С 26 по 30 апреля в Сочи проходила Всероссийская конференция «Информационная безопасность в условиях экономического кризиса» — «Инфофорум-Антикризис». Организаторы — Комитет Государственной Думы РФ по безопасности и противодействию коррупции и НП Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум». Лейтмотивом конференции стал поиск актуальных точек роста отрасли ИБ, которые могли бы способствовать ее развитию в условиях экономического кризиса.

Всего в работе форума приняли участие более 150 специалистов, включая ведущих экспертов в области информационной безопасности и ИКТ, представителей российских органов власти всех уровней, а также руководителей ведущих российских и зарубежных ИТ-компаний. В числе последних была и Эми Линь, вице-президент компании Huawei по связям с общественностью. Эми Линь пришла в компанию в 1997 г. и восемь лет проработала в странах СНГ и Восточной Европы. На протяжении полутора десятков лет она занимала различные руководящие должности, такие как заместитель главы офиса компании в Москве, вице-президент региона стран СНГ, вице-президент региона Китай, вице-президент по связям с общественностью.

Эми Линь ответила на ряд вопросов CRN/RE, связанных как с самим «Инфофорумом-Антикризис», так и с ключевыми особенностями деятельности Huawei на глобальном рынке и в России.

CRN/RE: "Инфофорум" имеет большое значение для российской отрасли ИКТ. Чем это мероприятие привлекает Huawei и в какой степени оно связано с развитием российского бизнеса компании? Какие важные соглашения были подписаны в ходе «Инфофорума»?

Эми Линь: Наша компания традиционно выступает партнером и активным участником «Инфофорума». Вопросы и задачи, на которые здесь пытаются найти ответы и решения, созвучны с задачами Huawei по обеспечению информационной и кибербезопасности. Острейшие вопросы кибербезопасности невозможно решить поодиночке: только объединившись, можно достичь успеха. Это относится и к частным, и к государственным организациям, а также к регулирующим органам и организациям, отвечающим за стандарты.

Huawei — один из ведущих поставщиков инфокоммуникационных решений, и обеспечение стабильной, надежной и безопасной работы сетей связи для наших заказчиков — безусловный приоритет компании не только в России, но и во всем мире. Мы стараемся анализировать мировой опыт и находить ему применение в разных странах. Huawei регулярно публикует официальные документы по вопросам кибербезопасности для своих клиентов и других участников экосистемы ИКТ. Выпущено третье издание официального документа Huawei по вопросам кибербезопасности: в конце 2014 г. увидели свет «100 вопросов по информационной безопасности к поставщику технологий». Это список из 100 вопросов, которые необходимо задать поставщику ИКТ для того, чтобы оценить уровень его компетенции в области кибербезопасности. Для разработки документа компания проанализировала опыт клиентов по всему миру, а также собственные наработки.

«Инфофорум» — это уникальная площадка, в течение нескольких лет мы выступали здесь, рассказывая о своем видении проблем кибербезопасности.

В этом году мы перешли от слов к делу: подписано соглашение с Фондом поддержки информационной и технологической независимости («Инфофондом») о проведении совместных мероприятий в области подготовки специалистов по ИКТ и информационной безопасности. Цель данной программы — повышение квалификации работающих в этих сферах. Для этого группа молодых специалистов пройдет специальный курс обучения новейшим ИКТ в штаб-квартире нашей компании в Шэньчжэне. Уверена, что их участие в программе будет способствовать укреплению безопасности и стабильности в цифровой среде.

CRN/RE: Какое значение придает Huawei информационной безопасности своих продуктов и разработок, какие средства вкладывает в это направление в глобальном масштабе?

Э. Л.: Информационная безопасность занимает ключевое место в стратегии Huawei. Основываясь на открытом, прозрачном и добросовестном подходе к кибербезопасности, мы приветствуем совместную работу с правительственными органами, заказчиками и партнерами с целью противостояния угрозам. Наша приверженность кибербезопасности будет всегда иметь приоритет над коммерческими интересами.

Что касается продуктов и разработок, то Huawei создала замкнутый круг проверки с целью улучшения технологий, знаний, квалификации сотрудников и процессов, а стратегия кибербезопасности встроена во все, что мы делаем, включая управление, аудит, процессы, политики, процедуры, стандарты. Так, тестирование на безопасность продуктов осуществляется во внутренних и внешних лабораториях, в том числе независимых. Наши клиенты могут дополнительно проводить экспертизы продуктов.

