«Странная всё-таки вещь — интуиция,
и отмахнуться от неё нельзя,
и объяснить невозможно».

Агата Кристи. «Таинственное происшествие в Стейлз»

Иногда я задаю очень странные вопросы. И больше всего таких вопросов достается экспертам и победителям наших рейтингов. Им приходится писать целые сочинения на темы «ИТ-рынок, как ...» игра в футбол, выступление фольклорных коллективов, экобиоценоз...

Нынешний рейтинг не стал исключением. Я бы даже сказала, он стал почти апогеем. В этот раз мы попросили финалистов и тех, кто отдал за них голоса рассказать о...

Но обо всем по порядку.

Как вы думаете, что общего у Архимеда, Исаака Ньютона, Александра Флеминга, Жоржа де Местраль, Чарльза Гудиера, сестер Татен, Шерлока Холмса, Хораса Уолпола, трех сказочных принцев и слепого на один глаз верблюда?

Их всех объединяет одно слово — серендипность. От этого слова, а точнее от английского serendipity (калькой с которого и является «серендипность») произошло название праздника, который празднуется в августе — месяце подведения итогов рейтинга «25 лучших региональных ИТ-компаний» и которому мы и хотели посвятить его итоги.

Nerpa — новый бренд в ландшафте российского ИТ-рынка

В 2021 году компания OCS Distribution запустила новый сервис — производственную площадку, и собственный бренд — Nerpa. Потребителями новой услуги и нового бренда могут выступать компании, которые получают запросы своих клиентов на производство компьютерной техники, доработку вендорских моделей, либо специализированную комплектацию. В таких случаях OCS готова предоставлять аутсорсинг производственных мощностей, на которых может выпускаться широкий спектр высокотехнологичного IT-оборудования.

Мы предлагаем своим партнерам дополнительные услуги: совместный пресейл комплексных проектов, инжиниринг и проектирование, реализацию (СМР и ПНР), включая удаленные локации, поддержку и сервисное обслуживание на срок до пяти лет, а также пост-гарантию. Услуга будет интересна партнерам и их заказчикам, которым необходима доработка или специализированная комплектация компьютерной техники.

Производство продукции «на склад» не предусмотрено — вся техника производится исключительном по заказам партнёров. Так же возможно сотрудничество по модели контрактного производства — т.к. OCS является крупным поставщиком компонентов, это позволяет максимально удобно и быстро обеспечивать доставку, хранение и контрактную сборку в тех комбинациях, которые нужны партнерам.

Такая организация процесса выгодна обеим сторонам, т.к. позволяет партнерам избегать простоев и пиковой загрузки за счет передачи на аутсорсинг нерегулярной и непрофильной деятельности. А площадка OCS за счет потока заказов от партнеров более равномерно использует свои сборочные ресурсы. Это выгодно для любых компаний, у которых заказы на сборку бывают редко, а также для производственных предприятий в периоды пиковой загрузки. Регулярные заказы от партнеров позволят держать достаточный штат высокопрофессиональных специалистов-сборщиков, в том числе с допусками, которые смогут выполнить серьезный объем работ в пиковые периоды.

На правах рекламы.

У serendipity нет однозначного перевода на русский язык. Его значение такое же ускользающее, как и то явление, которое оно обозначает. Чаще всего под этим термином понимают «способность, делая глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал намеренно», «дар находить ценные или приятные вещи, которые не ищешь», «особая способность делать случайные изобретения», «непрогнозируемое научно-техническое достижение», «наитие», «озарение» и даже «муза». Слово «смекалка» тоже могло бы частично передать его смысл.

А вот у праздника Serendipity Day в русском языке есть аналог — «День Интуитивной Прозорливости» (отмечается 18 августа). И хотите верьте, хотите нет, нашли мы его в качестве темы для номера, посвященного итогам рейтинга, совершенно случайно — точь-в-точь, как в описании — «нашли ценные или приятные вещи, которые не искали».

На первый взгляд, название «День Интуитивной Прозорливости» звучит как «масло масляное» — кто же видел прозорливость без интуиции? — и даже немного легкомысленно. Но создатели праздника уверены, что Serendipity Day будет побуждать людей искать и замечать те неожиданные хорошие вещи, которые всегда есть — если у нас есть глаза, чтобы увидеть их. Они считают, что счастливый случай — это не случайность, а отношение или образ жизни, при котором вы всегда стремитесь к приятным неожиданностям и ожидаете счастливых сюрпризов.

