Предпринята очередная попытка приподнять чадру таинственности над прелестями российского ИТ-рынка. Лига независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС) и исследовательский центр ComputerWire агентства Datamonitor (Великобритания) опубликовали отчет о результатах проведенного ими исследования «RITM-2005/2006: Реальный ИТ-рынок». В нем приняли участие 114 ИТ-компаний (российских и отделений транснациональных), от крупных, в которых работают несколько тысяч сотрудников, до небольших, со штатом 10—15 человек. Среди участников 72% — это компании с годовыми оборотами до 10 млн. долл., 18% — от 10 до 50 млн. долл., 10% — свыше 50 млн. долл.

Нельзя не отметить, что по сравнению с предыдущим исследованием («Цены на российском рынке ИТ-услуг 2006», см. CRN/RE № 18/2006), в котором приняли участие 14 фирм, это большой шаг вперед.

Большая часть информации о результатах исследования распространяется только на коммерческой основе, но некоторые итоговые положения авторы обнародовали. В частности, следующие:

  • На российском ИТ-рынке в целом, как и на рынке ИТ-услуг, доминируют два класса клиентов: гиганты с объемом бизнеса более миллиарда долларов и относительно небольшие компании с объемом бизнеса 50—100 млн. долл.
  • В России двумя наиболее «продвинутыми» в аутсорсинге отраслями с большим отрывом от остальных являются металлургия и финансовый сектор (банки). (Известно, что попытки двух крупнейших пока проектов по комплексному аутсорсингу «Русал» и «Росбанк» действительно были сделаны именно в указанных отраслях, но металлургическая отрасль начала серьезно вкладывать деньги в автоматизацию относительно недавно, и уровень развития ИТ-систем большинства заводов и холдингов в целом невысок, а банки традиционно остаются очень закрытыми структурами, не склонными допускать к своим ИТ-системам посторонних. Серьезно оспаривать такой вывод можно, только располагая числовыми результатами отчета. Во всяком случае, он совпадает с прошлогодними данными исследования Intellegent Enterpise, проведенного среди ИТ-директоров 80 российских компаний. — Прим. авт.)
  • Россия сильно отличается от развитых стран мира по критериям, используемым клиентами при выборе поставщиков ИТ-услуг. Если в России заказчики уделяют большое внимание различным аспектам взаимоотношений с ИТ-сервис-провайдерами (ИТ-СП) и уровню технической экспертизы последних, то на развитых рынках, помимо оценки репутации ИТ-СП, клиенты предпочитают ориентироваться на временные и ресурсные характеристики проектов, а также на возможность комплексных решений. (Этот вывод вызывает определенный внутренний протест, поскольку подавляющее большинство интеграторов, особенно региональных, дружно и постоянно сетуют на то, что решающим фактором выбора подрядчика остается «цена вопроса». Кроме того, если опрос проведен только среди подрядчиков, трудно ожидать достоверного отражения мнения заказчиков. Прошлогодний опрос Intellegent Enterpise показал, что на вопрос: «Каковы факторы выбора вами поставщиков ИТ-услуг?» — 67% заказчиков ответили «цена», 54% — «предыдущий опыт работы с этим поставщиком», 49% — «положительные отзывы других клиентов», репутация. — Прим. авт.)
  • В России ИТ-проекты выполняются существенно медленнее (от 6 до 9 мес), чем на рынках развитых стран (от 3 до 6 мес).
  • Если на развитых рынках почти 60% составляют контракты объемом от 250 тыс. до 1 млн. долл., то в России таких только более трети, а другая треть — в диапазоне от 100 тыс. до 250 тыс. долл. Доля сверхбольших контрактов, от 2,5 до 10 млн. долл., в России более чем в два раза меньше, чем на развитых рынках (примерно 5% против 12%).
  • Российский ИТ-рынок стоит накануне бума слияний и поглощений. (Судя по ежегодным высказываниям руководителей крупнейших российских ИТ-компаний, рынок находится в таком состоянии по крайней мере уже лет пять, а то и все десять. — Прим. авт.)
  • Возврат инвестиций в российский ИТ-бизнес в 1,5—2,5 раза меньше, чем на развитых рынках мира.

Сколько денег есть и будет?

Любые аналитические рассуждения обычно интересны практикам в основном с точки зрения оценки объемов рынка, перспектив освоения тех или иных направлений. Стоит упомянуть, что руководители некоторых крупных интеграторов, в том числе и компаний-участников исследования, достаточно критично относятся к прогнозам ЛИНЭКС, так как не видят корреляции с собственными данными, с оборотами и динамикой своей компании.

В то же время авторы исследования делают такой вывод: «Большинство компаний, работающих на российском ИТ-рынке, не только не имеют достоверного представления о его качественных, а иногда и количественных реалиях, но и не обладают информацией о параметрах собственного бизнеса, обязательных для контроля в соответствии с лучшей мировой практикой управления ИТ-бизнеса». Опыт общения с региональными ИТ-СП, как их именует ЛИНЭКС, а по старинке — реселлерами и интеграторами этот вывод подтверждает, но обычно чем компания крупнее, тем лучше ее руководители (как правило, владельцы) представляют общее положение дел на рынке.

Кто бы ни был прав в этом извечном споре аналитиков и «объектов» их исследования, можно смело утверждать три факта. Репутация и доверие к аналитической компании вырабатываются годами и каждый раз требуют подтверждения прогнозов реальностью, так что поживем — увидим. Изучение рынка вряд ли стоит ограничивать опросом поставщиков, более объективные оценки, видимо, можно получить, если опросить и заказчиков. И безусловно, каждое исследование ИТ-рынка делает его чуть прозрачнее, что нельзя не приветствовать.