Кроме того, наша компания работает в полном соответствии с законодательством стран присутствия, и мы приветствуем открытое сотрудничество с органами, участвующими в процессе подтверждения соответствия оборудования всем необходимым стандартам и требованиям.

В ходе создания решений Huawei особое внимание уделяется обеспечению кибербезопасности на всех этапах жизненного цикла продукта, от концепта до эксплуатации у клиента. Мы руководствуемся принципом secure-by-design, когда требования по ИБ применяются к продукту на этапе концепта (проактивный подход). Этот подход и есть залог безопасных коммуникаций.

Huawei инвестирует в исследования и разработки более 10% доходов, ощутимая часть расходуется на темы, связанные с кибербезопасностью. Это помогает добиться конкурентного преимущества наших решений. Также мы уделяем много внимания обучению персонала, чтобы вопросы безопасности были всегда в центре внимания любого сотрудника.

CRN/RE: Серьезный вклад в разработку Интернета вещей, сетей 5G, омнимедиа и прочих новейших концепций ИКТ внесут завтра инженеры и программисты, которые сегодня только обучаются. Каким Huawei видит современное и перспективное ИКТ-образование? Какие проекты в этом отношении развивает — в Китае, в России, по всему миру?

Э. Л.: Действительно, образование — это основа отрасли, драйвер ее развития по всему миру. В странах присутствия Huawei старается внести свой вклад в повышение образовательного уровня, это благоприятно отражается на развитии ИКТ-отрасли. Мы давно и успешно развиваем программу Seeds for the Future во многих странах мира, включая Великобританию, Францию, Италию, Японию, Малайзию, Сингапур и др. В ней принимают участие ведущие университеты, обучение уже прошли более 1 тыс. человек. В России программа реализуется с 2012 г. Группы студентов, преподавателей и молодых специалистов проходят обучение по актуальным направлениям отрасли ИКТ в штаб-квартире компании в Шэньчжэне (Китай). Полученные знания и навыки помогают студентам определиться с будущей специализацией и повышают востребованность выпускников на рынке труда.

Кроме программы Seeds for the Future в 2013 г. мы открыли в России Сетевые академии Huawei: в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) и СПбГУТ. В этих академиях студенты старших курсов и аспиранты проходят обучение по широкому спектру актуальных отраслевых стандартов и технологий с применением современного оборудования, а также имеют возможность получить международный сертификат Huawei. Такая практика обучения повышает заинтересованность учащихся и делает вуз привлекательным для будущих абитуриентов и партнеров.

Кроме того, Huawei проводит и поддерживает специальные интеллектуальные соревнования для студентов. Среди них олимпиада «Инфотелеком» в СПбГУТ, конкурс «ИТ-планета». В этом году мы организуем большие соревнования Honor Cup.

CRN/RE: В чем, по вашему мнению, главное отличие российских ИКТ-специалистов от тех, с которыми Huawei сотрудничает в других странах? Действительно ли существует объективная специфика программистских и инженерных школ в различных странах и если да, то как ее учитывает компания, выстраивая свой бизнес?

Э. Л.: Принцип Huawei — использовать глобальные знания и компетенции для локального развития. Мы открыли 16 центров исследований и разработок по всему миру, создали комфортные рабочие места для научных работников, помогая им раскрыть профессиональный потенциал. Например, недавно открытый научный центр в Левене, Бельгия, будет заниматься сетевыми технологиями следующего поколения, R&D. В Бангалоре, Индия, научные исследования и разработки ведутся в области IP, BSS/OSS, а также мобильных устройств. То есть ученые находят применение своим знаниям там, где они живут, а результаты их работы используются по всему миру, приносят пользу всей отрасли.

Россия всегда отличалась талантливыми людьми. Я восемь лет проработала в российском офисе Huawei и могу высоко оценить уровень местных специалистов. Россияне показывают прекрасные результаты в фундаментальных дисциплинах: физические науки, математика, алгоритмы и др. Наше главное конкурентное преимущество состоит в том, что мы уделяем большое внимание исследованиям и разработкам, причем максимальное — как раз фундаментальным технологиям. Если представить различные направления исследований в области ИКТ в качестве айсберга, то важнейшей нам кажется его подводная часть — фундаментальные технологии. Потенциал России в этой области очень высок, Huawei старается внести свой вклад в его реализацию. В частности, одним из направлений работы московского центра исследований и разработок стали математические модели и алгоритмы.