«Интуиция — это нечто такое, что опережает точное знание.
Наш мозг обладает, без сомнения, очень чувствительными
нервными клетками, что позволяет ощущать истину,
даже когда она еще недоступна логическим выводам или
другим умственным усилиям».

Никола Тесла

Серендипность как явление существует испокон века. А вот определение, что такое серендипность, гораздо более юное. Его появление связывают с одним из частных писем историка и писателя Хораса Уолпола (написано в 1754), в котором он впервые упоминает это слово, говоря о сказке, входящей в состав древнеперсидского эпоса. Восхитившая его история рассказывает о трех хорошо обученных принцах, которые в путешествии по сказочной стране Серендип1 совершали открытия, к которым не стремились, пользуясь для этого лишь собственной прозорливостью и случаем, (см врезку).

Сейчас мало кто помнит о сказочных принцах, но о существовании серендипности догадываются почти все — точно те, кто слышал о Шерлоке Холмсе. Правда, великий сыщик СПЕЦИАЛЬНО искал улики, а герои сказки действовали НЕПРЕДНАМЕРЕННО. Этим серендипность и отличается от дедукции. Но самое главное, что вынес из персидского эпоса Хорас Уолпол: для счастливых открытий требуется нечто большее, чем обычная случайность.

Серендипность описывают как комбинацию трех элементов: поиск, знание/подготовка и случайность. То есть человек должен что-то искать, например решение проблемы. Но, чтобы распознать ценность СЛУЧАЙНОГО события или информации, он должен обладать уже имеющимися знаниями и подготовкой. Таким образом, серендипность возникает, только когда присутствуют все три элемента: поиск, предварительные знания и случайное событие (счастливый случай).

Сказка о трех принцах из Серендипа

Во время прогулок три принца заметили странные следы — необычно подъеденную траву, слюну по одну сторону дороги, кружащихся пчел и мух, неровные отпечатки копыт, длинный женский волос и отпечаток женской руки. Когда молодые люди приехали в город, земледелец спросил, не видели ли они его потерявшегося верблюда. «Слеп ли верблюд на правый глаз? Не выбит ли у него зуб с левой стороны? Хромает ли он на одну ногу? Несет ли мед и сахар? И едет ли на нем беременная женщина?», — поинтересовались юноши. Изумленный хозяин верблюда сразу же обвинил принцев в краже. Но мудрый император попросил принцев рассказать свою версию.

«Мы заметили, что пожухлая трава на левой стороне дороги съедена, а свежая справа — нет, поэтому решили, что верблюд слеп на один глаз. Мы увидели пучки травы, которые упали на землю через отверстие на месте зуба во рту. Пчелы любят мед, а мухи — сахар, верблюд нес сладости в мешках с обеих сторон спины и, раскачиваясь, оставлял капли и крошки на дороге. Кроме того, мы заметили три нормальных следа и один более слабый — это подсказывает, что верблюд хромал на заднюю ногу. Что же касается женщины, то мы увидели длинный волос на одном из кустов и отпечаток женской руки там, где она сидела. Значит, она опиралась на нее, когда вставала. А это говорит о том, что ей тяжело, и возможно она беременна».

Но как все это относится к тому рейтингу, итоги которого мы только что подвели? Нам кажется, самым непосредственным образом.

По мнению Хораса Уолпола, известность принцам принесла способность замечать неожиданные детали, которых они не искали нарочно, и впоследствии превращать наблюдения в нечто ценное.

Любопытство заставило их обратить внимание на следы, но вне контекста они не связали различные части информации. Как только появился контекст для понимания неожиданной информации и проблемы (потерянный верблюд), принцы смогли соединить кусочки головоломки и объяснить, каким образом узнали о животном.

Так же и игроки ИТ-рынка, обладая недюжинной серендипностью (возможно такая характеристика и не использовалась раньше по отношению к этому качеству, но уж очень образно получается), при развитии бизнеса, как сказочные принцы, непреднамеренно «собирают в копилку знаний» разрозненные, не всегда очевидные, а порой и просто «ненужные» в данный момент факты о новых технологиях, методах работы, бизнес-моделях других игроков, вариантах мотивации сотрудников, финансовых инструментах, новых компаниях на рынке, способах повышения собственной энергии, книгах, тренингах... Собирают — и когда приходит время и появляется «крестьянин» с правильным вопросом, все эти частички пазла складываются в единую картину. У победителей нашего рейтинга — в картину того, как развивать свою компанию, чтобы быть успешным на рынке. А у экспертов — кому в этом году улыбнется его величество счастливый случай!

