В мае аналитическая компания IDC распространила информацию о том, что, по ее данным в I квартале 2005 г., поставки принтеров в Россию сократились на 20% (в штучном выражении) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, утверждают аналитики, продажи монохромных лазерных принтеров упали на 7%, а струйных — на 33%. В то же время поставки цветных лазерных принтеров выросли более чем в два раза. Общий объем рынка принтеров в I квартале составил примерно 785 тыс. шт.

Комментируя эти результаты, аналитики отмечают несколько факторов.

Во-первых, сохраняется тенденция замещения лазерных и струйных принтеров многофункциональными устройствами. Как сообщает IDC, объем российского рынка МФУ в I квартале 2005 г. увеличился на 124% по сравнению с I кварталом 2004 г.

Во-вторых, снижалось количество поставок прежде всего недорогих массовых моделей. Особенно это заметно в сегменте струйных принтеров стоимостью до 100 долл., где спад составил почти 42%.

Аналитики объясняют это тем, что пользователи стали все чаще отдавать предпочтение более дорогим устройствам. Например, продажи струйных принтеров в ценовом сегменте 100—199 долл. выросли более чем на 70%.

В-третьих, определенное влияние оказали длительные «новогодние каникулы», которые привели к перераспределению расходов домашних пользователей, что сказалось на продаже, в частности, принтеров.

В-четвертых, оказала влияние конъюнктура валютного рынка. Как отмечают в IDC, несмотря на то, что в I квартале, как правило, происходит некоторое снижение цен, в 2005 г. этого не наблюдалось. Скорее наоборот — из-за стабильно высокого курса евро средние цены принтеров, в том числе и недорогих, выросли.

Кроме того, аналитики отмечают, что в той или иной степени на результаты I квартала повлияли такие факторы, как снижение маркетинговой активности и инвестиций вендоров; непоследовательные действия некоторых поставщиков в работе с каналом, задержки поставок и рост «серого» импорта.

Стоит отметить, что результаты I квартала не радуют участников ИТ-рынка уже не первый год. Но прежде падение продаж происходило, как правило, под влиянием внешних факторов (в первую очередь таможни). В этом году, на первый взгляд, влияние таких факторов было несущественным.

Почувствовали ли вендоры падение продаж? Мнения компаний разделились в зависимости от спектра поставляемого оборудования и от того, на какой сегмент покупателей оно рассчитано.

Так, по словам Натальи Орловой, руководителя департамента дистрибуции московского представительства Lexmark, сейчас уже впору говорить о сокращении поставок в первом полугодии 2005 г. «В связи с падением продаж дистрибьюторы боятся затаривать склады. И это характерно не только для рынка принтеров», — отмечает она.

А Евгений Данилов, специалист по маркетингу московского представительства Brother International, пояснил, что его компании сложно оценить, насколько сократились поставки на рынке принтеров: «Мы продали все, что смогли поставить. Более того, апрель для нас стал рекордным по объемам продаж монохромных лазерных принтеров».

Константин Макаренков, менеджер московского представительства НР по продвижению корпоративных устройств печати, отмечает некоторое сокращение продаж этих устройств. Но затрудняется сказать, почему это произошло: «Нужно оценивать много факторов, большинство которых лежат вне ИТ-рынка: состояние экономики, государственная политика и т. п.». В НР отмечают еще одну тенденцию: сейчас многие заказчики предпочитают приобретать персональные устройства, характеристики которых приближаются к корпоративным моделям начального уровня.

В то же время в компании Lexmark особого «проседания» рынка в корпоративном сегменте не заметили. «Правда, мы не работаем там достаточно активно», — признает Орлова.

Говоря о сегменте SOHO и домашних пользователях, вендоры высказывают мнение, что произошло определенное насыщение рынка. Те, кто хотел купить принтер, уже сделали это. А семей, которые считают нужным иметь несколько устройств печати, не так много даже в Москве.

Что ждет рынок принтеров в дальнейшем? Суммируя мнения ряда игроков, можно сделать вывод: все рассчитывают, что второе полугодие расставит все по своим местам и неудачи начала года не сильно скажутся на его результатах. А некоторые говорят даже о формировании сейчас некоторого отложенного спроса, который «сыграет» в III и IV кварталах.

Аналитики также выражают оптимизм. Так, по мнению Александра Голощапова из IDC, спад продаж в I квартале будет компенсирован за счет усиления маркетинговой активности вендоров, дальнейшего снижения цен и улучшения технических характеристик устройств. Свою лепту внесут также рост установленной базы домашних ПК и увеличение продаж цифровых фотоаппаратов, что повысит спрос на принтеры для домашнего пользования.
Кроме того, в IDC отмечают благоприятное влияние на рынок продолжающегося роста экономики, в частности развития малого бизнеса, активизации процессов обновления ИТ-инфраструктуры естественных монополий и государственных организаций.