«Нет ничего хуже чем ситуация,
когда твоя паранойя оказывается
отменно работающей интуицией».

Валерия Чернованова. «Наследие Велены»

«Интуиция рождается, прежде всего,
из опыта, — так учил мой первый наставник. —
И лишь малая её часть обусловлена
природными способностями к предвидению».

Александра Лисина. «Профессиональный некромант.
Мэтр на учебе»

Наиболее распространенные значения слова «серендипность»:

  • непредсказуемое, неожиданное, непреднамеренное, непредвиденное событие или информацию; нестандартное, удивительное, необычайное решение, не соответствующее текущим представлениям, выводам или теории;
  • наблюдательность или способность замечать то, чего не замечают другие, распознавать, рассматривать и соединять разрозненные или незаметные фрагменты информации для решения проблемы или поиска такой возможности;
  • нежданный, незамеченный, аномальный и не согласующийся с существующим мышлением подход.

Мы попросили экспертов рейтинга прокомментировать его итоги, ответив всего на один вопрос: а используют ли современные ИТ-компании в своей работе серендипность?

И здесь важны оба выделенных слова. Ведь в момент зарождения ИТ-рынка такой вопрос показался бы очень странным. Тогда на серендипности держалось все. Она была той самой черепахой, на которой стояли три слона, держащих на спинах молодой ИТ-мир. У ИТ-компаний не было ничего кроме «интуитивной прозорливости»: никто не знал, как надо работать, не было правил и норм. Было только одно: «а давайте попробуем так!».

За 30 лет мы свершили гигантский скачок. И, естественно, за это время приобрели какие-то новые навыки и умения, помогающие нам не только выживать на ИТ-рынке, но и быть успешными. Но что-то и потеряли. Так что же стало с серендипностью? Есть ли для нее место на современном ИТ-рынке, многие процессы которого уже описаны, зарегулированы и формализованы?

Итак:

  1. В каких ситуациях серендипность срабатывает, и на нее можно опираться?
  2. Насколько успех ИТ-компаний зависит от интуитивной прозорливости, а какая его доля — благодаря четкому выполнению установленных правил?
  3. Может ли выжить на рынке ИТ-компания, которая не обладает серендипностью?
Татьяна Бережная, директор по маркетингу «Импульс»

Чтобы быть интересными и востребованными для клиента, многим ИТ-компаниям приходится придумывать новые креативные идеи в стандартных решениях, подходах к работе и т. д. И серендипность очень помогает. Умение в любой ситуации подмечать мелкие и кажущиеся незначащими детали приводит к неожиданным открытиям в бизнесе и нахождению возможностей там, где их никто не видит.

Несмотря на кажущиеся определенность и понимание правил игры на российском ИТ-рынке, спонтанно происходящие события заставляют полностью поменять стратегию и тактику ведения бизнеса. В прошлом году такой ситуацией стала пандемия коронавируса во всем мире. Много компаний и бизнесов на различных рынках не «выжили» как раз из-за отсутствия интуитивной прозорливости, способности справляться с неопределенностью, анализировать происходящие события и делать выводы.

Чтобы быть успешным в бизнесе, важно обладать интуицией и деловой хваткой для достижения устойчивого бизнес-результата. Такие способности как оценка текущей рыночной ситуации (потребности клиентов, действия конкурентов и возможности своего бизнеса, умение быстро принимать взвешенные решения, ориентированные на достижение бизнес-целей) являются ключевыми вне зависимости от времени и обстоятельств бизнеса.

а. Серендипность сработает, когда она подкреплена всесторонним пониманием, как работает бизнес и что способствует его росту, как генерируется прибыльность, а также умением читать и анализировать финансовые показатели.

b. Успех любой компании, а ИТ-компании в особенности, напрямую зависит от интуитивной прозорливости ее руководителя. Сочетание способностей справляться с неопределенностью и устанавливать причинно-следственные связи, подкрепленные организационными знаниями, умением взаимоувязывать то, что происходит на рабочем месте и вне его, а также финансовая осведомленность обеспечивают возможность найти выход в любой ситуации. Так, в компании «Импульс» руководитель находит нестандартные выходы из сложных ситуаций, основываясь во многом на своей интуитивной прозорливости. Благодаря этому в период пандемии бизнес не только не уменьшился, но и вырос значительно, были открыты новые направления деятельности.

