Atos Technologies). На международной части ЦИПРа представители дружественных стран просто не отходили от нас. И это говорит о том, что и за пределами нашей страны эти большие машины, которые мы всегда мечтали разрабатывать, интересны. И логичным продолжением того, чем мы занимаемся, будет экспортный потенциал. Да, там все непросто, нас никто не ждет, ковры не разложили, хлебом-солью не встречают. Но мне кажется, надо пробовать.

Полную версию видео интервью можно посмотреть на канале Global Digital Space.

Источник: Светлана Белова, IT Channel News

Реклама ООО «Дельта Компьютерс», ИНН: 7702400690