21 октября 2025 г.
Инициатива, предусматривающая отмену части льгот для ИТ-сектора, выдвинутая Минфином и поддержанная Правительством, для игроков сегмента оказалось внезапным форс-мажором. «Решение по уменьшению объёма льгот стало для многих неожиданным». — говорит Максуд Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Соответствующий закон еще не принят Госдумой, но инициатива уже подсветила ряд важных моментов, которые позволяют лучше понять путь, пройденный импортозамещением, оценить достигнутые результаты и пересмотреть взгляды на процессы, которые будут определять будущее национального ИТ-рынка, находя отражение на всей национальной экономике. Забегая вперед, отметим, что для многих компаний происходящее может стать «черным лебедем», да и всю экономику будет лихорадить.
Увеличение цен на российский софт — не менее чем на
Проблемы внутри сегмента вендоров софта
Рост рынка ИТ в РФ во многом обусловлен нерыночными факторами. Успехи, достигнутые ИТ-сектором за последние 4 года активного импортозамещения, невозможны без мощнейшего протекционизма со стороны государства. Приходится признать, что локальные игроки не смогли укрепиться на рынке рублевой зоны, даже действуя в идеальных условиях, созданных по внешним относительно рынка причинам политического плана.
Рынок зачищен от глобальных конкурентов, которые ушли из РФ со своими продуктами, экспертизой и поддержкой, а также с маркетинговыми инициативами и поддержкой локальных партнеров, но этого оказалось недостаточно для выстраивания эффективного бизнеса национальными вендорами — причем бизнеса, способного сохранять устойчивость без внешних «инъекций».
Близость разработчиков к локальным заказчикам, понимание местной специфики, давление на заказчиков со стороны регуляторов, требующих проведения миграции на российские решения опережающими темами для ФОИВ и для субъектов КИИ, санкционная устойчивость поставок, отсутствие привязки цен к валютному курсу и прочие объективные преимущества российских игроков тоже не создали killer features. Льготы на приобретение российского софта корпоративными заказчиками, создание отраслевых центров компетенций и пр. тоже недостаточны для эффективного продвижения санкционно-устойчивых решений
Цели техносуверенитета не достигнуты. Импортозамещение, которое как концепция зародилось более 10 лет тому назад — став ответом на первые элементы санкционного давления — еще очень далеко от завершения. «Мы только на середине пути», — говорит Наталья Касперская, председатель правления АРПП «Отечественный софт». Получается, что достижение технологического суверенитета все еще находится за горизонтом планирования, который в современных условиях уменьшается. Однако, даже такие оценки выглядят сейчас слишком оптимистичными.
Чудес не бывает
Ситуация создана не по вине локальных вендоров, а по объективным причинам, на которые предпочитали не обращать внимание. Проблематично создание внутри экономики размером в пару процентов от глобальной аналога мировой экосистемы программных продуктов, включающей полный спектр решений корпоративного класса — емкость локального рынка слишком мала.
Продажи на внутреннем рынке недостаточны, чтобы прибыли, получаемые вендорами, обеспечивали возможность нужного объема инвестиций для создания и развития продуктов современного уровня. Регуляторное давление на корпоративных заказчиков, вынуждающее переходить на российские решения, ситуацию для вендоров ПО смягчают, но общую картину принципиально не меняет. Объемы продаж внутри РФ уже достигают естественного предела — новые компании не появляются, а имеющие снижают потребность в инструментах в условиях «охлаждения» экономики.
За пределы рублевой зоны смогли выйти немногие российские вендоры. Это процесс небыстрый, требующий существенных инвестиций, а также проблематичный в маркетинговом плане: ключевое преимущество российских решений — санкционная устойчивость — безразлична корпоративным заказчикам на большинстве рынков, а по функциональным возможностям софт из рублевой зоны уступает глобальным решениям, причем зачастую существенно.
В данном случае проблематика шире, чем вопросы финансирования. Например, долгое время существовал дефицит квалифицированных разработчиков. Необходимость смены ряда инструментов — от средств разработки до софта для управления командами — в рамках замещения оказавшихся под санкциями привычных продуктов, тоже создала ряд проблем и потребовала затрат ресурсов, прежде всего, на переобучение специалистов. Свой вклад в темпы развития локальных продуктов вносит ограниченный доступ к глобальной экспертизе и пр.
В таком контексте удивляет, скорее, недавний оптимизм игроков рынка и отраслевых ассоциаций. В условиях «охлаждения» экономики и нарастающего бюджетного дефицита они не рассматривали вероятность возможность уменьшения льгот! В результате компании сегмента оказались совершенно не готовы к происходящему.
Вместо заключения
Последствия для национальной экономики от повышения налогов на ИТ будут негативными. «Вклад отрасли ИT в ВВП страны сократится», — уверен Григорий Сизоненко, генеральный директор «ИВК». Часть компаний будет закрыта, часть уменьшит продажи, часть будет вынуждена произвести релокацию своих подразделений. «Возникнет отток ИT-компаний из российской юрисдикции: им будет выгоднее перенести разработку в страны, обеспечивающие льготные режимы с отменой НДС — например, в Белоруссию, Казахстан, Узбекистан», — говорит Григорий Сизоненко.
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News