Сюрпризы, как известно, бывают разные: приятные и не очень. А бывают и такие, как Федеральный закон РФ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», именуемый в просторечии 94-ФЗ.
Тема госзакупок возникла не вчера. Последние 10 лет постоянно поднимался вопрос «улучшения удовлетворения потребностей государства и муниципалитетов в товарах и услугах лучшего качества с наименьшими затратами». Вот и выходит, что закона, обеспечивающего защиту интересов как госзаказчиков, так и поставщиков товаров и услуг, ждали давно.
Ведь как утверждают игроки ИТ-рынка, до его принятия недостатки и несостыковки законодательства в области госзакупок либо были причиной неправильного размещения заказа (исключительно «по неграмотности»), либо использовались для «дополнительного стимулирования ряда госчиновников» (ну это, как вы понимаете, уже «по грамотности»). Много говорилось о том, что не прописано, упущено или просто плохо. Начиная с 2000 г. постоянно поднимался вопрос о необходимости принятия нового закона, но до конца 2004 г. мало кто верил, что он действительно появится. Говорят, в 2004 г. России «прозрачно намекнули», что для успешного вступления в ВТО наша страна должна открыть свой рынок госзакупок для нерезидентов (что не было предусмотрено прежним законодательством). Ну тут уж никуда не денешься, поэтому новый закон быстро написали и приняли. Действительно, быстро. Уже 8 июля 2005 г. документ был принят Государственной думой. Правда, уже после этого в него несколько раз вносились изменения (последние — 31 декабря 2005 г.), но с 1 января 2006 г. 94-ФЗ вступил в силу. Вот тут-то и начались сюрпризы. И самым большим из них как для продавцов, так и для покупателей стало его содержание: те правила, по которым предписывалось жить и работать, начиная с Нового года.
Наивные заказчики и поставщики думали, что в законе будут исправлены все недостатки, огрехи и пробелы прежнего законодательства, а также учтен практический опыт, накопленный аж с 1997 г. Ведь на протяжении всего этого времени госструктуры что-то закупали, а участники рынка это что-то им продавали. А значит, и процедуры этих «поставок» уже сложились, и решение спорных вопросов за 10 лет уже было найдено.
Конечно, покупатели втайне надеялись, что законодатель подумает именно о них: надо же родному государству дать возможность бюджетные средства экономить. Продавцы ждали, а вдруг закон их интересы защищать будет: ведь о том, что надо цивилизованный рынок строить, говорят у нас и много, и с высоких трибун. Но после принятия документа и у тех и у других возник один и тот же вопрос: «А думал ли законодатель вообще хоть о ком-то?».
Как уже говорилось выше, основная проблема, которая существовала до вступления в силу 94-ФЗ, — хорошо удобренная почва для процветания коррупции. Теперь почти все закупки должны осуществляться по новым правилам — на открытых торгах, а право оказать платные услуги государству бизнес должен завоевать на открытом конкурсе. На новый закон возлагались большие надежды: он мог бы положить конец «откатам» и взяткам российских чиновников. Похвально, особенно если учесть, что в 2006 г. на государственные закупки из бюджета планировалось выделить более 1 трлн. руб.! Но, как показывают результаты различных опросов, от 35 до 45% участников рынка (и продавцов, и покупателей) считают, что уровень коррупции с принятием нового закона не снизился, а еще около 30% отвечавших утверждают, что даже повысился.
Кроме того, есть еще одна замечательная «особенность» этого закона: он написан сразу для всех поставщиков, независимо от того, в какой отрасли они работают и какие продукты-услуги поставляют. И критерий выбора «победителя» один — цена. Но если при закупке тушенки для государственного НЗ еще можно опираться на этот критерий, то как соотнести стоимость двух ИТ-проектов, в один из которых заложена не только поставка оборудования, но пред- и послепродажное сопровождение, работа специалистов и всякие другие «нематериальные понятия», а второй предоставлен фирмой-однодневкой, которая продаст это «железо» и забудет о существовании данного заказчика.
Конечно, никто не спорит, что государственные деньги экономить надо. Но какая-то странная экономия получается. Покупая ИТ-железяку дешево, заказчик потом еще долго будет расплачиваться, расходуя, кстати, все те же государственные деньги. И пока никто не взялся оценить потери, которые понесет страна в результате этой экономии.
Вот и получается, что в течение всего года участники госторгов думали, что делать с тем сюрпризом, который им преподнес Новый 2006 год. Часть ИТ-компаний отказалась от участия в «подобных мероприятиях». Другие ищут способ объяснить заказчикам необходимость учитывать при выборе поставщика не только цену. Впрочем, заказчики и так это знают. Они тоже понимают, что «откаты» «откатами», а эти железки еще и работать должны. Вот и ищут способ купить качественное, да чтобы еще и по закону к суду не привлекли. И ругают потихоньку законодателей, говорят, вроде за умных голосовали, а они такого напридумывали. Может, просто поторопились?
Может и так. Только куда торопились-то? Ведь сказал же господин Греф, что в ВТО, мы, конечно, вступим, но не раньше 2007 г.