Стремительное развитие Интернета вывело компанию EMC на передовые позиции на рынке ИТ. Аналитики отмечали ее как одну из ведущих наряду с Cisco Systems, Oracle и Sun Microsystems. Но крушение мифа Интернет-коммерции ухудшило положение EMC, доходы которой к 2002 г. сократились почти вдвое. Тем не менее компания нашла в себе силы для внутренней перестройки, что позволило не только вернуть потерянные позиции, но и продолжить завоевание новых сегментов рынка.

«Если раньше EMC знали как производителя систем хранения данных (СХД), то начиная с 2002 г. мы поставили себе цель стать разработчиком и поставщиком решений в рамках единой архитектуры для управления информационными ресурсами заказчиков. Это даст нашим клиентам возможность получать от одного производителя полный спектр продуктов и услуг, достигая максимальной экономии затрат и обеспечивая наиболее эффективное использование информации для реализации бизнес-процессов», — заявила Сабрин Кронин, менеджер по представлению продуктов ЕМС.

Пять лет назад компания пошла по пути приобретения других фирм, что позволило ей радикально расширить портфель предложений в области хранения данных. Так, в 2003 г. ЕМС приобрела Legato, дополнившую ПО ЕМС системой резервного копирования, восстановления данных и архивирования баз данных, Documentum, на основе разработок которой ЕМС выпустила спектр решений в области управления неструктурированной информацией, и VMware, известную своей технологией виртуализации серверов. В прошлом году ЕМС приобрела Dantz Development, ПО которой расширило набор решений резервного копирования и восстановления данных, ориентированных на использование в компаниях среднего и малого бизнеса (СМБ).

Обращает на себя внимание тот факт, что ЕМС сосредоточилась на приобретении компаний — разработчиков ПО, придавая программным решениям все больше значения в своей стратегии перехода к управлению информацией и информационной инфраструктурой предприятий. Доля аппаратных средств в общем объеме продаж компании по-прежнему составляет значительную часть (46% в I квартале 2005 г.), однако имеет тенденцию к уменьшению. ПО занимает в бизнесе EMC 37%, услуги — 17%, но по темпам роста продаж (23 и 26% соответственно) они обгоняют продажи аппаратного обеспечения (прирост 15%). По-видимому, избранная руководством ЕМС стратегия себя оправдывает — по данным аналитиков First Call и IDC, компания продемонстрировала в 2004 г. наивысшие темпы роста (32%) среди 10 крупнейших производителей на рынке ИТ.

Продолжая политику объединения в рамках предлагаемых решений передовых технологий сетевого хранения данных, СХД и ПО, ЕМС в 2005 г. приобрела три компании: Maranti Networks, Rainfinity и Smarts (Systems Management ARTS). Первые две разработали ПО виртуализации для использования в системах хранения в архитектуре SAN и NAS, а третья создала ПО InCharge, которое позволяет автоматизировать процессы слежения за состоянием сетей, серверов и приложений в реальном масштабе времени и выявлять возникающие отказы и узкие места в инфраструктуре ИТ.

Эти приобретения хорошо иллюстрируют взгляды компании на трансформацию СХД. По мнению ЕМС, заказчики могут извлечь максимальную отдачу от использования своих информационных активов, применяя решения, в основе которых лежит стратегия управления информацией на протяжении ее жизненного цикла (Information Lifecycle Management, ILM). Эта стратегия предусматривает непрерывное слежение за хранимыми массивами информации, определение ценности тех или иных данных для бизнеса и перемещение теряющей актуальность информации на более экономичные СХД. При этом, как считают руководители ЕМС, в активе компании должны быть инструменты, которые могли бы контролировать состояние всей информационной инфраструктуры (ПО Smarts InCharge) и использовать на всех ее уровнях технологию виртуализации (ПО VMware, Maranti Networks, Rainfinity). Хотя стоит отметить, что стремление расширить свой инструментарий управления инфраструктурой ИТ приведет к жесткому столкновению ЕМС с Computer Associates, IBM и Hewlett-Packard — ведущими поставщиками систем управления компьютерными системами.

