Как утверждает IDC, в 2017 г. на российский рынок поставлено внешних систем хранения данных (СХД) на сумму 358,38 млн. долл. Это на 6% меньше, чем в 2016 г.

Как предполагают одни представители компаний-производителей, существенное замедление роста продаж внешних СХД произошло в результате технологических изменений и вызванного этим перераспределения спроса: задачи, которые могли быть ранее решены только с использованием High-End систем, в 2017 г. часто успешно реализовывались на оборудовании среднего, а иногда и начального уровня.

Представители других вендоров отмечают, что 2017 г. ознаменовался снижением затрат крупных заказчиков на покупку классических СХД. Наибольшее число новых продаж у отдельных производителей было связано с компаниями СМБ.

Третьи их коллеги утверждают, что основными потребителями СХД традиционно являются крупные компании. По их мнению это — особенность российского рынка, где почти все финансовые ресурсы находятся в распоряжении госструктур и крупных корпораций. Но доля СМБ также неуклонно растет.

При этом все они уверены, что в 2017 г. партнеры поставляли решения СХД всем сегментам потребителей — от крупных заказчиков до небольших предприятий малого бизнеса. В денежном выражении поставки в крупные проекты составляют больше половины продаж, это объективная реальность, связанная с происходящей в последние несколько лет консолидацией крупного и среднего бизнеса. И все же рост продаж в сегменте СМБ также наблюдается, что, по мнению игроков рынка, является очень хорошим трендом. В результате производители СХД сходятся во мнении, что к началу 2018 г. основными заказчиками систем пока еще выступают крупные корпорации, но СМБ-сегмент показывает намного более динамичный рост.

Кстати, судя по всему, в наступившем году ситуация на рынке СХД начала исправляться. По результатам исследования IDC EMEA Quarterly Enterprise Storage Systems Tracker, во втором квартале 2018 г. на российском рынке было продано внешних систем хранения данных на общую сумму 76,08 млн. долл. суммарной емкостью 138 984 терабайт. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года емкость поставленных систем увеличилась на 3,5%, при этом объем поставок в денежном выражении (в долларах) увеличился на 7,2%.

По результатам квартала лидером российского рынка внешних систем хранения данных стала компания Dell Technologies (объединенные поставки Dell и EMC), которая увеличила рыночную долю в емкостном выражении до 28%. Во втором квартале 2018 г. максимальный рост поставленной емкости продемонстрировала компания IBM, отгрузив внешних СХД совокупной емкостью почти на 63% больше, чем годом ранее Поставки систем Hewlett Packard Enterprise и NetApp также увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.

«На рынке в целом спрос увеличивался, и на этом фоне большинство вендоров прибавили как в количестве поставленных СХД, так и в денежном выражении. Системы на базе HDD, сохраняя существенную долю по совокупной емкости, не приросли в объемах заказанных емкостей и продемонстрировали отрицательный рост в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Вместе с тем продолжающиеся инвестиции в модернизацию инфраструктуры поддерживают спрос на гибридные СХД и в особенности системы на базе флэш-памяти. Так, емкость флэш-систем увеличилась на 50 с лишним процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Также сохраняется спрос на системы среднего ценового сегмента, объем которых в денежном выражении составляет около 60%», — сообщил Михаил Лебедев, менеджер программы исследований рынка корпоративных систем, IDC Россия.

Неудивительно, что за такой лакомый кусок российского ИТ-рынка в этом году развязалась нешуточная борьба. Причем производители боролись не только за долю, но и за лояльность партнеров.

Претенденты

Аналитики называют пять компаний, которые практически поделили между собой этот рынок. И мы также называем пятерку лучших (с точки зрения участников канала) вендоров. Давайте сравним, насколько совпадают мнения аналитиков и наших респондентов.

В 2016 г. в предварительный список для голосования вошли 15 вендоров: Dell, Depo Computers, EMC, Fujitsu, Hewlett Packard Enterprise, Hitachi Data Systems, Huawei, IBM, Infinidat, Inspur, Kraftway, Lenovo, NetApp, Oracle, «Аквариус». 10 из них смогли выйти во второй тур: Dell, Depo Computers, EMC, Fujitsu, Hewlett Packard Enterprise, Hitachi Data Systems, Huawei, IBM, Lenovo, NetApp.