с. Рынок ИТ-компаний очень переменчив и подвержен влияниям внешних факторов. Поэтому анализ различных жизненных ситуаций позволяет выявлять как можно больше возможных причин каждого внешнего проявления, а также накапливать их в памяти для последующего угадывания или высчитывания. Именно это и обеспечивает устойчивое развитие компании в любое время и вне зависимости от внешних обстоятельств.

Иван Вагин, директор по продажам Тенда Россия

Несмотря на «зарегулированность» процессов, интуитивная оценка ситуации не теряет актуальности.

По сути, это не что иное как тестирование гипотез разной степени риска.

«Интуитивная прозорливость» основана на правильных выводах из предыдущего опыта: как при определённом наборе предпосылок проигрывается тот или иной сценарий развития событий.

И владение оной безусловно важно для менеджмента компании. На собственной практике убедился. Был случай с подписанием крупного госконтракта. И сделка была уже «в кармане», как вдруг исполнитель от нее отказывается. Скандал. Но буквально через пару дней грянул кризис, и отказ от контракта удержал компанию от долговой кабалы. Это было не что иное, как вовремя услышанная интуиция, которая отточилась в условиях волатильности ИТ-рынка и экономики в целом.

Но вряд ли можно на 100% уповать на счастливый случай в бизнес. В большинстве своем, успех компании — это последствие правильно отстроенной стратегии и «игры» по правилам.

Кстати, есть еще одно значение термина: способность получать желаемое, не прикладывая для этого особых усилий. Или, как это мы называем, «авось».

Праздник вполне можно импортозаместить и отмечать «Авоськин дэй» во всех регионах и даже отраслях.

Марина Войцеховская, руководитель отдела по работе с региональным партнерами, HP Inc.

Я рада отметить, что на протяжении последних лет процессы становятся все более четкими, а отношения с партнерами — более структурированными. В прошлом году мы внедрили новую партнерскую программу HP Amplify, благодаря которой процессы работы с НР для партнёров стали ещё более прозрачными и предсказуемыми. Осознанность и знание процессов — это те качества, которые присущи нашей работе с партнерами в регионах. Гибкость, безусловно, присутствует, она проявляется, когда местные клиенты требуют нестандартного решения для своих задач. Мы рады совместно находить варианты удовлетворения любых требований заказчиков. Я горжусь нашими региональными партнерами — с каждым годом наша работа все более продуктивна и результативна.

Роман Волков, глава представительства Pure Storage в России/СНГ и странах Балтии

a. За каждым неожиданным успехом стоит большая проделанная работа, требующая времени и усилий. Активная позиция и постоянное участие в жизни ИТ-сообщества являются ключом к успеху. Общение с клиентами и партнерами помогает наладить контакт, понять их потребности и движущие силы, что в свою очередь увеличивает вероятность достижения успеха в будущем.

b. Наша профессия — отличный пример сочетания четкого соблюдения правил с креативным подходом и постоянным поиском лучшего решения. Лидерами становятся компании, расширяющие границы бизнеса, основываясь на своем опыте и глубоком понимании потребностей клиентов. В ИТ-отрасли успех во многом зависит от возможности предложить правильное решение для конкретной проблемы в нужное время. Например, если говорить об СХД, то это могут быть гибкие модели потребления, которые позволяют использовать и расширять емкости для хранения данных по требованию с минимальным риском на основе предсказуемой модели ценообразования.

c. Мы сами создаем удачные моменты. Для этого нужно выстраивать отношения с партнерами, глубоко погружаться в тонкости рынка и понимать потребности клиентов. Синергия профессиональной интуиции, постоянного развития, понимания актуальных проблем рынка и стремления создавать инновации для решения этих проблем и является залогом успеха.