Татьяна Бережная, директор по маркетингу компании ИМПУЛЬС

Быть успешным вендором на российском ИТ-рынке — задача амбициозная и дерзкая. Тем более, когда речь идет о молодой российской компании, такой как ИМПУЛЬС.

Создание максимально лояльных условий для партнерской работы, в особенности в регионах, есть первостепенная необходимость для эффективного входа на этот рынок. Программа, направленная на развитие и укрепление доверительного и взаимовыгодного сотрудничества, ведущего к успеху и стабильности совместного бизнеса, должна быть четко отлажена. Целью программы есть активное содействие партнерам в продвижении ИБП и других решений ИМПУЛЬС.

Неоспоримым преимуществом вендора для региональных компаний будет его эффективная организационная структура, при которой разработка, производство, инженерный центр и сбыт находятся в пределах одного бизнес-юнита, а не разбросаны по разным точкам с разной степенью подчиненности и ответственности. Реализация проекта порой создает ситуации, при которых только индивидуальное решение может полностью соответствовать требованиям заказчика. Выполнение проекта станет невозможным при отсутствии инженерно-технической поддержки со стороны вендора.

Таким образом, эффективная бизнес-модель компании-вендора является залогом его гибкости и мобильности, исключает сложные бюрократические согласования для любого вида взаимодействия, обеспечивая более короткие и быстрые внутренние связи между подразделениями.

Помимо этого, специфика работы некоторых региональных компаний ИТ-рынка подразумевает закупку продукции только у российских компаний либо четкое следование курсу импортозамещения. Большим преимуществом является наличие у вендора продуктовой линейки устройств, внесенных в реестр Минпромторга.

Совокупность выше перечисленных критериев со стороны компании ИМПУЛЬС в сочетании с набором инструментов, позволяющих развивать успешные продажи продукции вендора — помощь в проектных поставках, тендерах, организации мероприятий для клиентов, маркетинговую и техническую поддержку — создает прямые возможности увеличения финансовой прибыльности в партнерстве.

Наличие хорошего партнера в каждом регионе РФ — основная цель компании ИМПУЛЬС и залог успешного развития бренда. Хороший партнер — это технически грамотный партнер, лояльный и прислушивающийся к мнению вендора. Именно такой подход в создании взаимоотношений обеспечит позицию win-win для каждой из сторон.

На правах рекламы.

«Интуиция подобна глухонемому... с отличным зрением.
Она хорошо видит, что нужно делать, но сообщить вам об этом
может лишь „намёками“».

Марк Виктор Хансен. «Миллионер за минуту»

В этом году мы проводим наш рейтинг в 14 раз2 (первое подобное исследование было проведено в 2001 г. За прошедшие годы ИТ-рынок сильно изменился.

Ведь на долю нашего сектора экономики за последние 20 лет выпало немало перемен, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами. Какие-то из них были почти «губительны» для игроков рынка, какие-то, напротив, становятся теми самыми счастливыми случаями, заметив которые и опираясь на которые, даже молодые компании, «обладающие серендипностью», могут сделать резкий рывок вверх и обогнать более опытных конкурентов. Именно поэтому состав итоговой таблицы нашего рейтинга постоянно меняется: многолетние лидеры покидают ее, уступая места дерзким и резким новичкам.

Но, как показывают результаты этого года, ветераны ИТ-рынка не торопятся уступать позиции. Даже несмотря на то, что новые (как с точки зрения отношения к ведению бизнеса, так и с точки зрения осваиваемых и предлагаемых технологий) и очень талантливые (в своих направлениях бизнеса) команды наступают на пятки хорошо известным коллективам. Но пока в списке победителей рейтинга большинство за теми, к кому эксперты уже привыкли. Как бы новички рынка ни пытались вклиниться в уже устоявшиеся партнерские отношения, вендоры и дистрибьюторы в большинстве случаев голосуют за партнеров, проверенных годами. Хотя в этот раз среди победителей — пять компаний, не упомянутых в итоговом списке прошлого года. При этом только одна из них в предыдущие годы (до 2020) становилась призером рейтинга.

Возможно, это случилось еще и потому, что предварительный список претендентов был в этом году обновлен почти на 10% (за счет включения в него компаний, рекомендованных нашими экспертами в 2020 г. и за счет исключения из него «неблагонадежных» партнеров).

Методика рейтинга

В 2021 г., как и во всех предыдущих рейтингах, лучшие региональные компании определялись методом экспертных оценок.

