18 ноября 2025 г.

«Ингосстрах» выяснил: Более трети россиян (35,9%) сталкивались с ситуациями, когда недостаток цифровых навыков мешал получить финансовые, государственные или страховые услуги либо приводил к потере времени. Такие данные получены в ходе совместного исследования СПАО «Ингосстрах», Финансового университета при Правительстве РФ и НПФ «Социум», охватившего 36 городов России среди жителей в возрасте от 18 до 70 лет.

Цифровое неравенство — проблема поколений

Исследование выявило резкий разрыв в цифровой уверенности между поколениями. Если среди молодежи 18-30 лет 75,8% чувствуют себя очень уверенно в цифровой среде, то среди людей старше 60 лет этот показатель составляет всего 21,1%. При этом более половины респондентов старшего возраста (51%) признаются, что совсем неуверенно чувствуют себя с цифровыми технологиями и стараются их избегать.

Страхование и финансы — в цифровой изоляции

Покупки и доставка остаются главной сферой использования цифровых сервисов (56,1% респондентов), за ними следуют банковские операции (21,5%) и образование (20,9%). При этом цифровые сервисы страховых компаний используют лишь 1,9% опрошенных, а услуги НПФ и инвестиционные сервисы — только 1,4%.

«Несмотря на то, что доля россиян, использующих цифровые сервисы страховых компаний не высока, мы можем отметить, что среди клиентов „Ингосстраха“ онлайн-каналы пользуются достаточно высоким спросом. Согласно нашим данным, электронные полисы уже составляют 70% от всех договоров ОСАГО.

Цифровые платформы особенно востребованы в розничном сегменте страхования. Мы постоянно находимся в поиске новых партнеров и решений, которые позволят сделать страхование еще более доступным и удобным для клиентов», — отметил Владимир Храбрых, заместитель генерального директора по розничному бизнесу компании «Ингосстрах».

Главные барьеры: страх и сложность

Основными препятствиями для использования цифровых услуг стали недостаток навыков и знаний (25%), боязнь мошенничества и потери денег (24,3%), а также сложность приложений и интерфейсов (16,5%). Характерно, что при возникновении трудностей почти половина респондентов (46,7%) обращается за помощью к друзьям и знакомым, а четверть (24,9%) — к родственникам. При этом к профессиональной поддержке — в службы поддержки компаний — обращаются лишь 3,7% опрошенных.

9,6% пользователей при возникновении сложностей вовсе отказываются от получения услуги.

«Цифровой разрыв сильнее всего ощущают люди старшего поколения: многие избегают онлайн-сервисов именно из-за страха ошибиться или столкнуться с мошенничеством. Для них офлайн по-прежнему самый понятный и спокойный формат, поэтому его важно сохранять. Параллельно мы развиваем программы цифрового просвещения — короткие обучающие форматы и персональные консультации. Такая поддержка помогает постепенно освоить цифровые инструменты и чувствовать себя уверенно при совершении онлайн-операций со своими сбережениями», — отметила генеральный директор НПФ «Социум», Оксана Иванова.

Источник: Пресс-служба компании «Ингосстрах»