Иван Засохлин, глава представительства Commvault в России и СНГ

Полагаю, утверждение о том, что все процессы выстроены — это большое преувеличение.

Во-первых, неопределённость есть во всех сферах рынка. Это и глобальные вызовы, и геополитика, и рыночные перипетии (чего стоит только возникший дефицит полупроводников), и, что наиболее актуально для нас, мощнейшие вызовы в сфере защиты информации. В процессе адаптации к этим неопределенностям интуитивная прозорливость по-прежнему актуальна.

Во-вторых, появляются новые продукты и сервисы, которые очень быстро меняют рынок. Вместе с этим появляются новые возможности, а также угрозы. Совершенствуются киберугрозы. Компания, которая играет исключительно в рамках правил, рано или поздно покидает гонку за лидерство в отрасли, ведь наиболее эффективные решения, способные менять расклад сил, как и раньше находятся в Terra Incognita.

В этом ключе постоянное тестирование новых гипотез и своевременная защита данных как наиболее ценного актива компании — важнейшая составляющая успеха. И, наконец, внимательный анализ этих данных может дать неожиданно большие преимущества для развития бизнеса.

Дмитрий Иванников, исполнительный директор Ivideon

Как отмечает Луи Пастер, «в области наблюдений случай благоприятствует только подготовленному уму». Термин «серендипность» я бы интерпретировал понятными словами: «удача» или «быстрая победа». Достигнуть успеха в ИТ-индустрии в конкурентной среде позволяют знание рынка, умение решать проблему потребителя, о которой он сам еще не догадывается, а также глубокая экспертиза продукта. Безусловно, во всех этих бизнес-процессах присутствует интуитивный метод, но я бы не связывал это со случайностью: прежде, чем вывести новый ИТ-продукт на рынок, проверяются гипотезы, определяется эффективное фокусирование для бизнеса. Интуиция и удача могут более ярко проявляться в выводе нового продукта на рынок, но тут также некорректно уповать на случайную прозорливость. Облачные технологии, дистанционное обслуживание и цифровой онбординг стали главными ИТ-трендами после наступления пандемии. Но если проанализировать новые разработки, то станет понятно — их запускали подготовленные эксперты рынка, уже потратившие годы на создание инновационных технологий: симулятор, прогнозирующий развитие пандемии, или удобные приложения для видеозвонков с совместным доступом и высоким качеством аудио-связи.

Однако есть области, где «удача» является неотъемлемой корпоративной составляющей — это отдел продаж, где сотрудник может оказаться «в нужное время и в нужном месте». Недостаточно рутинно сделать 50 холодных звонков, получить из них 10 встреч и осуществить 3 продажи, согласно каноническим правилам телемаркетинга. Подобные принципы работы могут быть неэффективными, если sales-менеджер «интуитивно» не чувствует потенциального клиента и не предлагает предметные решения по увеличению экономической эффективности для бизнеса.

Эдуард Ивановский, директор департамента продаж компании «Марвел-Дистрибуция»

То, что мы часто принимаем за внезапное озарение или счастливое совпадение, на деле оказывается результатом опыта. За десятилетия на ИТ-рынке, за многие годы общения с партнерами и обсуждения сделок нарабатывается такое понимание ситуации, что принятие решения не занимает много времени или выглядит логичным следствием всей предыдущей деятельности. Можно ли считать «приятным сюрпризом» или спонтанным интуитивным шагом то, что мы правильно выбрали такие новые направления для развития как e-commerce, умный дом, искусственный интеллект, импортозамещение и другие? Нашли профильных вендоров, привлекли партнеров, которым все это интересно делать вместе с нами? Нет, конечно. Когда остальные игроки рынка начали пытаться осваивать эти области, мы уже чувствовали себя в них достаточно уверенно. И все потому, что использовали не столько удачный момент и стечение обстоятельств, сколько совокупность опыта, знаний и понимания рынка.