На первом этапе был составлен предварительный список кандидатов. В этом году в него вошли победители предыдущих рейтингов, а также лучшие (по итогам работы в 2020 г.) партнеры второго уровня, названные вендорами и дистрибьюторами. Как и в предыдущих рейтингах, претендентом на победу могла стать любая компания, «родившаяся» и работающая за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, «живая» и не доставляющая серьезных проблем поставщикам, в том числе и состоящая в «родстве» со столичными и зарубежными представителями ИТ-рынка. В итоге в предварительный список для голосования было включено 317 компаний.

На втором этапе — этапе голосования — данный список передавался экспертам. Каждый эксперт мог выбрать не более 25 компаний, достойных стать победителями. После этого эксперт оценивал (по десятибалльной шкале) каждого из выбранных им кандидатов по следующим критериям: «Масштаб бизнеса компании», «Динамика бизнеса компании», «Профессионализм команды», «Репутация на рынке» и «Устойчивость в кризис». На основе этих оценок составлялись списки победителей в каждой указанной номинации. Подробнее об этом читайте в материале «Частные рейтинги».

В роли экспертов выступили руководители подразделений по работе с партнерами, департаментов продаж, отделов маркетинга ведущих зарубежных и российских производителей, дистрибьюторских компаний, имеющих большие партнерские сети. Всего в этом году за лучших региональных игроков проголосовали представители 55 компаний (в нескольких из них решения принимались коллегиально).

Отметим также, что предварительный список претендентов на победу был «открытым», т. е. у экспертов была возможность дополнить его по своему усмотрению. Внесенные таким образом компании также получали право бороться за звание «Лучшей региональной компании».

Кроме того, у каждого эксперта было право «наложить вето» на голосование за любую компанию, включенную в предварительный список, сообщив в редакцию о проблемах в работе с данным партнером (неисполнение обязательств, дебиторская задолженность и т. д).

* * *

Победители рейтинга определялись простым подсчетом голосов. В итоговый список должны были войти 25 компаний, чаще других упоминавшихся в анкетах наших экспертов. Но в этом году мы вновь называем не 25, а 27 лучших региональных компаний, так как кандидаты, занявшие с 25 по 27-е места, набрали одинаковое количество голосов.

Поздравляем победителей!

«Перси, ты ушел из лагеря, ты нарушил мой приказ,
а значит ты — мой лучший ученик. Можно обучиться всему на свете,
но главное — уметь следовать интуиции, а это не так просто».

«Перси Джексон и похититель молний» (Percy Jackson & the Olympians: The Lightning Thief)

Как и в предыдущих рейтингах, в этом году мы не ставили задачу ранжировать победителей по количеству набранных голосов, поэтому в итоговом списке они перечислены в алфавитном порядке. Несмотря на это, мы по традиции хотим отметить компании, которые набрали наибольшее количество голосов экспертов. Напомним, что только один раз (в 2013 г.) за все время проведения рейтинга отрыв одного из победителей от своих коллег оказался более чем убедительным: компания «Арсенал+», получившая 37 голосов обогнала своего ближайшего преследователя, упомянутого в 29 анкетах.

Увы, с тех пор ни одному финалисту не удалось повторить подобный успех. Более того, начиная с 2015 г. спор о том, кому наши эксперты отдадут наибольшее количество голосов, ведут две компании: то «Ай-Си-Эль КПО ВС» (Казань) опережает своего ближайшего преследователя «Офисный мир КМ» (Ростов-на-Дону), то представитель ЮФО набирает голосов больше, чем коллеги из Поволжья. И наблюдать за борьбой за верхние строчки рейтинга уже даже не интересно: все те же, все там же. Вот и в этом году в спор лидеров никто не вмешался: как и в прошлом году, друг от друга их отделяет всего один голос.

Кроме этого, особо хочется отметить еще одного нынешнего финалиста: компанию «Арсенал+». В 2021 г. она была признана «Лучшей» уже в 14 раз (из 14 возможных!), тогда как у остальных «счастливчиков» — не более 12 побед.

Ну и, конечно же, несколько слов надо сказать о новых лицах в нашем рейтинге. В этот раз у нас пять новых финалистов. При этом четверо из них «ВБК» (Владивосток), «Портал-Юг» (Краснодар), «ТЕРРА» (Симферополь), «Южная Софтверная Компания» (Ростов-на-Дону) до этого момента не фигурировали в итоговых списках рейтинга. А «РИАН» (Воронеж) вернулся в наш рейтинг спустя 8 лет после первого появления в нем.

К сожалению, никто из новичков предыдущего рейтинга не смог закрепиться в призовой таблице. Но надеемся, они еще вернутся в нее, тем более, что часть из них была признана экспертами «Потенциалом российского ИТ-рынка».

