Прошедшая в конце мая выставка-конференция DOCFLOW’2005, организованная компанией ABBYY, в которой приняли участие около 60 фирм, продемонстрировала неослабевающий интерес к системам электронного документооборота (СЭД) как со стороны заказчиков, так и со стороны компаний-интеграторов.

Что же представляет собой сейчас отечественный рынок СЭД, каковы его объем и темпы роста? В каком направлении он меняется? Эти вопросы мы задавали многим участникам DOCFLOW’2005.

Темпы роста в 2004 г. разные игроки оценивают в очень широком диапазоне — от 20 до 125%. Прогнозы на 2005 г. расходятся еще больше — от 20 до 150%. Вместе с тем в большинстве компаний (интеграторы и разработчики СЭД) считают, что наиболее реалистичная цифра в прошлом и в текущем году — 50%. Нет единого мнения у участников рынка СЭД и по поводу его объема в 2004 г.: назывались цифры от 20 до 300 млн. долл. Количество игроков этого рынка оценивается от трех десятков до сотни, а число представленных продуктов — около 30.

Как отметил Валерий Карабутов, заместитель генерального директора компании ЛАНИТ, руководитель департамента систем управления документами, если на западном рынке соотношение объемов секторов ERP и СЭД составляет приблизительно 1:2, то на российском — около 5:1. Если считать (основываясь на данных IDC), что в 2004 г. объем российского рынка систем ERP не превышал 200 млн. долл., то получается, что объем рынка СЭД не мог быть больше 40 млн. долл. Что касается соотношения секторов ERP и СЭД как 5:1, то, по мнению Карабутова, оно сохранится еще долго, так как внедрение СЭД станет экономически эффективным только тогда, когда заметно возрастет стоимость труда персонала, занятого в сфере управления.

По словам Антона Циценко, президента компании «Систематика», в бизнесе крупных системных интеграторов доля доходов от внедрения СЭД пока невелика, всего несколько процентов, но компании продолжают заниматься данным направлением, поскольку считают, что оно станет прибыльным через три-пять лет.

Однако долгосрочные прогнозы развития рынка СЭД неоднозначны. Александр Громов, генеральный директор фирмы Converа, говорит, что нынешний год будет последним со столь высокими показателями роста: уже в 2006 г. они упадут до 30%, а затем и до 10—15% в год. По другим прогнозам, еще два-три года рост будет составлять не менее 50%.

Куда ветер дует?

Сегодня сектор СЭД переходит от решения мелких и частных задач к задачам сложным и комплексным, от автоматизации работы канцелярии — к интеграционным решениям, от отдельных продуктов — к более широкому использованию платформ. По мнению руководителей ряда компаний-интеграторов, этот процесс будет сопровождаться увеличением доли систем Hummingbird, Documentum и решений IBM. Эту тенденцию уловили практически все ведущие отечественные интеграторы и поспешили подписать соответствующие партнерские соглашения. Западные вендоры предлагают отработанные методики и стандартные процедуры, и их берут на вооружение отечественные игроки, считает Михаил Писарев, директор по развитию бизнеса «Hummingbird СНГ».

Отмечая смещение фокуса в сторону управления интеллектуальными активами, директор департамента СУИ (системы управления информацией) компании «Систематика» Вадим Злобин подчеркивает, что хотя российские продукты лучше учитывают требования российского документооборота, функциональность большинства из них обеспечивает лишь решение задач делопроизводства. Комплексные системы не востребованы, поскольку крупных проектов — считанные единицы.

Переход от «точечных» решений к комплексным отмечает и Андрей Акопянц, директор по маркетингу компании «Электронные офисные системы» (ЭОС). В качестве примера он приводит системы автоматизации банков и их филиалов, федеральные ГАС «Выборы» и ГАС «Правосудие», комплексные программы автоматизации органов власти в регионах. Акопянц полагает, что реальное использование «электронного документооборота» и ЭЦП уже началось.

По мере внедрения ERP- и CRM-систем будет расти и интерес к интеграции их с СЭД. Валерий Львов, руководитель отдела продаж СЭД компании «Оптима-интеграция», считает, что эта задача уже актуальна, причем именно СЭД становится интегрирующей системой. Для территориально распределенных предприятий эта система должна обеспечивать обмен информацией, даже если в филиалах используются системы разного класса.

Михаил Писарев предсказывает дальнейшую сегментацию рынка СЭД: крупным заказчикам нужны комплексные системы, а небольшие компании требуют как можно более «коробочных» продуктов для решений конкретных бизнес-задач. Есть еще средние компании со слабо формализованными процессами постановки задач, выбора ПО и его внедрения. «Именно в последней группе самый высокий процент попыток внедрения «новых русских» систем», — замечает Писарев. Он полагает, что число игроков на рынке СЭД будет уменьшаться, поскольку главное требование клиентов — продемонстрировать работающую систему — ограничивает возможности появления новых или развитие малоуспешных решений, и ведущие компании будут с годами занимать все большую долю рынка.

С точки зрения Андрея Трещука, директора по развитию бизнеса компании «ТерраЛинк», западные разработки найдут применение у «богатых» клиентов в секторах добычи металлургии, добычи и переработки нефтепродуктов, на крупных предприятиях. Компании из других секторов будут приобретать более дешевые отечественные системы, в первую очередь ориентированные на «классический документооборот», то есть делопроизводство. «Сильные региональные интеграторы могут появиться на Урале, в Поволжье, в некоторых других регионах», — считает он.

