26 декабря 2025 г.

Ситуация на российском ИТ-рынке в будущем году отличается нарастающей неопределенностью, но некоторые предварительные прогнозы сделать все же можно, например, оценив перспективы продаж ПК внутри РФ. Повод: подоспевшие данные по результатам продаж компьютеров на российском рынке в Q3/2025, подведенные ITResearch: —7% в натуральном выражении Y2Y. Полученные данные по рынку позволяют сделать осторожный консервативный прогноз на следующий год.

Прогноз может показаться мрачным, но это оптимистический вариант. Сразу отметим, что в рублевом выражении рынок может подрасти — цены на ПК будут опережать инфляцию в силу ряда факторов, которых мы коснемся ниже.

Осторожные прогнозы

Падение продаж ПК в натуральном выражении за 2026 составит от —5% до —9% Y2Y. Ситуация с деньгами у заказчиков принципиально не станет лучше — предпосылок к этому нет — поэтому смены падения на рост ждать не приходится. Но даже если «охлаждение» зайдет много дальше, чем в Q3/2025, люди и компании продолжат покупать ПК для новых задач и взамен устаревших/сломавшихся/etc. Более сильное снижение количества проданных компьютеров маловероятно: рынок просядет уже по итогам этого года, что несколько ограничит возможности падения в 2026.

Причина падения банальная: у заказчиков есть интересные задачи под новые ПК, но нарастают проблемы с деньгами. Сказанное справедливо для обоих сегментов российского рынка: в первом — покупателей, которые могут приобретать системы без давления регуляторов (В2С и некоторая часть В2В), во втором — корпоративные заказчики, которых обязали приобретать реестровую технику, а также B2G.

Экономить вынуждены все; одни это уже делают более интенсивно, другие пока соответствующую необходимость не осознали в полной мере. Госзаказчики тоже будут вынуждены экономить в имеющейся ситуации с бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит ожидает РФ на ближайшие десятилетия — до 2042 года — по оценкам Кабмина, сообщают «Ведомости». Представленные варианты — «базовый» и «консервативный» — различаются только размерами ожидаемого дефицита по годам: от 2,6% до 8,4% от ВВП.

Три тренда на 2026 из итогов Q3/2025

Падение будет неравномерным. Например, ситуация с продажами реестровой техники будет несколько лучше, во всяком случае, в первом полугодии. Такое мы уже видим по итогам рассматриваемого Q3/2025 — закупки компьютеров госзаказчиками несколько смягчили ситуацию в подсегменте десктопов, отметили в ITResearch. Этот подсегмент, впрочем, тоже просел, но пока сокращение продаж в нем (—1% в штучном выражении) существенно меньше, чем в целом по рынку (—7%).

Импортозамещение идет, но мощнейший драйвер тут — регуляторное давление. Если в сегменте настольных систем в пятерке лидеров российские сборщики (DNS, ICL, Kraftway, iRu, и Kvadra со скромной суммарной долей 22%), то в ноутбуках безусловно лидируют глобальные поставщики (Asus, Huawei, Acer, Honor, Lenovo, продукция которых занимает 48% квартальных продаж в натуральном выражении).

Сглаживание «пиковых» периодов в суровых экономических условиях стало реальностью: системы приобретают в силу необходимости, а не «под сезон», как могли себе позволить в «тучные времена». Например, сезон «back to school», который охватывает рассматриваемый Q3/2025, не стал бустером для продаж ПК, во всяком случае в количествах, заметных в масштабах национального рынка, отмечают аналитики ITResearch. Скорее всего, аналогичным образом себя проявит — то есть не станет значимым бустером — сезон предновогодних распродаж, но об этом мы узнаем через какое-то время.

Доля «свободных денег» у россиян в ноябре сохранила значения октября — 17,2%, по данным «Ромир» — отсутствие традиционного снижения индекса говорит о том, что на смену «предновогоднему ажиотажу» у россиян пришла «сберегательная стратегия».

У корпоративного рынка закономерности несколько иные, но их отражение на сезонности продаж тоже должно быть изменено.

Внешнее усугубит внутреннее

Изменения на глобальном рынке оперативной памяти станут дополнительным фактором, стимулирующим локальное падение продаж ПК. Масштабы ситуации на рынке оперативной памяти, о котором мы писали, рынок еще не осознал в полной мере — вендоры «мели по сусекам», расходуя свои запасы и раскупая содержимое реселлерских складов. Запасов хватило на какое-то время, но они практически исчерпаны, а дефицит на «оперативку» сохранился, и пути его разрешения не намечены. Очевидно, что быстрый рост цен на память будет продолжен.

Уже в первом полугодии подорожание оперативной памяти найдет отражение в сегменте готовых систем — складские запасы продукции, произведенной в предыдущих кварталах и доступной по старым ценам, будут распроданы, а новые устройства окажутся заметно дороже «одноклассников» из предыдущих коллекций. Сильней всего это подорожание отразится на бюджетных ноутбуках и неттопах, цена на которые даже по оптимистичным ожиданиям взлетит на несколько десятков процентов, что предсказуемо приведет к падению продаж готовых устройств в натуральном выражении.

Хочется верить, что на локальные продажи цифрового оборудования не окажут дополнительного негативного влияния очередные инициативы «сверху», и в 2026 году не случатся новые искусственные ограничения/ужесточения (хотя введение «технологического сбора» уже объявлено). В текущей ситуации это способно дополнительно увеличить цену устройств и усложнить приобретение нового оборудования покупателям из всех сегментов: B2C/B2B и даже, как это не странно, B2G.

Обратите внимание на сегмент AIO-систем, который упал сильнее всех: —14% по итогам Q3, вдвое обогнав средний показатель по российскому рынку ПК. Скорее всего, пользователи уже начинают оценивать возможности «поэтапного» обновления рабочих мест, а тут вариантов у систем класса «все в одном» немного — их можно заменять только целиком, что не соответствует новым требованиям к рачительности.

Вместо заключения

Перспективы сегмента ПК в новом году никак нельзя назвать радужными. Однако это не является секретом для игроков рынка, сложно не заметить тренд — Q3 стал третьим кварталом подряд, на котором демонстрировал отрицательную динамику сегмент ноутбуков, остающихся самым продаваемым классом ПК.

Вендоры начнут обращать внимание на смежные сегменты, прежде всего, на периферию для ПК — принтеры или, например, на мониторы. Акценты уже начинают появляться, например, «Яндекс» продолжая развивать бренд Lunnen, именно сейчас дополнил его первой линейкой мониторов Ground. Сегмент мониторов тоже «в минусе», но пока ситуация на нем заметно лучше (—2% в натуральном выражении по результатам Q3 в сравнении Y2Y).

Однако общий объем сегмента периферии невелик, поэтому ситуация на нем только в некоторых пределах может компенсировать для рынка происходящее на рынке ПК.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News