Святослав Коленеко, руководитель направления оптовых продаж MMD Russia

«Интуитивная прозорливость» важна в тех областях, где компания сталкивается с внешней рыночной неопределённостью — это, прежде всего, продажи и маркетинг. Наш рынок — высококонкурентный с относительно невысокой среднеотраслевой прибылью. Поэтому и возможность заработать больше (или потерять меньше — когда как) появляется у того, кто смог распознать скрытые до сих пор возможности. Например, нерешённую проблему клиента в B2B-бизнесе, или неокученный сегмент в B2C. Собственно, умение распознавать такие возможности — одно из основных отличий первоклассного сейла от просто профессионального.

Но, конечно, «серендипность» менеджеров компании сама по себе не может гарантировать её будущее. Это может обеспечить только внимание к операционной эффективности бизнеса, а также гибкость к рыночным изменениям (даже вполне очевидным и предсказуемым). Уход некоторых крупных игроков с ИТ-рынка, который мы наблюдали в последние годы, убедительно это показывает.

Николай Комлев, исполнительный директор ассоциации АПКИТ

Термин неустоявшийся. Если трактовать его как «интуитивную прозорливость» или смекалку, то в организациях с жестко выстроенными процессами место для смекалистых есть только на этапе выстраивания тех самых процессов. Дальше любого работника можно и даже желательно заменять роботом. Но есть много креативных сфер, коллективов, подразделений, где смекалке самое место. Стартап, PR-нового проекта, выход из кризиса — вот отличные области применения этого качества.

Наталья Мишина, директор по работе с партнёрами Cisco

Рынок развивается, и внешние обстоятельства, не всегда позитивные на первый взгляд (пандемия, ГЕО-специфика), как раз демонстрируют, что формализованные, зарегламентированные процессы могут оказаться неэффективными в условиях непредсказуемости. В новых реалиях выигрывают компании, которые используют принцип серендипности как неотъемлемую часть своей бизнес-модели и стратегии.

Последние два года продемонстрировали, что компании, которые на тот момент уже выбрали направление развития бизнеса в сторону облачных решений, управляемых услуг и подписок, оказались наиболее подготовленными к новым потребностям заказчиков. Именно они показали наиболее значимый рост бизнеса и клиентской базы. Это ли не пример серендипности?

Однако не стоит полагаться только на интуицию. Бизнесам необходимы отлаженные процессы в качестве прочного фундамента и платформы для инноваций. С другой стороны, компания, которая не будет инвестировать в развитие и трансформацию, не сможет увидеть новые потенциальные возможности и модели ведения бизнеса, что в условиях динамично меняющегося мира приведет к потере лидирующих позиций на рынке.

Александр Пальцев, CND-SPB Department, MSI Russia

«Счастливая стохастичность» — неотъемлемый элемент любого бизнеса. В деле, когда ставки высоки, конкурентная напряженность растет, а прибыль становится «поистине» искушением, полагаться приходится, в том числе, и на серендипность.

Учитывая последние «вести с полей» производителей чипов и полупроводников, нам очень поможет такой всеми ожидаемый «неожиданно счастливый исход». Но удача любит тех, кто в нее верит и умело ориентируется в переплетениях рабочих ситуаций. MSI верит в удачу и методично пользуется этой эфемерной, но столь возможной субстанцией в своих целях. Идея, продукт, решение, реализация и...немного серендипности — рецепт для победы.

Правильная отстройка по продуктам, востребованным сейчас на рынке, грамотное планирование, высокая требовательность к качеству производства, неустанное налаживание рабочих процессов с учетом серендипности дает позитивный результат.

MSI в данный момент ориентируется на новую вершину, продукты для бизнеса, сегмент Enterprise. А коллаборация материального и нематериального, отработанная годами и одновременно реализуемая в текущий момент временного континуума, выводит компанию на новые горизонты. Это и есть интуитивная прозорливость: видеть цель, неустанно работать, верить в удачу. Уверен, любая ИТ-компания захочет взять эти постулаты для своей бизнес-модели. Пользуйтесь, коллеги.

