16 февраля 2012 г.

КПМГ опубликовала результаты исследования среди руководителей финансовых подразделений ведущих мировых компаний потребительского сектора.

Несмотря на то, что в 2012 г. прогнозируется хоть и вялый, но рост выручки, почти четыре из десяти участников опроса, проведенного KPMG International, прогнозируют снижение выручки в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Тем не менее, многие из респондентов по-прежнему планируют инвестиции в новые рынки, продукты и мобильную коммерцию в целях увеличения доли на рынке.

Рынки США и Канады предлагают наилучшие возможности для роста
Даже несмотря на прогнозируемый медленный рост в США и Канаде, 43,6% респондентов полагают, что в ближайшие два года именно на рынках этих стран будут существовать наиболее оптимальные возможности для роста, а Китай и Бразилия будут занимать, соответственно, второе и третье место.

«Учитывая, что источником основной массы новых потребителей являются Азия и Индия, а доверие потребителей на развитых рынках весьма нестабильно, удивительно, что большинство респондентов во всем мире видят отличные возможности для роста на рынке Северной Америке, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», — отмечает Уилли Крух, руководитель Международной группы КПМГ по работе с компаниями потребительского сектора.

Несмотря на это, более двух третей респондентов сообщили о том, что за прошедший год бюджеты для подготовки к выходу на новые рынки выросли, причем более 80% опрошенных считают, что в долгосрочной перспективе успех компании будет определяться продажами продукции новым потребителям из средних слоев общества на быстрорастущих развивающихся рынках. Что же касается увеличения общих бюджетов этого года, то активнее всего этим планируют заниматься участники исследования из Азиатско-Тихоокеанского региона (44%), поскольку они заинтересованы в выходе на соседние рынки.

Даже в условиях умеренного оптимизма в отношении роста и расширения деятельности в числе наиболее серьезных угроз участники исследования по-прежнему называют неопределенные экономические перспективы (44%), политическую нестабильность (27%) и проблему государственных долгов (21%).

На развивающихся рынках наиболее перспективные стратегии связаны с разработкой новых видов продукции
В этом году основной задачей, предусмотренной стратегиями роста компаний, станет разработка новых видов продукции: более 40% респондентов в Северной и Латинской Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также странах Ближнего Востока и Африки заявили, что они будут адаптировать продукты, разработанные для внутренних рынков, к нуждам иностранных потребителей. Однако многие европейские компании не планируют вносить изменения в продукцию, предназначенную для продажи на других рынках, считая, что будет достаточно адаптировать лишь маркировку, упаковку и (или) инструкции.

«Очевидно, что общая цель респондентов – рост, а выбираемые компаниями стратегии зависят от зрелости конкретного рынка. Мы видим, что на развивающихся рынках наиболее перспективными считаются стратегии роста, предполагающие разработку новых видов продукции. Однако многие наши респонденты отмечают, что в любом случае необходимо соотносить планы роста с возможностями компании и учитывать ее готовность ждать того момента, когда инвестиции окупятся», – считает Уилли Крух.

Вопросы устойчивого развития
Компании начинают уделять все больше внимания вопросам устойчивого развития. Почти три четверти респондентов считают устойчивое развитие одним из инструментов для конкурентоспособного позиционирования товара на рынке, вывода новых продуктов на рынок и укрепления репутации бренда. Более того, более половины опрошенных отмечают, что соблюдение принципов устойчивого развития оказало положительное влияние на их операционные затраты, а в последнее время оно благоприятно сказывается также на продажах и рыночной стоимости.

Мобильные технологии как наиболее эффективный инструмент для увеличения продаж
В этом году более трети респондентов будут использовать для увеличения продаж мобильные технологии, которые по популярности обойдут и Интернет, и электронную коммерцию. Второе место в списке технологий, которые, по мнению компаний, будут оказывать положительное влияние на продажи, заняло управление взаимоотношениями с клиентами.

«Перспективы роста компаний потребительского сектора являются неоднородными, и этот год станет для них решающим, — считает Уилли Крух. — Вознаграждены будут усилия тех компаний, которые смогут определить правильное соотношение инвестиций в развитые и развивающиеся рынки, учтут сохраняющуюся чувствительность потребителей к ценам и поймут, какое большое значение по-прежнему имеет качество продукции и воспринимаемая ценность, а также локализация услуг».

Россия
При ранжировании наиболее потенциальных регионов для ожидаемого роста в течение двух лет в пользу России высказались 6,1% респондентов, США и Канада получили 43,6% респондентов, на втором месте Китай – 23,6 %, а на третьем Бразилия – 19,1%.  

Георгий Патарая, руководитель группы по работе с компаниями потребительского сектора, КПМГ в России и СНГ отметил: «Российский рынок товаров широкого потребления остается достаточно привлекательным регионом для зарубежных инвестиций. Среди факторов привлекательности респонденты называли емкость рынка, потенциал экономического роста, относительную стабильность покупательской способности населения и высокий интерес к новой продукции».

«По нашим наблюдениям, - добавляет Георгий Патарая, - конкуренция на российском рынке будет только усиливаться».

Большинство респондентов из России считают, что рост их выручки в 2012 году в среднем будет соответствовать росту отрасли в целом. Также 100% опрошенных не ожидают падения выручки по сравнению с показателями предыдущего года.

Среди тенденций, которые будут развиваться в ближайшее время, респонденты назвали использование мобильных технологий и управление взаимоотношений с клиентами (CRM), которые будут способствовать увеличению розничных продаж в течение ближайших двух лет.

Исследование показало, что в качестве основных источников риска для своего бизнеса на ближайшие два года компании, прежде всего, рассматривают политическую и экономическую нестабильность.

Источник: Пресс-служба компании КПМГ