Что касается территориального распределения призеров, то в этом году победителями стали представители 18 городов: Барнаул, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Липецк, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Симферополь, Тюмень, Улан-Удэ, Уфа, Ярославль.

Победители рейтинга «25 лучших региональных компаний — 2021»

Компания*Город
e2e4Новосибирск
F5itНовосибирск
«Абак-2000»Волгоград
«АйСиЭл-КПО ВС»Казань
«Аксус» (группа компаний)Самара
«Акцент»Владивосток
«АЛЬДО»Красноярск
«Арсенал+» (группа IT-компаний)Тюмень
«ВБК»Владивосток
«Вебзавод»Самара
«Галэкс» (группа компаний)Барнаул
«Джи-Эс-Ти»Самара
«ИВС» (группа компаний)Пермь
«Компьютеры и Сети» (группа компаний)Новосибирск
«Крона КС»Екатеринбург
«МАЙ» (группа компаний)Нижний Новгород
«Офисный мир КМ»Ростов-на-Дону
«Перемена»Воронеж
«Портал-Юг»Краснодар
«Регард»Липецк
«РИАН»Воронеж
«СИНТО»Ярославль
«Снежный Барс»Улан-Удэ
«Сонет»Нижний Новгород
«ТЕРРА»Симферополь
«Форт Диалог» (группа компаний)Уфа
«Южная Софтверная Компания»Ростов-на-Дону

«Чем старше становишься, тем яснее видишь,
что в этом несчастном мире Его Величество Случай
делает три четверти работы».

Фридрих Великий (Фридрих II)

Разумеется, наш выбор «лучших» (как, впрочем, и практически любое исследование, основанное на экспертном мнении) может вызвать возражения. Успех — это вообще материя субъективная. И мы вполне допускаем, что в список победителей были занесены не все достойные коллективы. Но итоговая таблица часто и во многом зависит от того, кто именно отвечает за ее формирование. Поэтому каждый раз мы стремимся привлекать в качестве экспертов представителей разных сфер бизнеса. Но опросить всех вендоров и дистрибьюторов, работающих на российском ИТ-рынке, просто невозможно. И не только потому, что этих компаний слишком много, но и потому, что значительная их часть просто не сможет выступить в роли экспертов. Ведь наш рейтинг — это в первую очередь исследование канала, и, вполне логично, что нас интересуют оценки «передовиков» канала сбыта, т. е. компаний, работающие с большим количеством партнеров. Поэтому шанс попасть в число его лауреатов даже у высокопрофессиональных, талантливых, но узкоспециализированных ИТ-компаний, конечно же есть, но очень небольшой. И это легко объяснить — широкопрофильные и мультивендорные компании знакомы гораздо большему числу экспертов.

Также стоит отметить, что некоторым претендентам не хватило всего двух-трех голосов до заветного звания «Лучшая региональная ИТ-компания».

Поэтому, как и в предыдущие разы, мы назовем те компании (в алфавитном порядке), которые набрали более четверти голосов экспертов, но не смогли войти в число призеров (см. таблицу «Потенциал российского рынка»).

В этом году реальными претендентами на победу могли стать 11 компаний. Среди них есть и финалисты предыдущих рейтингов CRN/RE; и те, кто уже подходили к заветному рубежу, но так и не преодолели его; и те, кто еще ни разу не упоминались даже в списках «Потенциал российского ИТ-рынка». Надеемся, что среди них есть и победители будущих лет.

«Потенциал российского ИТ-рынка — 2021»

Компания*Город
05.ру***Махачкала
«Айтион»***Нижний Новгород
«Альфа Технолоджи»Ставрополь
«Зеон»**Ижевск
«Интант»***Томск
«Интерсофт»Краснодар
«Квартон»**Чебоксары
«Кламас»***Уфа
«Корпорация центр»Ижевск
«Современные Технологии»Саратов
«Технополис»***Киров
«Фирма АС»Махачкала
«Центр»**Казань

Редакция CRN/RE от всей души поздравляет победителей рейтинга «25 лучших региональных компаний 2020» и благодарит партнеров и экспертов рейтинга за помощь в его проведении!

* Компании перечислены в алфавитном порядке.

** В 2020 г. компания входила в число «25 Лучших региональных ИТ-компаний».

*** В 2020 г. компания входила в список «Потенциал российского ИТ-рынка».

1 Старинное название Цейлона в персидской транскрипции.

2 Материалы предыдущего исследования можно найти на сайте издания.

Партнеры проекта «25 лучших региональных ИТ-компаний 2021»