Прогнозирует вытеснение мелких поставщиков решений и Андрей Линев, генеральный директор компании «ИнтерТраст». «В первую очередь это произойдет в регионах, — подчеркивает он. — В скором будущем проекты по внедрению систем автоматизации делопроизводства (АД) и СЭД станут крупнее». Он предсказывает «некоторое временное усиление» позиций компаний, работающих на технологиях Microsoft, но не благодаря качеству решений, а вследствие маркетингового давления на рынок со стороны этого вендора. По мнению Линева, неминуем постепенный уход с рынка поставщиков «экзотических технологий и продуктов». Останутся лишь IBM, Microsoft и Documentum, а также компании, предлагающие прикладные решения на основе их технологий.

С системами документооборота тесно связано создание электронных архивов. Последние могут быть частью СЭД, а могут быть и независимыми. Развитие рынка архивации и потокового ввода документов стимулируется развитием банковского сектора, прежде всего банковских услуг для частных лиц, внедрением на промышленных предприятиях и в проектных организациях CAD/CAM-систем, а также накоплением электронных документов, часто не имеющих бумажных аналогов.

В то же время в компании ЛАНИТ отмечают, что растет лишь интерес к электронным архивам, но не число проектов. Как говорит Олег Коробов, руководитель проектов ЛАНИТ, пока реально действующих или создаваемых систем со специфическими архивными функциями в России очень мало, однако в ближайшие два-три года их станет значительно больше. Пока развитие этого сегмента рынка сдерживается высокой стоимостью проектов (в среднем не менее 200 тыс. долл.) и отсутствием норм, регламентирующих работу с электронными документами, в том числе определяющих правила их хранения и передачи в государственные архивы.

Внедрение СЭД — ставка на партнеров

Конкуренция между отечественными и западными СЭД напоминает расстановку сил в секторе ERP-систем. Западное ПО продвигается, как правило, крупными компаниями, обладающими большим маркетинговым потенциалом и стремящимися быстро развить в России партнерские сети. Однако западные вендоры предлагают лишь платформы, на базе которых нужно строить конкретные решения, что требует от заказчиков существенных затрат, а также пересмотра и, возможно, изменения их бизнес-процессов. Российские разработки дешевле, некоторые из них значительно ближе к законченным решениям, учтена специфика отечественного делопроизводства, и разработчики готовы в максимальной степени учесть пожелания клиентов. Как и отечественные производители ERP-систем, наши разработчики СЭД пытаются строить партнерские сети, продолжая самостоятельно продавать и внедрять свои продукты.

Но в отношениях с партнерами наметились некоторые сдвиги. Так, компания Digital Design из Санкт-Петербурга решила разделить бизнесы, связанные с созданием ПО и его продвижением через партнерскую сеть. Разработки продолжит дочерняя фирма DocsVision, а Digital Design будет заниматься только продажами и внедрением. Сейчас у DocsVision два десятка партнеров, на счету у каждого один-два проекта. Руководители DocsVision уверены, что примерно так же обстоят дела и у других отечественных разработчиков. Владимир Андреев, генеральный директор DocsVision, видит три группы возможных партнеров: крупные интеграторы, которым система DocsVision нужна для заполнения определенной ниши в наборе внедряемого ПО; сильные региональные компании, постоянные клиенты которых заинтересованы во внедрении СЭД; и консалтинговые фирмы, которые могли бы не столько сами внедрять, а скорее предлагать продукт клиентам в ходе реструктуризации бизнес-процессов.

На выставке DOCFLOW’2005 было подписано соглашение между DocsVision и консалтинговой группой «Термика». Сообщается, что на первом этапе сотрудничества партнеры планируют сосредоточиться на работе с органами государственной власти, а таких клиентов у «Термики» немало.

Активно ищет партнеров и Directum. Эта компания из Ижевска с общим числом сотрудников немногим более сотни только пару лет работает на рынке СЭД, продвигая собственный продукт. Он ориентирован на мелких и средних клиентов, но в некоторых проектах автоматизировано более 150 рабочих мест. Планируется увеличить эту цифру до 600.

Для компании ЭОС текущий год должен стать этапным в развитии партнерской сети, надеется Андрей Акопянц. Он говорит: «Впервые мы не просто даем партнерам право продавать наши продукты, но и будем отдавать им проекты по внедрению систем в регионах и обучению пользователей в рамках нескольких федеральных программ, в которых мы принимаем участие».

Как рассказывает Валерий Львов, «Оптима-интеграция» имеет партнерскую сеть, которая покрывает 19 регионов России. Число партнеров постоянно увеличивается, официально авторизовано 26 компаний. «Каждый наш крупный партнер в среднем выполняет один проект в квартал, — говорит Львов, — а в работе у него постоянно находятся два и более проектов. Система OPTiMA-WorkFlow ориентирована на средние и крупные предприятия. Средний проект предусматривает автоматизацию около 30 рабочих мест».

Хотя размеры и суть проектов, реализуемых на базе системы LanDocs, предполагают работу с крупными заказчиками и преимущественно своими силами, тем не менее в ЛАНИТ ставят целью существенно увеличить долю проектов, выполняемых партнерами. Недавно в структуре департамента систем управления документами ЛАНИТ образована специальная группа для усиления работы с партнерской сетью. Сейчас активных партнеров по LanDocs больше десяти.