Два года спустя желающих получить статус чемпиона канала так и осталось 15: Dell EMC, Depo Computers, Fujitsu, Hewlett Packard Enterprise, Hitachi Data Systems, Huawei, IBM, ICL Techno (добавлен респондентами), Inspur, Kraftway, Lenovo, NetApp, Oracle, Theus (добавлен респондентами), «Аквариус». Но перешагнуть порог канальности удалось только восьми компаниям: Dell EMC, Fujitsu, Hewlett Packard Enterprise, Hitachi Data Systems, Huawei, IBM, Lenovo, NetApp.

Представляем победителей

В 2014 г. компании, которые в 2012 г. входили в итоговый список номинации «СХД», не просто вновь собрались на пьедестале почета, а еще и разместились на тех же самых местах. Но оказалось, что за этим внешним спокойствием скрываются нешуточные страсти.

Это стало понятно после подведения итогов опроса 2016 г.: ни один из призеров 2014 г. не смог удержаться на своем месте, а две компании вообще покинули пятерку лидеров. Dell, замыкавшая в 2014 г. турнирную таблицу, и Fujitsu, стоявшая на ступеньку выше, в 2016 г. не смогли побороться за победу. А ведь мы предупреждали, что если смириться с семью низшими оценками за критерии (именно столько набрала Dell в 2014 г.), то в следующем рейтинге можно обнаружить свое имя лишь в списке претендентов, но не победителей. Ведь за пределами пятерки лучших наверняка найдутся желающие занять это место.

В этом году партнеры, проголосовавшие за вендоров в номинации «СХД», вновь перевернули всё с ног на голову.

Во-первых, вернулись обе компании, не попавшие в призовую пятерку 2016 г.

И если Fujitsu вернулась сама по себе (набрав 46,63 балла, вендор занял пятую строчку в списке лидеров), то Dell оказалась в числе победителей в составе уже объединенной Dell EMC, заработав 48,672 балла. И этого оказалось достаточно, чтобы занять второе место в номинации «СХД». С одной стороны, это гораздо лучше, чем результат 2016 г., когда Dell выступала в одиночку. Но с другой — хуже индивидуального зачета EMC. В предыдущем рейтинге эта компания, пусть и с минимальным отрывом от ближайшего преследователя (0,246 балла), смогла подняться на верхнюю ступеньку пьедестала почета. Напомним, что тогда ей удалось заработать 44,289 балла. Несмотря на то, что итоговая сумма оценок производителя в этом году гораздо выше, он все-таки уступил свои позиции, причем как раз той компании, которая по итогам голосования 2016 г. практически «дышала ему в затылок».

При этом Hewlett Packard Enterprise, производитель, который и стал победителем этой номинации, «подстраховалась», заметно увеличив не только свой результат, но и отрыв от вендора, расположившегося на втором месте. В этом году лидер заработал 51,337 балла (против 44,043 балла в 2016 г.). В предыдущем рейтинге партнеры признали его лучшим лишь по четырем критериям работы: «Активность в продвижении продукции», «Маркетинговая поддержка партнеров», «Обучение и сертификация партнеров», «Сервисное обслуживание заказчиков». Лучшим по критериям «Качество продукции», «Соотношение цена/качество», «Техническая поддержка партнеров» в 2016 г. была признана компания EMC, а приз за «Прибыльность продукции» достался NetApp.

Зато по итогам нынешнего голосования Hewlett Packard Enterprise собрал семь из восьми высших оценок. Как и два года назад вендором, чье оборудование приносит каналу наибольшую прибыль, была признана компания NetApp.

Вот о ней-то и пойдет речь дальше. Увы, но этот производитель систем хранения данных в 2018 г. не смог удержать «бронзовую» медаль и спустился на четвертое место. И несмотря на то что выставленная компании NetApp итоговая оценка (47,964 балла) оказалась заметно выше ее результата 2016 г. (41,599 балла), этого не хватило для того, чтобы выйти победителем из спора с IBM. Именно этот вендор, набрав 48,518 балла, и замыкает в этом году призовую тройку производителей СХД. Напомним, что два года назад ему принадлежало пятое место, а общая итоговая оценка была равна 40,534 балла.