Анна Пташкина, директор по развитию, Treolan

У меня очень короткий ответ. На мой взгляд этот красиво-непонятный термин входит в противоречие с выражением «везет тому, кто везет». И я искренне считаю, что все «озарения» приходят к тому, кто упорно работает. Остальное просто красивое представление и легенды.

Евгений Салихов, вице-президент компании OCS Distribution

a. Любая работа со стартапами в ИТ — это, в первую очередь, интуиция. Причем интуиция с обеих сторон: стартапа — к какому инвестору/бизнес-ангелу обратиться, чтобы получить толчок/помощь в нахождении своего рынка/клиента; а для инвестора — это не только деньги, а вера в команду больше, чем в продукт.

b. В случае с дистрибуцией очень много ситуаций, когда только профессиональная интуиция помогает сформировать склад для будущих продаж в канал. Да, конечно, существуют алгоритмы (в том числе на искусственном интеллекте), формирующие правильные стоки — прогнозируемые объемы, продуктовый портфель и т. д. Но только прозорливость, чутье и счастливая случайность могут помочь продуктовому менеджеру сформировать правильные запасы на будущее и обеспечить доступность тех или иных позиций в интересах канала. Например, в начале пандемии только те, у кого склады были полны ноутбуков, смогли выиграть. В общем виде — только комбинация интуиции и бизнес-правил позволяют быть успешным на рынке.

c. Бесспорно, рано или поздно любая ИТ-компания столкнется с серендипностью, неожиданно подмечая, что не всегда следование общим правилам и принципам ведения бизнеса, как это делают конкуренты, приводит к ожидаемым результатам. Скорее наоборот, использование инсайтов и интуиции позволяют уникально идентифицироваться на рынке, а также занять более удачную позицию в проекте/поставке.

Елена Соболева, заместитель коммерческого директора, ГК DIGIS

Конечно, используют. Мы часто проводим различные активности для партнеров. В первую очередь эти мероприятия рассчитаны на профильных дилеров, которые предлагают наши продукты конечном потребителю. Но в последнее время все чаще отправляем приглашения и тем партнерам, которые лишь косвенно или вообще никогда не имели опыта продаж нашего узкопрофильного оборудования. Например, это «софтовики» или поставщики серверного оборудования, которые получив запрос на приобретение проектора или интерактивной панели от конечного потребителя, просто-напросто вынуждены были отказывать в продаже из-за отсутствия опыта и знаний в данной сфере. Побывав на нашем мероприятии, получив представления и определенные знания о продукте, все большее число подобных партнеров впоследствии обращаются к нам за приобретением оборудования, консультацией или обучением сотрудников. Мы показали и научили их ЧТО это, КАК и КУДА это продавать. Таким образом, мы расширяем свой пул партнеров, а данные компании приобретают новые проекты с участием нашего оборудования. Ранее мы даже не подозревали, что можем быть друг другу полезны, пока однажды не попробовали начать общение с компаниями, работающими на совершенно другом рынке.

а. Она срабатывает, когда необходимо проделать что-то новое, но способы достижения еще не понятны и не ясны.

b. Думаю, что 60/40.

c. Не думаю, т. к. процесс поиска чего то нового должен всегда иметь место быть, иначе быстро наступит «бюрократизация» и «смерть», и не будет места новому жизненному циклу.

Юлия Соколова, руководитель управления по работе с партнерами «Лаборатории Касперского»

Компании-лидеры непрерывно пытаются прогнозировать будущее. Недаром одна из оценок в квадранте Gartner — это визионерство, готовность компании не только философствовать о том, каким это будущее будет, но и наличие конкретного плана действий. Но даже креативностью можно управлять и стимулировать её. И если в компании не уделяется внимания будущему, не развиваются новые направления, не тестируются идеи (не предусмотрено это процессами компании) — выжить компания сможет — как говорится, терпение и труд всё перетрут. Но стать лидером, возглавить новое направление, создавать новые рынки и «голубые океаны» — точно нет.