CRN/RE: Долгое время локомотивами ИКТ-рынка выступали классические компьютеры и серверы; сегодня важную роль играют цифровая телеком-индустрия, сегмент смартфонов и облачные технологии. Какие направления развития Huawei рассматривает в качестве наиболее перспективных в ближайшие годы?

Э. Л.: По прогнозам экспертов, к 2025 г. в мире будут действовать 100 миллиардов соединений: между людьми и устройствами, также устройства будут обмениваться информацией между собой. В современном мире наблюдается тенденция объединения ИТ-решений и телекоммуникационных сервисов, перехода от операторских услуг к использованию облачных технологий. ИКТ кардинально изменили структуру деятельности операторов связи и предприятий, вызывая появление инновационных бизнес-моделей. Поэтому Huawei делает ставку на информационные технологии как на важную составляющую будущей конвергентной индустрии ИКТ. Сейчас Huawei стала не просто поставщиком решений для операторов связи, но также разрабатывает ИТ-решения, продукты для корпоративного рынка и мобильные устройства.

Линейка ИТ-решений Huawei делится на три основных направления: системы хранения, решения для облачных вычислений и для дата-центров.

Также мы пересмотрели стратегию нашего подразделения операторских решений. Если раньше продукты имели приоритет перед услугами, то сейчас оба направления имеют равное значение. Наша цель — стратегическое партнерство с операторами для последующего перевода всех операций в интернет-среду.

Причем мы не только создаем передовые ИКТ-решения, но и вносим свой вклад в развитие всей экосистемы. Huawei является членом 170 организаций, отвечающих за стандарты, занимая 185 руководящих позиций. Мы внесли более 5 тыс. предложений по различным стандартам. Например, с 2010 г. Huawei получила самое большое число патентов на технологии LTE/LTE-A. 466 предложений стали стандартами в этой области. С 2009 г. мы начали инвестировать в технологии 5G, к 2018 г. они составят 600 млн. долл.

CRN/RE: Какие компании окажутся на этих направлениях вашими конкурентами? Каким образом Huawei намерена отстаивать и расширять свою рыночную долю в каждой из этих областей?

Э. Л.: У нас много конкурентов, мы приветствуем здоровую конкуренцию — это залог успеха развития отрасли. Но одним из преимуществ нашей компании является то, что мы можем предложить заказчику уникальную по своей широте, качеству и функциональности линейку решений. То есть в отличие от многих других вендоров мы остаемся ведущими производителями сразу в нескольких сферах: IP, ИТ, беспроводная связь и т. д. Мы можем предложить комплексное решение собственного производства, соответствующее самым разнообразным требованиям заказчика, то есть «закрыть» любую нишу рынка ИКТ.

CRN/RE: Макроэкономическая ситуация в мире сегодня выглядит достаточно оптимистичной, тогда как Россия испытывает определенные трудности в силу известных политико-экономических причин. Однако у вас уже есть опыт работы на нашем рынке в непростые годы, особенно в начале 2000-х. Как Huawei оценивает нынешние перспективы российской экономики и, в частности, информационно-коммуникационной отрасли? В чем принципиальное отличие сегодняшней ситуации от кризиса начала 2000-х? Какие возможности компания видит теперь для себя на нашем рынке?

Э. Л.: Российский офис компании Huawei стал первым международным подразделением компании, мы работаем здесь с 1997 г. Внешняя ситуация, конечно, влияет на бизнес компании, но как бы ни складывались обстоятельства, у нас есть обязательства перед клиентами и партнерами, мы стараемся искать и находить новые возможности для развития. За прошедшие годы российский рынок стал более зрелым, компания также изменилась: стала поставщиком не только телеком-, но и ИТ-решений, начала выпускать мобильные устройства под собственным брендом. Нам есть что предложить заказчику из самых разных отраслей, кроме того, мы предоставляем решение, которое принесет ему успех в бизнесе, повысит его эффективность и снизит затраты, что очень важно в условиях экономической нестабильности.

Мы верим в потенциал российского рынка, выполняем все обязательства перед клиентами, активно развиваем разные направления бизнеса в России.