Руководители компании уверены, что стратегия ILM в интерпретации ЕМС позволяет заказчикам в условиях непрерывного роста объемов подлежащих хранению данных обеспечить эффективное управление информацией без потери ее ценности для бизнеса и снизить эксплуатационные затраты на хранение. «Мы стремимся создать комплексы программно-аппаратных средств и услуг, которые помогли бы сделать проще процессы хранения информации и доступа к ней всем нашим заказчикам», — подчеркнула Сабрин Кронин. Если в начале десятилетия ЕМС ориентировалась на поставку СХД крупным корпоративным заказчикам, с которыми работала напрямую, то в настоящее время ею разработаны решения, предназначенные для использования в компаниях СМБ. Такие решения компания предлагает клиентам через локальных партнеров. К числу поставляемых систем, в частности, относятся решения по консолидации информационных ресурсов, их защите, резервному копированию, восстановлению и архивированию (Backup, Restore and Archive, BURA).

Хотя ленточные накопители и библиотеки остаются наиболее дешевыми и часто используемыми средствами для резервного копирования и архивирования данных, разработчики ЕМС, ссылаясь на данные аналитиков, подчеркивают их низкую надежность и возникающий при этом риск потери информации из-за отказов носителей. Так, по данным Meta Group и Forrester Research, процессы BURA занимают до 60—75% времени персонала ИТ на управление хранением, но при этом в 5—20% случаев наблюдаются отказы ленточных устройств.

Для реализации процессов BURA ЕМС предложила нетрадиционный подход, основанный на стратегии ILM, — постоянно извлекать из системы резервирования данных наиболее ценную информацию и перемещать ее в архив, что позволяет сократить время на копирование и восстановление данных и повысить сохранность информации. На основе этого подхода компания предложила несколько решений BURA: для распределенных по ЛВС СХД — системы NAS Celerra серии NS, для централизованного резервирования в сетях SAN — дисковые массивы CLARiiON серии CX, а также дисковые библиотеки CLARiiON, которые пригодны для применения в обоих видах инфраструктуры ИТ. Для снижения стоимости в СХД Celerra и CLARiiON используются недорогие жесткие диски с интерфейсом АТА. В состав решений включен комплект ПО, предназначенного для копирования и архивирования электронной почты (EmailXtender), файловых систем (DiskXtender) и баз данных (DatabaseXtender).

Проведенное тестирование показало, что применение дисковых массивов взамен ленточных накопителей позволило ускорить резервное копирование сообщений сервера Exchange 2003 на 30—60%, а время восстановления на 90%. Применяя эти решения, заказчики могут уменьшить потребности в объемах СХД для хранения резервных копий на 70% и снизить совокупную стоимость владения ею на 30% за счет экономии на эксплуатационных затратах и уменьшения потерь времени у администраторов ИТ.

Для крупных корпоративных заказчиков, обладающих развитой инфраструктурой с сотнями серверов и СХД, ЕМС разработала и выпустила программно-аппаратный комплекс Invista, который позволяет создавать виртуальные сетевые массивы данных и перемещать их по гетерогенной системе СХД в сети без перерывов в работе приложений, использующих эти данные. «Invista — это еще один сервис, который ЕМС разработала для создания единой архитектуры управления информационной инфраструктурой, отвечающей стратегии ILM», — сказала Сабрин Кронин.

Понимая сложность использования многочисленных инструментов для управления информацией в рамках стратегии ILM, производитель предлагает клиентам набор услуг и сервисов в области консалтинга, проектирования, внедрения, тестирования, обслуживания и планирования дальнейшего развития поставляемых им решений в области хранения информации.

Правда, в России, как пояснил Игорь Корнетов, технический консультант ЕМС, компания пока не готова оказывать полный спектр услуг и сервисов, в частности услуг по удаленному управлению СХД и информационными ресурсами. Здесь специалисты российского представительства компании совместно с сертифицированными сотрудниками партнерских фирм оказывают заказчикам услуги консалтинга, проектирования и внедрения решений ЕМС, а также техническую поддержку при возникновении нештатных ситуаций. Но, оценивая большой потенциал отечественного рынка и высокие темпы роста продаж СХД, поставщик в этом году намерен увеличить штат консультантов и специалистов по предпродажной подготовке решений: с двух до пяти-семи человек.