Инна Сорокина, глава представительства Sharp NEC Display Solutions в России и странах СНГ

Вообще говоря, я для себя это понятие определяю как наитие (или чутье). Это мне понятно как человеку с техническим образованием. Как женщине — близко понятие «быть музой». Оно тоже частично поясняет это модное нынче слово :). Мы вообще многое делаем интуитивно, хотя и не признаемся в этом :).

Мне кажется, что как только ситуация перестает быть стандартной, и начинается поиск новых решений — вот тут всегда есть место наитию. Но помимо этого, на мой взгляд, в мире всегда существовали и будут существовать так называемые «городские сумасшедшие». В хорошем смысле. Люди, мышление которых выходит за рамки правил и стандартов. А иначе мы бы с вами не пользовались айфонами.

a. Прежде всего, в науке — особенно, экспериментальной. В искусстве, творчестве.

b. Это зависит от компании — что она делает, масштабов компании и т. д. В глобальных корпорациях и больших дистрибьюторских компаниях должны существовать четко описанные процессы и правила. Иначе — бардак. А если говорить о стартапах, то некоторые «выстреливают» именно благодаря наитию лидеров.

c. Вполне себе может. Почему нет. Особенно если представить, что условия идеальны. Но поскольку мир не радует своей идеальностью, особенно в последнее время, какие-то идеи и озарения выручают. Они не всегда новы. И в этом тоже нет ничего плохого. Повторения приводят иногда к поиску нового, а переосмысления дают удивительный результат.

Андрей Сунгуров, директор по маркетингу и региональному развитию MONT

На современном ИТ-рынке серендипность по-прежнему играет важную роль. Например, в период пандемии абсолютно новые требования со стороны государства к организациям и индивидуальным предприятиям заставили многих принимать спонтанные решения. И те компании, которые обладали серендипностью, смогли быстрее перестроиться и даже значительно вырасти по сравнению с рынком.

a Серендипность срабатывает практически во всех нестандартных и неожиданных ситуациях. Но в такие моменты одних интуитивных решений недостаточно, нужно иметь базу, на которой будут реализовываться новые идеи. Для MONT такой ситуацией стала пандемия, когда мы благодаря заранее выстроенной ИТ-инфраструктуре смогли моментально и безболезненно перейти на дистанционный формат работы, не потеряв в качестве.

b. Это необходимые элементы, которые задействуются на разных этапах процесса. Когда нужен прорыв, выход на новый уровень, на помощь придет скорее серендипность, а закрепиться и масштабироваться на новой высоте помогут планирование и отлаженные процессы.

с. В долгосрочной перспективе — вряд ли. Российский рынок неслучайно входит по международной классификации в Emerging market, мы действительно во многом не достигли зрелости. Поэтому место серендипности всегда остается и более того, именно она является дополнительным конкурентным преимуществом.

Александр Тишин, коммерческий директор RRC Россия

Сейчас как раз та ситуация, когда ИТ-рынок во многом играет по новым правилам. Именно благодаря интуитивной прозорливости успешные компании смогли вовремя перестроиться и открыть для себя совершенно новые перспективы.

а. Никто и никогда не сможет вывести четкую формулу серендипности. Тем более в ИТ-бизнесе. Здесь всегда присутствует весомая доля риска. Но на противоположной чаше таких весов — всегда находятся опыт и компетенции. И чем больше этот опыт, тем выше вероятность «счастливого случая».

b. Все зависит от самой компании, ее опыта и умения смотреть в завтрашний и даже послезавтрашний день. Нам кажется, что если назвать долю в 50/50, это будет наиболее правильное соотношение.

c. Может. Если это молодая и небольшая компания, которая работает по устоявшимся правилам и уже смогла занять свою нишу в бизнесе. Но по мере роста, если компания к нему стремится, помимо развития компетенций ей нужно учиться мыслить нестандартно, учиться на своих и чужих ошибках и понимать, куда будет развиваться бизнес в ближайшей и отдаленной перспективе.