Мы редко даем какие-то прогнозы, но в этой номинации, скорее всего, можем себе это позволить. Есть устойчивое ощущение, что в ближайших рейтингах номинация «СХД» станет ареной ожесточенной борьбы не только за клиентов, но и за партнеров, которые будут иметь возможность продавать этим клиентам оборудование.

Ведь, как утверждают аналитики, ежегодно количество данных в мире увеличивается на тысячи эксабайт, емкости хранилищ тоже расширяются, причем большой и уверенный рост демонстрируют облачные ЦОД (публичные и частные), перенимая эстафету у традиционных дата-центров.

Специалисты Colobridge определяют системы хранения данных как must-have любой ИТ-инфраструктуры, без которого невозможна реализация сколько-нибудь сложных ИТ-проектов.

А опубликованный в апреле прошлого года отчет компании IDC «Data Age 2025: The Evolution of Data to Life-Critical» поразил воображение читателей прогнозом, что к 2025 г. глобальный объем данных (считая вообще все данные, от данных на мобильном телефоне до корпоративных ЦОД) составит более 163 зеттабайт (ЗБ, 1 ЗБ — это триллион гигабайт). Это примерно в десять раз больше, чем объем данных, созданных во всем мире в 2016 г. Но многим аналитикам такой прогноз — при всей грандиозности цифр — кажется еще и довольно консервативным.

При этом, по мнению игроков рынка, в настоящий момент «мы храним менее 1% данных, которые создаем. И этот показатель будет продолжать снижаться [...], во-первых, потому, что за новыми данными невозможно угнаться, и, во-вторых, потому что не все данные необходимо сохранять».

Поэтому очень важно понимать тенденции, которые правят этим рынком. И в качестве одной из ключевых тенденций можно назвать возвращение к ситуации, когда большая часть данных хранится в корпоративных системах хранения данных. В период восьмидесятых-двухтысячных персональные компьютеры и развлекательные медиа доминировали в области создания и потребления данных. Однако по мере развития коммуникационных сетей необходимость в локальном хранении данных начинает падать. По прогнозу IDC, к 2025 г. более 60% данных в мире будут создаваться и обрабатываться коммерческими компаниями, а не конечными пользователями.

IDC прогнозирует, что расходы компаний на корпоративные системы хранения будут демонстрировать незначительный ежегодный рост. Если в 2015 г. организации инвестировали в СХД около 45 млрд. долл, то в 2019 г. сумма капиталовложений достигнет 51,3 млрд. долларов, то есть увеличится на 14%.

Неудивительно, если участники рынка захотят заполучить себе по кусочку этого пирога.

Критерии и оценки

В 2016 г. продавцы СХД признали самым важным критерием работы вендора «Соотношение цена/качество». Причем в прошлом рейтинге респонденты поставили этому критерию самую высокую оценку — 0,956 балла. В этом году «Соотношение...» оказалось третьим по важности для данной группы реселлеров (0,849 балла).

На строчку выше расположился критерий, который четыре рейтинга подряд (вплоть до 2014 г.) становился самым значимым для продавцов СХД, у «Качества продукции» 0,875 балла.

Самым же важным для наших респондентов в этом году стал критерий «Прибыльность продукции». Его итоговая оценка значимости — 0,895 балла.

Заметим, что продавцы СХД оказались самыми требовательными к таким характеристикам работы вендоров, как качество продукции, техническая поддержка партнеров, сервисная поддержка клиентов, а также обучение и сертификация канала продаж. Именно эти респонденты оценили соответствующие критерии работы производителей выше, чем их коллеги в других номинациях.

А вот среди «наименее значимых критериев» в этом году вновь не произошло никаких изменений. Оценка важности критерия «Маркетинговая поддержка» в этой номинации оказалась самой низкой — 0,628 балла (в 2016 г. она составляла 0,543 балла).