Галина Халецкая, генеральный директор «Мобилиди»

a. Место есть! Более того, в сегодняшнюю эпоху полной неопределенности и, не побоюсь этого слова, хаоса, только серендипность и срабатывает. Каждый новый месяц, квартал несет новые и новые челенджи для компаний, приходится действовать быстро и всегда по-новому — старые правила не работают!

b. На 30% — правила: отлично выстроенные внутренние процессы, четкое понимание каждого члена «команды» своей роли, с одновременной готовностью в случае необходимости «заменить товарища». На 70% — все та же «интуитивная прозорливость». Что будет востребовано на рынке в следующие полгода-год — это всегда было задачей № 1, но сейчас это просто жизненно необходимое условие.

с. Еще полтора-два года назад — да. Сейчас это невозможно.

Компания IPPON

Серендипность — это безусловный ключ к развитию, порой легкому и основательному, а иногда — единственный шанс на изменение профессиональной жизни.

Современные ИТ-компании, особенно молодые, несомненно, используют серендипность в своем бизнесе. Все больше и больше людей понимают, что мир меняется, и необходимо интуитивно чувствовать ту самую «розу ветров», что направляет развитие современного ИТ-мира. Конечно, в текущих условиях сурового российского ИТ-рынка не стоит рассчитывать только на серендипность, необходимо подключать наработанный опыт, просчитывать все риски и возможные ловушки. Формализация и бюрократия бизнес-процессов — неизменный спутник любой компании, ведь хаотичное и нативное управление вряд ли приведет к вершинам. Именно поэтому практика показывает, что вырываются вперед те ИТ-компании, которые успешно интегрируют серендипность и креативность в своем ведении бизнеса. Некий симбиоз молодости и опыта позволяет открывать новые виды предлагаемых услуг и решений.

Причем это касается не только регионального рынка. Однако в регионах серендипность воспринимается более чутко и глубоко ввиду кулуарности и единства бизнесов. Особенно заметны молодые коллективы, использующие креативно-интуитивный подход к предпринимательской деятельности. Подхватывание новых веяний ИТ-моды помогает добиваться ошеломительных успехов в проектах, где, казалось бы, могут сработать только старые проверенные методы.

В наше время ИТ-мир стал гораздо быстрее и мощнее реагировать на любые изменения в жизнедеятельности человека, чем остальные отрасли. И возможность почувствовать и принять эти изменения дает огромный толчок к скорому развитию компании. Новаторство — это всегда путь к успеху, но даже оно должно сопровождаться дальнейшими четкими рамками и установлением правил. Серфинг в бизнесе является актуальным и востребованным методом. То есть, умение интуитивно ловить волну, вовремя поворачивать, а иногда и немного отстать, чтобы впоследствии вырваться вперед, успешно обойдя скалы или надвигающуюся волну изменений в государственном укладе (как единую систему, определяющую правила игры) — это лучшее решение для любой компании.

ИТ-общество, опирающееся только на традиции, не сможет дать развитие этой отрасли. Огромное количество новых идей, включая применение искусственного интеллекта, быстро воплощаются, зарабатываются быстрые деньги и вкладываются в дальнейшее развитие. Особо ярко это было видно в период пандемии. Компании, чьи владельцы не смогли довериться изменениям, претерпели крах или значительное падение своих доходов. Нежелание подстраиваться под трансформацию ИТ-мира привело к застою, а иногда и к банкротству.

Огромным удовольствием было наблюдать, что многие региональные партнеры, несмотря на пандемию, выросли в своих абсолютных показателях. И в первую очередь, это было связано с тем, что владельцы таких компаний сквозь панику и стагнацию рынка решились на «подстраивание» ситуации. Сегодня модно использовать коллаборации не только в разработке и производстве ИТ-решений, но и применять коллаборацию серендипности и накопленного старого опыта. И остается надеяться, что молодые специалисты вкупе со старожилами рынка информационных технологий привнесут много нового и полезного, добьются успехов в развитии нашего современного общества. Как говорится, доверяй сердцу, но проверяй разумом.

Партнеры проекта «25 лучших региональных ИТ-компаний 2021»